Рабочая программа кружка по интеллектуальному развитию детей подготовительной к школе группе


Цель: развитие прединженерного мышления и познавательных способностей дошкольников, формирование логико-математического мышления детей старшего дошкольного возраста посредством нестандартных дидактических материалов («Логические блоки Дьенеша»).

1.    Пояснительная записка
Дополнительная образовательная программа «Волшебные блоки Дьенеша» предусматривает дополнительное образование детей подготовительной группы по развитию прединженерного мышления посредством нетрадиционного дидактического материала. Дополнительная образовательная программа МБДОУ «Детский сад № 21 «Чебурашка» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детей» разработана в соответствии с нормативно-правовыми документами:  Федеральным законом от 29.12.2012 № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».  СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях».  Письмом Министерства образования РФ от 18.06.2003г. № 28-02- 484/16 «Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей».  Письмом Минобрнауки России от 11.12.2006 № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей».  Уставом МБДОУ «Детский сад № 21 «Чебурашка».

Основная цель состоит в том, что программа направлена на успешное овладение детьми основам математики, информатики, конструкторских навыков: 

  • Позволяет варьировать использование игр и упражнений на различных этапах обучения;
  • Способствует созданию новых условий для воспитания интеллектуальных способностей ребенка. 

Цель: развитие прединженерного мышления и познавательных способностей дошкольников, формирование логико-математического мышления детей старшего дошкольного возраста посредством  нестандартных дидактических материалов («Логические блоки Дьенеша»).

Задачи:

  1. Развивать у детей логическое мышление. 
  2. Формировать представления о математических понятиях. 
  3. Развивать знания, умения, навыки, необходимые для самостоятельного решения учебных и практических задач. 
  4. Воспитывать самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели, преодоления трудностей. 
  5. Формировать познавательные процессы, мыслительные операции (анализ, сравнение, синтез); 
  6. Формировать элементарные навыки алгоритмической культуры мышления.
  7. Развивать воображение, фантазию, способности к моделированию и конструированию, творческие и технические способности.

В проекте Федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования одной из целей, связанных с модернизацией содержания общего образования, является  гуманистическая направленность образования. Она обуславливает личностно-ориентированную модель взаимодействия, развитие личности ребенка, его творческого потенциала. Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, мышления, способствующего формированию разносторонне-развитой личности. Ребенок по своей природе -  исследователь, экспериментатор, с радостью и удивлением открывающий для себя мир. Существует много способов представить детям возможность самостоятельно открыть причину происходящего, докопаться до истины, понять принцип, логику решения поставленной задачи и действовать в соответствии с предложенной ситуацией. Математика входит в жизнь ребенка с момента рождения. Ребенок растет и каждый день слышит много для себя нового. Если с раннего детства предоставить ребенку возможность познакомиться с математикой, подружиться с ней, увидеть в ней интересную игру, в которой хочется познавать что-то новое и необычное, тогда в школе с математикой будут связаны положительные эмоции, чувство владения предметом, интерес к нему. Любая математическая задача на смекалку, для какого бы возраста она не предназначалась, несет в себе определенную умственную задачу, которая чаще всего замаскирована занимательным сюжетом.

Занимательность этого дидактического материала маскирует ту математику, которую многие считают сухой, неинтересной и далекой от жизни детей. Благодаря играм с блоками Дьенеша у детей развиваются все психические процессы, мыслительные операции (умение сравнивать, анализировать, систематизировать, классифицировать, обобщать, делать выводы, умозаключения); способности к моделированию и конструированию, что в свою очередь способствует развитию определенных мозговых центров, влияющих на развитие речи. Также эти интеллектуальные игры способствуют развитию творческих способностей: фантазии, воображения, наглядно – действенного мышления, пространственного ориентирования, внимания.

1.1.Педагогическая целесообразность программы.

  • Направлена на успешное овладение в дальнейшем детьми основами математики и информатики.
  • Позволяет варьировать использование игр и упражнений на различных этапах обучения.
  • Способствует созданию новых условий для воспитания интеллектуальных способностей ребенка.

1.2.Целевые установки и задачи программы.

  • Развивает логическое мышление. Развивает представление о множестве, операции над множествами (сравнение, разбиение, классификация, абстрагирование). Формирует представления о математических понятиях (алгоритм, кодирование, декодирование информации, кодирование со знаком отрицания). 
  • Развивает умение выявлять свойства в объектах, называть их, адекватно обозначать их отсутствие, обобщать объекты по их свойствам (по одному, двум, трем), объяснять сходства и различия объектов, обосновывать свои рассуждения
  • Развивает пространственные представления.
  • Развивает знания, умения, навыки, необходимые для самостоятельного решения учебных и практических задач.
  • Воспитывает самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели, преодоления трудностей.
  • Развивает познавательные процессы, мыслительные операции.
  • Развивает творческие способности, воображение, фантазию, способности к моделированию и конструированию.
  • Развивает психические функции, связанные с речевой деятельностью.

1.3.Отличительные особенности программы
Дошкольный возраст – период активного развития познавательной деятельности. В это время происходит становление первых форм абстракции, обобщения и простых умозаключений, переход от практического мышления к логическому, развитие произвольности восприятия, внимания, памяти, воображения. Поэтому одной из актуальных проблем дошкольной педагогики является эффективное развитие интеллектуальных и творческих способностей дошкольников. Использование развивающих игр в педагогическом процессе позволяет перестроить образовательную деятельность: перейти от привычных занятий с детьми к познавательной игровой деятельности, организованной взрослым или самостоятельной. Они важны и интересны для детей, разнообразны по содержанию, очень динамичны и включают излюбленные детьми манипуляции с игровым материалом, который способен удовлетворить ребенка в моторной активности, движении, помогает детям использовать счет, контролирует правильность выполнения действий. Принципы, заложенные в основу этих игр - интерес - познание - творчество - становятся максимально действенными. В процессе игр интеллектуально пассивный ребенок способен выполнить объем учебной работы, какой ему совершенно не доступен на обычном занятии.

Игровые упражнения и игры отличаются занимательностью и соответствуют уровню сложностей заданий, предусмотренных современными вариативными программами. Для реализации индивидуального подхода, целесообразно организовывать работу с учетом трех уровней развития (предпосылок) логического мышления детей:

  • Сформировано.
  • На стадии формирования.
  • Не сформировано.

1.4.Принципы построения программы:

  • Принцип занимательности - используется с целью вовлечения детей в целенаправленную деятельность, формирования у них желания выполнять предъявленные требования и стремление к достижению конечного результата.
  • Принцип новизны - позволяет опираться на непроизвольное внимание, вызывая интерес к работе, за счёт постановки последовательной системы задач, активизируя познавательную сферу.
  • Принцип динамичности - заключается в постановке целей по обучению и развития ребёнка, которые постоянно углубляются и расширяются, чтобы повысить интерес и внимание детей к обучению.
  • Принцип сотрудничества - позволяет создать в ходе продуктивной деятельности,  доброжелательное отношение друг к другу и взаимопомощь.
  • Систематичности и последовательности – предполагает, что знания и умения неразрывно связаны между собой и образуют целостную систему, то есть учебный материал усваивается в результате постоянных упражнений и тренировок.
  • Учет возрастных и индивидуальных особенностей – основывается на знании анатомо-физиологических и психических, возрастных и индивидуальных особенностей ребенка.
  • Научности – заключается в формировании у детей системы научных знаний, в анализе и синтезе предметов, выделениях в нем важных, существенных признаков (цвет, форма, величина), в выявлении возможных межпредметных связей, в использовании принятых научных терминов (например, квадрат, прямоугольник, треугольник, круг и пр.)

1.5.Принципы взаимодействия с детьми:
Программа позволяет индивидуализировать сложные игровые задания: более сильным детям можно находить варианты сложнее, менее подготовленным – работу проще. При этом обучающий и развивающий смысл игры сохраняется. Это дает возможность предостеречь ребенка от страха перед трудностями, научить без боязни творить и создавать.

В процессе работы по программе кружка дети усваивают цвета и их оттенки; названия и отличительные признаки геометрических фигур (в стихотворной форме), обогащают словарный запас, учатся работать по схемам, сравнивать и обобщать предметы по определенному признаку (цвету, длине, форме и т.д.)

1.6.Срок реализации программы – 1 год:

  • 1 раз в неделю
  • Время проведения – 30-35 минут
  • В месяц – 4 занятия 
  • Количество детей – 18, возраст 6-7  лет.

2.    Результативность программы:
Ожидаемые результаты направлены на: 

  • формирование у воспитанников первичных представлений об основных свойствах и отношениях объектов окружающего мира: форме, цвете, размере, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени.
  • Развитие познавательных интересов детей, расширение опыта ориентировки в окружающем, сенсорное развитие, развитие любознательности и познавательной мотивации, формирование познавательных действий, становление сознания.
  • Развитие воображения и творческой активности.
  • Развитие восприятия, внимания, памяти, наблюдательности, способности анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений.
  • Развитие умения устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, делать простейшие обобщения.

В результате игровых занятий дети научатся:

  • Сравнивать предметы по длине, высоте, толщине, цвету, форме.
  • Следовать устным инструкциям  и работать по схемам.
  • Кодировать и декодировать информацию.
  • Пользоваться кодовыми карточками и кодом, обозначающим знак отрицания «не» (не квадрат, значит круг или треугольник и т.п.)
  • Улучшат свои коммуникативные  способности.

2.1.Методическое обеспечение программы:

  • Занятия по данной программе состоят из практической деятельности детей.
  • Проводятся под руководством педагога.

2.2 Мониторинг программы.

Цель мониторинга – отслеживание результатов программы.

Для проведения оценки эффективности работы мною были выбраны методики З.А. Михайловой, Т.Д.Рихтерман :

1. «Диагностика развития элементов логического и образного мышления, способности к анализу и синтезу, а также особенностей внимания и восприятия цвета, формы и величины».

2. «Диагностика развития элементов логического мышления «Свободная классификация».


Полный текст материала Рабочая программа кружка по интеллектуальному развитию детей подготовительной к школе группе смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Дворянкова Татьяна Викторовна  Таня9818
05.08.2018 0 218 19

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Читайте новые статьи

Ранее мы писали, что ученики лучше откликаются на те задания, которые вызывают эмоции. Особенно хорошо такими заданиями «разбавить» десятки однотипных заданий, на решение которых уходят часы домашней и классной работы. Почему бы вместо «Двух велосипедистов, выехавших из пункта А в пункт Б» не взять учеников Васю и Колю, выехавших с улиц Ленина и Кирова?

Оставить отзыв к материалу:
Всего: 0