Конспект занятия по развитию речи детей с ОНР "Кто где живет?"


Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида №390

КОНСПЕКТ
занятия по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста
«КТО ГДЕ ЖИВЁТ?»

Авторы-разработчики:
воспитатели МДОУ №390
Варварина Ирина Александровна
Малова Марина Александровна

г. Нижний Новгород
2010 год
Вид деятельности детей: речевое развитие детей с ОНР. Возрастная группа: старший дошкольный возраст.
Методы и приёмы работы:
Словесные - беседа, пояснение, объяснение, рассказ, уточнение, дополнение. Наглядные - иллюстрации с изображением диких животных, их жилищ,
следов; макет зимнего леса; игрушки зверей.
Игровые - психогимнастика «Зимний лес»; пальчиковая гимнастика «Подарки белки».
ТЕМА ЗАНЯТИЯ: «КТО ГДЕ ЖИВЁТ?»
Задачи:
* Закрепление знаний о диких животных, знакомство с их жилищами.
* Расширение и активизация словарного запаса по темам «Дикие животные»,
«Зима».
* Формирование практических навыков правильного употребления
относительных прилагательных, закрепление умения согласовывать
существительные с прилагательным.
* Развитие навыков связного высказывания, познавательных способностей,
воображения, творчества.
* Формирование экологической культуры, воспитание чувства прекрасного.
Материалы и оборудование к занятию:
* Магнитофон, кассета с записью музыки П. И. Чайковского «Времена года»;
* Предметы для «зимнего леса»: искусственные ели, ветки, вата, снежинки,
белая бумага (дорога со следами зайца), корзиночка с орехами, шишками,
игрушки: заяц, белка, волк, лиса;
* Фланелеграфы;
* Картинный материал (дикие животные, их жилища, две-три елочки,
кустики, солнышко, сугробы, облака, снежинки и т.д.);
* Маски зайчиков.

Лексический материал:

Активный словарь Пассивный словарь
Имена существительные: Медведь, лиса, волк, белка, заяц, еж, лось; морда, пасть, туловище, хвост, шерсть, шкурка; берлога, логово, нора, дупло, мед, улей; зверь-зверек, зайчонок-зайчата, медвежонок-медвежата; ноги, лапа, когти, клык-клыки, зубы, рога, копыта, иголки (ежа); орех, шишка, гриб; животные. Трусишка, плутовка.
Глаголы: Прыгать, скакать, бегать, ходить, грызть, прятать, выть, рычать, реветь, залезать, спасаться, прятаться, заготавливать (на зиму), линять. Петлять, бродить, рыскать.
Имена прилагательные: Мохнатый, бурый, неуклюжий, косолапый, хищный, злой, голодный, серый, сердитый, колючий, белый, косой, трусливый, пугливый; рыжая, пушистая, хитрая, быстрая, ловкая (лиса). Неповоротливый, шустрая, юркая.

Предварительная работа:
Продуктивные виды деятельности:
• Конструирование (из бумаги) по сказке «Колобок»
• Аппликация (коллективная) по сказке «Теремок»
• Рисование «В зоопарке».
Дидактические игры:
«Когда это бывает?», «Охотник», «Чей этот домик?», «Кто чем питается?»,
«День рождения», «Кто потерялся?», «Отгадай , кто это?», «Кто в домике
живет?».
Игры - драматизации:
Б. Заходер «Еж», С. Маршак «Еж и лиса», «Волк и лиса», «Медведь и лиса»,
«Лис и мышонок», Г. Скребицкий «Всяк по-своему», С. Михалков «Жадный
заяц».
Стихи:
З.Александрова «Мишка», «Волки», «Еж», «Лисята», «Белка», Г. Виеру «Ежик и баран», И. Токмакова «Медведь», К. Чуковский «Ежики смеются», «Запасливая белка»
Рассказы:
Л.Н. Толстой «Ягнята и волк», В. Бианки «Купание медвежат», А.К.Толстой «Лиса Патрикеевна», Е. Чарушин «Волчишко», «Медведица и медвежата», Н. Сладков «Лиса и еж», «Лиса и заяц», Г. Снегирев «Медвежонок».
Сказки:
«Козлятки и волк», «Колобок», «Три медведя» (Обр. Л. Толстого), «Маша и медведь» (Обр. М. Булатова), «Лиса, заяц и петух», «Волк и семеро козлят», «Лисичка со скалочкой» (Обр. М. Булатова), «Лиса и кувшин» (Обработка К.Д. Ушинского), Ш. Перро «Красная шапочка».
Подвижные игры с речевым сопровождением:
«Лиса», «Зайцы и лиса», «Спасайся отзолка», «Маленькие домики», «Охота
на зайцев».
Коллективные пересказы сказок с помощью рисунков детей или фланелеграфа.

Ход занятия. Вводная часть.
Логопед. Сегодня к нам на занятие пришли гости. Угадайте, кто? По деревьям скок-скок, . Да орешки щелк-щелк.
Дети: К нам пришла белка.
(после каждого ответа логопед выставляет на фланелеграф картинку с изображением животного).
Логопед. А как вы догадались? Дети. Белка питается орехами. Она быстрая, легко прыгает.
Логопед.
Ходит летом косолапо, А зимой сосет он лапу.
Дети. Медведь.
Логопед. А как вы понимаете слово «косолапо»? (Ступать пятками врозь, неуклюже, неловко). Рыжая, хитрая, кур крадет.
Дети. Лиса.
Логопед. А что значит хитрая?
Дети. Умная. Она обманывает всех. Лиса скрывает свои намерения (желания).
Логопед.
Ползун ползет, Иголки на себе везет.
Дети. Ежик.
Логопед. А что вы еще можете сказать о еже?
Дети. У него колючие иголки. Он ест яблоки. Зимой спит долго.

Логопед.
Длинное ухо, комочек пуха, Прыгает ловко, любит морковку.
Дети. Заяц.
Логопед. А что еще можно сказать о зайце?
Дети. Он меняет шубку, зимой она белая. Заяц всех боится.
Логопед.
Кто зимой холодной Ходит злой, голодный?
Дети. Волк.
Логопед. Посмотрите на картинки, которые появились на фланелеграфе. Назовите наших гостей одним или двумя словами.
Дети. Звери. Дикие животные.
Логопед. Почему этих животных называют дикими?
Дети. Они живут в лесу, боятся человека. Это неприрученные животные.
Сообщение темы занятия.
Логопед. Сейчас мы продолжим разговор о диких животных, их жилищах.
Как вы понимаете слово «жилище»? («Жилище -место обитания животных
вдали от человеческого жилья»)
Названия некоторых жилищ животных вы знаете. А вот как они выглядят, мы
посмотрим в сказочном лесу.
Основная часть.
Проведение психогимнастического этюда. Звучит музыка.
Логопед. Закройте глаза и представьте себе все, о чем я буду вам
рассказывать.
На улице зима. Все кругом белым-бело. Снег искрится под ногами. Мы
встали на лыжи и отправились в лес. В лесу тихо. Ветви деревьев стали
тяжелыми от снега и опустились вниз. Деревья, словно из сказки: пушистые
снежинки облепили все веточки. Крона (так называется верхняя часть

дерева) вся ослепительно белая, только ствол темнеет на фоне пушистого снега. Стоит подуть ветерку, как снег начинает осыпаться с веток. И это так красиво. А теперь, дети, откроем глаза. Я скажу вам по секрету, что маленький уголок сказочного леса находиться рядом с нами. Посмотрите и прислушайтесь?
Дети. Тут тихо. Стоят зеленые елочки, усыпанные снежинками. На деревьях птички. В дупле сидит белка.
Музыка смолкает.
Логопед. Где? Покажите мне ее. Как называется ее дом?
Дети. Ее дом называется дуплом.
Логопед. Белка сама не может выдолбить себе дупло. Откуда оно, как вы думаете?
Дети. Там жила другая белка. В старом дереве белка нашла себе дом.
Логопед. Белки поселяются в дупле, которое остается после дятла. Они
утепляют его мхом, сухими листьями и травой. (Раскрывает корзиночку,
опрокидывает ее, орехи и маленькие сосновые шишки раскатываются по
«снегу».)
Ой! Что я наделала. Как вы думаете, откуда это?
Дети. Это запасы белки на зиму. Она сама собирала.
Логопед. Возьмите орех или шишку и положите на ладошку. Рассмотрите их.
Проведение пальчиковой гимнастики и упражнения по профилактике нарушения зрения.
Логопед. Давайте поиграем с орехами (шишками).
Дети зажимают орехи, шишки в кулачок (5-10 раз), прокатывают между ладонями (вверх-вниз, вправо-влево), делают круговые движения по ладоням, затем вытягивают правую руку, большим и указательным пальцами удерживают данные предметы и медленно отводят руку вправо, влево, делают круговые движения рукой и внимательно следят глазами за движением предмета, не поворачивая головы.
У вас очень хорошо все получилось. Положите орехи и шишки в корзиночку и оставьте их белке. А теперь посмотрите, что это? (Выставляет картинку).
Дети. Это нора. Мы видим хвост лисы. Это дом лисы.

Логопед. Это лисья нора, давайте повторим название дома лисы. Дети хором и индивидуально произносят предложение. А как называется жилище медведя? Дети. Берлога.
Логопед. Давайте пофантазируем и представим, как медведь строит себе берлогу?
Дети. Большое дерево упало, и медведь залез под него. Это большая яма, а сверху ветки.
Логопед. Я принимаю ваши ответы и во многом с вами согласна: медведь устраивает берлогу в большой яме, обязательно в сухом месте, под вывернутом с корнями деревом и там засыпает. А как вы думаете, где расположился медведь в нашем «лесу»?
Дети показывают на большой «сугроб».
Но тревожить медведя не будем, пусть спит в своей берлоге. А кто еще спит зимой?
Дети. Еж.
Логопед. А какое жилище у ежа?
Дети. Он спит в листьях.
Логопед. Ежи спят полгода. Они забираются под кучу листьев, травы, веток, а иногда под корни старых деревьев. А сейчас посмотрите, чьи это за следы? (Выставляет картинку).
Дети. Это следы лисы, зайца.
Логопед. Правильно, сейчас мы с вами превратимся в зайчиков и попрыгаем по заячьим следам. Я думаю, они нас приведут к дому зайца.
Динамическая пауза.
Дети надевают шапочки с ушками и прыгают по заячьим следам Логопед. Как вы думаете, где заяц? Почему он не в своем жилище.

Дети. Заяц убежал. Он всех боится. За ним охотятся. У него нет дома.
Логопед. Зайцы не строят себе постоянного жилища. Они отдыхают, спят под кустиком. Зимой могут спрятаться в снежной ямке. Ямки и кустики каждый раз разные. Давайте уйдем от этого кустика. Может быть, заяц нас испугался и поэтому убежал.
Дети прыгают к другому «дереву», снимают шапочки. Жилище какого зверя мы с вами не назвали? Дети. Мы не назвали жилище волка.
Логопед. Жилище волка называется логово - небольшая яма, в ней много травы, сучьев. Листьев. Сверху она прикрыта ветками, старыми сучьями, поэтому снег не проваливается в яму. Волк в логове спит, прячется, отдыхает. Как называется жилище волка?
Дети отвечают хором и индивидуально.
Вот и закончилось наше путешествие . Пора возвращаться в группу. Что вам понравилось в лесу?
Дети. Дупло, в котором живет белка. Как мы превращались в зайчиков.
Логопед. Дети, подойдите к столу, возьмите нарисованные жилища диких животных и прикрепите на фланелеграфе дом каждого животного. Теперь нужно поочередно ответить полным предложением на мои вопросы.
Где живет лиса? Дети. Лиса живет в норе. Логопед. Значит, это чья нора? Дети. Это лисья нора. Логопед. Где живет белка? Дети. Белка живет в дупле. Логопед. Дупло чье? Дети. Это беличье дупло.

Логопед. Где живет медведь?
Дети. Медведь живет в берлоге.
Логопед. Это чья берлога?
Дети. Это медвежья берлога.
Логопед. Где живет заяц?
Дети. У зайца нет дома, он живет под кустиком.
Логопед. Где живет ежик?
Дети. Ежик прячется на зиму в сухой листве и траве.
Логопед. Ребята, я предлагаю создать сказочный лес на фланелеграфе.
Дети берут картинный материал (елочки, снежинки др.) и прикрепляют его.
Мне очень нравится, а вам? Давайте придумает название нашей картине.
Дети. В лесу. Сказочный лес.
Заключительная часть.
Логопед. Как вы думаете, зверям хорошо жить в лесу? Дети. Хорошо. Им там уютно. Лес их кормит. Логопед. А как люди должны вести себя в лесу?
Дети. В лесу нельзя ничего ломать, преследовать насекомых и животных. Надо беречь красоту. Лес нельзя загрязнять.
Логопед. Вы порадовали меня своими ответами. Вы умели слушать ответы своих друзей, были доброжелательны, поэтому на прощание подарим друг другу улыбку. А белочка припасла вам свои гостинцы (детям вручается корзиночка с орешками и грибочками).

УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ! Мы работаем по теме:
«ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ».
Словарь по теме:
Предметы:
Звери, медведь, лиса, волк, заяц, белка, еж. Барсук, енот, лось, олень, куница, выдра, детеныши, берлога, нора, дупло, заросли, водопой, рога, копыта, клыки, шерсть, грива, мех, иголки, шкура.
Действия:
Добывать, прыгать, рыскать, прятаться, охотиться, рычать, выть,
учить, охранять, лязгать, притаиться, пищать, подкрадываться.
Признаки:
Лохматый, косматый, пушистый, сильный, хитрый, колючий, быстрый, ловкий, бурый, зубастый, неуклюжий, косолапый, гибкий, неповоротливый, осторожный, хищный.
ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ:
1. «Подбери признак»:
медведь - огромный, сильный, неуклюжий, косолапый, бурый...; лиса, волк, заяц, еж, лось;
2. «Подбери действия»:
медведь - ходит, переваливается, спит в берлоге, рычит, ревет, лакомится медом, сосет лапу...;
3. «Подбери родственные слова»:
медведь - медведица, медвежонок, медведушка, медведище, медвежатник...
4. «Образуй признаки от предметов»:
медведь - медвежий, медвежья, медвежьи, медвежье;

5. «Назови детенышей»:
медведь - медвежонок, медвежата;
6. «Назови ласково»:
медведь - медведушко, медведик;
7. «Подбери предметы к признакам»:
медвежий - хвост, глаз, нос;
медвежья - лапа, шкура, шерсть, берлога;
медвежье - ухо, жилище, урчание,
8. «Скажи иначе» (синонимы):
медведь большой - огромный, громадный, могучий, большущий, крупный, здоровенный...
9. Повторите (выучите) с детьми загадки о животных:
Хвост пушистый, Он в берлоге спит зимой
Мех золотистый, Под большущею сосной,
В лесу живет, А когда придет весна,
В деревне кур крадет. Просыпается от сна.
(лиса) (медведь)
Не портной, а всю жизнь с иголками ходит. (Еж).
Зимой белый, летом серый. (Заяц).
Кто зимой холодной ходит злой, голодный? (Волк).
По веткам скачет, Да не птица, Рыжая, Да не лисица. (Белка).
10. «Нарисуй зверя нетрадиционным способом» (петелькой, штрихом, по клеткам).

11. «Опиши любого зверя по плану»:
-название; -где живет; - внешний вид; -повадки; -чем питается; -как добывает корм; -как защищается -детеныши;
12. «Кто где живет?»:
медведь - в берлоге;...
13. «Кто как зимует?»:
Медведь спит в берлоге, волк рыщет по лесам,...
14. Прочитайте детям:
Рассказы Е.Чарушина «Заяц», «Белка», «Волк»;
Русские народные сказки «Кот, лиса и петух», «Лиса и журавль»,
«Хвосты».
15. Нарисуйте (приклейте картинки) диких животных в
альбом.

ЛИТЕРАТУРА
1. Акишина А. А. Жесты и мимика в русской речи. Лингвострановедческий словарь. - М., 1991
2. Богат В., Нюкалов В. Развивать творческое мышление (ТРИЗ в детском саду) Дошкольное воспитание.- 1994.-N1.-С. 17-19
3. Богат В. Сказочные задачи на занятиях по ТРИЗ. Дошкольное воспитание.-1995- N10.-С. 30-32.
4. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте.-СПб, 1997
5. Выготский Л. С. Психология искусства.- Мн.: современное слово, 1998.
6. Зинкевич- Евстигнеева Т. Д. Практикум по сказкотерапии.- СПб, 2000.
7. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Грабенко Т. М. Практикум по креативной терапии.- СПб.: Речь, ТЦ Сфера, 2001.
8. Кудрявцев В. Воображение ребенка: природа и развитие: Ст 1/В.Т. Кудрявцев Психологический журнал.-2001.-Т. 22.-N5.-С.57-68.
9. Кудрявцев В., Синельников В. Ребенок - дошкольник: новый подход к диагностике творческих способностей║ Дошкольное воспитание.- 1995.- N9.- С. 52-59.


Полный текст материала Конспект занятия по развитию речи детей с ОНР "Кто где живет?" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Варварина Ирина Александровна  аа7092
воспитатель, МДОУ детский сад комбинированного вида №390
06.12.2010 8 24711 744
Комментировать

Смотрите похожие материалы

Читайте новые статьи

Прием "Уголки" (от англ. Corners) — одна из популярных стратегий, придуманная психологами для ведения конструктивной дискуссии, спора. Для школы этот прием адаптировали ученые, предложившие методику развития критического мышления. В облегченном варианте прием можно использовать для уроков любого типа и построенных на других методах обучения. Главная цель стратегии "уголки" — научить ребенка вести конструктивный диалог, дискуссию, отстаивать сою точку зрения, приводя аргументы, помочь развитию логического и образного мышления, научить культуре общения. 

 (0)

Развитие монологической и диалогической речи — одна из важнейших задач педагога. Связная, логически выстроенная, образная и выразительная речь является и одной из основных составляющих критического мышления — мышления, развитие которого стало приоритетом в современном обучении. Более того, речь — это показатель духовной культуры личности. Потому и уделяется этому вопросу такое пристальное внимание. Предлагаем вам обзор популярных и действенных методик и приемов по развитию монологической и формированию грамотной диалогической речи. 

 (0)
Оставить отзыв к материалу:
avatar
Всего: 8
avatar
8 78Лена • 22:18, 09.04.2014
Спасибо, конспект очень грамотно составлен. Ведь это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в сензитивный период развития. В любом речевом высказывании проявляется целый ряд умений: быстрая ориентировка в условиях общения, умение спланировать свою речь и выбрать содержание, а для этого надо найти языковые средства для его передачи. Спасибо.Много познавательных для детей игр.
avatar
7 nmakshak • 10:04, 17.08.2011
Хорошее занятие. Спасибо
avatar
6 rjpkbr • 17:05, 28.06.2011
Занятие понравилось, много интересных заданий. Спасибо.
avatar
5 Helen_Mac • 12:50, 01.05.2011
Конспект занятия понравился, видна грамотная работа логопеда. Спасибо за материал.
avatar
4 МаринаЭд • 21:44, 11.04.2011
Хороший, грамотный и интересный конспект! Спасибо!
avatar
3 иричек • 22:20, 26.03.2011
Иричик.
Молодцы. Занятие составлено методически граммотно. Хорошо бы и наглядность подобрать, чтобы дети еще и увидели все это.
avatar
2 shnuro4ek • 20:16, 17.12.2010
№859
avatar
1 Maria73 • 22:37, 14.12.2010
Хороший материал, правильная постановка занятия,но по моему очень много заданий для детей с ОНР