Конспект и презентация к уроку развития речи по русскому языку "Подготовка к сочинению - рассуждению по исходному тексту"; 8-9 классы

Конспект и презентация к уроку развития речи по русскому языку "Подготовка к сочинению - рассуждению по исходному тексту"; 8-9 классы

Данный урок входит в систему уроков развития речи в 8-9 классах. Предназначен для преподавателей русского языка и литературы. Основывается на работе с текстом (В.Белов "О семье").

Основной целью урока является подготовка учащихся к самостоятельному написанию сочинения - рассуждения. Школьники учатся анализировать текст и отбирать необходимый материал, формируют умения находить авторскую позицию, определять тему, идею и проблему текста. Во время урока используется технология проблемного обучения, дифференцированный подход.  Материал рассчитан на всестороннее развития учащихся.

Учебник: Русский язык. 8 класс.  Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А. и др.

Цели для учителя:  подготовить учащихся к сочинению по исходному тексту;  повторить и обобщить теоретические знания по созданию текста- рассуждения;

Цели для учащихся: учиться анализировать текст и отбирать материал  для написания сочинения – рассуждения.
Слайд 2.

Познавательные УУД:    Слайд 2.

  • Способствовать развитию устной и письменной речи учащихся, их творческих способностей;
  • Формировать умение строить речевое высказывание;
  • Формировать умение текст публицистического стиля;
  • Формировать умение находить авторскую позицию, определять тему, идею и проблему текста;
  • Формировать умение выразить свою позицию по отношению к сформулированной проблеме, приводить аргументы.

Коммуникативные УУД:    Слайд 4.

  • формировать навыки работы в группе, умение слушать товарищей, принимать коллективное решение, отстаивать свою точку зрения;

Регулятивные УУД:

  • Учить постановке цели работы;
  • Учить самостоятельно работать с материалом, планировать, корректировать и оценивать свою работу;

Личностные УУД:    Слайд 5.

  • Развивать коммуникативные навыки, речевую культуру, познавательные и творческие возможности учащихся; 
  • Воспитывать внимательное отношение друг к другу, уважение, доброту,   философское отношение  к семейным ценностей;
  • Формировать позитивного мировоззрения у школьников, привитие интереса к  традициям своего народа;

Технологии: проблемное обучение; разноуровневое или дифференцированное обучение;
Тип урока: урок развития речи.    Слайд 6.
Оборудование: компьютер, видеопроектор, печатные листы с текстом В. Белова “О семье”,  карточки с афоризмами, «Толковые  словари».

Ход урока.
I.    Организационный момент.     Слайд 1.
II.    Мотивация. Целеполагание.
1. Слово учителя.    
- Добрый день, ребята!
Китайская мудрость гласит.
Расскажи - и я забуду,
покажи - и я запомню,
дай попробовать - и я пойму.

Сегодня  нам предстоит интересная работа. Мы с вами будем совершенствовать свои навыки и умения по русскому языку, полученные на предыдущих уроках и готовиться к сочинению-рассуждению по прочитанному тексту.     Слайд 7. 
Если взять Любовь и Верность
К ним добавить чувство Нежность
Всё умножить на года
То получится – СЕМЬЯ!
- Ребята, назовите ключевое  слово этого четверостишья. (СЕМЬЯ)
-А что значит «ключевое» слово? (Главное, основное, в нем заключается смысл).
- Правильно.  
- Семья – это ключевое слово нашего урока.     Слайд 7.
- Запишите число. Тема нашего урока - «Подготовка к написанию  сочинения – рассуждения». 
- Нам предстоит серьезная  работа  с текстом.

Тексты, как мы знаем, принадлежат к одному из функциональных  или авторских стилей, являются интересными в познавательном отношении, содержат материал для раздумий и обсуждений.

Сегодня на уроке мы постараемся построить алгоритм написания сочинения-рассуждения. Будем учиться стоить свои высказывания,  аргументы. 

2. Актуализации знаний. Составление кластера.Слайд 8.(Щелчок 1)
- Итак, я  предлагаю вам  дать определение словуСЕМЬЯ.
- Что такое СЕМЬЯ? (Ответы учащихся)
- Какие ассоциации возникают у вас?
 (Ассоциации записать на вырезанных лепестках  цветной бумаги и из них на доске при помощи магнитов выстроить волшебный цветик - семицветик).
Пример ассоциаций: дом, счастье, дети, родители, любовь, вера, уважение…)
- Все ассоциации, возникшие у вас, надеюсь,  радостные.  
(Слайд 8 Щелчок 2) 
У нас  получился волшебный цветик - семицветик. Как вы думаете почему?
(Каждый  лепесток цветка - это частица  полноценной, доброй семьи)

- Какое толкование слову семья дают нам разные словари?     Слайд 9.
 - Согласны ли вы с такими толкованиями?

Семья. 1Большой энциклопедический словарь
СЕМЬЯ - основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью. 

2. Толковый словарь Ожегова
СЕМЬЯ - группа живущих вместе близких родственников. Многодетная с. Глава семьи. Член семьи. В семье трое детей….

3. Этимологический словарь русского языка.
СЕМЬЯ -  в устном народном  творчестве также в знач. "жена",  др.-русск. «сѣмиɪа» челядь, домочадцы; муж, жена.  

Слайд 10.
Действительно, история древней Руси рассказывает нам о том, что славянские семьи обычно жили в гармонии, иначе в ладу. Богиня, покровительствующая  семье, звалась ЛАДОЙ. (Оттуда, наверно, и пошла поговорка: «Жить в ладу с сами собой». Значит,  жить в гармонии).
Мужчина, взявший на себя ответственность за судьбу любимой женщины, решивший создать собственный дом и свою семью, — становился мужем, основателем семейного уклада, хозяином дома и главой семьи. Поэтому женщина выходила  за - муж.
Женщина в славянской семье была богиней семейного очага. К ней относились с уважением и благоговением. В свою очередь женщина соответствовала статусу – ее дом всегда пребывал в идеальной чистоте, муж, дети и скот были сыты и спокойны, а сама она излучала тепло и нежность. 

Воспитанием детей в славянской семье занимались оба родителя  наравне. Ребенок должен получать энергию,  как от матери, так и от отца. Ребенок, выращенный лишь одним из родителей – не полноценен,   что отражается на его характере и рано или поздно сказывается на жизненном пути.3.Теперь мы с вами можем познакомиться с текстом и проанализируем его. 

4. Работа с текстом. Отработка умений и навыков работы с исходным текстом. Усвоение способов деятельности путем воспроизведения информации и выполнения упражнений.
Слайд 11.
(Выразительное чтение текста).В. Белов.

О семье
1) Иметь семью и детей так же необходимо и естественно, как необходимо и естественно трудиться.
2) Семья издавна скреплялась нравственным авторитетом отца, который традиционно считался главой. 3) Отца дети уважали и слушались.4) Он занимался сельхозработами, строительством, заготовкой леса и дров. 5) Всю тяжесть крестьянского труда с ним разделяли взрослые сыновья. 6) Руководство домашним хозяйством было в руках жены и матери. 7) Она ведала всем в доме: присматривала за скотом, заботилась о питании, об одежде. 8)Все эти работы она делала не одна. 9) Даже дети, едва научившись ходить, понемногу вместе с игрой начинали делать что-то полезное. 
10) Доброта, терпимость, взаимное прощение обид перерастали в хорошей семье во взаимную любовь.11) Сварливость и неуживчивость считались наказанием судьбы и вызывали жалость к их носителям. 12) Надо было уметь уступить, забыть обиду, ответить добром или промолчать. 13) Любовь и согласие между родственниками давали начало любви  за пределами дома. 14) От человека не любящего и не уважающего своих родных трудно ждать уважения к другим людям.    

Василий Иванович  Белов -  русский писатель, один из крупнейших представителей «деревенской прозы».   Собирал устные рассказы, бывальщины, песни, пословицы, частушки, письма читателей...

- Скажите, ребята, все ли слова вам понятны в этом тексте?

5. Словарная работа:    Слайд 12.
Авторитет – власть, влияние, уважение, признание.
Сварливость – склонность к ссоре (конфликтам), недовольство.  От слова СВАРА – ссора, ругань.

4.1. Повторение теоретических знаний о тексте    Слайд 13.
Давайте с вами вспомним  основные признаки текста 

  • связность
  • цельность
  • завершённость
  • информативность
  • стилевое единство

Слайд 14.
Одним  из важных признаков текста является информативность. Любой текст содержит информацию:

  1. о  каком-либо факте, событии, человеке; 
  2. цели его создания; 
  3. об авторе (его отношении к поднятым проблемам). 

Если вы сумеете научиться «вычитывать, выслушивать» эту информацию, то правильно поймете текст.
- Давайте снова обратимся к тексту и выделим в каждом абзаце ключевые слова.

Слайд 15 - 16.
1 абзац. Какие слова являются ключевыми? («Иметь семью и детей необходимо и естественно…»)

Слайд 17-18.
2 абзац - «Семья издавна скреплялась  нравственным авторитетом отца, заботой жены и матери».

Слайд 19-20.
3 абзац - «Доброта,терпимость, взаимное прощение обид перерастали во взаимную любовь»
(Пауза…..)
- О чём этот текст?
- Какой видит настоящую семью автор?
- Какие человеческие качества Василий Белов ставит  в хорошей семье превыше всего?

4.2.Формулировка проблемы .  - Итак, мы определили тему текста и выделили  значимую для понимания текста информацию.  Следующим шагом для написания сочинения – рассуждения является формулирование одной из проблем, поставленных автором текста

Слайд 21.
- Давайте вспомним, что такое проблема?(вопрос, который …
Проблема – сложный теоретический или практический вопрос, требующий решения, исследования.
Бывает: сложная, трудная, важная, серьезная, глубокая, основная, назревшая, актуальная, злободневная, острая, философская, политическая, социальная, национальная, международная.
Чаще всего в тексте поднимается несколько проблем. Чтобы их определить,  нужно поразмыслить: над какими вопросами размышляет автор?
 -  Обратимся снова к тексту?    Слайд 22.
- Так какую же проблему поднимает автор? Попробуйте  сформулировать ее.

Слайд 23.
 (1 способ: В. Белов предлагает  нам  задуматься о том, что настоящая семья – это самое необходимое и ценное для каждого человека.
2 способ: В чём секрет дружной семьи? Кто или что делает человека  по – настоящему  счастливым? Именно эти вопросы волнуют В.Белова.)
- Сформулируйте проблему, используя один из предложенных вариантов. Запишите ответ в тетрадь.  Это огромный   шаг к успешному написанию сочинения – рассуждения.

4. 3.Составление комментария проблемы.    Слайд 24.
- Следующий шаг. Комментарий проблемы… Давайте вспомним, что такое комментарий? 
Прокомментировать проблему – значит
- показать степень понимания текста;
- понять замысел автора;
- понять ход авторской мысли.
Комментарий обязательно должен опираться на текст. 
Чтобы прокомментировать проблему, нужно ответить на ряд вопросов.
- К какой категории относится проблема? (философская, нравственная одновременно)
- Актуальная ли эта проблема в наши дни? Что делает ее актуальной?
- Почему эта проблема привлекла внимание автора?
- Кого особенно интересует эта проблема?
- На каком материале автор рассматривает проблему? (В.Белов рассматривает проблему на  материале  из истории  о традициях, устоях  славянских семей.
- Для чего он это делает? (Чтобы сказать о значимости семьи и в наше время. Что необходимо  для создания крепких семей)
- Каково  авторское отношение к проблеме?  (Автор говорит о том, что лишь взаимное прощение, доброта и терпимость  порождают любовь,  доброе отношение к членам семьи, даже за пределами дома)
- Итак! Проблема  прокомментирована  подробно. Давайте запишем эти комментарии в тетрадь.

4. 4. Формулировка авторской позиции    Слайд 25.
- Следующий шаг. Авторская позиция. 
 - Что такое позиция автора? 
Позиция автора – это вывод, к которому приходит автор, рассуждая по поводу той или иной проблемы
- Обратимся к тексту.    Слайд 26.
- Какова же авторская позиция?
- В каком предложении авторская точка зрения звучит отчетливо?     Слайд 27.
(п-ж № 10 Доброта, терпимость, взаимное прощение обид перерастали в хорошей семье во взаимную любовь»
- Согласны ли вы с мнением автора?
- Мы выполнили еще одно требование к сочинению – сформулировали авторскую позицию. Запишем её в тетрадь.

4.5. Аргументация собственного мнения.    Слайд 28.
 - Это самая трудная часть работы. На этом этапе написания сочинения ваша задача состоит в следующем: одобрить позицию автора, выразить солидарность, понимание, принятие  позиции и сформулировать собственную позицию, подобрав 2 аргумента, доказывающих справедливость мнения автора и вашего мнения.
Давайте вспомним, что  такое аргументы, какие аргументы можно считать жизненным опытом, а какие – читательским?
- Какие аргументы в подтверждении позиции автора вы можете использовать? (реальные факты, афоризмы, примеры из жизни, из литературы, из публицистики, из СМИ и др.)
Работа с афоризмами.
- В качестве аргумента нам могут послужить афоризмы.
- Что такое афоризм? (Краткое выразительное изречение.)
Задание: прочитайте афоризмы. Обсудите в парах. Как вы понимаете их смысл? Согласны ли вы с выраженными в них мыслями о семье?

Слайд 29.
Семья — это бесценный дар. Его нужно беречь, а не разрушать.
 (Сьюзан Кинг)

Слайд 30.
Семья - это та первичная среда, где человек должен учиться творить добро. Сухомлинский В. А.

Слайд 31.
Семья — это и есть то, ради чего стоит просыпаться каждый день, дышать каждую секунду, и молить Бога каждое мгновенье, чтоб он их оберегал и защищал…
- Какие литературные произведения могут послужить аргументами к нашему сочинению?    Слайд 32.
А) Комедия  Д.И. Фонвизина «Недоросль»
Комедия «Недоросль» Д.И.Фонвизина - шедевр русской драматургии XVIII века, в которой раскрывается проблема нравственного разложения дворянства и проблема воспитания. Главные ее действующие лица - семья Простаковых и брат госпожи Простаковой Скотинин. Одной из основных проблем, затронутых пьесой, является раздумье писателя о том наследии, которое готовят России Простаковы и Скотинины.
Б) Повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»
В романе «Капитанская дочка» Дом – это не постройка, не стены, даже не люди, это единение близких по духу и крови людей, это сила, стремление действовать сообща, поддерживая друг друга. Это чувство защищенности и опоры. Для Пушкина Дом – очень важное понятие. Идея Дома вынесена на первое место. Дом предстает как порядок, где все делается по совести и чести, где люди верны долгу, где юные воспитываются и словом, и делом, в правильных понятиях и поступках, где человек защищен от подлости, предательства, жестокости, бесчестия. Естественно стремление человека к дому, к семье.
- Теперь, я надеюсь, вы имеете достаточное представление о том, что такое настоящая семья. Что нужно человеку для создания  доброй, а самое главное, здоровой семьи? Конечно,  это любовь, верность и взаимопонимание.

5. Чтение отрывка из повести о Петре и Февронии.Слайд 33.
- Я думаю, вы  знаете, что примером  добропорядочной семьи на Руси считается брак  между  князем Петром и  простолюдинкой Февронией. 
Память благоверных князей Петра и Февронии отмечается 25 июня (8 июля по новому стилю). Каждое лето в это число (8 июля) верующие отмечают удивительный праздник, посвященный безграничной любви и вечной преданности.
В 2008 году День семьи, любви и верности, официально утвердился в качестве народного праздника. Православные Храмы в этот день проводят службу, посвященную святым супругам и еще раз напоминают всем верующим их жизнь, которая является вечным образцом верности и любви для всех семей.

6. Обобщающие выводы.     Слайд 34.
1. Тема семьи является важной, значимой  темой для человека во все времена. Не исключением стали и представители современной  российской поэзии.
- Обращаясь к ученикам, учитель читает стихотворение Леонида Гайкевича.
ЛеонидГайкевич. ГайкевичЛеонид Иосифович. Член Российского союза писателей.
Семья источник радости и счастья: Стих
Семья — источник радости и счастья,
Любви неиссякаемый родник.
И в ясную погоду, и в ненастье
Хранит семья и ценит жизни миг.
Семья — оплот и сила государства,
Хранящая традиции веков.
В семье ребёнок — главное богатство,
Луч света, как маяк для моряков.
Лучи растут, становятся всё ярче
И люди жадно тянутся на свет.
Душа семьи становится богаче,
Когда царят любовь в ней да совет.
Когда царит взаимопониманье,
Тогда весь мир лежит у ваших ног.
Любовь в семье — основа Мирозданья.
Так пусть хранит все наши семьи Бог!
- В чем видит секрет настоящей семьи Леонид Гайкевич? (Семья – это неиссякаемый источник радости и счастья, в основу которой  заложены любовь и взаимоуважение.)

2.  – В начале урока каждый из вас сам вырастил из крупиц своей души волшебный  цветик – семицветик, и имя ему СЕМЬЯ. Каждый лепесток   цветка  будет основой  вашей будущей, а может и настоящей, семьи.
- Я предлагаюзаписать на разноцветных лепестках цветика – семицветика свое мнение  о том, что такое семья в виде синквейна. 
(Ученики зачитывают то, что у них получилось)

IV . Поведение итого урока
Сегодня  работа над сочинением подошла к концу. Я думаю, что все этапы нашего урока помогут  вам в написании сочинения.

Рефлексия. 
 - Ребята, скажите, пожалуйста,  чем запомнился  вам урок, чем понравился (ответы).
Домашнее задание.      Слайд 35.
- Дома, пользуясь подготовленными материалами, напишите сочинение по данному тексту.

V. Заключительное слово
А закончить сегодняшний урок мне хотелось бы словами русского писателя А.Куприна:  «Русский язык в умелых руках и в опытных устах - красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен.». Я думаю, что наш урок станет  еще одним этапом в освоении вами секретов написания сочинения.


Полный текст материала Конспект и презентация к уроку развития речи по русскому языку "Подготовка к сочинению - рассуждению по исходному тексту"; 8-9 классы смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Борисова Ольга Вячеславовна  Публикатор
учитель русского языка и литературы, МБОУ СОШ № 10 г. Ессентуки, Ставропольский край
26.02.2017 0 163 38
Комментировать

Читайте новые статьи
Оставить отзыв к материалу:
avatar
Всего: 0