Диагностическое пособие для педагогов дошкольных образовательных организаций и родителей


Описание хода проведения диагностики, методов и инструментов, формы для ведения диагностического журнала, инструкции для обработки иинтерпретации полученных данных и оценочные таблицы. Выводы и рекомендации для корректировки результативности развития детей дошкольного возраста. Адаптация к разному уровню родителей. Учет возрастной периодизации детей.

Данное пособие разработано в рамках выполнения Государственного контракта от 20 октября 2017 г. № 08.022.11.0046  «Разработка методов педагогической диагностики для определения уровня индивидуального развития детей при реализации основной образовательной программы дошкольной образовательной организации», заключенного Министерством образования и науки Российской Федерации и Обществом с ограниченной ответственностью «Научно-Технический Центр «Прогресс-Инфотех».  

Введение
Концепция федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.  (ФГОС ДО)  относительно педагоги¬ческой диагностики состоит в том, что она необходима для индивидуализации образования — поддержки ребен¬ка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции его развития, а также оп¬тимизации работы с группой детей.

Индивидуализация достигается за счет учета имеющегося уровня разви¬тия каждого ребенка и планирования соответствующих видов деятельности, которые гарантировали бы каждому ребенку возможность добиться успеха. Для этого требуется всесторонняя информация о развитии ребенка. Работа педагога дошкольного образования представляет собой процесс принятия решений, в ходе которого он наблюдает за ребенком, опреде¬ляет, на какой стадии тот находится в наиболее существенных областях развития, и в соответствии с этим осу¬ществляет педагогические действия. Полученная информация позволяет выработать индивидуальные цели развития детей, создать наиболее благоприятные условия для развития ребенка в детском саду, оказать ему поддержку на основе его индивиду¬альных интересов, возможностей и особенностей.

В тексте используются следующие сокращения:
ДОО – дошкольное образовательное учреждение;
ООП – основная образовательная программа;
ФГОС ДО – федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.

Цель составления методических рекомендаций: оказание помощи педагогам дошкольных образовательных организаций, а также родителям, чьи дети не посещают ДОО, в отслеживании и корректировке результативности развития детей дошкольного возраста.

Краткое описание ожидаемого результата от использования данных методических рекомендаций.

Грамотная организация и использование данных методических рекомендаций при реализации основной образовательной программы дошкольной образовательной организации позволит педагогам и родителям   отслеживать и корректировать результативность развития детей дошкольного возраста, представленного в виде описания пяти  основных сфер инициативы ребенка.

Основная часть
Методические подходы к применению диагностического материала в практике работы дошкольных образовательных организаций Российской Федерации (для педагогов), в домашних условиях (для  родителей)

Познание и понимание педагогом ребенка дошкольного возраста как основная цель педагогической диагностики в дошкольном образовательном учреждении определяет использование им преимущественно малоформализованных диагностических методов, ведущими среди которых являются наблюдение проявлений ребенка в деятельности и общении с другими субъектами педагогического процесса, а также свободные беседы с детьми.

В качестве дополнительных методов используются анализ продуктов детской деятельности, простые тесты, специальные диагностические ситуации.

Педагогическая диагностика достижений ребенка направлена на изучение: деятельностных умений ребенка, интересов, предпочтений, склонностей ребенка, личностных особенностей ребенка, поведенческих проявлений ребенка, особенностей взаимодействия ребенка со сверстниками, особенностей взаимодействия ребенка со взрослыми.

Сущность и содержание диагностической работы
Сущность и содержание диагностической работы для педагогов состоит и направлено на решение следующих задач:

  • составление социально-психологического портрета дошкольника;
  • определение путей и форм оказания помощи детям, испытывающим трудности в общении и психическом самочувствии, обучении (в т.ч. по пяти основным сферам развития инициативы ребенка дошкольного возраста);
  • выбор средств и форм психологического сопровождения ребенка в соответствии с присущими им особенностями обучения и общения для развития пяти основных сфер инициативы ребенка).

Конфиденциальность получаемых результатов достигается за счёт строгой регламентации доступа к полученной информации о ребёнке. Результаты диагностики представляются педагогам и родителям в виде психолого-педагогической характеристики ребёнка и рекомендаций, разработанных на основе данных комплексного обследования.

Функциональные обязанности и требования
Обследование по всем разделам программы, кроме специальных (музыкальное и физическое) проводят воспитатели, администрация присутствует при обследовании, помогает при разрешении спорных вопросов, проводят повторное обследование (если необходимо).

Функциональные обязанности
Специалист, проводящий педагогическую диагностику, должен владеть:

  • технологиями проведения диагностического обследования;
  • процедурами первичной обработки и индивидуального анализа данных;
  • процедурами и методиками качественной экспертной оценки данных;
  • процедурами и методиками количественной оценки результатов обследования;
  • процедурами и методиками выделения дезадаптационных рисков;
  • методами интерпретации данных обследования;
  • методами составления заключения по результатам обследования;
  • методами разработки индивидуальных программ коррекции и развития дошкольника, формулировки рекомендаций родителям и педагогам по развитию ребенка.

Требования к условиям проведения педагогической диагностики

  • Условия проведения диагностики должны соответствовать СанПиН.
  • Обследование может проводиться в присутствии родителей.
  • Обследование необходимо проводить в привычной для дошкольника обстановке. Недопустимо использование для диагностического обследования медицинского кабинета, административных кабинетов.
  • Обследование не должно нарушать режим дня дошкольников и не приводить к утомлению детей. Целесообразно его проводить в первой половине дня, лучше во вторник или среду (дни наиболее высокой работоспособности детей).
  • Проведение диагностического обследования не должно нарушать нормативные акты, этические и правовые нормы.
  • Проведение диагностических процедур не должно препятствовать выполнению педагогом образовательной организации его должностных обязанностей.
  • Обследование может проводиться в группе или индивидуально (в соответствии с методикой). Максимальное количество детей в группе – 6 человек.
  • Диагностические процедуры не должны быть слишком длительными, учитывая особенности работоспособности детей каждого возраста.
  • Непрерывная продолжительность диагностики – не более 20 минут, при первых признаках утомления нужно сменить вид деятельности.
  • При проведении диагностического обследования следует максимально использовать педагогическое наблюдение за деятельностью и поведением ребенка в образовательном организации.
  • Необходимо заранее подготовить и разложить в определенной последовательности все, что требуется для проведения обследования.
  • Все игры, принадлежности, пособия лучше разложить в нужном порядке на отдельном столе.
  • Не рекомендуется: спешить с подсказкой, торопить ребенка; показывать свое неудовлетворение, неудовольствие; подчеркивать отрицательные результаты и анализировать результаты вместе с родителями в присутствии ребенка.

При оценке выполнения дошкольником заданий необходимо учитывать, что результаты снижаются в случаях:

  • трудностей в контактах с незнакомыми взрослыми;
  • страха получить низкую оценку взрослого;
  • неспособности ребенка в специально смоделированной ситуации (обследования) сконцентрировать внимание, сосредоточиться;
  • медлительности ребенка или усталости;
  • плохого самочувствия ребенка.

Функции контроля
Контроль проведения педагогической диагностики и объективности оценки индивидуального развития ребенка осуществляется заведующим и старшим воспитателем посредством следующих форм:

  • ежедневный текущий контроль;
  • тематический контроль;
  • оперативный контроль;

Виды деятельности в рамках контроля: педагогические наблюдения; изучение и анализ документации, собеседования.

Аналитико-прогностическая деятельность
Результаты диагностики используются преимущественно для обнаружения  сильных сторон ребенка и определения перспектив его развития. Таким образом, полученная в результате диагностики информация и  сделанные на ее основе выводы помогают  педагогу предположить возможные  действия ребенка в разных ситуациях и понять, какие достижения ребенка  следует всячески поддержать и развивать дальше, в чем именно требуется оказать  этому ребенку помощь. Искусство педагога з заключается в том, чтобы открыть перед каждым ребенком перспективы его развития, показать ему те  сферы, где он может проявить себя, достичь больших успехов, черпать силы из  этого источника, чтобы в целом гармония личности становилась полноценной,  богатой, неповторимой.

Технологии, виды, формы и методы применения диагностики и коррекции результатов
Для проведения педагогической диагностики уровня развития детей дошкольного возраста предлагается диагностический материал (карта развития), разработанный в рамках государственного контракта от 20 октября 2017 г. № 08.022.11.0046 «Разработка методов педагогической диагностики для определения уровня индивидуального развития детей при реализации основной образовательной программы дошкольной образовательной организации».  

Преимущества использования карты развития следующие:

  • выделяет основные достижения ребенка (без отвлечения на второстепенные детали), используя простой и доступный язык наблюдения;
  • карта позволяет наглядно определить место ребенка в группе и всей группы в нормативном пространстве развития - во всем возрастном диапазоне (увидеть отставание и опережение);
  • позволяет непосредственно выходить на проектирование индивидуального образовательного маршрута ребенка в зависимости от выявленного уровня его индивидуального развития.

Для педагогов дошкольного образования
Описание хода проведения диагностики

Выбор инструментария для проведения диагностики определяется специалистом психологом самостоятельно (зависит от уровня профессиональной компетенции и от круга решаемых/поставленных задач). Учитывается исключительно выборка стандартизации используемых методик, поскольку каждая методика рассчитана на определенный возраст, совпадение которого, с фактическим возрастом испытуемых обязательно.

Представленная карта развития выстроена по возрастам. Каждая методика содержит свой инструментарий, инструкции для интерпретации полученных данных и форму обработки и оценки результатов.

Инструкция для проведения диагностики

Следует обращать внимание на инструкцию, которая дана к каждой методике, общих инструкций при применении диагностики не существует, поскольку неправильная или обобщенная инструкция может полностью изменить содержание задания и, следовательно, полученный или ожидаемый результат.
Методы проведения диагностики: наблюдение, тестирование, анкетирование, беседа, анализ продуктов детской деятельности (творчества) (по Т.Д. Марцинковской).

Форма ведения диагностического журнала.
Обычно могут заполняться следующие журналы:

  • журнал записи и учета детей, прошедших диагностику;
  • журнал регистрации заключений и рекомендаций;
  • карта (папка) развития ребенка.

В журнале могут содержаться дополнительные данные или информация (по согласованию с родителями (законными представителями):

  • психолого-педагогическая информация, полученная по результатам диагностики (первичной/вторичной);
  • запись педагогических наблюдений (краткая форма, безоценочные описания);
  • рекомендации;
  • сведения о родителях (законных представителях), сведения о роде занятий, работе (краткая форма, безоценочные описания);
  • результаты диагностики, характеристики.

Свободное ведение записей в журнале
I. Общая характеристика возрастного развития
Физическое развитие_________________________________________
Внешний вид _______________________________________________
II Двигательная инициатива, поведенческие проявления
1. Крупная моторика ________________________________________________
2. Мелкая моторика ________________________________________________
3. Темп деятельности _______________________________________________
4. Организация деятельности ________________________________________
5. Стеничность ____________________________________________________
III. Инициатива целеполагания
1. Произвольность__________________________________________________
2. Регуляция_______________________________________________________
3. Обучаемость ____________________________________________________
4. Реакция на обследование__________________________________________
5. Особенности игровой деятельности ________________________________
способы _________________________________________________________________
целенаправленность ______________________________________________________
установка на результат_____________________________________________________
продуктивность___________________________________________________________
перенос _________________________________________________________________
соскальзывание __________________________________________________________
VI. Познавательная инициатива
1. Восприятие ______________________________________________________
цвет и форма ____________________________________________________________
величина _______________________________________________________________
пространство ____________________________________________________________
2. Мышление _______________________________________________________
форма мыслительной деятельности (ФМД) _____________________________
словесно-логическое мышление ______________________________________
диалектическое (оппозиционное) мышление____________________________
моделирование _____________________________________________________
систематизация _____________________________________________________
3.Воображение______________________________________________________
4. Память ___________________________________________________________
5. Речь _____________________________________________________________
экспрессивная____________________________________________________________
импрессивная ____________________________________________________________
6. Внимание_________________________________________________________
7. Счет__________________________________________________________________
8. Конструирование ______________________________________________________
V. Личностные особенности
1. Личностная активность_________________________________________________
2. Личностная направленность _____________________________________________
3. Эмоциональный фон ___________________________________________________
4. Фактор эмоционального напряжения (ФЭН) _______________________________
эмоциональная возбудимость _____________________________________________
эмоциональная заторможенность __________________________________________
ситуативная реактивность__________________________________________________
5. Самооценка___________________________________________________________
6. Уровень притязаний____________________________________________________
7. Ценностные ориентации ________________________________________________
VI. Коммуникативная инициатива
Особенности взаимодействия со взрослыми
1. Особенности общения в ситуации обследования ____________________________
2. Особенности общения с родителями (семья) ________________________________
3. Особенности общения с воспитателями и педагогами ________________________
Особенности взаимодействия со сверстниками
4. Особенности общения со сверстниками____________________________________
в играх и вне игры ________________________________________________________
5. Социальный статус в группе сверстников__________________________________
VII. Творческая инициатива
1. Конструирование / моделирование________________________________________
2. Изобразительно-графическая деятельность ________________________________
3. Игровая деятельность___________________________________________________
характер и содержание_____________________________________________________
любимые игрушки ________________________________________________________
4. Учебная деятельность____________________________________________________
VIII. Интересы, предпочтения, склонности
1. Конструирование / моделирование________________________________________
2. Изобразительно-графическая деятельность ________________________________
3. Игровая деятельность___________________________________________________
характер и содержание_____________________________________________________
любимые игрушки ________________________________________________________
4. Учебная деятельность____________________________________________________
IX. Деятельностные умения
1. Конструирование / моделирование________________________________________
2. Изобразительно-графическая деятельность ________________________________
3. Игровая деятельность___________________________________________________
4. Учебная деятельность____________________________________________________
X. Особенности развития__________________________________________
XI. Проблемы развития________________________________________________
XII. Рекомендации  ___________________________________________

Инструменты проведения диагностики:
Набор диагностических методик по возрастам согласно периодизации и возрасту, с которого начинается систематическое посещение дошкольной образовательной организации
Набор диагностических методик для детей 3—4 лет

  1. Рисунок на свободную тему.
  2. Рисунок человека.
  3. Разрезные картинки.
  4. Бирюльки.
  5. Мисочки.
  6. Коробочка форм (почтовый ящик).
  7. Эталоны.
  8. CAT (2—3 картинки из первой серии).
  9. Запоминание картинок.
  10. Конструирование по расчлененному образцу.

Набор диагностических методик для детей 4—7 лет

  1. Рисунок человека.
  2. Рисунок сказочного животного.
  3. Дорисовывание (тест Торренса).
  4. Что может быть одновременно.
  5. Запоминание 10 картинок.
  6. Запоминание 12 слов (или простейшая пиктограмма).
  7. Исключение 4-го (картинки).
  8. Последовательные картинки.
  9. Самое непохожее (тест Венгера).
  10. Перцептивное моделирование.
  11. Кораблик для детей (4—5 лет — рыбка, тест Венгера).
  12. Дорожки (полянки) (тест Венгера).
  13. Матрица Равена (для детей 4—5 лет — серии А, А—В, для детей 5—7 лет — серии А—В, В).
  14. Розенцвейг (12 картинок).
  15. CAT.
  16. Лесенка.

Результаты проведения диагностики можно сформировать отдельно в следующую форму, которая поможет педагогу наблюдать за развитием ребенка и проводить при необходимости коррекцию.

По результатам ведения протоколов формируется педагогическая характеристика (фиксируются письменно результаты методики и дается ее интерпретация).

В педагогической характеристики указываются сроки посещения группы дошкольной организации. Указывается общее поведение ребенка в группе, контакты с детьми (при проведении групповой диагностики). Даются общие характеристики моторики; игры (при условии использования, как инструментария); конструктивной деятельности; речи. Делается заключение о развитии ребенка.

По итогам диагностики можно составить индивидуальную программу развития ребенка (с указанием временного отрезка для реализации).
В обобщенном виде наиболее эффективными в использовании (исходя из практики деятельности педагогов) можно признать следующие диагностические методики.

Часть методик приведена в Приложении, часть описана в приведенном списке литературы. Педагоги ДОО могут выбирать и другие методики для проведения обследования.
   
Речь    
Дополнительная активность, проявления    
Интерпретация. Шкала оценок: 1 балл – недостаточное эмоциональное возбуждение; 2 балла – обычное (фоновое) эмоциональное состояние; 3 балла – повышенный по сравнению с обычным уровень эмоционального возбуждения; 4 балла – чрезмерное эмоциональное возбуждение.

Завершение диагностики. В выводе, сделанном после завершения диагностики, следует ответить на вопросы: 1. В какой форме у ребенка чаще проявляется неблагоприятное эмоциональное состояние: в форме чрезмерного или недостаточного возбуждения? 2. По каким другим, не названным в протоколе признакам можно определить уровень эмоционального возбуждения?

После ответов на вопросы родитель (законный представитель) может провести дополнительную консультацию со специалистом или произвести ряд действий по изменению ситуации в домашних условиях: проработка дополнительных навыков самоорганизации с ребенком, навыков общения, изменения окружающей обстановки, укрепление физической выносливости.

Инструкция: «Я тебе сейчас прочитаю слова, которые тебе надо хорошо запомнить и повторить мне в конце занятия. Слов много, поэтому запо¬мнить их трудно, чтобы тебе было легче справиться с заданием, ты можешь на этом листе нарисовать что-нибудь, что тебе напомнит данное слово. Нарисовать можно только какие-то картинки, а не буквы. Так как слов доволь¬но много, а лист только один, постарайся расположить рисунки таким об¬разом, чтобы все они уместились на этом листочке. Не старайся вырисовывать картинки, качество рисунков не важно, главное, чтобы они правильно отражали содержание слова».

Проведение теста. Детям медленно читаются приведенные выше слова и словосочетания (которые идут как одно слово). При этом взрослый внимательно смотрит за тем, чтобы ребенок рисовал не буквы, а только определенные изображения. Если ребенок начинает рисовать большие фигурки, занимающие основную часть листа, то ему можно напомнить о том, что лист один и на нем надо будет уместить все картинки. Это напоминание делается один раз, примерно после 2—3-го слова. При необходимости лист можно перевернуть, однако при этом ребенку обязательно следует напомнить о том, что его предупреждали, что места мало, а он это прослушал и потому нарушил инструкцию.

В том случае, если у взрослого появляются подозрения, что ребенок рисует без всякой цели и смысла, первую пришедшую в голову картинку, никак не связанную со словом, т.е. что он не понял или не расслышал инструкцию, необходимо спросить о том, что за рисунок делает ребенок и какое отношение он имеет к слову, названному взрослым. Можно уточнить, помнит ли еще ребенок то слово, на которое делает рисунок.

Время, отпускаемое на каждый рисунок к слову, ограничено и не превышает 1—2 минут. Если дети начинают увлекаться, вырисовывать детали и добавлять что-то к первоначальному рисунку, то взрослый должен напомнить, что его не интересует качество картинки, важна только ее связь с произнесенным словом. Если ребенок продолжает рисовать, этот процесс прерывается и ему предъявляется следующее слово.

После окончания работы взрослый должен пронумеровать рисунки, чтобы было видно, какой рисунок к какому слову относится. (В том случае, если дети умеют считать, это можно попросить сделать самого ребенка.) Через 20—30 минут после проведения теста детям предъявляется лист бумаги с их рисунками, глядя на которые их просят припомнить те слова, которые диктовал взрослый. При воспроизведении фиксируется количество правильно воспроизведенных слов, а также количество ошибок, которые были допущены ребенком. При этом воспроизведение, например, словосочетания «вкусный ужин» как «сладкий ужин» или «разлука» как «расставание» считается как правильное.

Анализ результатов. Прежде всего, фиксируется количество правильно воспроизведенных слов, которое говорит нам об объеме опосредованной памяти, который должен быть больше, чем объем непосредственной памяти, и в норме для детей этого возраста составляет 10--12 слов (т.е. практически стопроцентное воспроизведение).

Уровень развития образного мышления исследуется при помощи анализа рисунков. При этом у детей с низким уровнем мышления рисунки мало связаны с темой либо их связь поверхностная, в то время как у детей с высоким уровнем образного мышления рисунки отражают суть данного предмета. Например, для вкусного ужина может быть нарисован торт, стол с каким-то блюдом, тарелка с едой и т.п. Точно так же для болезни может быть изображен и больной человек (например, с перевязанной ногой или лежащий на кровати), и сама кровать, и больница.

Следует обратить внимание на характер рисунков к словам разной сложности, специально подобранные в пиктограмме. Так, нарисовать знак, отражающий «вкусный ужин» или «строгую воспитательницу», детям на¬много проще, чем «болезнь» или «обман». Наиболее сложными считаются слова «теплый ветер» и «развитие». Для детей 5 лет нормой являются адекватные рисунки для простых слов и отказ или буквальное, конкретное отражение сложных слов. В то же время для детей 6 лет и старше нормой является адекватное изображение всех слов данной пиктограммы.

Анализ расположения рисунков на листе бумаги показывает способность ребенка правильно организовать свою деятельность, что особенно важно учитывать при диагностике 6-леток, так как это является одним из параметров, связанных с готовностью к школьному обучению. Наиболее адекватным считается расположение рисунков в той последовательности, в которой даются слова, так что взрослому даже не требуется их специально нумеровать в конце пиктограммы. При этом изображения отделены друг от друга и свободно умещаются на одной стороне листа. Наиболее низким уровнем организации является вариант, при котором рисунки хаотически разбросаны по листу и на-столько велики, что налезают друг на друга, не умещаются на одной стороне и приходится переворачивать лист, чтобы уместить все слова.

Тест «Невербальная классификация» — направлен на изучение словесно-логического мышления у детей 5—7 лет.
Стимульный материал этого теста состоит из 20 картинок предметов, относящихся к двум классам близких по смыслу понятий, например, диких и домашних животных, овощей и фруктов, одежды и обуви и т.п. Для детей 5—5,5 лет может использоваться более легкий материал, т.е. изображения понятий, далеких друг от друга, например, одежда и транспорт. Также могут быть использованы картинки из лото, картинки, вырезанные из книжек или нарисованные. Важно, чтобы они были одинаковыми по яркости (не должно быть сочетания цветных и черно-белых изображений) и по размеру, а также количество картинок в каждой группе должно быть одинаковым, например, 10 диких и 10 домашних животных, 10 фруктов и 10 овощей и т.д.

Инструкция: «Посмотри внимательно, что я буду делать» — после этого инструкция прерывается, и взрослый начинает распределять картинки на две группы, не объясняя принципа этой систематизации. После того как взрослый выложил три картинки, он передает их ребенку со словами: «А теперь раскладывай карточки дальше, делая так же, как и я».

Проведение теста. Данная классификация называется невербальной, так как взрослый задает основание классификации в реальной деятельности, не называя сами понятия. Выкладывая карточки, обратите внимание на то, что первые две должны относиться к разным классам (например, волк и корова), так как это облегчит ребенку дальнейшую классификацию. Третья карточка может относиться к любому классу, она кладется под первой карточкой правильной группы, например, карточка овцы располагается под коровой. После того как вы передали картинки ребенку, вы только наблюдаете за его деятельностью, не произнося ни одного слова (не нужно даже говорить: «молодец», «правильно» или «неправильно»). В случае ошибки вы просто молча перекладываете карточку в нужное место, под правильной картинкой.

Анализ результатов. Данный тест исследует уровень развития словесно-логического мышления детей, именно поэтому так важно, чтобы заданное вами основание классификации было понято и произнесено ими самостоятельно. В процессе работы время практически не ограничено, хотя, как правило, классификация 20 картинок занимает в норме не больше 5— 7 минут (для детей рефлексивных, с медленным темпом деятельности время может быть увеличено до 8—10 минут). Главное внимание обращается на характер работы и количество ошибок, которые допускает ребенок.

Мы можем говорить о норме, т.е. среднем уровне интеллектуального развития в том случае, если ребенок допускает 2—3 ошибки, преимущественно в самом начале работы, пока понятия им еще не выделены окончательно. Бывают и случайные ошибки в процессе классификации, особенно у импульсивных детей, которые торопятся разложить картинки побыстрее.

Однако в том случае, если ребенок допускает больше пяти ошибок, можно говорить о непонимании им принципа разложения этих картинок. Об этом же говорит и хаотичный их расклад, например, когда дети не задумываясь распределяют карточки по группам. В этом случае работа может быть прервана и взрослый вводит вербальное обозначение классифицируемых понятий. Как правило, детям говорят: «Ну зачем же ты кладешь лошадку в эту группу, ведь тут лежат волк, тигр, лев, т.е. только те животные, которые живут на воле, в лесу или в джунглях. Это дикие животные, а лошадь — животное домашнее, она живет с человеком, поэтому ее надо положить в ту группу, где корова, осел и т.д.». После этого классификация доводится до конца, но не оценивается. Для диагностики (уже не только интеллекта, но и обучаемости) ребенку дается другой набор карточек, и в этом случае работа не прерывается даже тогда, когда он опять допускает ошибки.

Тест «Несуществующее животное» — направлен на исследование личности детей. Может использоваться при работе с детьми от 4,5—5 лет и старше.
Инструкция:«Нарисуй несуществующее животное, т.е. такое, которого нет в реальной жизни».
Проведение теста. Детям предлагают лист белой бумаги и простой карандаш. Младшим детям (4,5—6 лет) можно предложить цветные карандаши или фломастеры. Им также могут быть даны более детальные разъяснения понятия «несуществующее животное», например, взрослый может предложить нарисовать такое животное, которого нет в жизни, оно существует только в сказках. После начала работы взрослый, как и в других личностных тестах, не вмешивается в ее процесс. Как только ребенок закончил рисовать, его можно попросить ответить на некоторые вопросы: «Как зовут это животное? С кем оно живет? С кем дружит? Чем питается?» Ответы детей фиксируются.

Анализ результатов. Прежде всего обращают внимание на размер фигуры нарисованного животного и расположение этой фигуры на листе бумаги. Размер фигуры связан с самооценкой ребенка (чем больше размер фигуры, тем выше самооценка), а ее расположение на листе бумаги — с уровнем его притязаний. Расположение в верхней трети листа говорит о высоких притязаниях, в середине листа — о средних, а в нижней трети — о занижен¬ных притязаниях. Большое значение имеет сопоставление размера фигуры с расположением на листе бумаги. Наиболее адекватным считается достаточно большой рисунок, расположенный в средней части листа. Такое расположение говорит об уверенности ребенка в себе, но не идеализации, его стремлении проявить себя, получить поощрение, высокую оценку, но не любой ценой.

Животное большого размера, размещенное в верхней части листа, свидетельствует о завышенной самооценке и притязаниях ребенка на самые высокие оценки, на лидерство, хотя эти притязания и не всегда оправданны. Если рисунок еще и украшен (украшения на животном, цветы, орнаменты и т.д.), можно говорить о демонстративности данного ребенка, т.е. о том, что он стремится обратить на себя внимание любой ценой. Если такие дети не могут получить положительную оценку, не являются лидерами группы, они становятся дезорганизаторами, нарушающими любые правила только для того, чтобы привлечь к себе внимание. Наказания только усиливают негативизм и конфликтность таких детей, так как привлекают к ним внимание, которого они и добиваются. Поэтому лучше всего стараться не обращать внимания на их проделки (конечно, если они не опасны для окружающих и самого ребенка), одновременно поощряя их хорошие поступки, стараясь обеспечить им успешность в какой-то деятельности.

О неуверенности, тревожности и развитии комплекса неполноценности у детей говорят рисунки, в которых маленькая фигурка животного помещается в самом низу листа. Такие дети нуждаются в поощрении взрослых, очень важно обращать внимание других детей на их успехи (например, на то, как хорошо этот ребенок что-то нарисовал или склеил), если они не очень успешны в учебе или спортивных упражнениях. Подобное поощрение необходимо для того, чтобы ребенок почувствовал уверенность в своих силах, понял, что и у него есть много положительных качеств, он не хуже других детей. Особенно важна такая работа с детьми из авторитарных семей, в которых от них требуется высокая успешность во всех видах деятельности и послушание, которые с трудом даются детям и приводят к снижению их самооценки.

О наличии внутриличностного конфликта можно говорит в том случае, если есть несовпадения между самооценкой и уровнем притязаний. На рисунках таких детей маленькая фигурка может располагаться на самом верху листа, либо, наоборот, большая фигура нарисована в самом низу. Высокое нервное напряжение, тревога и агрессия у таких детей связаны с тем, что они не могут оценить себя, составить свой целостный образ. Их представление о себе постоянно меняется, а потому меняется и поведение, и характер общения. При этом дети, у которых небольшая фигура смещена вверх, часто скрывают свою неуверенность и тревогу (иногда неосознанные) нарочито жестким, агрессивным поведением, конфликтностью. Такой вид агрессии называется «агрессией от тревоги» и является весьма распространенным как у детей, так и у взрослых, которые нападают для того, чтобы скрыть свое неумение, некомпетентность и неуверенность. О таком поведении сложилась поговорка: «Лучший метод защиты — нападение». Этот тип отклонений часто появляется у детей, у которых нет уверенности в любви и защите.

Дети боятся, что мама или папа не будут их любить, если они сделают что-то не так, не получат высокой оценки. Отсюда их демонстративное притязание на эту оценку, сочетающееся с неуверенностью в себе.

Дети, которые рисуют большую фигуру внизу, наоборот, уверены в себе и своих силах, но боятся или не хотят эту уверенность показывать. Это, как правило, дети из не очень благополучных семей, в которых ими не занимаются, не любят, часто наказывают.

При анализе рисунка нужно обращать внимание и на размещение фигуры по горизонтали. Так, фигура, сдвинутая в левую сторону (так же, как и смотрящая влево), может говорить об инфантильности ребенка, его стремлении назад, в детство. Это может быть связано как с чрезмерными требованиями к ребенку, так и с ревностью к появившемуся брату или сестре, которых не было раньше. Фигура, сдвинутая в правую сторону (либо смотрящая вправо), говорит о стремлении в будущее, о желании стать взрослым. Хотя этот рисунок также свидетельствует о том, что дети не очень удовлетворены настоящим, такое стремление предпочтительнее стремления в прошлое.

Большое значение имеет и преобладание в нарисованной фигуре горизонтальных или вертикальных линий. Вытянутая по горизонтали фигура говорит о неуверенности, тревожности, а преобладание вертикальных линий — наоборот, об уверенности, агрессивности, стремлении к лидерству.

Об агрессивности свидетельствуют и нарисованные когти, зубы, сжатые кулаки и т.п., так же, как и ответы детей, в которых рассказывается о том, что животное питается другими животными, людьми, сырым мясом и т.д. Однако надо помнить, что эти ответы характерны для любой агрессии — и открытой (со стремлением к превосходству, к лидерству), и защитной агрессии (появляющейся в результате тревоги). Поэтому важно анализировать рисунок целиком, сопоставляя данные, полученные при анализе разных параметров.

Рекомендуется обращать внимание и на штриховку рисунков. Так, сильная, с нажимом прямая штриховка часто связана с внутренним напряжением ребенка, стремлением к высокой оценке, лидерству. Косая штриховка, с сильным нажимом и часто выходящая за пределы контура, также говорит о нервном напряжении ребенка, но свидетельствует скорее о неуверенности в себе, обидчивости, нервозности. Штриховка кругами связана с инфантилизмом, стремлением ребенка к защите, к любви и ласке, которых ему не хватает.    

Оценивается и содержание рисунков. Рисунки животных, имеющих панцирь, броню и т.п., говорят о желании ребенка спрятаться, уйти от общения. Такие рисунки характерны и для тревожных, и для замкнутых детей. Наличие барьеров, ограждений, как круглых, так и прямоугольных линий, огораживающих фигуру, связано с отгороженностью самого ребенка, желанием уйти от общения, от любопытства чужих людей. Такой рису¬нок может говорить и о недостаточной эмоциональности детей. Рисунки птиц, бабочек или зверюшек, имеющих крылья, часто связаны с желанием ребенка выйти из неприятной ситуации, сложившейся в семье или в группе сверстников. При этом важно обратить внимание на положение фигуры на листе бумаги, которое показывает, куда стремится переместиться ребенок — в прошлое или в будущее (см. выше). Появление антенн, проводов, биноклей и т.п. атрибутов часто связано с интересом ребенка к окружающему, к другим людям, стремлением наладить с ними связь.


Полный текст материала Диагностическое пособие для педагогов дошкольных образовательных организаций и родителей смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Яловецкий В.И., Мамедова Ж. и др.  Публикатор
23.11.2017 0 299 23
Комментировать

Читайте новые статьи
Оставить отзыв к материалу:
avatar
Всего: 0