Конспект и презентация к уроку русского языка в 9 классе «Бессоюзные сложные предложения со значением перечисления»


Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

«Терелесовская средняя общеобразовательная школа»

Вышневолоцкого района Тверской области


















Бессоюзные сложные предложения

со значением перечисления.



Урок русского языка в 9 классе














Автор: Хлопушина Наталья Владимировна

учитель русского языка и литературы



2013 г.

Тема урока: Бессоюзные сложные предложения

со значением перечисления.

Тип урока: урок изучения нового материала

Форма: урок русского языка в 9 классе с использованием ИКТ-технологии.

Цели:

Образовательные:

  • систематизировать материал по синтаксису сложного предложения;

  • формировать умения устанавливать смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения, определять интонационные особенности этих предложений и на этой основе правильно выбирать знаки препинания;

  • углубить знания по синтаксической стилистике сложного предложения;

  • продолжить работу по подготовке к ГИА.

Развивающие:

  • развивать навыки постановки знаков препинания между частями в БСП;

  • развивать умения создавать схемы БСП;

  • развивать интеллектуальные умения: анализировать, классифицировать и систематизировать материал по синтаксису сложного предложения.

  • развитие навыков самостоятельной работы с лингвистическим текстом при изучении нового материала, умений доказывать свою точку зрения.

Воспитательные:

  • воспитывать стремление к самоконтролю и рефлексии;

  • воспитывать интерес и любовь к русской литературе, уважение к творчеству великих писателей;

  • воспитание сознательного интереса к родному языку как средству получения знаний.


Оборудование и наглядные пособия:

  • компьютер / ноутбук, проектор, экран / интерактивная доска;

  • Презентация;

  • Приложение 1(Текст И.С.Тургенева);

  • Приложение 2 (Тема сочинения на лингвистическу тему)

  • Русский язык. 9 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос, В.В.Львов; под ред. М.М.Разумовской, П.А.Леканта. – 12-е изд., перераб.- М.: Дрофа, 2010г.

  • тетради учащихся.

План урока:

I. Организационный момент.

II. Постановка темы и целей урока. Ознакомление обучающихся с планом урока.

III. Актуализация и систематизация опорных знаний по синтаксису сложных предложений.

IV. Изучение нового материала. Самостоятельная работа с учебником. Объяснение учителя.

V. Закрепление новой темы. Работа с текстом. Синтаксический и пунктуационный анализ БСП;

VI. Подготовка к ГИА..

VII. Итоги урока.

VIII. Домашнее задание.

ХОД УРОКА


I. Организационный момент: определение готовности к уроку, приветствие, отметка отсутствующих в классном журнале.


II. Постановка темы и целей урок: запись числа и темы урока в тетрадях. Ознакомление обучающихся с планом урока.


Слайд 1 – тема урока (Бессоюзные сложные предложения со значением перечисления).


Слайд 2 – цели урока: знания и умения, которые вы сегодня должны повторить, систематизировать и показать:

  • систематизировать материал по синтаксису сложного предложения;

  • совершенствовать знания о характере смысловых отношений между частями БСП;

  • развивать навыки постановки знаков препинания между частями в БСП;

  • развивать умения создавать схемы БСП;

  • продолжить работу по подготовке к ГИА.

Слайд 3 – план урока

  • Повторение ранее изученного материала;

  • Проверка домашнего задания;

  • Объяснение новой темы (работа с учебником);

  • Закрепление темы (работа с текстом): синтаксический и пунктуационный анализ БСП;

  • Работа по подготовке к ГИА;

  • Домашнее задание;

  • Итоги урока.

III. Актуализация и систематизация опорных знаний по синтаксису сложных предложений.

Слайд 4 – повторение теоретического материала.

Ответить на вопросы:

  1. Какие существуют типы сложных предложений?

  2. Чем отличаются бессоюзные сложные предложения от других видов сложных предложений?

  3. Какие знаки препинания употребляются в БСП?

  4. От чего зависит выбор знаков препинания в БСП?

  5. При каком значении в БСП ставится запятая или точка с запятой?

  6. При каком значении в БСП ставится двоеточие?

  7. При каком значении в БСП ставится тире?

Слайд 5 – проверка домашнего задания

Приведите в качестве примеров из домашнего упражнения (упр. 260) БСП, в которых ставится

  • запятая или точка с запятой;

  • двоеточие;

  • тире.

(Обучающиеся читают предложения, объясняют расстановку знаков препинания).

IV. Изучение нового материала.

Самостоятельная работа с учебником (параграф 31):

- прочитать лингвистический текст;

- составить план параграфа 31;

- ответить на вопросы: (Слайд 6)

  • Какая интонация характерна для БСП со значением перечисления каких-либо фактов, явлений, событий?

  • Какие знаки препинания употребляются в БСП со значением перечисления каких-либо фактов, явлений, событий?

  • Когда в таком предложении ставится запятая?

  • Когда в таком предложении ставится точка с запятой?

Объяснение учителя.

Трудность выбора между запятой и точкой с запятой для разделения частей БСП заключается в том, что смысловые отношения, которые определяют постановку данных знаков препинания одинаковые: одновременность или последовательность происходящих событий. Поэтому смысловые отношения в данном случае не могут быть основным признаком дифференциации знаков препинания. На что же необходимо обращать внимание?

Рассмотрим два совершенно одинаковых в лексическом плане предложения

(Слайд 7).

Темнеет, на поля ложится роса.

Темнеет; на поля ложится роса.

Чем же определяется выбор знаков препинания в них? Исключительно интонацией. Употребление запятой делает речь живой. Смена явлений в природе, тесная связь между ними показывается с помощью перечислительной интонации.

Точка с запятой свидетельствует о замедленном темпе речи, длительных паузах между предложениями, произнесение которых с большей интонационной законченностью делает менее ощутимой связь между ними.

(Обучающиеся читают предложения с правильной интонацией).

Гораздо проще сделать выбор в пользу точки с запятой в том случае, когда бессоюзные предложения состоят из простых предложений, имеющих внутри знаки препинания.

V. Слайд 8 - Закрепление новой темы. Работа с текстом.

Учитель сообщает учащимся, что бессоюзные сложные предложения с запятой и точкой с запятой часто используются художниками слова в описаниях природы. Известный русский писатель И.С.Тургенев был непревзойденным мастером художественного изображения русского пейзажа средней полосы России.

Слайд 9 – текст. Автор – И.С.Тургенев. Приложение 1 (Текст распечатан для каждого ученика).

(1) Весело пробираться по узкой дорожке между двумя стенами высокой ржи.

(2) Колосья тихо бьют вас по лицу васильки цепляются за ноги перепела кричат кругом лошадь бежит ленивой рысью. (3) Вот и лес. (4) Тень и тишина. (5) Статные осины высоко лепечут над вами длинные висячие ветки берез едва шевелятся могучий дуб стоит как боец подле красивой липы.

(И.С.Тургенев)

Выразительное чтение текста обучающимися.

Вопросы по тексту:

1. Какова тема текста?

2. Какие картины возникают в воображении при чтении текста? (Слайд 10).

3. Какова основная мысль текста?

4. Определите стиль текста.

5. Среди предложений 1 - 5 найдите бессоюзные сложные предложения.

Напишите номера этих предложений. (Слайд 11)

Слайд 12 – ответ (№2, 5).

Слайд 13 – Ознакомление обучающихся с алгоритмом анализа бессоюзного сложного предложения. Запись в тетради.

  1. Найти грамматические основы.

  2. Определить интонацию и смысловые отношения между частями БСП.

  3. Поставить необходимый знак препинания.

  4. Построить схему БСП.


Синтаксический и пунктуационный анализ БСП.

  • Выписать предложение №2, выполнить его синтаксический и пунктуационный анализ, составить схему (работа обучающегося у доски, остальные – в тетрадях).

Слайд 14 - проверка работы.

Колосья тихо бьют вас по лицу, васильки цепляются за ноги, перепела кричат


кругом, лошадь бежит ленивой рысью.


  • В ыписать предложение №5, выполнить его синтаксический и пунктуационный анализ, составить схему, объяснить постановку всех знаков препинания (работа обучающегося у доски, остальные – в тетрадях).

Слайд 15 – проверка работы.

Статные осины высоко лепечут над вами; длинные, висячие ветки берез едва


ш евелятся; могучий дуб стоит, как боец, подле красивой липы.


О бобщающий вопрос.

- Чем объясняются различия в постановке знаков препинания в бессоюзных сложных

предложениях?

Во втором предложении автор перечисляет, что он видит, когда идет к лесу. Между предложениями, которые представляют собой простые, схожие по строению предложения, перечислительная интонация с небольшими паузами, показывающими смену впечатлений. Это требует постановки запятой.

В пятом предложении автор описывает картину лесной тишины и покоя. Замедленный темп речи, паузы между предложениями становятся продолжительными (о тишине нельзя говорить быстро, громко!), голос понижается почти до точки; в простых предложениях есть другие знаки препинания. Перечислительная интонация поэтому в этом предложении обозначается с помощью точки с запятой.


VI. Подготовка к ГИА. Самостоятельная работа (по тексту И.С.Тургенева).

Слайд 16 - часть 2 А5

А) Укажите слово с чередующейся гласной в корне.

  • 1) пробираться

  • 2) дорожке

  • 3) шевелятся

  • 4) кричат

Слайд 17 – часть 2 А3

Б) В каком из предложений текста использовано такое средство выразительности как метафора (укажите номер этого предложения)

  • 1

  • 2

  • 3

  • 4

Слайд 18 – часть 2 В2

В) Замените словосочетание ветки берез, построенное на основе управления,

синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.

Слайд 19 – ответы

  • А) 1

  • Б) 1

  • В) березовые ветки

VII. Слайд 20 - Итоги урока.

Вопросы классу:

1. Когда между частями БСП ставится запятая? (Запятая ставится, если части БСП со значением перечисления тесно связаны между собой по смыслу.)

2. Когда между частями БСП ставится точка с запятой? (Точка с запятой ставится, если части БСП со значением перечисления более отдалены друг от друга по смыслу или значительно распространены и имеют внутри себя запятые.)

VIII. Слайд 21 - домашнее задание.

§ 31, Упр. 264 (текст 1)

Сочинение на лингвистическую тему по тексту И.С.Тургенева (использовать материал § 5).

Слайд 22 – тема сочинения (Приложение 2).

Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания современного ученого Светланы Ивановны Львовой: «Пунктуационные знаки имеют свое определенное назначение в письменной речи. Как и каждая нота, пунктуационный знак имеет свое определенное место в системе письма, имеет свой неповторимый «характер». Аргументируя свой ответ, приведите 2 примера из прочитанного текста.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами С.И.Львовой. Объем сочинения должен составлять не менее 70 слов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Слайд 23 – Спасибо за урок. До свидания.




Информационное обеспечение:

Слайд 24

Иллюстрации:

http://900igr.net/prezentatsii/priroda/2-Leto-2.files/015-Na-poljakh-sobirajut-pshenitsu-i-rozh-iz-kotorykh-potom-pekut-khleb.html

http://5tak.net/photo-8/1

www.domgogolya.ru/ru/history/hronograf/1204



Использованная литература:

Г.А.Богданова Уроки русского языка в 9 классе: Книга для учителя. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2000

Русский язык. 9 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос, В.В.Львов; под ред. М.М.Разумовской, П.А.Леканта. – 12-е изд., перераб.- М.: Дрофа, 2010г.

ГИА-2013. Русский язык: типовые экзаменационные варианты: 36 вариантов/ под ред. И.П.Цыбулько – М.: Издательство «Национальное образование», 2012.


(1) Весело пробираться по узкой дорожке между двумя стенами высокой ржи.

(2) Колосья тихо бьют вас по лицу васильки цепляются за ноги перепела кричат кругом лошадь бежит ленивой рысью. (3) Вот и лес. (4) Тень и тишина. (5) Статные осины высоко лепечут над вами длинные висячие ветки берез едва шевелятся могучий дуб стоит как боец подле красивой липы.

(И.С.Тургенев)


Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания современного ученого Светланы Ивановны Львовой: «Пунктуационные знаки имеют свое определенное назначение в письменной речи. Как и каждая нота, пунктуационный знак имеет свое определенное место в системе письма, имеет свой неповторимый «характер». Аргументируя свой ответ, приведите 2 примера из прочитанного текста.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами С.И.Львовой. Объем сочинения должен составлять не менее 70 слов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.


Слайд 1
Бессоюзные сложные предложения со значением перечисления. Урок русского языка в 9 классе Автор: Хлопушина Наталья Владимировна учитель русского языка и литературы МОБУ «Терелесовская СОШ» Вышневолоцкого района Тверской области
Слайд 2
• • • • • систематизировать материал по синтаксису сложного предложения; совершенствовать знания о характере смысловых отношений между частями БСП; развивать навыки постановки знаков препинания между частями в БСП; развивать умения создавать схемы БСП; Продолжить работу по подготовке к ГИА.
Слайд 3
• • • • • • • Повторение ранее изученного материала; Проверка домашнего задания; Объяснение новой темы (работа с учебником); Закрепление темы (работа с текстом): синтаксический и пунктуационный анализ БСП; Работа по подготовке к ГИА; Домашнее задание; Итоги урока.
Слайд 4
Ответить на вопросы: 1. Какие существуют типы сложных предложений? 2. Чем отличаются бессоюзные сложные предложения от других видов сложных предложений? 3. Какие знаки препинания употребляются в БСП? 4. От чего зависит выбор знаков препинания в БСП? 5. При каком значении в БСП ставится запятая или точка с запятой? 6. При каком значении в БСП ставится двоеточие? 7. При каком значении в БСП ставится тире?
Слайд 5
Приведите в качестве примеров из домашнего упражнения (упр. 260) БСП, в которых ставится - запятая или точка с запятой; - двоеточие; - тире.
Слайд 6
Работа с учебником (п.31) • Какая интонация характерна для БСП со значением перечисления каких-либо фактов, явлений, событий? • Какие знаки препинания употребляются в БСП со значением перечисления каких-либо фактов, явлений, событий? • Когда в таком предложении ставится запятая? • Когда в таком предложении ставится точка с запятой?
Слайд 7
Рассмотрим два совершенно одинаковых в лексическом плане • Темнеет,предложения на поля ложится роса. • Темнеет; на поля ложится роса.
Слайд 8
Закрепление новой темы. русский Работа сИзвестный текстом. писатель И.С.Тургенев был непревзойденным мастером художественного изображения русского пейзажа средней полосы России.
Слайд 9
(1) Весело пробираться по узкой дорожке между двумя стенами высокой ржи. (2)Колосья тихо бьют вас по лицу васильки цепляются за ноги перепела кричат кругом лошадь бежит ленивой рысью. (3) Вот и лес. (4)Тень и тишина. (5)Статные осины высоко лепечут над вами длинные висячие ветки берез едва шевелятся могучий дуб стоит как боец подле красивой липы. (И.С.Тургенев)
Слайд 10
Какие картины появляются в вашем воображении?
Слайд 11
Задание к тексту Среди предложений 1 - 5 найдите бессоюзные сложные предложения. Напишите номера этих предложений.
Слайд 12
Ответ • №2 • №5
Слайд 13
Алгоритм анализа БСП:основы Найти грамматические определить интонацию и смысловые отношения между частями БСП; поставить необходимый знак препинания; построить схему БСП.
Слайд 14
Колосья тихо бьют вас по лицу, васильки цепляются за ноги, перепела кричат кругом, лошадь бежит ленивой рысью. , , ,
Слайд 15
Статные осины высоко лепечут над вами; длинные, висячие ветки берез едва шевелятся; могучий дуб стоит, как боец, подле красивой липы. ; , ; / , ср.об. . ,
Слайд 16
Подготовка к ГИА (Часть 2 А5) А) Укажите слово с чередующейся гласной в корне. • 1) пробираться • 2) дорожке • 3) шевелятся • 4) кричат
Слайд 17
Подготовка к ГИА (Часть 2 А3) Б) В каком из предложений текста использовано такое средство выразительности как метафора (укажите номер этого предложения) • 1 • 2 • 3 • 4
Слайд 18
Подготовка к ГИА (Часть 2 В2 ) В) Замените словосочетание ветки берез, построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.
Слайд 19
Ответы: • А) 1 • Б) 1 • В) березовые ветки
Слайд 20
, ставится, если части БСП со значением перечисления тесно связаны между собой по смыслу ; ставится, если части БСП со значением перечисления более отдалены друг от друга по смыслу или значительно распространены и имеют внутри себя запятые
Слайд 21
§ 31, Упр. 264 (текст 1) Сочинение на лингвистическую тему (по тексту И.С.Тургенева) ( Использовать материал § 5)
Слайд 22
Слайд 23
Слайд 24
Информационное обеспечение: Иллюстрации: • www.domgogolya.ru/ru/history/hronograf/1204 • http://900igr.net/prezentatsii/priroda/2-Leto-2.files/015-Napoljakh-sobirajut-pshenitsu-i-rozh-iz-kotorykh-potom-pekutkhleb.html • http://5tak.net/photo-8/1 Использованная литература: • Русский язык. 9 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос, В.В.Львов; под ред. М.М.Разумовской, П.А.Леканта. – 12-е изд., перераб.М.: Дрофа, 2010г. • Г.А.Богданова Уроки русского языка в 9 классе: Книга для учителя. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2000 • ГИА-2013. Русский язык: типовые экзаменационные варианты: 36 вариантов/ под ред. И.П.Цыбулько – М.: Издательство «Национальное образование», 2012.

Полный текст материала Конспект и презентация к уроку русского языка в 9 классе «Бессоюзные сложные предложения со значением перечисления» смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Хлопушина Наталья Владимировна  лингвист5975
11.11.2013 0 24508 4192

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК