Презентация по литературе "Поэзия.Серебряный век."


Слайд 1
Слайд 2
– Листва закипает, как наши двадцатые, Когда Маяковский с Асеевым в дружестве Писали стихи о любви и о мужестве, Неугомонные и угловатые; Когда Пастернак в бормотанье восторженном, Стремительном, миротворяще-встревоженном, Слагал свои строки и тут же выбрасывал, Сквозь жизнь пробираясь движением брассовым; Когда над Есениным рдяными красками Пылали все зори рязанские истово, И Хлебников числа свои перелистывал И впроголодь пел, детворою обласканный. Листва закипает, как годы начальные, Уже отдаленные дымкой забвения, И новые к жизни идут поколения, Но листья кипят, будто годы те дальные, Те годы начальные, годы двадцатые: Мы нищие были, мы были богатые. Лев Озеров, "Двадцатые"
Слайд 3
Предвестники ..В восьмидесятые-девяностые годы русская поэзия утратила свою былую высоту, былую напряженность и силу, она выцветала и блекла... Мотивы усталости, опустошенности, глубокого уныния пронизывали все, что появлялось в поэзии тех лет... Н. В. Банников. Серебряный век русской поэзии. Москва, Просвещение , 1993. НО НЕ ТЕБЕ В любви, как в ревности, не ведая предела,— Ты прав,— безжалостной бываю я порой, Но не с тобой, мой друг!С тобою я б хотела Быть ласковой и нежною сестрой. Сестрою ли?..О, яд несбыточных мечтаний, Ты в кровь мою вошел и отравил ее! Из мрака и лучей, из странных сочетаний — Сплелося чувство странное мое. Не упрекай меня, за счастие мгновенья Другим, быть может, я страданья принесу, Но не тебе, мой друг!— тебе восторг забвенья И сладких слез небесную росу. Мирра Александровна Лохвицкая (1869-1905)
Слайд 4
Константин Константинович Случевский (1837-1904 ) Владимир Соловьёв (1853-1900) Константин Михайлович Фофанов (1862-1911) Русский поэтический «серебряный век», традиционно вписываемый в начало XX столетия (он мужал, как сказала бы Ахматова, «в прохладной детской молодого века»), на самом деле истоками своими уходит в столетие XIX. Интересующий нас феномен забродил в недрах XIX столетия задолго до того, как был чётко осознан современниками. Как справедливо пишет один из апологетов русского поэтического «серебра»: «Девяностые годы начали листать черновики книг, составивших вскоре библиотеку двадцатого века... С девяностых годов начался литературный посев, принёсший всходы». Интерес к той исторической и культурной эпохе, за которой прочно закрепилось имя «серебряного века», сегодня велик необычайно. Исследователи даже склонны называть его духовным и религиозным Ренессансом, видя в нём своеобразный аналог европейского Возрождения.
Слайд 5
Символисты Символизм — первое и самое значительное из модернистских течений в России. По времени формирования и по особенностям мировоззренческой позиции в русском символизме принято выделять два основных этапа. Поэтов, дебютировавших в 1890-е годы, называют «старшими символистами» (В. Брюсов, К. Бальмонт, Д. Мережковский, 3. Гиппиус, Ф. Сологуб и др.). В 1900-е годы в символизм влились новые силы, существенно обновившие облик течения (А. Блок, А. Белый, В. Иванов и др.). Принятое обозначение «второй волны» символизма — «младосимволизм». «Старших» и «младших» символистов разделял не столько возраст, сколько разница мироощущений и направленность творчества. • Врубель.Зимняя канавка. 1901
Слайд 6
Александр Блок Ночь, улица, фонарь, аптека, Бессмысленный и тусклый свет. Живи еще хоть четверть века – Всё будет так. Исхода нет. Умрешь - начнешь опять сначала И повторится всё, как встарь: Ночь, ледяная рябь канала, Аптека, улица, фонарь.
Слайд 7
Иннокентий Анненский ПЕРВЫЙ ФОРТЕПЬЯННЫЙ СОНЕТ Есть книга чудная, где с каждою страницей Галлюцинации таинственно свиты: Там полон старый сад луной и небылицей, Там клен бумажные заворожил листы, Там в очертаниях тревожной пустоты, Упившись чарами луны зеленолицей, Менады белою мятутся вереницей, И десять реет их по клавишам мечты. Но, изумрудами запястий залитая, Меня волнует дев мучительная стая: Кристально чистые так бешено горды. И я порвать хочу серебряные звенья... Но нет разлуки нам, ни мира, ни забвенья, И режут сердце мне их узкие следы...
Слайд 8
Символизм пытался создать новую философию культуры, стремился, пройдя мучительный период переоценки ценностей, выработать новое универсальное мировоззрение. Преодолев крайности индивидуализма и субъективизма, символисты на заре нового века по-новому поставили вопрос об общественной роли художника, начали движение к созданию таких форм искусства, переживание которых могло бы вновь объединить людей. При внешних проявлениях элитарности и формализма символизм сумел на практике наполнить работу с художественной формой новой содержательностью и, главное, сделать искусство более личностным, персоналистичным. Поэты-символисты Иннокентий Анненский Константин Бальмонт Юргис Балтрушайтис Андрей Белый Александр Блок Валерий Брюсов Зинаида Гиппиус Александр Добролюбов Вячеслав Иванов Иван Коневской Дмитрий Мережковский Николай Минский Сергей Соловьев Федор Сологуб
Слайд 9
Акмеисты Георгий Иванов (1894-1958) ...Акмеизм (от греческого слова "акме" - высшая степень чего-либо, цветущая сила) возник на отрицании мистических устремлений символистов... Акмеисты провозглашали высокую самоценность земного, здешнего мира, его красок и форм, звали "возлюбить землю" и как можно меньше говорить о вечности, о трансцендентном, о непозноваемом... Сергей Городецкий (1884-1967) Михаил Зенкевич (1891-1973)
Слайд 10
*** Пленник чужой! Мне чужого не надо, Я и своиx-то устала считать. Так отчего же такая отрада Эти вишневые видеть уста? Пусть он меня и xулит и бесславит, Слышу в словаx его сдавленный стон. Нет, он меня никогда не заставит Думать, что страстно в другую влюблен. И никогда не поверю, что можно После небесной и тайной любви Снова смеяться и плакать тревожно И проклинать поцелуи мои. 1917
Слайд 11
Николай Гумилёв *** Ты говорил слова пустые, А девушка и расцвела, Вот чешет кудри золотые, По-праздничному весела. Теперь ко всем церковным требам Молиться ходит о твоем. Ты стал ей солнцем, стал ей небом, Ты стал ей ласковым дождем. Глаза темнеют, чуя грозы. Неровен вздох ее и част. Она пока приносит розы, Но захоти, и жизнь отдаст.
Слайд 12
Осип Мандельштам *** Еще не умер ты, еще ты не один, Покуда с нищенкой-подругой Ты наслаждаешься величием равнин И мглой, и холодом, и вьюгой. В роскошной бедности, в могучей нищете Живи спокоен и утешен. Благословенны дни и ночи те, И сладкогласный труд безгрешен. Несчастлив тот, кого, как тень его, Пугает лай и ветер косит, И беден тот, кто сам полуживой У тени милостыню просит. Осип Эмильевич Мандельштам Художник Лев Бруни. 1916 год.
Слайд 13
Основные принципы акмеизма: — освобождение поэзии от символистских призывов к идеальному, возвращение ей ясности; — отказ от мистической туманности, принятие земного мира в его многообразии, зримой конкретности, звучности, красочности; — стремление придать слову определенное, точное значение; — предметность и четкость образов, отточенность деталей; — обращение к человеку, к «подлинности» его чувств; — поэтизация мира первозданных эмоций, первобытно-биологического природного начала; — перекличка с минувшими литературными эпохами, широчайшие эстетические ассоциации, «тоска по мировой культуре».
Слайд 14
Объявляя классику и всю старую литературу как нечто мертвое, отжившее и не соответствующее современности, футуристы утверждали свое право на произвольное слово, слово-новшество, "самовитое" слово, над которым не тяготеет его бытовое значение и смысл которого связан только с звучанием... Футуристы Основные признаки футуризма: — бунтарство, анархичность мировоззрения, выражение массовых настроений толпы; — отрицание культурных традиций, попытка создать искусство, устремленное в будущее; — бунт против привычных норм стихотворной речи, экспериментаторство в области ритмики, рифмы, ориентация на произносимый стих, лозунг, плакат; — поиски раскрепощенного «самовитого» слова, эксперименты по созданию «заумного» языка; — культ техники, индустриальных городов; — пафос эпатажа.
Слайд 15
Владимир Маяковский НАТЕ! Через час отсюда в чистый переулок Вытечет по человеку ваш обрюзгший жир, А я вам открыл столько стихов шкатулок, Я - бесценных слов мот и транжир. Вот вы, мужчина, у вас в усах капуста Где-то недокушанных, недоеденных щей; Вот вы, женщина, на вас белила густо, Вы смотрите устрицей из раковин вещей. Все вы на бабочку поэтиного сердца Взгромоздитесь, грязные, в калошах и без калош. Толпа озвереет, будет тереться, Ощетинит ножки стоглавая вошь. А если сегодня мне, грубому гунну, Кривляться перед вами не захочется – и вот Я захохочу и радостно плюну, Плюну в лицо вам я - бесценных слов транжир и мот.
Слайд 16
Игорь Северянин КАЧАЛКА ГРЕЗЕРКИ Как мечтать хорошо Вам В гамаке камышовом Над мистическим оком – над бестинным прудом! Как мечты - сюрпризерки Над качалкой грезёрки Истомленно лунятся: то - Верлен, то Прюдом! Что за чудо и диво! То Вы - леди Годива, Через миг - Иоланта, через миг Вы - Сафо!.. Стоит Вам повертеться – И загрезится сердце: Все на свете возможно, все для Вас ничего! Покачнетесь Вы влево – Королев королева, Властелинша планеты голубых антилоп, Где от вздохов левкоя Упоенье такое, Что загрезит порфирой заурядный холоп! Покачнетесь Вы вправо – Улыбнется Вам Слава, И дохнет Ваше имя, как цветы райских клумб; Прогремит Ваше имя, И в омолненном дыме Вы сойдете на Землю,- мирозданья Колумб! А качнетесь Вы к выси, Где мигающий бисер, Вы постигнете тайну: вечной жизни процесс. И мечты-сюрпризерки Над качалкой грезёрки Воплотятся в капризный, но бессмертный эксцесс!
Слайд 17
• Центрифуга xxx Любить иных — тяжелый крест, А ты прекрасна без извилин, И прелести твоей секрет Разгадке жизни равносилен. Весною слышен шорох снов И шелест новостей и истин. Ты из семьи таких основ. Твой смысл, как воздух, бескорыстен. Легко проснуться и прозреть, Словесный сор из сердца вытрясть И жить, не засоряясь впредь, Все это — не большая хитрость. Б. Пастернак 1931 «Центрифуга» была самым длительным по времени футуристическом объединением. В него входили С. Бобров, Б. Пастернак и Н. Асеев, Божидар (Б. Гордеев), Г. Петников, И. Аксенов и другие. Как поэтическая группа они просуществовали до конца 1917-го, а книги под маркой «Центрифуги» продолжали выходить до 1922 года.
Слайд 18
Имажинисты Имажинизм (от фр. и англ. image — образ) — литературно-художественное течение, возникшее в России в первые послереволюционные годы на основе литературной практики футуризма. Это направление было создано через два года после революции, но по всей своей содержательной направленности ничего общего с революцией не имело. Основные признаки имажинизма: — главенство «образа как такового»; — образ — максимально общая категория, подменяющая собой оценочное понятие художественности; — поэтическое творчество есть процесс развития языка через метафору; — эпитет есть сумма метафор, сравнений и противоположений какого-либо предмета; — поэтическое содержание есть эволюция образа и эпитета как самого примитивного образа; — текст, имеющий определенное связное содержание, не может быть отнесен к области поэзии, так как выполняет скорее идеологическую функцию; стихотворение же должно представлять собой «каталог образов», одинаково читаться с начала и с конца.
Слайд 19
Шершеневич Вадим РИТМИЧЕСКИЙ ЛАНДШАФТ Занозу тела из города вытащил. В упор, Из-за скинутой с глаза дачи, Развалился ломберный кругозор, По-бабьему ноги дорог раскарячив. Сзади: золотые канарейки церквей, Наотмашь зернистые трели субботы. Надо мною: пустыня голобрюхая, в ней Жавороночная булькота. Все поля крупным почерком плуг Исписал в хлебопашном блуде. На горизонте солнечный вьюк Качается на бугре - одногорбом верблюде. Как редкие шахматы к концу игры, Телеграфа столбы застыли... Ноги, привыкшие к асфальту жары, Энергично кидаю по пыли. Как сбежавший от няни детеныш - мой глаз Жрет простор и зеленую карамель почек, И я сам забываю, что живу, крестясь На электрический счетчик.
Слайд 20
Крестьянская поэзия • ..Народная песня, сказка, былина, духовный стих, Библия, смыкаясь с Пушкиным и Некрасовым, порождали оригинальную и красочную образную ткань их стихотворений, дышали в их строках... Левитан.Золотая осень. Слободка, 1889
Слайд 21
Сергей Есенин *** Да! Теперь - решено. Без возврата Я покинул родные края. Уж не будут листвою крылатой Надо мною звенеть тополя. Шум и гам в этом логове жутком, Но всю ночь напролёт, до зари, Я читаю стихи проституткам И с бандитами жарю спирт. Низкий дом без меня ссутулится, Старый пёс мой давно издох. На московских изогнутых улицах Умереть, знать, сулил мне Бог. Сердце бьётся всё чаще и чаще, И уж я говорю невпопад: Я такой же, как вы, пропащий , Мне теперь не уйти назад. Я люблю этот город вязевый, Пусть обрюзг он и пусть одрях. Золотая дремотная Азия Опочила на куполах. Низкий дом без меня ссутулится, Старый пёс мой давно издох. На московских изогнутых улицах Умереть, знать, сулил мне Бог. 1922 А когда ночью светит месяц, Когда светит... чёрт знает как! Я иду, головою свесясь, Переулком в знакомый кабак. Левитан.Осень. Мельница. Плес, 1888
Слайд 22
ОБЭРИУ • Так называли себя представители литературной группы поэтов, писателей и деятелей культуры, организованной при Ленинградском Доме печати, директор которого Н. Баскаков довольно доброжелательно относился к представителям «левого» искусства. Этот термин произошел от сокращенного названия «Объединение реального искусства» (ОБЭРИУ), причем буква «у» была добавлена в аббревиатуру как принято сейчас выражаться, «для прикола», что как нельзя нагляднее демонстрирует суть творческого мировоззрения участников группы. • Они были противниками официоза и литературной приглаженности. Но первые эксперименты с рифмой и ритмом, а главное — со смыслами слов имели успех лишь в узком дружеском кругу. Их опусы не только не печатали, но и подвергали насмешкам и освистанию на выступлениях.
Слайд 23
Даниил Хармс *** Так начинается голод: с утра просыпаешься бодрым, потом начинается слабость, потом начинается скука, потом наступает потеря быстрого разума силы, потом наступает спокойствие. А потом начинается ужас. Молитва перед сном 28 марта 1931 года в 7 часов вечера Господи, среди бела дня Накатила на меня лень. Разреши мне лечь и заснуть Господи, И пока я сплю накачай меня Господи Силою твоей. Многое знать хочу, Но не книги и не люди скажут мне это. Только ты просвети меня Господи Путем стихов моих. Разбуди мня сильного к битве со смыслами, быстрого к управлению слов и прилежного к восхвалению имени Бога во веки веков».
Слайд 24
.. В поэзии они не признавали никаких школ... Владислав Ходасевич(1886-1939) Марина Цветаева (1892-1941) Иван Бунин(1870-1953)
Слайд 25
Использованные ссылки • • • • • • • http://risunok.kulichki.net/history/bek/serebryany_vek.html http://www.litera.ru/stixiya/vek/ http://vrubel-world.ru/vrubel-art/81.php http://blog.trud.ru/users/rodich2007/post79156053/ http://locman.hutor.ru/u/normal_bang006(1).jpg http://www.vokrugsveta.ru/chronograph/700/ http://www.slovo.ws/bio/rus/Mayakovski_Vladimir_Vladimirovich/569 .jpg • http://www.ostashkov.net/infusions/blog/index.php?readmore=391 • http://isaak-levitan.ru/master/31.php • http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-21951/

Полный текст материала Презентация по литературе "Поэзия.Серебряный век." смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Терешкина Ольга Федоровна  Olga1961
25.09.2009 5 25456 8117

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК