Презентация по технологии "Текстильные волокна растительного происхождения"


Инструкция

К презентации « Натуральные волокна растительного происхождения»

Гребенкиной Ольги Николаевны МБОУСОШсУИОП г. Салехард.

Презентацию применяют для обеспечения принципа наглядности на уроке технологии в 5 классе по теме «Натуральные волокна растительного происхождения».

При работе с презентацией можно использовать гиперссылки на 5 и 7 кадре это заголовки история прядения, ткачество , Хлопковые волокна , Льняные волокна можно переходить к текстам.

Сохранена презентация в таком формате, что можно вносит изменения, корректировки , использовать полностью или частично.



История прядения

С давних времён на Руси прядение представляло особый ритуал. Это занятие было одним из главных занятий женской половины населения. Когда собирались девушки и женщины за важным ремеслом, коротали дни и вечера. За веретеном или прялкой, вели душевные беседы, напевали любимые песни, а порой тут же складывая новые мелодии, наделяли в них самых искусных мастериц словами, характеризующими их труд: «тонкопряха», «золотошвейка» и др. Первые технические приспособления, облегчающие труд, человек встретил восторженно.

Особое место в доме занимала прялка - непременная спутница русских женщин. Нарядную прялку дарил добрый молодец в подарок невесте, муж жене на память, отец дочери. Прялку-подарок хранили всю жизнь, передавали следующему поколению. В различных местностях прялки отличались по форме и конструкции, украшались резьбой, росписью или их сочетанием. Форму прялки украшали выступами - «городками», внизу - «серьгами», «ожерельями». Декоративное оформление прялки часто напоминало празднично одетую женскую фигуру, украшенную нитями бус. Пряхи русского Севера любили изображения большого солнца и старались прикрепить к этой части лопасти кудель (комок шерсти, который пряли). Еще недавно в каждом сельском доме обязательно жили прялка и ткацкий станок. Наступит осень, закончатся работы в поле - начинаются работы в доме. Сначала надо лен и шерсть спрясть - превратить в нити.

Лен мяли, трепали, чесали. Не меньше хлопот было и с шерстью. В результате всех этих подготовительных работ получалась кудель - пучок льняных или шерстяных волокон. Для того чтобы кудель превратилась в нить, ее привязывали к прялке, затем понемногу вытягивали волокна, одновременно скручивая их, - вот и получалась нитка. Готовую нитку наматывали на веретено - длинную палочку с острыми концами и уголщенной серединой.

Прядение - работа трудная. От сноровки пряхи зависела толщина и прочность нити, а значит - и будущей ткани. Чтобы облегчить этот труд, придумали прялку с колесом - его приводили в движение с помощью ножной педали, нить наматывалась «сама», вытягивать и скручивать волокна можно было обеими руками - работа шла быстрее, а нить получалась лучше.



Лубяное волокно.

Натуральные текстильные волокна вырабатываются также из стеблей и листьев некоторых растений. В различных странах существует большое количество растений (лен, конопля, джут, крапива, канатник, кендырь, рами и т. д.), из которых получают лубяные волокна. Наиболее тонкими, мягкими и гибкими среди них являются волокна льна. Из этих волокон создают пряжу, а потом красивые, прочные, мягкие ткани. Существует несколько групп льна: лен-долгунец, лен-межеумок, лен-кудряш и др.

Самые длинные волокна (длина волокна зависит от длины стебля растения) получают из льна-долгунца, так как стебли его достигают длины 80-100 см. Это высококачественное прочное волокно. Лен-кудряш дает низкокачественное волокно (паклю). Волокна льна-межеумка используются как техническое волокно. Для текстильной промышленности наибольшую ценность представляет лен-долгунец.

Созревшие стебли льна выдергивают из земли вместе с корнями, чтобы сохранить длину волокон. Этот процесс называется тереблением. Раньше его выполняли вручную, а теперь с помощью льнокомбайнов и теребильных машин. Стебли льна освобождают от семян на льномолотилках. Такие очищенные стебли называют соломкой. Соломку вымачивают в водоемах или специальных бассейнах. Вымоченные стебли льна называют трестой.

Часть стебля льна составляет луб, находящийся под корой (кострой). В нем в виде тонких связок расположены лубяные волокна. Получение льняного волокна из стеблей растения осуществляется на льнозаводах. Существует специальная технология отделения волокон от древесины (костры) стебля и дальнейшей обработки полученного сырья. Вымоченные стебли сушат и подвергают механической обработке. Их мнут, треплют, чтобы отделить волокно от древесины стебля и других тканей. Затем льняные волокна отбеливают, так как до этой операции  они  имеют  светло-желтый  цвет,  переходящий  в стальной.

Льняные волокна отличаются большой прочностью и крепостью, хорошо окрашиваются, лучшие сорта их обладают шелковистым блеском.

Лен выращивают в Вологодской, Ивановской, Кировской, Костромской, Ленинградской, Ярославской и других областях РФ, на Украине, в Белоруссии, Прибалтике.



Пояснительная записка

к презентации «Текстильные волокна растительного происхождения»

Гребенкиной Ольги Николаевны учителя технологии высшей категории

МБОУ СОШ с УИОП г.Салехард.


Данная презентация создана для обеспечения принципа наглядности на уроке материаловедения в 5 классе. Это учебное пособие способствует более эффективному восприятию, запоминанию и осознанию изучаемого материала, а также.

Основное содержание учебной презентации - это наглядная информация к изучаемой теме «Текстильные волокна растительного происхождения» по учебнику В.Д.Симоненко (Технология 5 кл. Учебник для общеобразовательной школы. – 2004 г.) с использованием Microsoft Office Power Point.



Ткачество


Теперь можно было заняться ткачеством - из ниток делать ткань. Эта работа тоже требовала большого внимания, сноровки, трудолюбия. Ткачи работали на ручных ткацких станках, дело шло довольно медленно. Поскольку полотно выходило нешироким - всего 37 см - его требовалось довольно много. За зиму хозяйка должна была наткать столько полотна, чтобы хватило на всю семью - ведь снова она сможет взяться за эту работу только следующей зимой. Купить ткань крестьяне не могли - не по карману, да и негде было. Вот и ходили все в одежде, сшитой из домотканого полотна.

 

Сейчас и прядут и ткут машины. Но иногда долгими зимними вечерами еще можно в некоторых русских домах услышать жужжание колесной прялки и постукивание ручного ткацкого станка.





Хлопковое волокно.

Наибольшее количество волокон растительного происхождения получают из хлопчатника. Хлопок является основным текстильным волокном. Половина общего годового количества текстильного волокна в мировом масштабе падает на хлопок. Он возделывается более чем в 50 странах мира.

Хлопчатник - многолетнее теплолюбивое растение. Его разводят в республиках Средней Азии, Закавказья, Казахстане, в южных районах Украины и Молдавии.

Хлопчатник представляет собой кустарник высотой до 1 м и более. Каждый год после цветения на кустах хлопчатника образуются плоды - коробочки, в которых находятся семена, покрытые волосками. На каждом семени развивается 7 -15 тыс. волосков. Это и есть хлопковые волокна. Длина волокна хлопка от 12 до 60 мм. Чем длиннее волокна, тем лучшего качества получаются пряжа и ткани.

После созревания коробочки раскрываются, и их собирают ручным способом или с помощью машин. С хлопкозаготовительных пунктов хлопок-сырец доставляют на хлопкоочистительные заводы, где хлопок очищают - отделяют волокна от коробочек, семян и различных сорных примесей, т.е. осуществляют его первичную обработку. Очищенный хлопок прессуют в кипы и отправляют на прядильные предприятия для дальнейшей переработки.

Хлопковое волокно - дешевое сырье для получения прочной, тонкой, ровной пряжи. Ткани, вырабатываемые из этого волокна, хорошо окрашиваются и легко подвергаются различной отделке. Волокна хлопка обычно бывают белого или бурого цвета. Однако в настоящее время учеными уже выведены сорта цветного хлопка. Это имеет не только научную значимость, но в будущем приобретет экономическую ценность.



Слайд 1
Текстильные волокна растительного происхождения Конкурс презентаций «Интерактивная мозаика» сайт: Pedsovet.su; Автор: Гребенкина Ольга Николаевна МОУ СОШ с УИОП Учитель технологии высшей категории Почетный работник общего образования. Салехард 2013
Слайд 2
Немного истории • Самой старой тканью в мире является льняная ткань, найденная в 1961 году при раскопках древнего поселения у турецкого поселка Чатал Хюиюк и изготовленная около 6500 лет до н. э. Интересно, что эту ткань еще до недавнего времени считали шерстяной и лишь тщательное микроскопическое исследование более 200 образцов старых шерстяных тканей из Центральной Азии и Нубии показало, что ткань, найденная в Турции, льняная.
Слайд 3
Натуральные волокна растительного происхождения • Хлопок • Лён
Слайд 4
Слайд 5
Хлопковые волокна • В растении хлопок используют семенную коробочку для получении хлопковых тканей
Слайд 6
Этапы производства хлопковой ткани • • • • • • Очищение Промывание Прочесывание Изготовление ровницы Прядение пряжи Ткачество
Слайд 7
Льняные волокна изготавливают из стеблей растения лён
Слайд 8
Этапы производства льняной ткани • • • • • • • • Мочение Рыхление Смешивание Трепание Чесание Ровница Прядение пряжи Ткачество
Слайд 9
История прядения • Ручное прядение известно с эпохи позднего неолита. Было распространено почти у всех народов, за исключением народов Крайнего Севера, где носили меховые одежды. Древнейшими материалами для прядения были волокна шерсти, льна, конопли, а в некоторых местах и крапивы; в Индии — хлопка. Наиболее примитивный способ прядения заключался в образовании пальцами ленточки из волокон и в сучении её ладонями в отвесном положении или на коленях. Первыми орудиями прядения были ручной гребень для расчесывания волокон и ручное веретено для скручивания. Волокна, приготовленные для прядения, привязывались к прялке с подставкой (донцем) или прялись непосредственно с гребня.
Слайд 10
Прядение- совокупность технологических процессов, необходимых для выработки (из относительно коротких волокон) непрерывной нити —пряжи,
Слайд 11
Ткачество- получение ткани путём переплетение долевых и поперечных нитей
Слайд 12
Получают суровую ткань , которую можно окрашивать и получать разные расцветки: отбельную (белую), однотонную (гладкоокрашенну ю)
Слайд 13
меланжевую пёстротканн ую набивную
Слайд 14
характеристика хлопчатобумажных и льняных тканей
Слайд 15
Правила ухода за хлопчатобумажными и льняными тканями
Слайд 16
список источников основного содержания • Симоненко В.Д. Технология 5 кл. Учебник для общеобразовательной школы. – 2004 г. • http:// iskusniza.ru/volokna/naturalnye-volo kna-rastitelnogo-proishozhdeniya.htm l • http:// pedagogic.ru/books/item/f00/s00/z00 00048/st009.shtml
Слайд 17
список источников иллюстраций • http:// pedagogic.ru/books/item/f00/s00/z00 00048/st009.shtml • http:// wiki.kgpi.ru/mediawiki/index.php • http:// knowledge.allbest.ru/manufacture/ 2c0a65625b3bd68b5c53a89521206c26_ 0.html

Полный текст материала Презентация по технологии "Текстильные волокна растительного происхождения" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Гребенкина Ольга Николаевна  Екатерина_Пашкова
01.11.2013 1 4243 778

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Смотрите похожие материалы

Читайте новые статьи
Оставить отзыв к материалу:
Всего: 1
avatar
Ольга Николаевна, спасибо за публикацию работы и участие в конкурсе!

Ваша презентация требует доработки: например, сканы со слайдов 14 и 15 проще было не сканировать, а сделать табличку заново, выглядело бы это гораздо красивее.

Обратите внимание на оформление слайдов: желательны одинаковое оформление заголовков и текстов, не стоит искажать пропорции изображений. Возможно, тексты стоит положить на какую-нибудь подложку, прямоугольник, например.

Удачи!