Статья "Психолого-педагогическая поддержка девочек дошкольного возраста"


       В нашем МДОУ «Центр развития ребенка детский сад №127»  с  1994 года практикуется такая форма организации жизнедеятельности детей, при которой существуют группа мальчиков и девочек начиная с младшего возраста. При этом соблюдаются принципы организации параллельно-раздельного воспитания: нахождение девочек и мальчиков в стенах одного учреждения, что позволяет обеспечить общение детей; проведение по ряду предметов эстетического цикла совместных занятий; осуществление взаимодействия мальчиков и девочек в различных видах самостоятельной и организованной деятельности и др.

      Но особенно привлекают педагогов ДОУ идеи доктора медицинский наук, академика  Б.Ф Базарнова, касающиеся здоровьесбережения дошкольников. Ученый считает, что существуют педагогические технологии, которые убедительно доказывают, что без врачебного вмешательства, в основном педагогическими средствами, можно противостоять детским формам патологии, затрагивающим осанку, болезни костно-мышечной системы, зрение, нервно-психическую атмосферу. К таким технологиям, прежде всего, относится параллельно-раздельное воспитание мальчиков и девочек в условиях их взаимодействия.

     В группах детского сада создана специфическая предметно-развивающая среда, которая соответствует психофизическим особенностям, возможностям, интересам и потребностям мальчиков и девочек. Выработана и  апробирована модель психолого-педагогичской поддержки психосоциального развития детей, которая соотносится по концептуальным основам с программой развития ДОУ. Работа осуществляется в соответствии с планом взаимодействия мальчиков  и девочек параллельных групп.

      Мы  работаем с группой девочек уже 12 лет, трижды проводили своих воспитанниц в школу. Для оптимального использования данной формы организации детей изучаем литературу, посвященную вопросам особенностей развития и воспитания  девочек и мальчиков. К сожалению, до последнего времени исследований  на эту тему было немного. Психологические  аспекты половой дифференциации  и межличностных отношений в детской группе рассматривают В.В Абраменкова, Т.М. Панкратова. Различия  мальчиков и девочек с точки зрения нейропсихологии изучали В.Д. Еремеева и Т.П. Хризман. Углубленно анализируя вопросы воспитания девочек, мы также изучили работы Л.В Штылевой , А.Л Сиротюк, Н.Ю Ерофеевой,Г.В Козловской, Л.Н Тимощенко и других авторов.

      Анализ теоретических и методических  основ  гендерного подхода к воспитанию       и обучению детей дошкольного возраста позволил определить особенности физического, интеллектуального и социального развития детей в зависимости от их пола, также выработать рекомендации для осуществления  психолого-педагогической поддержки развития девочек, обеспечивающей сохранение их соматического, психологического и социального здоровья.

Мы убедились,  что у девочек:
  • Мышление левополушарное, конкретное и прагматичное, которое ориентирует их на получение результата;
  • Восприятие более детализировано, отсюда склонность к внешнему упорядочиванию;
  • Ответы более однотипны;
  • Узкие границы пространства деятельности;
  • Однообразнее виды деятельности;
  • Более узкий по сравнению с мальчиками круг интересов, которые направлены больше на человека и сферу его бытия;

Девочки
  • Меньше волнуются по поводу внешних проблем, больше переживают о своих, личных, семейных;
  • Труднее справляются с задачами, требующими пространственного представления;
  • Не очень склонны к преобразующей, реформаторской деятельности;
  • Лучше решают однотипные задачи.

    Знание этих особенностей позволило наметить схему развития личности каждой воспитанницы и определить критерии осуществления психолого-педагогической поддержки детей. Н.Б Крылова в своей монографии «Культурология образования» дает следующее определение: «Поддержка – это педагогическая технология, полностью основанная на обращенности к внутренним силам  и способностям ребенка  и его самопроцессам, проявляемым в действии».

Психолого-педагогическая поддержка девочек предусматривает:
  • Использование интегрированных занятий;
  • Проведение экскурсий, целевых прогулок, использование экологических прописей с целью максимального приближения к объекту;
  • Организацию конкурсов, проектов как в ДОУ, так и за его пределами;
  • Обучение, развивающее правое (наглядно-образное) полушарие, с опорой на зрительную память, с использованием схем;
  • Дедуктивный метод подачи материала в эмоциональной форме с большим количеством наглядности, пошаговый, поэтапный разбор задачи, примера;
  • Освоение учебного материала по принципу: от эмоционального восприятия материала к его логическому осмыслению;
  • Большой объем материала для запоминания, систематическое повторение;
  • Задания на смекалку;
  • Вербализация знаний и одновременную их практическую направленность;
  • Пересказ, повторение, обсуждение результатов деятельности, проведение дискуссий;
  • Наполнение спортивного уголка такими атрибутами, как скакалки, ленты, обручи, мячи т.д.       
  • Изучение художественной литературы, где даны образцы женского поведения в жизненных ситуациях; моделирование ситуаций  из художественной литературы, использование методов театрализованной деятельности;
  • Эмоциональную поддержку, похвалу с обозначением дальнейшей перспективы;
  • Осторожность в критических оценках, особенно в присутствии других детей  и взрослых;
  • Обучение умению сдерживать эмоции при проигрывании, уважению себя и сильного противника;
  • Пресечение ябедничества;
  • Оценку поступков, событий со ссылкой на пример родителей;
  • Игры в удовольствие, с элементами тайны; детализированность;
  • Развитие лидерских качеств;
  • Проведение мимических упражнений, психогимнастики;
  • Использование всех видов коммуникации: работа в парах и группами, взаимопомощь и взаимоконтроль, дежурство и т.д.;
  • Развитие способности к поиску многовариантного решения проблемных ситуаций;
  • Внешнюю упорядочность среды, действий.
    Для успешной реализации психо-педагогической поддержки развития дошкольниц, сохранения их соматического здоровья в группе создана предметно-развивающая среда, соответствующая потребностям, интересам и возможностям девочек. При этом используются следующие принципы:
  • Принцип эмоциогенности среды, дающие ребенку ощущение индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия ;
  • Принцип свободы и самостоятельности, позволяющий ребенку определить свое отношение к среде, а также воспринимать , создавать, комбинировать среду по своему усмотрению;
  • Гуманитарный принцип, отражающий в  содержании  среды  мир человека, его связи и отношения с окружающим предметным, социальным и природным миром, помогающие раскрыться сущностным силам ребенка.

      В группе для сохранения и укрепления здоровья девочек осуществлен особый подбор мебели, оформлены уголки «Народная медицина», «Лесная кладовая», «Тропа здоровья», «Уголок чистюли», «Салон красоты», «Зеленый уголок» и «Уголок хорошего настроения». Элементами пространственно-предметной среды выступают мини-среды женского труда, где представлено оборудование, необходимое для формирования женских умений (фрагменты кухонного блока, столы для разделки продуктов и приготовления пищи, доски для глажения кукольного белья, салфеток); куклы-мальчики, куклы-девочки со всеми необходимыми атрибутами и аксессуарами для выполнения различных социальных ролей.

     В модели параллельно-раздельного воспитания легче дать детям понятие              о типичных формах поведения, свойственных определенному полу, формировать взаимоотношения внутри однополой группы. Кроме того, мы даем девочкам представление о том, что  в будущем, став мамами, домохозяйками, они должны усвоить определенные правила поведения, взять на себя заботы, связанные с созданием красоты, уюта, опекой младших, уходом за животных и т.д. Проявляя свои лучшие женские качества – участие и внимание, терпение и нежность, а на сегодня и деловитость, умение сохранять природу, любить ее, демонстрируя свою гордость, достоинство, доброту - девочки в то же время должны решать проблемные ситуации, связанные с домашним хозяйством, работой, организовывать семейные праздники и развлечения.

    Основную цель своей работы видим в создании условий для максимальной самореализации  девочек. Поэтому считаем, что в процессе обучения основное внимание следует уделять развитию познавательной активности девочек, т.к. в современном мире технологий, быстроразвивающегося  технического прогресса  дети, особенно девочки в силу их особенностей, должны научиться полученные знания использовать в жизни, не теряться в любой нестандартной  ситуации. Эти знания встроены в целостную систему мироздания, связаны между собой смысловым контекстом. Для того, чтобы наше общество нормально развивалось, нужны самостоятельные, умеющие принимать решения мужчины и женщины, обладающие всеми преимуществами, которые природа дала каждому из полов, уважающие себя и ценящие свою половую принадлежность.

      С моей точки зрения, возможности параллельно-раздельного воспитания  и обучения дошкольников позволяет максимально полно сохранять и укреплять физическое, психологическое и социальное здоровье девочек, формировать у них основы  женского начала, активизировать их познавательный интерес, развивать творческие способности, эстетический вкус, способствовать их жизненному самоопределению.

ЛИТЕРАТУРА.
  • Абраменкова В.В. Половая дифференциация и межличностные отношения в детской группе. //Вопросы психологии. – 1987. - №5
  • Абраменкова В.В. Социальная психология детства, развитие отношений ребенка в детской субкультуре. – М. –Воронеж, 2000.
  • Абраменкова В.В. Половая дифференциация и сексологизация детской субкультуры, или Горький вкус запретного плода. //Мир психологии. – 2000. - №1.
  • Базарный В.Ф. Массовая первичная профилактика школьных форм патологии, или Развивающие здоровье принципы конструирования учебно-познавательной деятельности в детских садах и школах.- Красноярск, 1989.
  • Крылова Н.Б. Культурология образования. – М.2000.
     

Полный текст материала Статья "Психолого-педагогическая поддержка девочек дошкольного возраста" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Сахарова Эльвира Станиславовна  sahela
воспитатель дошкольного учреждения, МБДОУ "ЦРР детский сад №127"
02.11.2011 1 2339 406
Комментировать

Читайте новые статьи

Развитие монологической и диалогической речи — одна из важнейших задач педагога. Связная, логически выстроенная, образная и выразительная речь является и одной из основных составляющих критического мышления — мышления, развитие которого стало приоритетом в современном обучении. Более того, речь — это показатель духовной культуры личности. Потому и уделяется этому вопросу такое пристальное внимание. Предлагаем вам обзор популярных и действенных методик и приемов по развитию монологической и формированию грамотной диалогической речи. 

 (0)
Оставить отзыв к материалу:
avatar
Всего: 1
avatar
Эльвира Станиславовна, в файле статьи не забывайте указывать сведения о себе как об авторе.