Логопедическое занятие для обучающихся подготовительного класса с общим недоразвитием речи. Звук и буква Х.


Торгашева Татьяна Владимировна

Учитель-логопед

ГКОУ ЛО "Назийский центр социально-трудовой адаптации и профориентации"


Логопедическое занятие для обучающихся подготовительного класса с общим недоразвитием речи

Звук и буква Х



Цели:

Образовательные:

  • Учить характеризовать звук Х

  • Учить выделять звук Х на фоне слова

  • Учить подбирать антонимы

  • Расширять и уточнять словарный запас по теме «Мебель»

  • Учить образовывать существительные множественного числа родительного падежа.

  • Учить образовывать относительные прилагательные.


Коррекционные:

  • Развивать фонематический слух и восприятие

  • Развивать лексико-грамматический строй речи

  • Развивать мелкую моторику

  • Развивать внимание и память


Воспитательные:

  • Воспитывать бережное отношение к мебели.


ОБОРУДОВАНИЕ: картинный материал с антонимами, цветная вклейка – символ звука Х, кружки характеризующие звуки, «звуковые домики», предметные картинки (холодильник, петух, подсолнух, пароход), картинки с отдельными предметами мебели (стул, шкаф, кровать, диван, кухонный стол, табуретка, буфет,) и несколько с изображением интерьера отдельных комнат,


ХОД ЗАНЯТИЯ

  1. Организационный момент.

- Здравствуйте! - Давайте подберём слова с противоположным значением, слова-наоборот:

светло – темно, хорошо – (плохо), весело – (грустно), жарко – (холодно).

2. Ход занятия.

1) – Назовите первый звук в словах:

хлеб, хоккей, ходули, холодно (Х).

2) Объяснение перед зеркалом правильной артикуляции звука Х:

- губы и зубы свободны;

- кончик языка опущен вниз, а спинка языка придвинута к твёрдому нёбу, образуя щель для тёплого воздуха;


- горлышко «молчит».

(Символ звука: дедушка храпит – ХХХХ…)

3) Характеристика звука:

- Давайте расскажем, какой звук Х: согласный (язык создаёт преграду воздуху), твёрдый, глухой. Обозначение – синий кружок.


4) Фонетическое упражнение:

- Когда на улице очень холодно и у нас замерзают руки, мы греем с помощью нашего звука, посмотрите: ХХХХ…(на плавном длительном выдохе, наплавляя струю на руки).


5) Дидактическое упражнение «Услышишь – хлопни»:

- (звуки) х, п, м, а, х, с, у, х, о; (слоги) ха, до, хо, пу, ны, хэ; (слова) хлеб, молоко, батон, мох, ухо.

6) – Договорите последний звук в слове:

пету…, пасту…, отды…, запа…, лопу…, горо…, шоро…, стра….

7) Определение места звука в слове:

- Отгадайте загадки:

В этом белом сундучище

Мы храним на полках пищу.

На дворе стоит жарища,

В сундучище – холодище. (Холодильник)


С красным гребнем,

Зерно клюёт,

Голосисто поёт. (Петух)


Посадили зёрнышко,

Выросло солнышко. (Подсолнух)


По волнам плывёт отважно,

Не сбавляя быстрый ход,

Лишь гудит машина важно.

Что такое?...(Пароход)


На доску (по мере отгадывания) вывешиваются картинки с отгадками:

- Ребята, возьмите ваши кружки, которые обозначают звук Х (берут синие кружки), а я раздам вам «звуковые домики». Давайте узнаем, в каком окошке сидит звук Х в каждом слове-отгадке? Но сначала вспомним, что первое окошко – это…(начало слова), второе – это…(середина слова), третье – это…(конец слова).

(Работа с «домиками» и кружками.)


8) Буква Х:

- Послушайте внимательно стихотворение и запомните те слова которые начинаются на Х:

Хорошо хвалить, хихикать,

худо – хвастаться и хныкать.

О.Гофман

- На что похожа буква Х?

Буква Х из пальчиков: скрестить указательные пальцы правой и левой рук.

9) Игры с буквой. Работа в тетради.

10) Обогащение и активизация словаря:

- Скажи, (имя учащегося), на чём ты сидишь? (На стуле)

- А у тебя, (имя учащегося), где хранятся вещи? (В шкафу)

- А ты, (имя учащегося), наверное, спишь на полу? (На кровати)

- А как назвать все эти предметы одним словом, что это? (Мебель)

- Правильно. Сегодня мы поговорим о мебели.

Рассказ о том какая мебель есть на кухне, в спальне, в гостиной.


11) Составление описательного рассказа о каком-нибудь предмете мебели по выбору, с опорой на мнемотаблицу :


- Ребята, сейчас вам нужно рассказать мне о своём любимом предмете мебели. Вы можете рассказать по памяти или по картинке, которую я вам сама подберу, но будем подсматривать в нашу «таблицу-помощницу».


1. Цвет – цвет мебели.

2. Детали – части мебели.

3. Контур, знак вопроса – из какого материала сделана.

4. Стул, стульчик – какого размера.

5. Дом – где стоит мебель.

6. Человек, кровать – зачем эта мебель человеку.



Рис.1



Письменный стол

(примерный рассказ по таблице)


У меня в комнате стоит письменный стол. Он светло-коричневого цвета. У стола есть крышка, полка, три выдвигающихся ящика, ручки, ножки. Этот стол сделан из дерева, которое называется дуб, он дубовый. Мой письменный стол большой, на нём помещаются все мои книги и краски. Стол стоит в детской комнате. Стол нужен, для того чтобы за ним писать, заниматься и рисовать.


12) Упражнения на формирование грамматического строя речи. Дидактическая игра «Назови какой»:


- Шкаф сделан из дерева, значит он …деревянный.

- Диван сделан из кожи, значит он …кожаный.

- Стул сделан из пластмассы, значит он …пластмассовый.

- Кровать сделана из железа, значит она …железная.

Дидактическая игра «Один – много»:

- Посмотрите, на этой картинке один стол, а на этой много …столов.

- Здесь один стул, а здесь много…стульев.

- Здесь один шкаф, а здесь много…шкафов.

- Здесь один диван, а здесь много…диванов.

- Здесь одно кресло, а здесь много…кресел.

3. Итог занятия.

- Давайте, вспомним все, о чём мы сегодня говорили. О каком звуке? (Х)

- Какой он? (Согласный, глухой)

- На что похожа буква Х? (Вспоминают)

- А про что ты, (имя учащегося), составлял(а) рассказ?(Называет предмет) А ты? (Называет предмет) А все эти предметы мы как назовём? (Мебель)

- Молодцы! Значит мы говорили о?…(мебели).

- Занятие окончено, до свидания.




















Источники

1. Агранович З.Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2006.

2. Бойкова С.В. Занятия с логопедом по развитию связной речи у детей в возрасте (5-7 лет): В помощь учителям-логопедам, воспитателям речевых групп и родителям. – СПб.: КАРО, 2007.
3. Гомзяк О.С. Говорим правильно. Конспекты фронтальных занятий в подготовительной к школе логогруппе. I ,
II, III периоды обучения / О.С. Гомзяк. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2007.
4. Граб Л.М. Тематическое планирование коррекционной работы в логопедической группе для детей 5-6 лет с ОНР / Л.М.Граб. – М.: «Издательство Гном и Д», 2008.








Полный текст материала Логопедическое занятие для обучающихся подготовительного класса с общим недоразвитием речи. Звук и буква Х. смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Торгашева Татьяна Владимировна  Магадандия
25.10.2013 0 4157 539

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК