Консультация для педагогов, воспитателей "Обучение детей старшего возраста решению арифметических задач"


Слайд 1
ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ  СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО  ВОЗРАСТА РЕШЕНИЮ  АРИФМЕТИЧЕСКИХ ЗАДАЧ воспитатель по развивающему  обучению: Никитина Инна  Валентиновна, Высшая квалификационная категория
Слайд 2
Математ Всякая хорошо решенная ика задача оставляет умственное наслаждение. Г. Гессе Трудность решения в какой то мере входит в само понятие задачи: там, где нет трудности, нет и задачи. (Д. Пойа)
Слайд 3
План • Виды арифметических задач, используемые в работе с дошкольниками. • Этапы обучения решению арифметических задач. • Структура арифметической задачи. • Модели записи арифметического действия. • Алгоритм решения арифметических задач. • Роль решения арифметических задач.
Слайд 4
Виды арифметических задач, используемые в обучении детей старшего дошкольного возраста I группа - простые задачи: дети усваивают конкретный смысл каждого из арифметических действий (сложение или вычитание) - это задачи на нахождение суммы двух чисел и на нахождение остатка. II группа - простые задачи: надо осмыслить связь между компонентами и результатами арифметических действий это задачи на нахождение неизвестных компонентов. III группа - простые задачи на разностное сравнение
Слайд 5
Виды арифметических задач, используемые II группа - задачи на нахождение в обучении детей старшего неизвестных дошкольного компонентов: возраста  нахождение первого слагаемого по известным сумме и второму слагаемому («Нина вылепила •изI группа - задачи на нахождение суммы а пластилина несколько грибков и мишку, всего она вылепила 8 фигур. Сколько грибков двух чисел и на нахождение остатка: III группа - простые задачи на разностное сравнение вылепила Нина?»); нахождение второго слагаемого по известным  увеличение числа на5 несколько единиц («Леша На столе было яблок.(«Витя Витя съел 1 1 сумме и первому слагаемому вылепил вылепил 6 морковок, а Костя на одну больше. яблоко. Сколько яблок осталось? мишку и несколько зайчиков. Всего он вылепил Сколько морковок вылепил Костя?»); 7 фигур. Сколько остатка) зайчиков вылепил Витя?»); (нахождение уменьшение числа на несколько единиц («Маша нахождение уменьшаемого по известным вымыла 4 чашки, а Таня на одну чашку меньше. вычитаемому и разности («Дети сделали на елку Сколько чашекбыло вымыла Таня?»).  У Маши конфета, мама несколько гирлянд.шесть Одну из них уже повесили надала елку,девочке у них осталось 3 гирлянды. Сколько еще 1 конфету. Сколько всего гирлянд сделали дети?»);(нахождение конфет стало у Маши? нахождение вычитаемого по известным суммы) уменьшаемому и разности («Дети сделали 8 гирлянд на елку. Когда они повесили на елку несколько гирлянд, у них осталась одна гирлянда. Сколько гирлянд повесили на елку?»).
Слайд 6
Виды арифметических задач в зависимости от используемого наглядного материала: Задачи – драматизации:  отражают жизнь самих детей, т. е. то, что они только  что делали или обычно делают;  дети  учатся  составлять  задачи  про  самих  себя,  рассказывать  о  действиях  друг  друга,  ставить  вопрос  для  решения,  поэтому  структура  задачи  на  примере  задач­драматизаций наиболее доступна детям. Задачи – иллюстрации (по картинкам, по  игрушкам)  служат  развитию  самостоятельности  и  накоплению  опыта  установления  количественных  отношений  в  различных жизненных ситуациях Основные требования к картинкам: - простота сюжета; Устные задачи (без опоры на наглядный  - динамизм содержания; материал) - ярко выраженные количественные отношения между объектами
Слайд 7
Определите вид арифметической задачи Задача составляется на основе действий, выполняемых детьми: - драматизация «Нина вЗадача одну вазу поставила пять флажков, а в другую — один флажок. Сколько флажков поставила Нина в обе вазы?» Задача - иллюстрация Три зайчонка, пять ежат Ходят вместе в детский сад. Посчитать Устная мызадача вас попросим, Сколько малышей в саду?
Слайд 8
Этапы обучения решению арифметических задач Первый этап — подготовительный. Основная цель этого этапа — организовать систему упражнений по выполнению операций над множествами. Второй этап. Цель:  научиться составлять задачи;  понимать их отличие от рассказа и загадки;  понимать структуру задачи;  уметь анализировать задачи, устанавливая отношения между данными и искомым. Третий этап. Цель: учить детей формулировать арифметические действия сложения и вычитания
Слайд 9
Этапы обучения решению арифметических задач Подготовительный этап (операции над множествами) Положите 2 красных кружка, а ниже положите 4 синих. Сколько всего кружков вы положили? Положите 4 красных кружка, а ниже положите синих на 1 меньше. Сколько всего кружков вы положили? Отсчитайте 6 грибов, отними два. Сколько грибов осталось? А – 6 грибов, В – 2 гриба Круги Эйлера – Венна
Слайд 10
Этапы обучения решению арифметических задач Второй этап. (упражнения, задания, способствующие формированию у детей представления об арифметической задаче и ее структуре) Задачи – драматизации Двое детей выполняют действия, воспитатель комментирует: У Кости было 7 флажков, Миша дал ему еще 1 флажок. Сколько стало флажков у Кости? д/у «Определи где рассказ, а где задача» д/у «Задай вопрос к задаче» д/у «Задай вопрос к задаче» д/у «Выбери верный вопрос к задаче»
Слайд 11
Структура арифметической задачи: На аэродроме стояло 5 • Услови самолетов. Затем е вернулся ещё один самолёт. • Вопрос • Решени е • Ответ Сколько самолётов стоит на аэродроме? 5+1=6 На аэродроме стоит 6 самолётов.
Слайд 12
Упражнения, развивающие у детей представления о задаче и ее структуре. Два кольца, два Это не задача. В конца, а задаче всегда посередине требуется гвоздик. Что посчитать. это? Решите задачу. На столе стояло 5 стаканов В задаче с нет молоком. вопроса Гриша выпил один стакан. Решите задачу. В задаче нет Сколько птиц на условия дереве? Ехал грузовик, вез В задаче должно мешки с я блоками. быть Один мешок упал. Сколько мешков не менее двух осталосьчисел. в грузовике?
Слайд 13
Формулировка арифметического действия Арифметическое действие должно быть сформулировано полно и правильно. Упражнять детей в записи и чтении записи арифметического действия (Читая запись, дети скорее обнаруживают свою ошибку.) При формулировке арифметического действия можно считать правильным, когда дети говорят отнять, прибавить, вычесть, сложить. Слова сложить, вычесть, получится, равняется являются специальными математическими терминами. Воспитатель в своей речи должен пользоваться математической терминологией, постепенно приучая и детей к употреблению этих слов. (Например, ребенок говорит: «Нужно отнять из пяти яблок одно», а воспитатель должен уточнить: «Нужно из пяти яблок вычесть одно яблоко».)
Слайд 14
Модели записи арифметического действия • Модель записи действия вычитания: • Модель записи действия сложения:
Слайд 15
Алгоритм решения арифметической задачи: У ? > < + - Р О
Слайд 16
Роль решения арифметических задач Решение задач формирует у детей практические умения, необходимые каждому человеку в повседневной жизни. Например, подсчитать стоимость покупки, ремонта квартиры, вычислить, в какое время надо выйти, чтобы не опоздать на поезд, и т. п. Решая задачи, ребенок убеждается, что многие математические понятия (число, арифметические действия и др.) имеют корни в реальной жизни, в практике людей. Через решение задач дети знакомятся с важными в познавательном и воспитательном отношении фактами.
Слайд 17
Литература 1. Щербакова Е.И. Методика ознакомления детей с арифметическими задачами и примерами // Щербакова Е.И. Методика обучения математике в детском саду: Учеб. пособие для студ. дошк. отд-ний и фак. сред. пед. учеб. заведений. - М: Издательский центр «Академия», 1998. - с. 202-212 2. http://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=5688 3. http://sdo-journal.ru/headings/id22

Полный текст материала Консультация для педагогов, воспитателей "Обучение детей старшего возраста решению арифметических задач" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Никитина Инна Валентиновна  black_panther76
09.04.2011 5 7686 2129

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Интересные инструкции по ПК

Лучшие материалы сайта для вас
Оставьте отзыв к материалу:
Всего: 5
avatar
5 КНК • 17:32, 03.07.2011
Интересная, содержательная работа. Ваша презентация будет полезна воспитателям, а для методистаготовый материал для консультации.
[Материал]
avatar
4 kcana • 11:49, 19.06.2011
Спасибо за презентацию. Многие вещи освежились в голове!
[Материал]
avatar
3 lalja-hairyllinuy • 19:43, 04.05.2011
здорово! хорошая презинтация. буду пользоваться. спасибо
[Материал]
avatar
Материал обновлен.
[Материал]
avatar
1 МаринаЭд • 22:26, 14.04.2011
Спасибо! Доступно, интересно и очень наглядно!
[Материал]