Социальное исследование «Особенности использования старшими дошкольниками элементов РППС, способствующих развитию предпосылок логических УУД


Представленный материал будет интересен старшим воспитателям дошкольных учреждений при организации контроля и анализа использования предметов развивающей предметно-пространственной среды группы. В работе прописаны критерии оценки, таблицы для работы, образец рекомендаций для педагогов.

Проблема: Одним из главных показателей качества дошкольного образования является развивающая предметно-пространственная среда, соответствующая требованиям ФГОС ДО. Среда влияет не только на формирование у ребенка определенных качеств личности, но и призвана стимулировать разнохарактерную активность детей. Детские учреждения стараются, по мере возможности, формировать РППС, но всегда ли оправдан их выбор и выполняют ли элементы среды свое назначение – способствовать развитию воспитанника.

Методологические подходы:
Предметная среда должна носить развивающий характер. Она должна объективно через свое содержание и свойства создавать условия для творческой деятельности каждого ребенка, служить целям актуального физического и психического развития и совершенствования, обеспечивать зону ближайшего развития.
С.Л. Новоселова

Цель: изучить особенности использования старшими дошкольниками элементов РППС, способствующих развитию предпосылок логических универсальных учебных действий. 

Задачи:

  1. Познакомиться с подходами  к проблеме создания развивающей предметно-пространственной среды в дошкольном учреждении.
  2. Подобрать/разработать инструментарий для исследования.
  3. Проанализировать состояние насыщенность развивающейпредметно-пространственной среды на предмет наличия игри материалов, способствующих развитию логического мышления.
  4. Проанализировать доступность игри материалов, способствующих развитию логического мышления,  для детей.
  5. Исследовать активность использования элементов РППС воспитанниками в свободной деятельности.
  6. Исследовать деятельность педагога по активизации использования детьми в свободной  деятельности игр, способствующих развитию предпосылок логических универсальных действий. 
  7. Составить рекомендации по эффективному использованию элементов развивающей предметно-пространственной средыдля развития предпосылок познавательных УУД.

Объект исследования: элементы РППС (игры и игровое оборудование)

Предмет исследования: взаимодействие ребёнка с материалами РППС группы

Основные понятия: 
Развивающаяпредметно-пространственная среда - часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т. п.), материалами, оборудованием и инвентарем, для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учѐта особенностей и коррекции недостатков. 

Насыщенность РППС - оснащение образовательного пространства средствами обучения и воспитания (в том числе техническими), соответствующими материалами, в том числе расходным игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем (в соответствии со спецификой Программы) и в соответствии с возрастными возможностями детей.

Доступность РППС – свободный доступ воспитанников (в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья) к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности.

Универсальные учебные действия – это совокупность способов действий обучающегося, которая обеспечивает его способность к самостоятельному  усвоению новых знаний, включая и организацию самого процесса усвоения.

Логическое мышление - это вид мышления, сущность которого заключается в оперировании понятиями, суждениями, умозаключениями на основе законов логики, их сопоставлении и соотнесении с действиями или же совокупность умственных логически достоверных действий или операций мышления, связанных причинно-следственными закономерностями, позволяющими согласовать наличные знания с целью описания и преобразования объективной действительности.

Выборка: дошкольники 6-7 лет, 20 человек

Методы исследования: анализ предметов РППС,наблюдение

Инструментарий: карта наблюдений, бланк для анализа РППС

Бланк 
Анализ насыщенности и доступности для детей элементов РППС, способствующих развитию логического мышления ребенка
Группа________________________    дата обследования__________________

Перечень элементов РППС

Направленность развития

Д.И. «Что из чего сделано»  (2 шт.)

умение относить конкретный объект к заданной группе

Д.И. «Признаки»

умение группировать объекты на основе самостоятельно найденных общих признаков и обозначать образованную группу слов.

Д.И. «Аппликация»

анализ

Д.И. «Логика»

построение логической цепочки рассуждений

Д.И. «Время»

подведение под понятия

Д.И. «Кто в домике живет»

умение относить конкретный объект к заданной группе

Д.И. «Признаки» (2 шт)

выбор оснований и критериев для классификации объектов

Д.И. Аналогии»

установление причинно-следственных связей

Кубики –пазлы (11шт)

синтез

Кубусы (5шт)

синтез

Пазлы (9 шт)

синтез

Д.И. «Куда нитка…»

установление причинно-следственных связей

Домино 17 шт

 

Шашки 2 шт

построение логической цепи рассуждений

Настольная игра «Четвертинки»

синтез

Д.И. «Предметные парочки»

установление причинно-следственных связей

Д.И. «Геометрические формы»

выбор оснований для сериации

Д.И. «Азбука»

построение логической цепи рассуждений

Д.И. «Юный натуралист»

умение группировать объекты на основе самостоятельно найденных общих признаков и обозначать образованную группу слов

Д.И. «Времена года»

умение отличать существенные и несущественные признаки

Д.И. «Малыш и природа»

умение относить конкретный объект к заданной группе

Юный биолог

установление причинно-следственных связей

Юный эколог

установление причинно-следственных связей

Д.И. «Спорт»

выбор оснований для классификации

Конструкторы разных видов (наличие схем)

анализ, синтез

«Профессии»

умение относить конкретный объект к заданной группе

«Д.И. «Что из чего сделано» Наведи порядок»

выбор оснований и критериев для классификации объектов

Доступность для воспитанников:
1 – предметы не используются 
2 – предметы находятся в закрытом доступе для детей (возможность пользования только с разрешения педагога)
3 – предметы находятся в открытом доступе для детей

Карта анализа предметов РППС

логические приемы

мыслительные операции

перечень игр

Анализ объектов с целью выделения общих признаков

Д.И. «Признаки»,  Д.И. «Аппликация»,  Д.И. «Юный натуралист», Д.И. «Малыш и природа», «Профессии»

Синтез – составление целого из частей

Кубики –пазлы,  Кубусы,  Пазлы,  Настольная игра «Четвертинки», Конструкторы разных видов

Выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов

Д.И. «Признаки»,  Домино,  Д.И. «Геометрические формы»,  Д.И. «Времена года», Д.И. «Спорт», «Наведи порядок»

Подведение под понятие

Д.И. «Время»,  Д.И. «Что из чего сделано»,  Д.И. «Кто в домике живет»

Установление причинно-следственных связей

Д.И. «Аналогии»,  Д.И. «Куда нитка…»,  Д.И. «Предметные парочки», Юный биолог, Юный эколог

Построение логической цепи рассуждений

Д.И. «Логика»,  Шашки,  Д.И. «Азбука»

Карта наблюдений
Использование дошкольниками в свободной деятельности элементов РППС, способствующих развитию логического мышления 

Элементы РППС

результаты

Д.И. «Признаки»

И -1; И-2

Д.И. «Аппликация»

 

Д.И. «Логика»

 

Д.И. «Время»

 

Д.И. «Кто в домике живет»

И- 2; Г (2) -2

Д.И. «Признаки»

 

Д.И. Аналогии»

 

Кубики –пазлы

И-2; И-2; И-2; И-2

Кубусы

И-2; И-2; И-2; И-2

Пазлы

И-2; И-2; И-2

Д.И. «Куда нитка…»

 

Домино

 

Шашки

Г-2

Настольная игра «Четвертинки»

 

Д.И. «Предметные парочки»

 

Д.И. «Геометрические формы»

 

Д.И. «Азбука»

 

Д.И. «Юный натуралист»

 

Д.И. «Времена года»

 

Д.И. «Малыш и природа»

 

Юный биолог

 

Юный эколог

 

Д.И. «Спорт»

 

Конструкторы разных видов (наличие схем)

И-2 (4 чел)

«Профессии»

И-2

«Наведи порядок»

И-2

«Д.И. «Что из чего сделано»

И - 1

Использование элементов РППС в свободной деятельности:
1 – дети рассматривают элементы игры, игровых действий не выполняют 
2– дети самостоятельно играют, соблюдая правила    
Г – групповая игра
И – индивидуальная игра
Деятельность педагога
3 –дети играют самостоятельно 
4 – организует детей на игровую деятельность
5 –наблюдает за игрой, оценивает выполнение

Выводы: 

  • в группе имеется достаточное количество игр, способствующих развитию логических универсальных действий (более 20);
  • в группе имеются игры, направленные на развитие всех умений, составляющих логические универсальные действия;
  • 26 из перечисленных игр находятся в открытом доступе для детей, 2 – не могут использоваться детьми в самостоятельной деятельности;
  • Из 27 наименований игр использовались детьми в свободной деятельности – 10; из них в 9 игр дети самостоятельно играли, соблюдая правила; наибольшей популярностью у детей пользуются пазлы, конструкторы, кубусы;
  • игры, которыми дети пользуются в свободной деятельности, способствуют развитию всех заявленных в исследовании логических приемов, кроме «установление причинно-следственных связей»
  • деятельность педагога сводится к контролю качества выполнения игрового действия детьми

Рекомендации: 

  1. Педагогу пересмотреть наполняемость игровой среды играми, направленными на развитие логических приемов: убрать игры, не пользующие спросом у детей и представленные в большом количестве (домино);
  2. Дополнить среду новыми играми, направленными на развитие у детей логических приемов;
  3. Активизировать деятельность детей по использованию игр, направленных на развитие умения устанавливать причинно-следственные связи.

Полный текст материала Социальное исследование «Особенности использования старшими дошкольниками элементов РППС, способствующих развитию предпосылок логических УУД смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Дементьева Галина Николаевна  Публикатор
31.05.2017 0 399 37
Комментировать

Читайте новые статьи
Оставить отзыв к материалу:
avatar
Всего: 0