Статья "Роль фольклора во внеурочной деятельности школьников в этнокультурной среде"


 

Эльмира Миннияровна Ахматгазизова,

учитель татарского языка и литературы

МБОУ «Параньгинская средняя

общеобразовательная школа»

пгт.Параньга, Республика Марий Эл

 

РОЛЬ ФОЛЬКЛОРА ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ШКОЛЬНИКОВ В ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЕ.

Сегодня перед российской школой стоит приоритетная задача – воспитание образованной, культурной, творческой личности, умеющей найти своё место в постоянно меняющейся действительности.

Найти нравственную основу для воспитания и развития подрастающего поколения, сформировать общую культуру личности – вот моя первостепенная задача как учителя-словесника. И начинаю эту работу с народных истоков.(1)

Любовь к Родине начинается с малого – любви к родной земле, где ты родился. У каждой былинки на земле есть своё место, откуда она взяла свою жизненную силу. Так и человек. У каждого есть свои корни, что дают ему жизнь. Изучение родного языка, культуры, истории своего народа – святая обязанность каждого из нас.

Обучение учащихся с учётом региональных особенностей предполагает использование местного языкового материала при обучении родному языку, культурного наследия, что расширяет воспитательные и образовательные возможности учебного процесса. Для ребёнка одинаково важно научиться свободно владеть родным языком и найти своё место в окружающем мире, чётко осознавая свою неразрывную связь с родной землёй, со своей малой родиной.

Главное – вызвать интерес к родной земле, родному языку в различных формах его проявления. Приобщение учащихся к миру словесного искусства происходит на произведениях художественной литературы и устного народного творчества. Фольклор в жизни каждого человека был, есть и будет неотъемлемой частью его духовной жизни. Он является одним из основных источников при изучении прошлого, остаётся и важным средством воспитания характера, лучших человеческих качеств: мужества, смелости, стойкости, честности, доброты, мудрости.(2)

Фольклор татарского народа богат и разнообразен: частушки, сказки, баиты, колыбельные песни, прибаутки, поговорки, игры, загадки. И было бы неправомерно не использовать этот бесценный клад для речевого развития учащихся.

В школьных учебниках родной литературы, как и учебниках русской литературы, есть раздел «Устное народное творчество». На этих уроках с учащимися мы изучаем фольклорные произведения разных жанров, знакомимся с литературно - фольклорными связями в произведениях татарских писателей. В своей работе активно использую такие приемы работы с фольклорными произведениями, как составление кроссвордов на тему «Герои сказок» и «Кто быстрее» ( из данных слов составить пословицу) , «Угадай-ка» (при изучении загадок) , проведение конкурсов на лучшую волшебную сказку собственного сочинения.

Необычные формы уроков, интересные задания, разнообразные виды деятельности пробуждают детское творчество, фантазию, обогащают и развивают ребёнка, прививают ему любовь к народному искусству, традициям, обрядам, языку.

Разрабатываю и провожу с детьми нетрадиционные уроки и внеклассные мероприятия, фольклорные праздники. Разучиваем татарские песни, ставим миниспектакли, конкурсы рисунков, познавательные игры – всё это включаю в свою работу, потому что знаю, что путь к языку- лежит через фольклор, музыку, живопись, знакомство с родным краем и его народом.

Родному языку в общей системе воспитания принадлежит исключительная роль творческого элемента, которая формирует детскую мысль и определяет собой пути её развития. Самым приемлемым для этого является развитие творческих способностей у школьников. Широко использую различные виды творческих работ. Школьники участвуют в конкурсах сочинений на темы: «Минем туган телем», «Минем гаиләм», «Минем туган җирем» и т.д.

Приобщение к культуре татарского и других народов происходит как на уроках, так и во внеурочное время. Детям очень нравится исследовательская работа. Они собирают и записывают старинные песни, частушки, пословицы, поговорки, загадки, прибаутки, баиты, которые после используются на уроках.

Первыми произведениями, знакомящими ребенка с родным языком, являются колыбельные песни, исполняемые матерью и другими взрослыми в доме. Среди детей старшего возраста очень популярны считалки и небольшие песенки, исполняющиеся во время игр. В них говорится о домашних животных и птицах. Песенки эти служат не только средством передачи детям знаний об окружающем мире, но и с помощью красивых и метких слов, содержащихся в них, прививают им любовь к родному языку. Велика роль и скороговорок в усвоении родного языка. С их помощью дети упражняются в быстром произношении очень длинных слов.

Дети очень любят загадки. Поэтому на уроках родного языка и литературы они используются часто. Загадки полезны для умственного упражнения детей. В них выделяются самые характерные особенности предметов. Поэтому кроме сообразительности, остроумия они воспитывают еще и наблюдательность.

Большую роль в обучении родному языку играют сказки, легенды, сказания. Материалы устного народного творчества показывают, что главным источником, из которого дети получали знания по родному языку, был фольклор.

Прекрасно понимая, что знание родного языка и литературы - это неотъемлемая часть национальной культуры татарского народа, я стала уделять больше времени и внимания данному вопросу во внеурочное время. Началом моей работы стало создание фольклорного кружка « Тамчылар». Целью создания кружка было показать красоту родного языка, приобщить детей к традициям татарского народа, продолжить знакомство с произведениями великих татарских писателей и поэтов.

Кульминацией работы фольклорного кружка является участие в республиканских, межрегиональных фольклорных конкурсах-фестивалях , где дети получают призовые места. Например, наши дети участвовали в межрегиональном фестивале-конкурсе детских фольклорных групп «Халкым мирасы», показали свое выступление в День татарского просвещения, который проходил на базе нашей школы, выступили перед телевидением ГТРК Марий Эл и т.д.

Так как я являюсь членом районной общественной организации татарских женщин «Ак калфак», мне было предложено организовать такую работу и в нашей школе. И в этом учебном году был создан кружок «Ак калфак» . Этот кружок с большим интересом посещают девочки 4-х классов. И многое они уже успели сделать : узнали, что такое общественная организация татарских женщин «Ак кафак», разучили татарские народные песни, изготовили калфаки, выступили с проектом «Калфак» в V районной научно-практической конференции школьников , выступили в передаче «Туган тел» по республиканскому телевидению Марий Эл.

Совместная работа над проектами, увлекательные поездки на фестивали, награды, общение с учащимися других школ, пробуждает у детей желание и интерес к изучению родного языка. Вследствие этого дети стали говорить и писать на родном языке лучше, что привело к повышению успеваемости по данному предмету.

Воспитание любви к родному языку, народному творчеству, национальной культуре – дело сложное и важное. Именно внеклассная деятельность помогает найти пути для решения этой насущной задачи. Поэтому большое внимание в своей педагогической деятельности уделяю сохранению национальных традиций и духовно – нравственной культуры. И пусть каждое внеклассное мероприятие даёт детям лишь какую-то часть необходимой информации, постепенно складывается целостная картина. И если мы сохраним богатство традиций, культуры - то главным образом мы сохраним наш родной татарский язык.

Я считаю, что интерес к предмету приносит успехи учеников и на предметных олимпиадах, конкурсах на уровне района, республики, региона. Время требует от нас поиска новых форм и приёмов работы, чтобы прививать любовь к родному языку, к родной земле. И на этом пути использование устного народного творчества родного народа является одним из ключевых и убедительных средств.

Какой бы трудной не становилась жизнь, школа ставила, ставит и будет ставить перед собой задачу – воспитание и обучение подрастающего поколения. Сегодня эту задачу можно решить на основе национальных традиций и обычаев, на воспитании чувства любви и уважения к своему родному языку. Воспитывая детей в таком духе, мы даем стране патриотов, готовим завтрашнее наше будущее, будущее всей страны. А это будущее должно быть надежным. Надежным оно будет только тогда, когда подрастающее поколение будет здравым, образованным, уважающим свой язык, свою культуру, свой народ.(3)

1. https://infourok.ru/ispolzovanie-folklora-tatarskogo-naroda-na-urokah-1177815.html

2. https://ds03.infourok.ru/uploads/doc/09eb/0002b582-c16a9b47.docx

3. https://refdb.ru/look/2390221.html

 


Полный текст материала Статья "Роль фольклора во внеурочной деятельности школьников в этнокультурной среде" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Ахматгазизова Эльмира Миннияровна  Публикатор
11.08.2018 0 434 27

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



Принимайте участие!
Читайте новые статьи
Оставьте отзыв к материалу:
Всего: 0