Выступление+презентация к педсовету в ДОУ «Использование ИКТ в логопедической практике»


Муниципальное автономное дошкольное образовательное

учреждение МО г. Нягань «Детский сад № 1 «Солнышко»

ХМАО-Югра Тюменская обл.


учитель – логопед

Кадочникова Наталья Константиновна


Выступление на педагогическом совете «Использование информационно - коммуникационных технологий в логопедической практике».



1СЛАЙД. Приоритетной задачей национального проекта «Образование» является информатизация образовательного пространства, которое включает в себя оснащение современной техникой, позволяющей в полной мере реализовывать информационнно-коммуникационные технологии обучения.

Внедрение инновационных технологий в коррекционное образование прежде всего даст возможность улучшить качество обучения, повысить мотивацию детей к получению и усвоению новых знаний.

2 СЛАЙД. Электронные средства обучения постепенно становятся инструментом, способным существенно повысить качество образования, позволяющим сделать процесс обучения интересным, многогранным.
В нашем детском саду педагоги используют разнообразное оборудование:

• Телевизоры с DVD приставками.
• Компьютеры
• Интерактивная доска
• Магнитофоны

Видео и фотокамера ит.д.

Компьютер уверенно вошёл в нашу жизнь и занял в ней прочное положение.


3СЛАЙД. Современные информационные технологии (ИКТ) активно используются и в логопедической практике.

Они применяются в разных видах деятельности.


4 СЛАЙД. ИКТ используются на разных этапах коррекционной работы, позволяют активизировать компенсаторные механизмы и достичь оптимальной коррекции нарушенных функций.

В индивидуальной работе используются различные компьютерные программы, направленные на устранение речевых недостатков и развитие психических процессов учащихся.

Например, компьютерная технология “Игры для Тигры” предназначена для коррекции общего недоразвития речи. Эта игра применяется на индивидуальных логопедических занятиях.


5 -6 СЛАЙД. Среди технических новинок особое место занимают интерактивные доски -комплекс оборудования, дающий возможность педагогу сделать процесс обучения ярким, наглядным, динамичным, создавать свои smart-проекты, а также более эффективно осуществлять обратную связь с детьми.
Интерактивная доска - это устройство, использующееся с проектором и компьютером. Изображение с компьютера выводится на интерактивную доску, как на обычный экран, с помощью проектора. Используя маркер или палец, можно не отходя от доски управлять компьютерными приложениями или делать пометки поверх изображения.


7 СЛАЙД. Основные преимущества использования ИД:

  • Повышение мотивации для исправления недостатков речи детей, а в работе с детьми дошкольного возраста это очень важный фактор, так как, в отличие от школьников, маленькие дети не стремятся побыстрее избавиться от дефекта речи - они его не осознают.

  • Развитие психологической базы речи: восприятия, внимания и мышления за счет повышения уровня наглядности.

  • Совершенствование навыков пространственной ориентировки, развитие точности движений руки.


8 СЛАЙД. Использование инструментов программного обеспечения позволяют сделать занятия интересными и насыщенными.

При необходимости мы можем выделить цветом нужный объект, сделать записи на экране, использовать аудио - и видеозаписи. Инструмент Drag & drop (тащи и отпусти) даёт возможность передвигать объекты, классифицировать, соединять, группировать, заполнять пропуски. Все эти задания очень нравятся дошкольникам, следовательно, они внимательны и сосредоточены на протяжении всего занятия.


9 СЛАЙД.

Одним из важных направлений в работе учителя-логопеда является тесная связь с родителями. При помощи электронного оборудования можно подготовить и провести родительское собрание или консультацию в нетрадиционной форме, показать презентацию, видеозаписи занятий с детьми, записать на диск игры и задания для занятий дома и т. д. В 2010-2011 году был реализован детско-родительский проект, заседания в рамках проекта проводились с использованием интерактивной доски. Родители были очень удивлены, когда впервые увидели, как их дети свободно и уверенно работают у «волшебной доски».


10 СЛАЙД. Для связи с родителями используется сайт детского сада, на котором есть страничка учителя-логопеда.


11 СЛАЙД. Работа с педагогами.

Использование компьютерных технологий позволяет в короткий срок найти необходимую информацию, поделиться ею с педагогами, подготовить наглядный материал для участия в педсоветах, конференциях, семинарах.


12 СЛАЙД.

В методической работе компьютер просто незаменим. С помощью информационно-коммуникационных технологий осуществляется сохранение информации, для выполнения расчётов, построение диаграмм, графиков, оформление документации, стендовой информации.

Интернет позволяет найти ответ на любой вопрос, послать письмо по электронной почте, обменяться информацией, принять участие в обсуждениях острых проблем с коллегами, повысить свой методический уровень, участвовать в конкурсах.

Использование ИКТ помогает в реализации творческих проектов.


13 СЛАЙД.

Своё выступление я хочу завершить словами Иоганна Вольфганга Гёте «Недостаточно только получить знания; надо найти им приложение. Недостаточно только желать; надо делать!» Желаю успехов вам, уважаемые коллеги, успехов в применении современных средств обучения в практической деятельности и призываю активнее работать с интерактивной доской, так как в нашем детском саду есть такая возможность.






























КУРСЫ ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ

Тематика: «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ»


Проект использования информационно-коммуникационных технологий на логопедических занятиях реализуется с опорой на методику обучения детей с нарушениями письменной речи В.К.Орфинской, Г.А. Каше, Л.В. Лопатиной, Р.И. Лалаевой, Е.М. Гопиченко и др.

Создаваемые компьютерные программы адресованы прежде всего специалистам – логопедам и дефектологам, работающим с младшими школьниками, но могут использоваться для самостоятельных занятий в домашних условиях родителями, заинтересованными в исправлении и развитии устной и письменной речи своих детей, при условии консультирования специалистами.

Гипотеза проекта: коррекция и развитие устной и письменной речи учащихся начальных классов будет более эффективна, если учитель-логопед в работе с детьми будет использовать в системе в качестве обучающих средств компьютерные (логопедические) программы.

Цель проекта: Разработка и применение компьютерных программ в логопедической работе с учащимися начальных классов.

Общие задачи проекта:

 активизация познавательной деятельности учащихся;

 исправление нарушений звукопроизношения с использованием разработанного программного комплекса;

 развитие лексико-грамматического строя и связной речи младших школьников с применением компьютерных средств обучения;

    коррекция нарушений письменной речи у учащихся младшего школьного возраста с помощью      специализированных информационно-коммуникационных технологий, разработанных в рамках создания проекта.

 





Актуальность применения современных информационных технологий в образовательном процессе.
Нашу встречу мы начинаем словами А.С.Пушкина: (Слайд 3)
О, сколько нам открытий чудных
Готовит просвещенья дух
И опыт, сын ошибок трудных,
И гений, парадоксов друг.
Несмотря на то, что А.С.Пушкин жил в ХIХ веке, его бессмертные слова актуальны и в наше время.
ХХ век подарил человечеству много «технических чудес», в том числе компьютер с его многочисленными возможностями, а также мировую информационную сеть Интернет. Компьютер уверенно вошёл в нашу жизнь и занял в ней прочное положение. Даже самые маленькие детишки способны часами общаться с виртуальными героями, а взрослые могут не только легко найти в Интернете ответ на любой вопрос, послать письмо по электронной почте, обменяться информацией, сделать покупки, но и получать образование дистанционно.
Новые технологии всё активнее приходят и в школьное образование. В современной школе наблюдается процесс интеграции современных информационных технологий с традиционными формами, методами и средствами учебной деятельности. Словосочетание «информатизация педагогического процесса» стало сегодня расхожим. (Слайд 4)
Декларирована главная цель внедрения информационных технологий – создание единого информационного пространства образовательного учреждения, системы, в которой задействованы и на информационном уровне связаны все участники учебного процесса: администрация, преподаватели, ученики и их родители.
Электронные средства обучения постепенно становятся инструментом, способным существенно повысить качество образования, позволяющим сделать процесс обучения интересным, многогранным.
В современном детском саду в настоящее время существует разнообразное оборудование.

• Телевизоры с DVD приставками.
• Компьютерные классы.
• Мультимедийные установки.
• Интерактивные доски.
• Графопроекторы.
• Магнитофоны.
В учебном процессе компьютер занял ведущее место. Его применяют: (Слайд 6)
как средство выполнения расчётов;
для хранения информации;
• как средство имитации и моделирования изучаемых
процессов;
• для индивидуального обучения;
• для дифференцированного обучения;
• для реализации творческих проектов;
• как средство оценки знаний;
• для диагностики и анализа.
Использование компьютерных технологий позволяет:(Слайды 7,8)
• Повысить мотивацию детей к трудным для них видам учебной деятельности.
Моделировать продуктивные виды деятельности детей (классификацию, конструирование, экспериментирование, прогнозирование и др.), необходимые для освоения развивающих и коррекционных задач.
• Создать дополнительные визуальные динамические опоры для анализа ребенком собственной деятельности в режиме реального и отсроченного времени.
• Выбрать индивидуальный темп, объём получаемой информации и время обучения.
• Фиксировать содержание с многократным возвращением к нему.
• Копировать, редактировать, тиражировать материал.
• Осуществлять свободный доступ к большим объёмам информации.
С выходом в Интернет палитра возможностей расширяется ещё больше. Специфика Интернет-среды – динамичность и вариативность, возможность альтернативного выбора – это то, чем можно мастерски пользоваться как на уроке, так и в дополнительном образовании.
Внедрение новых средств обучения, основанных на информационных технологиях, в работу с учащимися, имеющими речевые нарушения. (Слайд 9)
Современные информационные технологии стали активно использоваться и в логопедической практике. Они применяются на разных этапах коррекционной работы, в разных видах деятельности, позволяют активизировать компенсаторные механизмы и достичь оптимальной коррекции нарушенных функций.
Наряду с традиционными формами, методами и приемами коррекционной работы учителя-логопеды активно используют информационные технологии. (Слайд 10)
В структуре логопедической работы диагностика занимает одно из ведущих мест. В нашей практике мы пока не встретили специальные диагностические программы, однако при обследовании письменной речи учащихся можно использовать некоторые диагностические пробы программы «Семейный наставник». (Слайд 11)
Следует отметить, что при проведении обследования можно использовать другие ТСО. Одним из них является диктофон. Он применяется для записи речи ребёнка на начальном этапе работы и дальнейшего отслеживания результативности.
В индивидуальной работе используются различные компьютерные программы, направленные на устранение речевых недостатков и развитие психических процессов учащихся. (Слайд 12)
Мы предлагаем Вашему вниманию Систему заданий по автоматизации звука [c] в словах, разработанную Андреевой Наталией Григорьевной, старшим преподавателем кафедры дефектологии Московского социально-гуманитарного института (филиал г.Таганрог).
(переход на задание при помощи стрелки).
Основной формой организации логопедической работы являются фронтальные (групповые и подгрупповые) занятия, на которых использование мультимедийного оборудования является наиболее эффективным. Преимущество состоит в том, что учитель-логопед может самостоятельно составить презентацию урока в программе РоwerРoint в соответствии с темой и задачами, уровнем речевого развития учащихся. (Слайд 13)
Занятия можно проводить как в традиционной, так и в нетрадиционной формах. Предлагаем Вам познакомиться с электронными версиями логопедических занятий: (Слайд 14)
• «Дифференциация звуков и букв Ш-Ж». Автор: учитель-логопед Тосуниди Ольга Максимовна.
• Брейн-ринг «Безударная гласная в корне слова, проверяемая ударением». Автор: учитель-логопед Смирнова Анжелика Эдуардовна. (Переход на занятия при по щелчку мышки на соответствующие стрелки, расположенные на слайде).
Использование компьютерных технологий позволяет в короткий срок найти необходимую информацию, поделиться опытом с коллегами, принять участие в различных интерактивных конкурсах, подготовить наглядный материал для участия в педсоветах, конференциях, семинарах. (Слайды 15, 16)
Одним из важных направлений в работе учителя-логопеда является тесная связь с родителями. При помощи электронного оборудования можно подготовить и провести родительское собрание в нетрадиционной форме, связаться с ними при необходимости через виртуальный журнал. (Слайд 17)
Обучение родителей работе с определёнными программами позволит закрепить
полученные ребёнком на занятиях знания в домашних условиях.
• Взаимосвязь уровня развития мелкой дифференцированной моторики пальцев рук и речи детей младшего школьного возраста. Автор: учитель-логопед Дьяченко Марина Михайловна. (Переход на мультимедиа презентацию собрания при помощи стрелки)

Знакомство с компьютерными программами, носящими коррекционно-развивающий характер. (Слайды 17, 18)

Первой коррекционно-развивающей компьютерной программой для детей и взрослых с нарушениями слуха и речи стал русифицированный вариант программы «Видимая речь», разработанный корпорацией IBM (США).
В настоящее время широкое распространение получили компьютерные программы, использующие эффект «Видимой речи». Логопедические технологии, использующие эффект «Видимой речи», являются высоко результативными. При коррекции заикания в целях выработки длительного речевого выдоха, коррекции интонационно-мелодической стороны речи и нормализации процесса паузирования используется ряд модулей данной программы.
Модуль «Длительный речевой выдох» позволяет выработать умение произвольно регулировать длительность и силу выдоха. Тренинг включает серию игр, в процессе которых необходимо умение экономно распределять выдыхаемый воздух с определенной силой и длительностью. Выполнение задания контролируется визуально, что существенно помогает в выработке новых навыков.
Модуль «Изменение высоты голоса» тренирует умение произвольно повышать и понижать высоту голоса. Тренинг включает в себя серию игр, в которых за ограниченный промежуток времени необходимо несколько раз плавно изменить высоту звучания голоса, обходя «препятствия», которые изображены на экране.
Модуль «Интонация» способствует выработке правильных интонем. В процессе тренинга обучаемый получает информацию в виде количественного показателя частоты основного тона при произнесении фраз с различной интонацией (завершенности, незавершенности, восклицательной, вопросительной и т.п.) и корректирует данный показатель в соответствии с эталоном.
Цель работы с модулем «Громкость и высота» заключается в коррекции процесса паузирования, темпа и слитной речи. Использование этого модуля позволяет заикающемуся увидеть на экране компьютера графическую надпись собственной речи (по горизонтали фиксируется длительность звучания голоса и длительность пауз, а по вертикали – интенсивность звучания голоса), а также сравнить эталонный образец речи, предложенный логопедом, с собственной речью.
В результате работы с компьютерной программой «Видимая речь» имеется возможность получения ряда объективных количественных параметров речи заикающегося (частота основного тона, степень владения произвольным и непроизвольным изменениями высоты звучания голоса, длительность пауз, темп речи).
Одной из отечественных разработок в области технической поддержки процесса формирования и коррекции произносительной стороны речи у детей является созданный в 1994 году программно-аппаратный комплекс «Дельфа-130» (г. Москва). (Слайд 19)
Компьютерная технология “Игры для Тигры” предназначена для коррекции общего недоразвития речи. Программа позволяет эффективно работать над преодолением нарушений речи при дизартрии, дислалии, ринолалии, заикании, а также при вторичных речевых нарушениях. (Слайд 20)

Кроме того, в работе учителя-логопеда можно использовать следующие программы: (Слайд 21)

• Учимся говорить правильно.
• Тренировка быстрого чтения.
• Весёлый диктант.
• Произношение. Мир звуков. Электронная версия альбома Чиркиной Г.В., Российской Е.Н.
• Проверка скорости чтения.

Мы рассмотрели различные варианты и преимущества использования информационных технологий в работе учителя-логопеда. Системы электронного обучения открывают возможности для активной коммуникации. Обучение становится творческим процессом, используются новые учебные методы, приёмы и техники, дающие возможности оптимального подбора учебного материала, систематизации знаний, определения индивидуальных траекторий в коррекционном процессе. Обучение приобретает проблемно-развивающий характер, предельно индивидуализировано по темпу деятельности и выбранным стратегиям.
Наше выступление мы завершаем словами Иоганна Вольфганга Гёте «Недостаточно только получить знания; надо найти им приложение. Недостаточно только желать; надо делать!» и желаем успехов в применении современных средств обучения в вашей практической деятельности. (слайды 22, 23)

Мультимедиа презентация семинара разработана с применением средств Microsoft Оffice, Microsoft PowerPoint. Необходимые условия: Windows 2003, 2007
По ходу семинара демонстрируются слайды. Переход для показа занятий осуществляется при помощи щелчка мышки по стрелке на соответствующем слайде.


Слайд 1
Использование информационно-коммуникационных технологий в логопедической практике LOGO 2011г.
Слайд 2
Использование современного оборудования в детском саду Компьютеры Интерактивная доска Видеокамера Фотокамера Магнитофоны Телевизоры с DVD приставками Оформление документации, повышение проф.мастерства
Слайд 3
Разделы деятельности учителя - логопеда Работа по самообразованию
Слайд 4
Использование ИКТ в работе с детьми Проведение коррекционно–развивающих занятий С использованием компьютерных программ С использованием интерактивной доски
Слайд 5
Использование интерактивной доски
Слайд 6
Составляющие оборудования: 1. Интерактивная доска 2. Программное обеспечение к ИД 3. Компьютер 4. Проектор
Слайд 7
Основные преимущества использования ИД 1 Повышение мотивации для исправления недостатков речи детей 2 3 Развитие восприятия, внимания и мышления за счет повышения уровня наглядности Совершенствование навыков пространственной ориентировки, развитие точности движений руки
Слайд 8
Использование инструментов программного обеспечения Выделение цветом Аудиои видеовложения Записи на экране Прожектор Drag & drop
Слайд 9
Использование ИКТ в работе с родителями Индивидуальные консультации Семинары – практикумы Родительские собрания
Слайд 10
Использование ИКТ в работе с родителями Для популяризация деятельности ДОУ и получения обратной связи с родителями в ноябре 2009 года создан сайт детского сада «Солнышко». 86ds-nyagan.edusite.ru
Слайд 11
Использование интерактивной доски в работе с педагогами
Слайд 12
Использование ИКТ для самообразования учителя-логопеда для хранения информации для реализации творческих проектов как средство выполнения расчётов для повышения профессионального мастерства
Слайд 13
Использование ИКТ в логопедической работе «Недостаточно только получить знания, надо найти им приложение. Недостаточно только желать, надо делать!» Иоганн Вольфганг Гёте
Слайд 14
LOGO 2011г.
Слайд 15
Источники материалов Фон для оформления, 3DAnimation и картинки взяты с:  http://usde.biz/design/print:page,1,176266-100kachestvennykh-shablonov-dlja-powerpoint-ms.html  http://tfile.ru/forum/viewtopic.php?t=172254

Полный текст материала Выступление+презентация к педсовету в ДОУ «Использование ИКТ в логопедической практике» смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Кадочникова Наталья Константиновна  КНК
05.07.2011 2 20096 2324

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК