Автореферат "Организация познавательной деятельности детей в разновозрастнных группах"


 

АВТОРЕФЕРАТ

 

 

 

ОРГАНИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ В РАЗНОВОЗРАСТННЫХ ГРУППАХ

 

 

 

 

ЧУЧМАНОВОЙ ЕЛЕНЫ ИВАНОВНЫ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2018г

 

 

Введение

Одним из приоритетных направлений современного дошкольного образования является формирование у детей дошкольного возраста целостной научной картины мира и современного мировоззрения, способностей и навыков самостоятельного научного познания. В этом контексте перед учеными и практиками встает проблема творческого переосмысления сущности, задач, принципов и форм организации познавательной деятельности детей дошкольного возраста, создания таких психолого-педагогических условий, которые бы максимально способствовали развитию их познавательной активности.

Актуальность темы исследования обусловлена проблемами организации познавательной деятельности ребенка, и заключается в необходимости разработки педагогической программы подготовки детей дошкольного возраста к успешной адаптации в социуме. Она состоит, прежде всего, в возможности ребенка получать информацию об окружающем мире, сохранять положительное самоощущение, психологический комфорт внутреннего состояния, спокойствия, позитивное эмоциональное отношение к себе и к окружающему миру, а также адекватно оценивать свои возможности.

Тема развития познавательных качеств детей остается на сегодняшний день по-прежнему актуальной. Ведь главной задачей дошкольного учреждения является подготовка ребенка к освоению нового социального статуса.

Цель исследования: теоретическое обоснование и опытно-экспериментальное исследование организации познавательной деятельности детей дошкольного возраста в разных возрастных группах.

Задачи исследования:

1. Изучить сущность познавательной деятельности детей, ее ведущих видов деятельности.

2. Исследовать организацию познавательной деятельности детей разных возрастных групп в развивающей среде дошкольной образовательной организации.

3. Разработать и апробировать экспериментальную программу «Организация познавательной деятельности детей разных возрастных групп».

4. Проанализировать результаты опытно-экспериментальной работы по организации познавательной деятельности детей дошкольного возраста.

В качестве гипотезы исследования выдвинуто предположение о том, что организация познавательной деятельности детей дошкольного возраста в разных возрастных группах будет более эффективной, если исследовать. сущность познавательной деятельности, особенности организации ее ведущих видов в развивающей среде ДОО.

В работе использовались следующие методы исследования:

- теоретические (изучение и анализ литературы по теме исследования);

- эмпирические (изучение методических руководств, изучение программ, педагогический эксперимент, наблюдение, анализ детских рисунков);

- методы математической обработки полученных в исследовании данных.

Структура работы.

Дипломное исследование состоит из введения, двух основных разделов: «Теоретические основы организации познавательной деятельности детей в разных возрастных группах» и «Опытно-экспериментальная работа по организации познавательной деятельности в разных возрастных группах», заключения, списка использованных источников и приложений.

 

Основное содержание работы

В первом разделе «Теоретические основы организации познавательной деятельности детей в разных возрастных группах» раскрыта сущность познавательной деятельности детей, ее ведущих видов деятельности.

Опираясь на результаты изучения научно-теоретических источников, уточним понимание познавательной деятельности. Под познавательной деятельностью ученые понимают сложный, осознанный, целенаправленный процесс, в котором субъект познания ставит познавательные задачи и решает их с помощью определенных средств. Организация познавательной деятельности рассматривается как целенаправленный, двусторонний процесс, в котором сочетается опосредованный педагогический воспитателя с активностью, самостоятельностью процесса познания ребенка. Общеизвестно, что познавательная деятельность предполагает два различных процесса: обучения (происходит с ребенком) и обучения (осуществляет педагог) 1.

Познавательная деятельность – это одно из главных средств умственного развития. Познавательная активность или любознательность – это стремление как можно больше узнать об окружающем мире. Познавательная активность не является врожденной. Она формируется на протяжении всего процесса сознательной жизнедеятельности человека. Социальная среда – вот тот грунт, от которого зависит, превратится ли эта потенциальная возможность в реальную действительность, уровень ее развития определяется индивидуально-психологическими особенностями ребенка и условиями воспитания.

Нами была рассмотрены особенности организации познавательной деятельности детей разных возрастных групп в развивающей среде ДОО.

На сегодняшний день в педагогике и психологии описаны многочисленные методы развития познавательной деятельности у детей дошкольного возраста. Основные методы познания – это эксперимент и опыт. Данные методы исследования действительности являются для ребенка врожденными.

Организуя познавательную деятельность детей в дошкольном учебном заведении, воспитатель, прежде всего, должен опираться на особенности мыслительной деятельности детей дошкольного возраста; уметь осуществлять анализ развития мышления каждого ребенка; оценивать уровень сформированности мышления. Организация познавательной деятельности предполагает действия, направленные на развитие детей путем осуществления различных видов деятельности, таких как: игровая2, изобразительная, исследовательская, предметная, проектная, коммуникативная, конструктивная деятельность и наблюдение. Реализация перечисленных методов организации познавательной деятельности усложняется ограниченностью выразительной речи детей дошкольного возраста3.

Для создания условий эффективной познавательной деятельности необходимо организовать познавательную среду. Однако существуют проблемы создания познавательной среды в ДОО, которые в последнее время стали очень актуальными.

Во втором разделе «Опытно-экспериментальная работа по организации познавательной деятельности в разных возрастных группах» нами было проведено эмпирическое исследование по организации познавательной деятельности в разных возрастных группах.

В целях проведения опытно-экспериментальной работы нами были рассмотрены условия развития детей дошкольного возраста на базе Детского сада с.Ястребовка Марксовского района Саратовской области. В эксперименте приняли участие 2разновозрастные группы : младшая, средняя, старшая и подготовительная. Было выявлено, что в группах ДОО большое внимание уделяется созданию познавательной среды, расширяющей возможности воспитательного процесса. В организованной педагогами среде дети могут проявлять моторную, сенсорную, манипулятивно-познавательную, игровую и художественную активность. Среда, созданная в ДОО, обеспечивает проявление детьми самостоятельности и свободной активности.

Диагностика познавательной деятельности в младшей группе проводилась по результатам проведения оценки знаний о ближайшем окружении, умении устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями на основе методик: знания о ближайшем окружении, умения устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями,

В средней группе познавательная деятельность оценивалась по следующим заданиям: «Что из чего?», «Детки с ветки», «Школа дорожного движения», «Что хорошо, что плохо», «Русские обычаи», «Цепь питания».

Результаты оценивались по шкале от 0 до 6 баллов: высокий, средний и низкий уровень познавательной активности детей.

В результате оценочной деятельности получены данные, в соответствии с которыми, общий показатель развитости детей по группам в процентном соотношении к 100% равны (рис. 1): младшая группа – 56%; средняя группа – 62%; старшая группа – 59%; подготовительная группа – 58%. Исследуя уровень развития познавательной активности детей по двум критериям очевидно, что в среднем дети развиты на 55 % из 100%.

 

Рис. 1. Уровень познавательной активности детей на констатирующем этапе исследования

Дети не проявляли самостоятельной инициативы и самостоятельности в процессе выполнения заданий, утрачивали к ним интерес при затруднениях проявляли отрицательные эмоции, не задавали познавательных вопросов, нуждались в поэтапном объяснении условий выполнении заданий. Это означает, что необходимо провести ряд педагогических приемов по повышению уровня познавательной активности детей.

При осуществлении и для более успешного проведения и результативности экспериментально-исследовательской деятельности с детьми необходимо было разработать экспериментальную программу «Организация познавательной деятельности детей разных возрастных групп», определить структуру данного этапа эксперимента и особенности экспериментирования в разных возрастных группах.

Было принято решение организовать познавательную деятельность в форме совместных обучающих занятий, как с воспитателем, так и с родителями детей. Кроме игр, в качестве познавательной деятельности в своей работе над повышением познавательной активности детей мы использовали такие методики, как блоки Дьенеша и палочки Кюизера. Таким образом, в формирующем этапе проведены ряд мероприятий, которые должны способствовать увеличению познавательной деятельности детей разных возрастных групп.

Контрольный этап опытно-экспериментальной работы заключался в проведении повторной диагностики уровня познавательной активности детей дошкольного возраста, обобщении результатов опытно-экспериментальной работы.

Мы предположили, что дети разных возрастных групп должны расширить кругозор об окружающем мире, уметь сосредотачивать свое внимание на изучаемом предмете, активно участвовать в обсуждении услышанной темы, находить отличия в похожих предметах, дифференцировать предметы по их родовым признакам и принадлежности тому или иному классу, уверенно владеть пространственно-временными представлениями, различать время года и суток и т.д.

Для определения уровня развития познавательной активности детей в группах применены следующие методики.

Для младшей группы: «Разложи по местам», «Узнай и назови».

Для средней группы: «Найди и вычеркни»

Для старшей группы: «Чего не хватает на этих рисунках?»

Для подготовительной группы: «Узнай, кто это».

Как и на констатирующем этапе результаты оценивались по шкале от 0 до 6 баллов: высокий, средний и низкий уровень познавательной активности детей.

В результате оценочной деятельности получены данные, в соответствии с которыми, общий показатель развитости детей по группам в процентном соотношении к 100% равны (рис. 2): младшая группа – 68%; средняя группа – 83%; старшая группа – 79%, выпускная группа – 85%.

Рис. 2. Уровень познавательной активности детей на контрольном этапе

После формирующего этапа исследования результаты диагностики показали, что произошел положительный сдвиг в развитии познавательной активности детей дошкольного возраста в разных возрастных группах (рис. 3).

Рис. 3. Динамика познавательной активности детей в разных возрастных группах

Таким образом, примененные методы на формирующем этапе показали свою эффективность в развитии познавательной активности детей.

 

 

Заключение

Проведенное исследование позволило сделать выводы о том, что развитие познавательной активности ребенка – это процесс, подчиненный определенным, вполне объективным закономерностям. Познавательная активность ребенка, направленная на обследование окружающего мира, организует его внимание на исследуемых предметах довольно долго, пока не иссякнет интерес. Роль взрослого – поддержать этот интерес с помощью разнообразных методов и приемов. Непременным условием поддержания познавательного интереса в детском саду является создание развивающей среды. Система предметной среды должна учитывать возрастные интересы развития детской деятельности, соответствовать возможностям ребенка, отвечать структуре познавательной сферы ребенка, то есть должна включать как уже известные компоненты, так и проблемные, требующие исследований.

В рамках настоящего исследования проведен эксперимент на базе детского сада с Ястребовка Марксовского района Саратовской области.

На констатирующем этапе, исследуя уровень развития личности детей по двум критериям выявлено, что в среднем дети развиты на 55 % из 100%.

В результате оценочной деятельности получены данные, в соответствии с которыми, общий показатель развитости детей по группам в процентном соотношении к 100% равны: младшая группа – 56%; средняя группа – 62%; старшая группа – 59%; подготовительная группа – 58%.

На основании полученных результатов об уровне развития детей экспериментальных групп детского сада была разработана и апробирована экспериментальная программа «Организация познавательной деятельности детей разных возрастных групп». В результате оценочной деятельности получены данные, в соответствии с которыми, общий показатель развитости детей по группам в процентном соотношении к 100% равны: младшая группа – 68%; средняя группа – 83%; старшая группа – 79%, выпускная группа – 85%.

Таким образом, после проведенной работы педагогов результаты диагностики в конце года показали, что по всем параметрам произошел положительный сдвиг в развитии личностных качеств детьми дошкольного возраста. Следовательно, цель выпускной квалификационной работы достигнута, гипотеза подтверждена и все задачи выполнены.

 

 

 

 

 

1 Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика, 2015. 273 с.- 57 с.

2 Анохина Т. Как организовать современную предметно-развивающую среду//Дошкольное воспитание. - 2009. - №5. - С.32 - 34.

3 Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. – Фортуна, М., 2013. – 207с.

10

 


Полный текст материала Автореферат "Организация познавательной деятельности детей в разновозрастнных группах" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Чучманова Елена Ивановна  Публикатор
22.06.2018 0 217 10

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Смотрите похожие материалы

Читайте новые статьи

Ранее мы писали, что ученики лучше откликаются на те задания, которые вызывают эмоции. Особенно хорошо такими заданиями «разбавить» десятки однотипных заданий, на решение которых уходят часы домашней и классной работы. Почему бы вместо «Двух велосипедистов, выехавших из пункта А в пункт Б» не взять учеников Васю и Колю, выехавших с улиц Ленина и Кирова?

На наш сайт поступил вопрос от родителя: "Мой ребенок учится в первом классе. Когда дети пишут прописи или просто работают в тетрадках, учитель заставляет выделять орфограммы в слове другим цветом шариковой ручки. Для написания одного слова ребенок несколько раз меняет ручки (синяя, зеленая). Правильное это обучение?". Ответ дает учитель математики, пользователь нашего сайта. 

Оставить отзыв к материалу:
Всего: 0