Презентация + разработка занятия "В гостях у Озорника Петрушки."


В гостях у Озорника – Петрушки.


Цели: познакомить учеников с историей народного театра, а также его главным героем – Петрушкой, проследить особенности драматического произведения; продолжить развитие навыка характеристики героев пьесы.


Тип урока: путешествие в мир Петрушки.

Оборудование: мультимедийный проектор и презентация.

Учебно – методический комплекс:

  1. Литература. 5 класс . Учебная хрестоматия для общеобразовательных учреждений под редакцией Т. Ф. Курдюмовой.

  2. Поурочные разработки по литературе. 5 класс. Н. В. Егорова. Москва, 2009 год.


Ход урока


  1. Знакомство с историей народного театра.

Слово учителя. На Руси широко и весело встречали общенародные праздники – Рождество, Масленицу, Пасху и Троицу и другие. В эти праздничные дни во многих городах и селах устраивали ярмарки и гуляния. В специально отведенных местах возводились целые увеселительные городки с балаганами, каруселями, качелями, а зимой – и с ледяными горками. ( слайд № 2 – 4)

Главным героем праздников был Петрушка - любимец взрослых и детей. (слайд № 5).

"ПЕТРУШКА - кличка куклы балаганной, русского шута, потешника, остряка в красном кафтане и в красном колпаке; зовут Петрушкой также весь шутовской, кукольный вертеп" (В.Даль). (слайд № 6)
Первое упоминание о кукольном театре в России относится к 1609 году. И одной из первых кукол был Петрушка. Впервые Петрушку увидел в России немецкий писатель, путешественник и дипломат Адам Олеарий. Это было почти 400 лет назад! (слайд № 7)

В 1730 году в газете "Санкт-Петербургские ведомости” была впервые напечатана статья о кукольном театре, автор который дал лучшее определения кукольному театру, способному ”естество вещей показывать".
Сохранилось много описаний этих уличных ширмовых представлений. В конце XIX века петрушечники обычно объединялись в пары с шарманщиками. С утра до позднего вечера ходили кукольники с места на место, повторяя за день помногу раз историю похождений Петрушки - она была невелика, и все представление длилось 20-30 минут. Актер таскал на плече складную ширму и узел или сундучок с куклами, а музыкант - тяжелую, до тридцати килограммов, шарманку. (слайд № 8)

Русские кукольники использовали марионеток (театр кукол на нитках) и петрушек (перчаточных кукол). Набор и порядок сцен слегка варьировался, но основное ядро комедии сохранялось неизменным. Петрушка приветствовал публику, представлялся и заводил разговор с музыкантом. Шарманщик время от времени становился партнером Петрушки: вступая с ним в разговор, он то увещевал его, то предупреждал об опасности, то подсказывал, что делать. Эти диалоги обусловливались и очень важной причиной технического порядка: речь Петрушки из-за пищика не всегда была достаточно внятной, и шарманщик, ведя диалог, повторял Петрушкины фразы, помогая, таким образом, зрителям понимать смысл его слов. (слайд № 9)

Дело в том, что Петрушка говорит особым голосом при помощи специального инструмента - пищика или «говорка». Понять принцип его действия может каждый, кто хоть раз дул в травинку, зажатую между ладоней, извлекая то ли писк, то ли "кукарекание". Так вот пищик устроен точно также, только вместо травинки - полоска ткани, а вместо ладоней - металлические пластинки. Петрушечник прижимает пищик языком к верхнему небу, при выдохе ткань колеблется (как голосовые связки), вот вам и звук! (слайд № 10). До середины XIX века в России Петрушка ещё не имел своего нынешнего имени. Чаще всего его тогда называли «Иван Ратютю» или «Иван Рататуй». Нынешнее имя пришло к Петрушке после появления среди многочисленных его сценок миниатюры «Петрушка и городовой», в которой во время многочисленных нападок городовой говорит Петрушке: «У тебя и пашпорта-то нет!», на что Петрушка гордо отвечает: «Есть! По пашпорту я Пётр Иванович Уксусов!» (слайд № 11)
Петрушка изображался глуповатым персонажем, но за этой глупостью таилась житейская хитрость. Он — насмешник, иногда грубиян, он драчлив и задирист. Он бывает сам бит и даже попадает в тюрьму, но никогда и нигде не пропадает.
В лице Петрушки народ высмеивал своё начальство и господ — их лицемерие, надменность, страсть к вину и лакомствам, пренебрежение к простому народу. Т.е. Петрушке позволялось то, что было запрещено людям. Многовековая безнаказанность Петрушки объяснялась именно древним отношением к куклам как к существам, живущим собственной, отдельной от людей жизнью.
В других странах тоже были герои, похожие на Петрушку. (слайды № 12 – 15)

Индивидуальное задание. Сюжет пьесы с участием Петрушки. Слайд № 16

Обычно представление начиналось со следующего сюжета: Петрушка решил купить лошадь, музыкант зовет цыгана-барышника. ( слайд № 17). Петрушка долго осматривал лошадь и долго торговался с цыганом. Потом Петрушке надоедал торг, и вместо денег он долго бил цыгана по спине, после чего тот убегал. Петрушка пытался сесть на лошадь, та сбрасывала его под хохот зрителей. (слайд № 18).
Это могло продолжаться до тех пор, пока народ не отсмеется. Наконец лошадь убегала, оставляя Петрушку лежащим замертво. Приходил доктор и расспрашивал Петрушку о его болезнях. (слайд № 19). Выяснялось, что у того все болит. Между Доктором и Петрушкой происходила драка, в конце которой Петрушка сильно бил врага дубинкой по голове. "Какой же ты доктор, - кричал Петрушка, - коли спрашиваешь, где болит? Зачем ты учился? Сам должен знать, где болит!" Появлялся квартальный. - "Ты зачем избил доктора?" Он отвечал: "Затем, что плохо свою науку знает". (слайд № 20). После допроса Петрушка бил дубиной квартального по голове и тот падал. Прибегала рычащая собака. Петрушка безуспешно просил помощи у зрителей и музыканта, после чего заигрывал с собакой, обещая кормить ее кошачьим мясом. Собака хватала его за нос и уволакивала, а Петрушка кричал: - "Ой, пропала моя головушка с колпачком и кисточкой!" Музыка смолкала, что означало конец представления. Если зрителям нравилось, то они не отпускали актеров, аплодировали, бросали деньги, требуя продолжения. Тогда играли маленькую сценку «Петрушкина свадьба». (слайд № 21).

Слово учителя. Великий русский кукольник С. В. Образцов в своей книге "По ступенькам памяти" вспоминает, как он ребёнком видел представление Петрушки: "Над ширмой появилось то самое, что пищало. Петрушка. Я вижу его в первый раз в жизни. Смешной. Непонятный. Большой нос крючком, большие удивлённые глаза, растянутый рот. Красный колпак, на спине какой-то нарочный горб не горб и деревянные плоские, как лопатки, руки. Очень смешной. Появился и запел тем же нечеловеческим писклявым голосом". (слайд № 22)


Индивидуальное задание. Сообщение. Петрушка в современном мире.

С наступлением XX века "Комедия о Петрушке" начинает быстро разрушаться. Причин для этого было более чем достаточно. Прежде всего, этому способствовал предельно жесткий контроль властей, доходивший до прямых гонений и запретов. Положение Петрушки еще более ухудшилось, когда началась первая мировая война. Голод и разруха охватили Россию; народу было не до развлечений, и Петрушка катастрофически быстро терял своих зрителей. Чтобы заработать на кусок хлеба, кукольники все чаще начинают играть свою комедию перед "благовоспитанной" детской аудиторий. Их приглашают на детские праздники, новогодние елки; летом они ходят по дачам. Естественно, что в таких условиях текст и действие многих сцен неизбежно менялись. Петрушка становился почти пай-мальчиком. Теперь он размахивал дубинкой и просто разгонял своих врагов, разговаривал вежливо. Исчезла простонародная речь, а вместе с ней и индивидуальность хулигана-балагура, на которого сбегался и стар и млад. Традиция народного театра кукол в XX веке была прервана, и сегодня мы имеем дело лишь с реконструкцией фольклорных представлений.
При всем при том, комедию с использованием этого известного во всём мире образа, сейчас играют очень многие театры. Ведь Петрушка был и остается символом "русского характера". Петрушечные театры сегодня отнюдь не новички, многие играют пять, десять, пятнадцать лет!
Театр «Бродячий Вертеп Александра Грефа» ставит спектакли, главным героем которых является Петрушка, для детей и взрослых. (слайд № 23).

Завершение рассказа (слайд № 24).

  1. Знакомство с жанром народной драмы. (Слайд – триггеры № 25)

  2. Комментированное чтение пьесы. (Читает учитель).

  3. Беседа по пьесе.

В основе – вопросы 1-3 (с. 81).

- В скольких сценах участвует Петрушка?

- Найдите ремарки. Какую роль они играют в пьесе? (Сообщают о действиях героев, особенностях их речи).

- Какие жанры фольклорных произведений вы узнали в тексте? (Народная песня: «Ай – да – да..», поговорки: «День да ночь, я и ушел прочь»)

- Каковы особенности речи героев пьесы? Петрушка – ритмичная, остроумная, Султан – состоит из вопросов, что выдает в нем человека недалекого ума; Капрал – отрывистая, грубая; речь доктора зарифмована, изобилует придуманными, нелепыми словами.

- какими чертами наделил народ Петрушку?


  1. Заключительное слово учителя.

Петрушка – любимый герой массовых народных гуляний. Народу нравятся его остроумие, изобретательность, озорство и смелость. Петрушка побеждает в поединках с его врагами. Для пьес о Петрушке характерны стремительность развития действия и яркость диалогов.

  1. Домашнее задание.

Ответить на вопрос: «Чем вы объясняете популярность театра Петрушки на протяжении многих десятилетий?»

Подготовиться к чтению в лицах.









Слайд 1
Слайд 2
Слайд 3
Слайд 4
Во время ярмарок, народных праздников на площадях городов и сел, в театрах, балаганах разыгрывались кукольные представления.
Слайд 5
Слайд 6
"ПЕТРУШКА – кличка куклы балаганной, русского шута, потешника, остряка в красном кафтане и в красном колпаке; зовут Петрушкой также весь шутовской, кукольный вертеп" (В.Даль).
Слайд 7
Первое упоминание о кукольном театре в России относится к 1609 году. И одной из первых кукол был Петрушка. Впервые Петрушку увидел в России немецкий писатель, путешественник и дипломат Адам Олеарий. Это было почти 400 лет назад!
Слайд 8
С утра до позднего вечера ходили кукольники и шарманщики с места на место, повторяя за день помногу раз историю похождений Петрушки - она была невелика, и все представление длилось 20-30 минут. Актер таскал на плече складную ширму и узел или сундучок с куклами, а музыкант - тяжелую, до тридцати килограммов, шарманку.
Слайд 9
Слайд 10
Петрушка говорит особым голосом при помощи специального инструмента пищика или «говорка».
Слайд 11
Петрушку любили, на Руси называли Петром Ивановичем Уксусовым, Ванькой Рататуем
Слайд 12
Похожие на Петрушку герои других стран
Слайд 13
Слайд 14
Слайд 15
Слайд 16
У кукольников был целый набор сцен с Петрушкой: в одних он встречался с невестой, в других покупал лошадь, лечился у лекаря, обучался солдатскому делу, сражался с Чёртом или Смертью
Слайд 17
Обычно представление начиналось со следующего сюжета: Петрушка решил купить лошадь, музыкант зовет цыганабарышника.
Слайд 18
Петрушка долго осматривал лошадь и долго торговался с цыганом. Потом Петрушке адоедал торг, и вместо денег он долго бил цыган по спине, после чего тот убегал. Петрушка пытался сесть на лошадь, та сбрасывала его под хохот зрителей.
Слайд 19
Это могло продолжаться до тех пор, пока народ не отсмеется. Наконец лошадь убегала, оставляя Петрушку лежащим замертво. Приходил доктор и расспрашивал Петрушку о его болезнях.
Слайд 20
Выяснялось, что у того все болит. Между Доктором и Петрушкой происходила драка, в конце которой Петрушка сильно бил врага дубинкой по голове. «Какой же ты доктор, кричал Петрушка, - коли спрашиваешь, где болит? Зачем ты учился? Сам должен знать, где болит!" Появлялся квартальный. - "Ты зачем избил доктора? Он отвечал: "Затем, что плохо свою науку знает".
Слайд 21
Слайд 22
Слайд 23
Театр «Бродячий Вертеп Александра Грефа» ставит спектакли, главным героем которых является Петрушка, для детей и взрослых.
Слайд 24
Он все время радуется, Призывает к чему-то необыкновенному и как бы объединяет всех вокруг себя — смешной человечек с нечеловеческой силой слова.
Слайд 25
ПЬЕСА ОСОБЕННОСТИ ПЬЕСЫ Художественное произведение, ДИАЛОГИ которое предназначено РЕМАРКИ И МОНОЛОГИ для исполнения на сцене. ЧАСТИ ПЬЕСЫ: СЦЕНЫ, АКТЫ, ДЕЙСТВИЯ СПИСОК ДЕЙСТВУЮЩИХ ЛИЦ (АФИША)
Слайд 26
1. Ответить на вопрос: «Чем вы объясняете популярность театра Петрушки на протяжении многих десятилетий?» 2. Подготовиться к чтению в лицах.
Слайд 27
Ресурсы Интернет • • • • • http://www.booksite.ru/trade/main/russian.htm - слайд № 2 http://www.canvas.com.ua/?page=masters&painter=238&letter=9&list=p7r12 – фон слайда № 3 http ://demo.sinergi-school.ru/cms/index.php/projects/sdelvross/28933-petru shka_samaja_znamenitaja_russkaja_kukla_meduzov_maksim_shkola_581_klass - фото Петрушки http://religion.ng.ru/style/2009-02-18/ - слайд № 4 http://www.booth.ru/petrushka/petr_home.htm - звуковые файлы слайд 11 http://justsite.wordpress.com/2009/11/12/% d0%b8%d1%81%d1%82%d0%be%d1%80%d0%b8%d1%8f-%d1%88%d0 %b0%d1%80%d0%bc%d0%b0%d0%bd%d0%ba%d0%b8 / -слайд № 9 http://forum.rudtp.ru/showthread.php?t=34931&goto=nextoldest – слайд № 10 http://all-pages.com/city_photo/1/11/19/391/ - слайд № 22 • http://artlavka.eto-ya.com/2010/01/18/petrushka/ - слайд № 26 • • • •
Слайд 28
Работа выполнена учителем русского языка и литературы МОУ СОШ №1 г. Гуково Ермиловой Мариной Владимировной август, 2010 г.

Полный текст материала Презентация + разработка занятия "В гостях у Озорника Петрушки." смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Ермилова Марина Владимировна  mayban
10.08.2010 8 31943 3827

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК