Статья "Особенности формирования взаимоотношений детей дошкольного возраста"


Особенности формирования взаимоотношений детей старшего и среднего дошкольного возраста

Аннотация: Огромное значение и актуальность приобретает изучение дошкольника в системе его взаимоотношений со сверстниками в группе детского сада, так как дошкольный возраст – самый ответственный период в воспитании. Он является возрастом первоначального становления личности ребенка. В это время в общении ребенка со сверстниками возникают довольно сложные взаимоотношения, главным образом влияющее на становление его личности .

Общение с детьми – важный фактор психического развития малыша. Потребность в общении рано становится его основной социальной потребностью. Желание общаться с другими детьми способствует развитию коммуникации. Оно является условием формирования социальных качеств его личности, проявление и развитие начал коллективных взаимоотношений детей. Но в настоящее время, появившиеся новшества в сфере компьютерных технологий отрицательно влияют на уровень общения ребенка. А ведь живое человеческое общение существенно обогащает жизнь детей, раскрашивает яркими красками сферу их ощущений

Ключевые слова: дошкольный возраст, личность, познавательная деятельность, структура дошкольного возраста, сфера межличностных отношений.

Вопрос становления общения детей в дошкольном возрасте сравнительно юная, однако сильно созревающая отрасль возрастной психологии. Её родоначальником был известный педагог Ж. Пиаже. Как раз Пиаже ещё в тридцатых годах заинтересовал интерес детских ученых по психологии к сверстнику, как к немаловажному фактору и нужному относительно общественного и эмоционального формирования детей, содействующему разрушению эгоцентризма. Коммуникация — это невероятно существенная составная часть жизни малыша. Ребенок завладеет приемами общения, и именно от этого зависит благополучность в ходе взросления.

Дошкольный возраст является периодом значительных изменений в организме ребенка и считается определенным этапом созревания организма. В этот период идет динамичное развитие и совершенствование систем организма, развитие мелких мышц, развитие и дифференцировка различных отделов центральной нервной системы. Характерной особенностью данного возраста является так же развитие познавательных и мыслительных психических процессов: внимания, мышления, воображения, памяти, речи[1].

Познавательная деятельность - это осмысленная деятельность, сориентированная на освоение окружающей действительности с помощью аналогичных психологических действий, как восприятие, мышление, память, внимание, речь. Л.С. Выготский прописал, что умственное развитие выражает то новейшее, что выполняется без помощи других посредством новообразования других иных качеств разума и переводит психические функции с наиболее низкого в наиболее важный уровень развития по направлению произвольности и осознанности. [1].

Старший дошкольный возраст очень важен для психического развития, так как на первое место выходит целенаправленная познавательная деятельность, в процессе которой происходят существенные изменения в психической сфере. Постепенно ведущее место в структуре познавательных процессов начинает занимать мышление [2].

Структура мыслительной деятельности у детей старшего дошкольного возраста содержит следующие компоненты:

1) Мотивационный компонент, проявляющийся в разных видах активности;

2) Регуляционный компонент, проявляющийся в умении планировать, программировать и контролировать психическую деятельность;

3) Операционный компонент, то есть наличие сформированных операций анализа и синтеза.

Сфера межличностных отношений чрезвычайно широка. Она охватывает практически весь диапазон существования человека. Межличностные взаимоотношения выражаются в большом разнообразии сфер человеческого бытия, которые существенно отличаются друг от друга и в которых действуют различные психологические факторы[2].

Большое значение для развития и социализации ребенка имеет его окружающая среда. Рассмотрим, как изменяется структура системы взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста.

Л.С. Выготский писал, что старший дошкольный возраст – это важнейший момент в жизни малыша. У ребенка дошкольного возраста имеется две сферы социальных отношений: «ребенок – взрослый» и «ребенок – дети». В дошкольном учреждении образуется новая структура этих отношений. У дошкольника система «ребенок – взрослый» подразделяется на «ребенок – воспитатель» и «ребенок – родители». Система «ребенок – воспитатель» начинает определять отношение ребенка к родителям и отношения ребенка к воспитателю. Далее, система «ребенок – воспитатель» становится центром жизни ребенка, от неё зависит совокупность всех благоприятных для жизни условий. Хорошие взаимоотношения с воспитателем будет сказываться и в повседневной жизни ребенка[4].

Дети быстро и легко осваивают трудовые навыки вместе с ровесниками, чем с взрослыми. В процессе совместной деятельности ребенок вступает в эмоциональный личный контакт. В процессе взросление у ребенка растет потребность в общении с другими детьми.

Характерно, что дошкольники вначале даже как будто избегают прямых контактов с другими детьми (если, конечно, среди них нет соседей по дому или семейных знакомых). Этот контакт осуществляется через педагога. Если, например, кто-нибудь из воспитанников забыл принести в сад свою любимую игрушку, а ему хочется играть, то он не обращается к другим детям с просьбой дать ему другую игрушку, ребенок обычно сидит и молчит, иногда плачет, надеясь, что воспитательница заметит его бедственное положение. Воспитатель, узнав, в чем дело, обращается к детям, с просьбой, поделиться своими игрушками. Ребенок, у которого есть свободная игрушка, не отдает её товарищу сам. Он подает игрушку воспитателю, которая и передает её ребенку[ 3].

Со временем воспитатель учит детей обращаться друг другу с просьбой. В следующий раз она уже не берет сама нужный предмет, а предлагает ребятам самим поделиться друг с другом. Постепенно дети начинают все больше чувствовать себя частью целой группы. Появляется гордость за свою группу, дети начинают заряжать яркими эмоциями всех вокруг. Эти первые ростки коллективизма необходимо поддерживать и развивать. В более старших группах овладевают такими сложными формами отношений, как совместное выполнение одного задания вместе с группой. В этом случае старшие дошкольники приобретают опыт распределения обязанностей между собой, учатся действовать вместе со своими ровесниками . Сначала действия детей такой группы согласовывает воспитатель. Затем, когда дошкольники овладевают навыками совместной организационной работы, из их числа выделяется ответственный, который начинает выполнять функции руководителя группы. Постепенно взаимоотношения детей в группе усложняются, в группе появляются активные дети, которые выступают как ядро коллектива. Но следует помнить, что активные дети занимают этот статус не только с целью помощь другим, а чтобы показать свое достоинство. Нужно вовремя замечать такие детали и разрешать их [4].


 

Список литературы

  1. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М., 2011. - 402 с.

  2. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. – Санкт-Петербург: Союз, 1997. – 220 с.

  3. Галигузова, Л.Н. Как помочь наладить общение со сверстниками / Л.Н. Галигузова // Дошкольное воспитание. – 2006. - № 1. –111-113с.

  4. Дубина Л. Развитие у детей коммуникативных способностей // Дошкольное воспитание. - 2005. - №10. - 35с.


Полный текст материала Статья "Особенности формирования взаимоотношений детей дошкольного возраста" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Гараева Алия Радисовна  Публикатор
16.05.2019 0 252 2

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



Принимайте участие!
Читайте новые статьи
Оставьте отзыв к материалу:
Всего: 0