Консультация "Осуществление комплексного подхода к речевому развитию дошкольников по программе М.А. Васильевой"


Челогузова М.Я., г.Дзержинск, Нижегородская область



















Консультация для педагогов на тему:

«Осуществление комплексного подхода к речевому развитию дошкольников

по программе под ред. М.А.Васильевой и по учебному пособию Г.Я.Затулиной»





подготовлена:

старшим воспитателем

МДОУ «Детский сад №105» Челогузовой М.Я.
















г.Дзержинск, 2008 год

В практике работы детских садов, которые работают по программе М.А.Васильевой еще часто имеет место использование пособия О.С.Ушаковой по развитию речи, не смотря на то, что авторами программы оно не рекомендуется.

Редакторство в Программе В.В.Гербовой подразумевает использование пособий В.В.Гербовой «Занятия по развитию речи». В настоящее время переизданы пособия для первой младшей и второй младшей групп. Также вышло пособие Гербовой «Ознакомление с художественной литературой», а также рабочие тетради с младшей по подготовительную группы.

В соответствии с «Программой воспитания и обучения в детском саду под ред. М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой выпущены НОВЫЕ пособия Г.Я.Затулиной «Конспекты комплексных занятий по развитию речи»; уже вышло 5 книг (с первой младшей по подготовительную группу), а также пособие по подготовке к обучению грамоте.

Чтобы сделать выбор в пользу одного из двух учебных пособий, следует проанализировать структуру данных пособий с целью выявления положительных сторон:

Пособие Г.Я.Затулиной

Пособие В.В.Гербовой

Занятия комплексные, развитие речи объединяются с ознакомлением с предметным окружением, явлениями общественной жизни, природным миром или с художественной литературой.

Занятия направлены на отдельные задачи по развитию речи (обучение связной речи, развитие звуковой культуры речи и др.),

либо это занятия по ознакомлению с художественной литературой.

Количество занятий в месяц в дошкольных группах – 8. (в первой мл.гр. – 11-12)

4 занятия объединяют развитие речи с ознакомлением с окружающим или с природой, 4 – с ознакомлением с художественной литературой.

Таким образом, для реализации этого пособия затрачивается время из рекомендуемых Программой занятий «Ребенок и окружающий мир» - 1 в неделю и «Развитие речи» в чередовании с «Художественной литературой» - 1 в неделю. Это будет 2 комплексных занятия в неделю.

Поэтому работы на занятиях чисто по данному пособию достаточно.













А пособия О.Б.Дыбиной и О.А.Соломенниковой можно использовать для предварительной и последующей работы вне занятий.

Количество занятий в месяц в дошкольных группах – 4. (в первой мл.гр. – 8 занятий в месяц, кроме месяца май – 4 занятия)

Это чисто занятия «Развитие речи» или занятия «Художественная литература».



Для реализации этого пособия затрачивается время из рекомендуемых Программой занятий «Развитие речи» в чередовании с «Художественной литературой» - 1 в неделю.

(Положительным моментом является возможность использования пособия «Ознакомление с художественной литературой», т.к. в нем даны методические рекомендации работы вне занятий – чтения и организации литературных викторин, литературных калейдоскопов в конце каждого месяца с целью закрепления полученных знаний).

А для занятий «Ребенок и окружающий мир» (это предметное окружение, явления общественной жизни и мир природы) появляется необходимость использования других пособий, рекомендуемых Программой. Это пособия О.Б.Дыбиной и по ознакомлению с природой – О.А.Соломенниковой.

Девиз пособия «Учить, играя». Все занятия построены в игровой форме.

На занятиях идет постоянная смена деятельности, что позволяет поддерживать интерес к занятию и обеспечивает высокую речевую активность детей.

В целом занятие представляет из себя маленький сценарий на одну тему, т.к. задействованы также музыкальная и изобразительная деятельность.

Имеются занятия в игровой форме.

Выбор темы определяется событиями общественной жизни, сезонными изменениями в природе.

Занятию предшествует большая предварительная работа (совместные наблюдения, чтения книг, беседы с родителями и т.д.)

Большая роль отводится совместной работе (воспитателей и музыкальных руководителей, привлечение старших детей и др.)

Выбор темы частично определяется событиями общественной жизни, сезонными изменениями.

Комплексные занятия охватывают период с сентября по май.

В начале пособия включена также работа в период август-сентябрь, а также в конце – работа в летний период (по второй младшей группе).

Рабочих тетрадей нет,

но вышло пособие по подготовке к обучению грамоте.

Имеются рабочие тетради для детей младших, средних, старших и подготовительных групп.


В конце пособия предложен диагностический инструментарий.



Перспективно-тематическое планирование проще осуществлять, работая по пособию Затулиной, т.к. это пособие уже составлено по тематическому принципу.

Сложность заключается лишь в том, что при наличии в конце занятия части (их всего 5), связанной с музыкально-театрализованной или изобразительной деятельностью, такая задача в конспектах не выделена. В связи с эти возникает необходимость создания такой системы воспитательно-образовательной работы, когда на других занятиях будет идти обучение навыкам, необходимым для решения игровых задач, т.е. подразумевается большая предварительная работа.

В пособии Г.Я.Затулиной комплексный подход, заключающийся в объединении на одном занятии всех основных видов деятельности детей при ведущей – речевой способствует созданию целой системы работы, в которую включаются также и другие занятия и работа вне занятий.

При подготовке к занятиям большую роль имеет динамичность предметно-развивающей среды. ПРС также должна соответствовать событиям общественной жизни, сезонным изменениями в природе, т.е. теме комплексного занятия, т.к. в конце занятия осуществляется плавный переход к разнообразной детской деятельности.

ПРС должна обогащаться.

ПРС – важный компонент при планировании предварительной работы. Она может обогащаться как до занятия, так и после занятия.





Литература:

1. Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой. – М: Мозаика-Синтез, 2008г.

2. Затулина Г.Я. Конспекты комплексных занятий по развитию речи. – М., Центр педагогического образования, 2008г.

3. Гербова В.В. Занятия по развитию речи. – М: Мозаика-Синтез, 2008г.












Полный текст материала Консультация "Осуществление комплексного подхода к речевому развитию дошкольников по программе М.А. Васильевой" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Челогузова Марина Яковлевна  Majak
21.01.2012 0 6942 836

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК