Презентация "Развитие мелкой моторики как один из способов развития речи детей"

Презентация "Развитие мелкой моторики как один из способов развития речи детей"

Описание презентации по слайдам.

1.Развитие мелкой моторики рук как один из способов развития речи.

Консультация для родителей.

Подготовила Иванова Светлана Алексеевна, учитель - логопед ГБОУ школа 1413, Москва, 2018.


 

2. Развитие ребенка – это долгий, целостный и непрерывный процесс. Навыки мелкой моторики формируются в контексте общего развития ребенка, включая двигательную, эмоциональную, познавательную и социальную сферы.


 

3. Частым вопросом взрослых является: «Для чего нужно развивать мелкую моторику?». Этот вопрос является очень актуальным, так как многие, действительно, не понимают зачем это нужно.
Что же такое мелкая моторика?

Мелкая моторика — это способность выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук и ног в результате скоординированных действий важнейших систем: нервной, зрительной, мышечной и костной. Относительно моторики кистей и пальцев рук часто применяют термин ловкость.

Область мелкой моторики включает большое количество разнообразных движений: от простых жестов, например, захват игрушки до очень сложных движений, например, писать и рисовать.


 

4. Мелкая моторика - одна из сторон двигательной сферы, которая непосредственно связана с:

  • овладением предметными действиями;

  • развитием продуктивных видов деятельности;

  • письмом;

  • речью ребенка 

(М. М. Кольцова, Н. Н. Новикова, Н. А. Бернштейн, В. Н. Бехтерев,

М. В. .Антропова, Н. А. Рокотова, Е. К. Бережная).

Формирование же двигательных функций, в том числе и тонких движений рук, происходит в процессе взаимодействия ребенка с окружающим его предметным миром.


 

5. Жан-Жак Руссо в своем романе о воспитании «Эмиль» так написал о потребностях маленького ребенка:

«... он хочет все потрогать, все взять в руки. Не мешайте ему, это для него совершенно необходимое дело. Так он учится различать тепло и холод, твердость и мягкость, тяжесть, размер и форму предметов. О свойствах окружающих его вещей ребенок узнает, сравнивая то, что видит, с ощущениями, которые получает от своих рук…».

Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия, ярче творческая стихия детского разума.

Чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее. Движение пальцев и кистей рук ребенка имеют особое развивающее воздействие. Специалисты утверждают, что действия с участием рук и пальцев приводят в гармоничные отношения тело и разум, поддерживают мозговые системы в отличном состоянии.
«Руки делают человеку голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга». И.Павлов.

«Движения руки тесно связаны с речью и способствуют ее развитию.»
В.М. Бехтеров.


 

6. В дошкольном возрасте диагностическим фактором является уровень моторного развития рук (сила, ловкость, скорость и точность движений) и ручных навыков (использование различных инструментов — ножниц, иголки, лопатки и др., застегивание и расстёгивание застежек, завязывание шнурков и т. д.)

 

Если руки не развиты, то это часто свидетельствует о некотором отставании в развитии ребенка.

В дошкольном и раннем школьном возрасте моторные навыки становятся более разнообразными и сложными. Увеличивается доля действий, которые требует согласованных действий обеих рук.

Развитие и совершенствование мелкой моторики кисти и пальцев рук является главным стимулом развития центральной нервной системы, всех психических процессов, речи.

 

7. Основными критериями оценки мелкой моторики, выделенными на основе анализа научной литературы, явились:

  • статическая координация;

  • динамическая координация;

  • скорость движений;

  • сила движений;

  • сопровождающие движения.

 

8. Дети с различными нарушениями развития, в том числе и речевыми нарушениями (ОНР, дизартрия, алалия, афазия, и т. д.), являются особой категорией. Психофизические особенности данных детей неизбежно оказывают влияние на формирование всех видов деятельности.

Развитию мелкой моторики детей, имеющих речевые нарушения, должно уделяться особое внимание.

Целенаправленно занимаясь развитием моторики, мы тем самым оказываем влияние на развитие речи ребенка.

М. М. Кольцова и М. С. Рудина также подчеркивают, что совершенствование речевых реакций напрямую зависит от степени тренировки движения пальцев ребенка. По мере развития движений пальцев рук идет развитие речи ребенка.

Речь — это не только функция органов артикуляции, но результат согласованной деятельности различных областей головного мозга.

Речь формируется во взаимосвязи с развитием мышления, памяти, внимания и других психических функций. 

 

9. Задачи, решение которых, поможет приблизиться к главной цели:

  • учить оперировать мелкими предметами;

  • координировать движения обеих рук;

  • формировать навык переключения с одного движения на другое;

  • повысить уровень зрительно – двигательной координации;

  • развивать двигательную память, произвольность и точность движений;

  • развивать тактильную чувствительность.


 

10. Развитие мелкой моторики - это комплекс - развитие речи, ознакомление с окружающим миром и продуктивная деятельность.


 

11. Какие же упражнения помогут ребенку усовершенствовать свои навыки? Одна из классификаций:

  • упражнения с мелкими предметами;

  • графические задания;

  • пальчиковые игры;

  • пальчиковые упражнения;

  • действия, выполняемые в в ходе режимных моментов.

Более подробно рассмотрим упражнения и игры с предметами для развития мелкой моторики.

Игры и действия с предметами развивают у детей фантазию, способствуют творческому развитию, положительному эмоциональному состоянию.


 

12. Лепка. Очень важную роль для развития моторики рук играет лепка. Основным инструментом в лепке являются руки, значит, уровень умений зависит от владения собственными руками.

Занятия лепкой комплексно воздействуют на развитие ребенка: развивают сенсорную чувствительность, синхронную работу обеих рук, развивают общую ручную умелость, силу и тонус рук, развивают воображение, пространственное мышление, формируют умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть и достигать его.

В работе с детьми можно использовать пластилин, глину, соленое тесто.

 

13. Все виды работ с бумагой - плетение, обрывание, изготовление поделок - требуют содружественной работы обеих рук, точных и согласованных движений кистей рук, аккуратности, настойчивости.

 

14. Работа с ножницами и бумагой. Этот вид деятельности предполагает умение владеть ножницами, освоение основных приемов вырезания — резать по прямой, по диагонали, вырезание круга из квадрата, овала из прямоугольника.

В старшем дошкольном возрасте дети учатся симметричному вырезыванию из бумаги, сложенной гармошкой или по диагонали. Силуэтное вырезывание требует большой сосредоточенности, уверенного пользования ножницами, умения планировать свои действия, составлять из вырезанных фигурок узоры, картинки, коллективные композиции.

 

15. Оригами, плетение, квиллинг. Все указанные виды работ хороши тем, что дают возможность ребенку работать двумя руками одновременно, тогда как в других случаях основную работу выполняет ведущая рука, а в оригами, с этим может сравниться только лепка, часто одинаковые движения выполняют обе руки, что, безусловно, положительно влияет на развитие моторики рук, на мозговую деятельность и ,соответственно, на развитие речи.

 

16. Игры и упражнения для формирования координации движений - «пальчиковые дорожки», лабиринты, игры в бирюльки.

 

17. Игры с волчками, шарами, камешками. Сначала ребенок учится запускать юлу, а затем волчки крупных размеров. И уже после этого можно давать ребенку волчки маленького размера.

Волчки можно запускать только правой рукой, только левой рукой, двумя руками одновременно.

Вместо волчка можно использовать другие предметы: кольца пирамидок, шарики.

Также полезно заводить ключиком заводные игрушки.

 

18. Составление фигур, композиций из счетных палочек, геометрических форм, разнообразных конструкторов.

С помощью этих предметов развивается ручная умелость, ловкость, координация, речь, мышление, воображение, сообразительность.

 

19. Игры с веревочками, лентами, бусинами.

Нанизывание отлично развивает руку. Нанизывать можно все что нанизывается: пуговицы, бусы, макароны, сушки и т. п.

Можно составлять бусы из картонных кружочков, квадратиков, сердечек, листьев деревьев, в том числе сухих, ягод рябины.

Величину нанизываемых предметов необходимо варьировать в зависимости от возраста детей: чем они старше, тем лучше они будут справляться с более мелкими деталями.
Очень полезны детям упражнения на завязывание и развязывание узлов и бантиков, различные виды шнуровок.

 

20. Статичные и динамичные упражнения с палочками, которые могут выполняться попеременно правой и левой рукой, а могут - одновременно двумя руками.

Палочки можно собирать в ладонь по одной штучке, можно выкладывать из ладошки по одной на стол.


 

21. Для стимуляции речевой функции ребёнка вполне достаточно 5–10 минут ежедневных занятий на развитие мелкой моторики рук. Если упражнения построены ритмически правильно, то они выполняются легко и не вызывают утомления.

Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость.

Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит развивать речь ребёнка.

При подборе игр и игровых упражнений необходимо придерживаться следующих принципов:

  • наглядность;

  • учет возрастных и индивидуальных особенностей детей;

  • учет интересов ребенка;

  • доступность каждому ребенку;

  • носит развивающий характер обучения.


 

22. При использовании данных игр и упражнений у ребенка вырабатывается моторное планирование, что крайне положительно влияет на развитие речи ребенка.

Моторное планирование предполагает умение выстроить логику действия. Речь также требует сложного моторного планирования: при произношении звуков и связного высказывания.

Упражнения должны выполняться регулярно. Подобные занятия всего по 5 - 10 минут, но каждый день, дают очень хороший результат. Развитие моторного планирования, а, следовательно, развитие мелкой моторики — это вспомогательный метод для стимуляции и коррекции речи ребенка. 

Моторному планированию способствуют:

  • непривычные для ребенка упражнения;

  • проработка тех движений, которые не получаются;

  • выполнение упражнений и движений по сигналу, под счет.

23. Литература.

24. Спасибо за внимание.


 


 


 

 


Полный текст материала Презентация "Развитие мелкой моторики как один из способов развития речи детей" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Иванова Светлана Алексеевна  Светлана9191
19.12.2018 0 575 53

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



Принимайте участие!
Читайте новые статьи
Оставьте отзыв к материалу:
Всего: 0