Доклад «Проблемы использования информационно-коммуникационных технологий в самостоятельной образовательной" 10 класс


Тема: «Проблемы использования инфор-мационно-коммуникационных технологий в самостоятельной образовательной
деятельности учащихся»
ОГЛАВЛЕНИЕ:
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………...…...3
1. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ КОМПЛЕКСОВ В УЧЕБ-НО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ………………………………………………....4
2. КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБУЧЕНИИ ПО ТАТАРСОКМУ ЯЗЫ-КУ……………………………………………………………………………………………...9
3. КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ ТАТАРСКОЙ ЛИТЕРАТУ-РЫ……………………………………………………………………………………………15
4. СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ШКОЛЕ……….….17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….................20
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………….22
ПРИЛОЖЕНИЯ....................................................................................................................25
Республика Татарстан
Алькеевский муниципальный район
МАОУ «Базарно-Матакская средняя общеобразовательная школа»
Учитель татарского языка и литературы
Хафизова Виля Гарифулловна
ВВЕДЕНИЕ
Для оптимизации образовательного процесса в современных учебных заведени-ях необходимо применять наглядный метод обучения. При организации учебно-воспитательного процесса преподаватели стараются использовать разнообразные тех-нические средства обучения, иллюстрации, технологические карты; совершенно недав-но для этих целей использовали аудио- и видеоаппаратуру: магнитофон, телевизор, проигрыватель виниловых дисков, кинопроектор и диапроектор. Но время не стоит на месте, и в современных условиях мультимедиа функции успешно совмещает в себе персональный компьютер, дополненной предметной медиатекой. Применение компью-тера позволяет совместить различные технические средства обучения с наглядными пособиями; упорядочить методический материал и эффективно использовать его на уроках, учитывая индивидуальные особенности учащихся.
В современных условиях главной задачей образования является не только полу-чение учениками определенной суммы знаний, но и формирование у них умений и на-выков самостоятельного приобретения знаний. Опыт работы показывает, что у уча-щихся, активно работающих с компьютером, формируется более высокий уровень са-мообразовательных навыков, умений ориентироваться в бурном потоке информации, умение выделять главное, обобщать, делать выводы. Поэтому очень важна роль учите-ля в раскрытии возможностей современных информационных технологий в процессе преподавания как естественных, так и гуманитарных дисциплин.
Весь комплекс школьных дисциплин дает ребенку необходимый для будущей самостоятельной жизни запас знаний, и каждый предмет в этом комплексе важен. Но есть в нем, на мой взгляд, такой предмет, который дает ребенку возможность ориенти-роваться в большом потоке информации, научиться обрабатывать различные виды ин-формации, шире увидеть и глубже понять любой другой предмет. И этот предмет – «Информатика и ИКТ (информационно-коммуникационные технологии)». Этот пред-мет открывает широкие возможности для формирования личности школьника, его ин-дивидуальных качеств и творческих способностей.
Цель моей данной работы, рассмотреть проблемы использования информацион-но-коммуникационных технологий в самостоятельной образовательной деятельности учащихся.

1. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ КОМПЛЕКСОВ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
Создание компьютерных учебно-методических комплексов (УМК) и дальнейшее их использование учителями-предметниками является одним из приемов, повышающих уровень компьютерной подготовки педагогов и учащихся, и способствует интеграции учебных дисциплин на базе компьютерного класса. В этом немалую роль играет по-мощь учителей информатики, особенно на начальном этапе. Творческий союз: учитель информатики, учитель-предметник, ученик или группа учеников – позволит сделать процесс создания УМК более интересным, а результат плодотворным. Главная цель учителей информатики – показать эффективность использования информационных технологий для повышения качества обучения школьникров, для осуществления кон-троля. Главная цель учителей-предметников – развитие познавательного интереса, во-ображения и творческих способностей учащихся.
Под учебно-методическим комплексом (УМК) будем понимать набор материа-лов для организации и проведения обучения по теме предмета, входящего в учебный план школы, ориентированный на использование современных мультимедийных ин-формационных технологий.
УМК может включать в себя следующие элементы :
- описание УМК и цели обучения, соответствующие требованиям образователь-ного минимума по данному предмету;
- презентацию, информационный бюллетень или Web-сайт преподавателя;
- образцы работ преподавателя и учащихся: образец мультимедиа презентации, образец публикации (информационный бюллетень или буклет), образец Web-сайта;
- критерии оценки работ учащихся: мультимедиа презентации, публикации (буклета), Web-сайта;
- дидактические материалы;
- план использования УМК;
- организационные документы (инструкции, правила работы и т.п.);
- список использованных материалов.
Чтобы подобную работу ученики смогли, а самое главное, желали выполнять, преподаватель должен быть готовым всегда находиться с ними рядом, развивать в них творчество, создавать познавательный стимул. Информационные технологии позволя-ют по-новому использовать текстовую, звуковую, графическую и видеоинформацию при организации учебно-воспитательной работы, тем самым повышают интерес к твор-честву, а дальнейшее использование творческих работ, выполненных на компьютере, стимулирует познавательную активность учащихся. В исследовательской работе ребе-нок полностью отходит от зубрежки, он осознанно впитывает в себя знания.
Программно-техническое обеспечение, необходимое для создания УМК, может быть самым разнообразным (это в основном зависит от материально-технической базы учебного заведения). В качестве основного программного обеспечения наиболее удоб-ны в использовании следующие программы: Microsoft Publisher, Microsoft PowerPoint. Так как они доступны начинающим пользователям и вызывают интерес у учащихся с большим опытом работы на ЭВМ.
В процессе создания УМК важную роль играет осуществление дифференциро-ванного подхода в обучении.
Подготовка документов для дифференциации обучения:
- для учащегося со средними способностями. Разработка адекватных целей обу-чения. Подготовка дифференцированных инструкций и рекомендаций. Планирование дополнительных занятий и консультаций, подготовка шаблонов и др.,
- для учащегося, недостаточно уверенно владеющего ЭВМ. Подготовка списка учебной литературы, тренажеров, учебных программ и других ресурсов, формирование адекватных мотиваций, привлечение дополнительного персонала, организация помощи от других учащихся;
- для способного учащегося. Разработка более сложных и углубленных заданий, расширение изучения сложных тем по выбору учащегося, подготовка списка сайтов и других ресурсов для углубленного изучения темы, возможность участия в других зада-ниях и проектах.
Возрастная категория учащихся зависит от:
- программ преподавания информатики в каждом конкретном учебном заведе-нии, т.е. от предварительных знаний, умений учеников в области информатики и навы-ков работы на ЭВМ;
- предметной области и выбранной темы.
Методические рекомендации.
По созданию презентации:
- обзор выбранной темы и обсуждение основополагающих вопросов (совместное обсуждение – учитель-предметник и ученики);
- предоставить наглядный материал для учащихся (примеры презентаций по другим темам);
- практическая работа учащихся в библиотеках, работа с электронными ресурса-ми, просмотр фильмов, экскурсии в музеи, походы на выставки (индивидуальная и групповая формы работы, способы получения информации зависят от предметной об-ласти и выбранной темы);
- обсуждение найденного материала, создание плана (содержания) презентации;
- разработка презентации;
- демонстрация работы и ее защита;
- анализ выполненной работы, подведение результатов.
По созданию буклета:
- обзор и обсуждение основных частей;
- планирование действий учащихся;
- практическая работа;
- исследовательская работа;
- создание публикации;
- демонстрация и защита буклета.
По созданию сайта:
- обсуждение основных идей по содержанию сайта;
- распределение работ по интересам;
- подбор материала (изучение и подбор литературы, редактирование текста);
- подбор графической информации (картинки, фотографии, анимации, создание рисунков, схем);
- создание сайта (планирование и разработка);
- демонстрация и защита работы.
По использованию и созданию компьютерного текста:
- использование теста учителем возможно на любом этапе изучения данной те-мы, это зависит от содержания теста и фантазии учителя;
- тесты могут создаваться не только учителем, но и учащимися по содержанию своих собственных работ и работ товарищей;
- для выбора варианта ответа при создании компьютерного теста могут исполь-зоваться три формы:
1) текстовое поле (тестируемый вводит часть ответа с клавиатуры в указанное текстовое поле);
2) флажок (тестируемый выбирает один или несколько вариантов ответа, щелкая мышкой в области флажка, повторный щелчок отменяет флажок);
3) поле со списком (щелкнув мышкой в указанном поле, тестируемый может вы-брать из предложенных вариантов только один вариант ответа);
- тестируемый учащийся может сохранить заполненный документ (тест) под указанным именем в указанной преподавателем папке, что поможет систематизировать процесс проверки и сэкономить время.
Время, затрачиваемое на создание УМК, планируется по усмотрению учителя:
- исходя из особенностей организации учебно-воспитательного процесса в учеб-ном заведение (школе, гимназии, учреждении дополнительного образования и др.);
- с учетом предварительных организационных и технологических знаний, уме-ний и навыков учащихся (умение анализировать информацию, умение работать в груп-пах, наличие у учащихся первоначальных знаний о программном обеспечении, умений и навыков работы на ПК как пользователя прикладных программ Word, Excel, PowerPoint и других);
- в зависимости от предметной области и выбранной темы.
Возрастная категория учащихся зависит от:
- предметной области и выбранной темы;
программ и подходов преподавания информатики в каждом конкретном учебном заведении.
Оценка деятельности учащегося.
Необходимо заранее описать условия проведения контроля. Разработать крите-рии процедур и инструментов оценки успеваемости учащегося. Контроль может осу-ществляться посредством: опросов, наблюдения, анализа письменных работ, тестов и итогов творческих заданий. Оценка может выставляться; учителем предметником, учи-телем-предметником совместно с учителем информатики, другими учащимися или са-мим учеником. Такой подход делает оценку более объективной. Варианты качествен-ной оценки зависят от особенностей учебного заведения. Контроль мажет осуществ-ляться на любом этапе создания УМК.
Цели создания УМК.
Учебный цель – создать условия для:
- развития познавательного интереса, воображения и творческих способностей учащихся;
- формирование у учащихся теоретических знаний из рассматриваемого курса с использованием ЭВМ;
- развитие мотивации учителей к внедрению новых информационных техноло-гий на своих уроках;
- формирование информационной культуры учителей.
Методические цели:
- оказать помощь учащимся в приобретении навыков создания презентаций, сай-тов, буклетов на примере изучения выбранной темы;
- оказать помощь учителям в разработке и дальнейшем использовании УМК с учетом возрастных особенностей учащихся.
Для реализации этих целей решаются задачи:
- показать эффективность использования информационных технологий для по-вышения качества обучения школьников, для осуществления контроля;
- активизировать познавательный интерес, логическое и творческое мышление учащихся;
- применить современные компьютерные технологии при изучении предмета из школьного курса для повышении учебной мотивации школьников;
- сформировать у учащихся понимание необходимости изучения выбранных предметов.
Создание таких УМК предъявляет повышение требования к профессиональной подготовке как учителей информатики, так и учителей других предметов. В основе раз-работки УМК лежит стремление внедрения новых информационных технологий в изу-чение различных предметов. Для успешного использования УМК в учебно-воспитательном процессе необходимо помнить об основополагающих вопросах и во-просах темы учебной программы, а также ориентировать дальнейшее использование УМК на обучение учащихся разных уровней. УМК целесообразно использовать на уроках по выбранному предмету, на интегрированных уроках информатики и выбран-ного предмета, на классных часах, а также на факультативных занятиях. Использование УМК в учебно-воспитательном процессе способствует повышению интереса к изучае-мым предметам, повышает эффективность воздействия учебного материала на учащих-ся, расширяет кругозор.

2. КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБУЧЕНИИ
ТАТАРСКОМУ ЯЗЫКУ
В настоящее время компьютерные технологии внедряются во все сферы дея-тельности человека, охватывают любого рода специальности, профессии. Профессия учителя также должна предполагать внедрение компьютерных технологий на уроках по различным предметам. Более подробно хотелось бы остановиться на таком предмете, как татарский язык.
Основной целью обучения татарскому языку как иностранному, является фор-мирование, развитие коммуникативной деятельности школьников и обучение практи-ческому овладению языком. Сложно представить себе, как же применить на таком уро-ке компьютер, насколько оно целесообразно и эффективно, будет ли определенный ре-зультат и т.п. Несмотря на все предполагаемые трудности, стоит попробовать и ввести в качестве оборудования компьютер, который успешно заменяет и видеоаппаратуру, и магнитофон, и диапроектор, и проигрыватель. Работа с компьютером предполагает раз-личные формы. Преподаватель может разработать целый комплекс приемов, учитывая при этом особенности своего предмета. Нужно создать условия для практического ов-ладения языком, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому рас-крыть свое творчество, активизировать познавательную деятельность в процессе обу-чения татарскому языку.
Сегодня можно с уверенностью сказать, что компьютер как новое техническое средство начинает активно внедряться во все сферы преподавания татарского языка, меняя свои функции в зависимости от целей, задач, этапа обучения и др.
Эффективность применения компьютерных технологий на уроках татарского языка не подлежит сомнению. В числе преимуществ их использования в качестве сред-ства обучения можно назвать субъективную ориентацию, гибкость и вариативность. Компьютер помогает повысить уровень преподавания, обеспечивая наглядность, кон-троль, большой объем информации, являясь, наконец, стимулом в обучении.
Как привести методику преподавания татарского языка в русскоязычной группе в соответствие с развитием современных информационных технологий?
В лингводидактический процесс включаются электронные учебники, электрон-ные словари и разговорники, мультимедийные словари и энциклопедии. Яснее стано-вятся возможности специальных программных средств, которые позволят легко созда-вать учебные компьютерные курсы без использования программирования. Компьютер выступает, в частности, как тренажер, помогающий учащимся овладеть аспектами язы-ка с помощью тренировочных упражнений, как инструмент в функции текстового ре-дактора, позволяющий легко создать и обнаружить печатные тексты, как канал обще-ния и источник получения информации из различных баз данных, как средство презен-тации аудиовизуальной информации и т.д.
Все эти функции компьютера, используемые в учебном процессе, отражают с одной стороны, ведущие тенденции развития современных компьютерных технологий, с другой – реализуют основные направления развития методической мысли, выдви-гающей на первый план коммуникативный, личностный подход к обучению языкам.
Опыт показывает, что в процессе обучения татарскому языку как иностранному, компьютер может выполнять функции, которые должны обеспечивать формирование языковой или коммуникативной компетенции:
- осуществлять обучение и тестирование в режиме диалога;
- моделировать реальные речевые ситуации с помощью графики, мультиплика-ции и видео, создавать эффект контакта с языковой средой;
- наглядно представляя речевую ситуацию, использовать ее как стимул, опоры в процессе учебного диалога;
- обеспечивать общение на изучаемом языке с помощью компьютерных линий связи.
Коммуникативный подход к обучению обусловил актуализацию новых подхо-дов к тренировочным компьютерным программам:
- направленность при организации диалога на содержание и информационную значимость общения, а не только на его форму;
- гибкость при анализе ответа, вариативность сообщения учащегося;
- ситуативность, проблемность в отборе и организации речевого материала;
- понимание ограниченности жестких алгоритмов обучения, перенос акцента на обеспечение активности учащихся;
- перенос акцента на использование аутентичных информационных материалов.
Компьютерная обучающая программа может быть оценена положительно при соблюдении ряда условий. Она должна быть целенаправленной, интегрированной, объ-ективной и корректной, должна отражать факты языка и культуры, учитывать и обоб-щать наиболее часто встречающиеся трудности в изучении языка и др.
В учебных целях наряду со специально созданными программами используются аутентичные материалы, среди которых выделяются, прежде всего, ресурсы Интернета, как одного из видов реализации компьютерных технологий, а также страноведческие мультимедийные материалы.
Различные виды компьютерных технологий используются как инструмент для создания тренировочных упражнений; как информационная база данных, позволяющая создавать, хранить и анализировать тексты на изучаемом языке; как средство учебного взаимодействия в системах Интернета и дистанционного обучения.
Необходимо назвать следующие виды компьютерных технологий, которые не-обходимы в практической работе преподавателя: текстовые редакторы, системы муль-тимедиа, системы мультимедийной презентации, электронные учебники, системы дис-танционного обучения и Интернет. Преподаватель должен понимать содержание таких понятий, как гипертекст, типы диалога с компьютером, форумы, мультимедиа и др.
Выбор того или иного вида компьютерных технологий зависит от ряда факторов методических решений, наличия тех или иных программных средств, материальных ресурсов. Для каждой из вышеперечисленных форм характерна своя специфика.
Так, например, в качестве тренажера для индивидуальной работы обучаемых, можно рассматривать электронный самоучитель татарского языка «Татар теле 2002» под авторством Ф.Г.Ахмадиевой, доктора технических наук, профессора, члена коррес-пондента Академии наук Татарстана.
Одной из возможностей использования мультимедийных технологий на уроке является подготовка и проведение интегрированных уроков. Можно провести урок та-тарской литературы в компьютерном классе, например, подготовив для этого мульти-медийную презентацию с ярким видеорядом (иллюстрациями, видеоклипами, звуком). Такую презентацию учитель может подготовить сам или поручить создание презента-ции учащимся. Эта презентация может быть использована во время урока-лекции, уро-ка-беседы или как мультимедийное пособие для самостоятельной работы учеников при подготовке к уроку.
Хотя применение компьютерных технологий на уроках татарского языка как иностранного языка и возможность выхода в Интернет содержит в себе много положи-тельных моментов, основным недостатком использования информационных техноло-гий в учебном процессе в настоящее время является отсутствие соответствующей педа-гогической теории. Современные средства информации скорее используются как «приманка», в лучшем случае, просто как источник информации, а не в качестве вспо-могательного средства в освоении языка, способствующего развитию различных навы-ков и умений.
Сегодня учителей и методистов волнует вопрос, как учить и учиться. На мой взгляд, основные культурологические и методические нововведения должны быть свя-заны с применением интерактивных методов обучения. Интерактивный означает пре-доставляющий возможность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диа-лога с чем-либо (например, компьютером) или кем-либо (собеседником). Следователь-но, интерактивное обучение – это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие. Мы уверены, что образование, построенное на отече-ственных идеях и традициях, всегда будет отвечать задачам национального развития. Технические или организационные формы такого образования могут быть различны, подчас совершенно непривычны и невообразимы в своих проявлениях. Однако, по мо-ему глубокому убеждению, получаемый результат образования человека определяется не только формами учебной деятельности, в том числе и дистанционными, но и базо-выми философскими смыслами, на которых строится учебный процесс. Анализируя учебный материал, на страницах Интернет, на компакт-дисках, я прихожу к заключе-нию, что наши отечественные учреждения отстают в создании, а в иных случаях вооб-ще не поимеют конкурентных программных продуктов. Необходимость заполнить эту нишу и будила нас всех к созданию обучающей и контролирующей мультимедийной программы по татарскому языку. При создании такой программы мы рассматриваем язык не только как средство коммуникации, но и как зеркало национальной культуры. Созданы программы по страноведению, грамматике, по различным аспектам языка и по всем видам речевой деятельности. Я считаю, что основными компонентами такой про-граммы должны быть:
- социально-культурная ориентация материала;
- творческий подход к составлению сценария (сценарий объединяет всю про-грамму и предложен в виде игры), который либо вовлекает учащихся в путешествие по стране, либо предлагается тест по устной теме и т.д.;
- система занимательных заданий;
- понятность и конкретность;
- обеспеченность программы разного рода ключами, помощью;
- моменты соревновательности (для получения мотивации);
- сквозная система оценок для прослеживания прогресса в работе обучаемого;
- осуществление мыслительной деятельности обучаемым, в виде самостоятель-ного принятия решений.
Каждый учитель хочет, чтобы его уроки были интересными, увлекательными и запоминающимися. Учителям, пришедшим впервые в школу, часто кажется, что доста-точно хорошо знать свой предмет и уметь интересно рассказывать. Однако работа в школе очень скоро развенчивает такое представление. Как показывает практика, в на-стоящее время школа продолжает ориентироваться лишь на вооружение учащихся зна-ниями и пока слабо решает задачу развития детей в процессе обучения. К тому же, при перенасыщении информацией, мозг детей имеет свойство «блокироваться» - ведь это пассивное восприятие материала.
При этом существует проблема для сельских школьников – им труднее посту-пить в высшие учебные заведения, реализовать себя в быстро меняющемся мире. При-ходится сталкиваться с тем, что многие дети не могут выразить свою мысль, аргумен-тировать ответ, они не знают элементарных понятий об окружающем мире – ведь неко-торые из них из-за определенных обстоятельств получают развитие только в стенах школы. К тому же из-за низкой укомплектованности сельских библиотек чтение книг не стало привычным делом для многих детей.
Доктрина «Образовательная политика России на современном этапе » выделяет как одну из ведущих для современной школы задачу формирования у учащихся ключе-вых компетенций. Наиболее значимыми среди них являются:
- умение брать на себя ответственность при принятии решений;
- толерантность, уважение людей других национальностей, умение жить с людьми других культур, религий, языков;
- умение работать с различными видами информации;
- способность постоянно повышать свое образование и т.д.
Таким образом, необходимость развивать общую культуру учащихся продикто-вано самой жизнью, в частности, тем социальным заказом, который предъявляет со-временное общество к общеобразовательной подготовке детей. Поэтому необходимо выявить наиболее оптимальные формы обучения, методы и приемы, используемые на уроках для расширения кругозора школьников и их общей культуры на основе индиви-дуального и дифференцированного подхода к учащимся.
Отсюда следует, что интерактивное обучение – это специальная форма органи-зации познавательной деятельности. Она имеет в виду вполне конкретные и прогнози-руемые цели. Одна из таких целей – создание комфортных условий обучения, то есть условий, при которых обучаемый чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения. Программы являют-ся компьютерной поддержкой, т.е. преподаватель не лишается инициативы, выбирает сам, Y в какой момент урока и на каком этапе обучения включать их в учебный про-цесс, т.к. программы предстают единым, завершенным целым и не прерывают логиче-ской последовательности урока. Суть интерактивного обучения состоит в такой орга-низации учебного процесса, при которой практически все учащиеся оказываются во-влеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают. Интерактивное обучение отчасти решает еще одну существенную задачу. Речь идет о релаксации, снятии нервной нагрузки, пере-ключении внимания, смене форм деятельности и т.д.

3. КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ
ТАТАРСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Сложно представить себе, как же применить на таком уроке компьютер, на-сколько оно целесообразно и эффективно, будет ли определенный результат и т.п. Не-смотря на все предполагаемые трудности, стоит попробовать и ввести в качестве обо-рудования компьютер, который успешно заменяет и видеоаппаратуру, и магнитофон, и диапроектор, и проигрыватель. Работа с компьютером предполагает различные формы. Преподаватель может разработать целый комплекс приемов, учитывая при этом осо-бенности своего предмета.
Система применения компьютера на уроках татарской литературы может выгля-деть примерно так.
1. Компьютер может стать единственным источником, в котором можно обна-ружить новейшие произведения современных писателей и поэтов, а также редкие изда-ния известных авторов. В данном случае компьютер просто заменяет хрестоматию по татарской литературе. Каким же образом он сможет выдавать нужный материал? Для этого существуют электронная сеть Интернет и диски, со специально заложенной в них информацией. Урок татарской литературы будет построен следующим образом: в зави-симости от целей и задач преподаватель выбирает форму урока, продумывая этапы, компьютер начинает свое действие на этапе усвоения новых понятий, и перед учащи-мися наглядно будет высвечиваться текст определенного художественного произведе-ния, либо отрывок, фрагмент произведения, над которым предстоит поработать. Даль-нейшая работа с текстом будет традиционна: составить план для пересказа произведе-ния, найти символичные образы, определить значение незнакомых понятий и компози-ционную структуру произведения и т.д.
2. При помощи компьютера преподаватель сможет быстро и эффективно про-вести этап актуализации пройденного материала. Для этого он разрабатывает несколь-ко простых, требующих односложных ответов вопросов или заданий по творчеству пи-сателей, либо конкретно по произведению. Таким образом можно проверить степень усвоения материала, домашнее задание, определить уровень первичного восприятия произведения, степень подготовленности учащихся к уроку и восприятию нового мате-риала. Например, следующими вопросами можно проверить, насколько внимательно прочитали учащиеся биографию Г.Тукая.
1. В каком году родился Г.Тукай?
а) 1886 году;
б) 1901 году;
в) 1901 году;
г) 1891 году.
2. В какой деревне родился Г.Тукай?
а) Кушлавыч;
б) Училе;
в) Сосна;
г) Кырлай.
3. День рождение Г.Тукая?
а) 6 апреля;
б) 25 мая;
в) 26 апреля;
г) 24 апреля.
Учащиеся могут отвечать на вопросы устно, письменно в тетрадях, на компью-тере, преподаватель же сможет быстро проверить и оценить их работу.
3. Огромную помощь окажет компьютер при проверке знаний, умений и навы-ков учащихся, то есть при проверочных и контрольных работах. Это может быть форма теста с вариантами ответов. Существует несколько правил при использовании и со-ставлении тестов:
- соотношений заданий «формального» и «аналитического» типа должно быть в пользу последних: формальным называется задание на знание фактического материала; аналитическое задания требуют логического мышления и применения знаний;
- необходимо корректное формулирование задания – если написать одно, а иметь совсем другое, то могут возникнуть недоразумения;
- в предлагаемых ответах должна быть заложена логика – тест должен побудить найти правильный ответ;
- следует стремиться к наличию объективной мотивации для выбора однознач-ного ответа.
Логика составления тестов традиционно предполагает следующий ряд ответов: правильный, похожий на правильный, неправильный.
4. В настоящее время на уроках татарской литературы и языка в качестве обоб-щения используем кластеры. Кластер – это опорный сигнал по теме, позволяющий про-вести знания в систему. Преподаватель может дать несколько видов задания учащимся: разработать кластеры самостоятельно, добавить к готовому кластеру ячейки, располо-жить их по хронологии, тематически, в каком-то другом определенном порядке, к каж-дой ячейке из текста можно подобрать комментарий. Компьютер может оказать по-сильную помощь в составлении кластеров: во-первых, перед учащимися наглядно бу-дет представлен образец кластера для самостоятельной работы, во-вторых, с помощью преподавателя информатики можно разработать программу по проверке кластеров, а также целую сеть кластеров, когда при правильном ответе на экране высвечивается следующее гнездо. Такой вид работы можно использовать практически после изучения каждого произведения и целого раздела. (Приложение 1).
5. Для урока татарской литературы необходимо обилие материала: это могут быть иллюстрации, записи выразительного чтения стихотворений великих поэтов, ро-мансы, музыкальное исполнение песен на стихи поэтов, театральная постановка и ки-ноэкранизация произведений татарской литературы. Вышеперечисленный материал используется на различных этапах урока, может быть великолепным дополнением для уроков внеклассного чтения. Как обычно, преподаватель разрабатывает задания: по-добрать из целой коллекции иллюстраций наиболее подходящую к предложенному от-рывку, можно, наоборот, к иллюстрации подобрать отрывок, из нескольких предло-женных; возможно просмотреть этот же отрывок в экранизированном виде, в театраль-ной постановке и расширить анализ данного отрывка; используя специальные диски по творчеству писателей, поэтов, можно рассмотреть историю создания данного художе-ственного произведения. В любом случае разносторонний взгляд на одно и то же про-изведение углубляет его понимание.
6. Для учащихся на уроках татарской литературы представляют особую труд-ность анализ лирического произведения, составление характеристики на героев, сжа-тый или развернутый пересказ всего произведения либо отрывка. Преподаватель может облегчить выполнение данного вида заданий, составив специальные алгоритмы или схемы, они, в свою очередь, будут занесены в компьютер, и учащиеся по алгоритму быстро выполняет задание; можно и усложнить работу – составить наиболее удобный алгоритм анализа лирического, эпического или драматического произведений. (Прило-жение 2).
7. Особенно часто можно обращаться к компьютеру при организации провероч-ных работ. В данном случае это не будет занимать много времени, позволит быстро оценить ответы, что намного облегчит работу преподавателя. Виды проверочных работ на компьютере могут быть разнообразны. Приведем некоторые из них:
1) тест без выбора ответов по целому разделу, творчеству ряда писателей;
2) по предложенным цитатам определить произведение;
3) сделать полный анализ лирического или прозаического произведения;
4) «дырявый текст» - вставить в лирическое произведение пропущенные эпите-ты, сделать это в соответствии с ритмикой стихотворения;
5) определить главного героя по портретной характеристике;
6) определить имена писателей по предложенным названиям их места рождения;
7) составить сравнительные таблицы героев, произведений, развития тем;
8) составить синквейн (пятистишие, построенное лесенкой), включая в себя са-мую точную характеристику данного героя.

4. СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ШКОЛЕ
Общество информационных технологий или, как его называют, постиндустри-альное общество заинтересовано в том, чтобы его граждане были способны самостоя-тельно, активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяю-щимся условиям жизни. Поэтому выпускник современной школы, который будет жить и учиться в постиндустриальном обществе, должен обладать определенными качества-ми личности, в частности:
- гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания, умело применяя их на практике для решения разно-образных проблем, чтобы на протяжении всей жизни иметь возможность найти в ней свое место;
- самостоятельно критически мыслить, уметь увидеть возникающие в мире трудности и искать пути рационального их преодоления, используя современные тех-нологии; четко осознавать, где и каким образом приобретаемые знания могут быть применены в окружающей действительности; быть способным генерировать новые идеи, творчески мыслить;
- грамотно работать с информацией (уметь собирать необходимые для исследо-вания определенной задачи факты, анализировать их, выдвигать гипотезы решения проблем, делать необходимые обобщения, сопоставление с аналогичными или альтер-нативными вариантами рассмотрения, устанавливать статистические закономерности, формулировать аргументированные выводы и на их основе выявлять и решать новые проблемы);
- быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах, уметь работать сообща в разных областях, предотвращая конфликтные ситуации или умело выходя из них;
- самостоятельно трудиться над развитием собственной нравственности, интел-лекта, культурного уровня.
Добиться обозначенных целей можно лишь через личностно-ориентированные технологии, ибо обучение, ориентированное на некоего среднего ученика, на усвоение и воспроизведение знаний, умений и навыков, не может отвечать современным требо-ваниям.
Недавно решать эти задачи не представлялось возможным в силу отсутствия ре-альных условий для их выполнения при традиционном подходе к образованию, тради-ционных средствах обучения, в большей степени ориентированных на классно-урочную систему занятий. За последние 10-15 лет такие условия создаются с разной степенью успешности. Прежде всего, это условия, которые смогут обеспечить следую-щие возможности:
- вовлечения каждого учащегося в активный познавательный комплекс;
- совместной работы в сотрудничестве при решении разнообразных проблем, когда требуется проявлять соответствующие коммуникативные умения;
- широкого общения со сверстниками из других школ своего региона, других регионов страны и даже других стран мира;
- свободного доступа к необходимой информации и в информационных центрах не тольк

Полный текст материала Доклад «Проблемы использования информационно-коммуникационных технологий в самостоятельной образовательной" 10 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Хафизова Виля Гарифулловна  madamVilia
10.03.2011 3 11257 609

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК