Статья "Педагогический потенциал игрушки"


Работа выполнена воспитателем ГБОУ Школа № 283 СП12

 

 

Тема:

«Педагогический потенциал игрушки».


 


 

ПЛАН:

  1. Введение.

  2. Виды игрушек.

  3. Требование к игрушкам.

  4. Заключение.

  5. Список используемой литературы.


 

  1. ВВЕДЕНИЕ

Мир современного ребенка трудно себе представить без игрушек. Игрушка — один из важных предметов детского обихода, с которым ребенок сталкивается с первых дней своей жизни.

Игрушки — это увлекательный и в то же время поучительный мир для ребенка, им принадлежит особая роль в физическом и умственном развитии, нравственном и эстетическом воспитании. Они вводят малышей в удивительный и прекрасный мир фантазии, чудес и волшебства; помогают ему освоиться с жизнью взрослых, понять их и подражать им. Игрушка формирует у детей любовь к труду, повышает их двигательную активность, развивает интерес к техническому творчеству, любознательность, наблюдательность; воспитывает художественный вкус и т. д.

В последние годы игрушкам стало уделяться очень большое внимание со стороны педагогов, художников, конструкторов, производственников и врачей, так как изменилось место игрушки в жизни ребенка. Игрушка сегодня — это своеобразная книга, читая которую ребенок узнает жизнь. Поэтому игрушки должны быть идеологически выдержанными, педагогически целесообразными, художественно совершенными, отвечать физическим и умственным возможностям детей, соответствовать возрасту, полу, темпераменту ребенка, а также быть безопасными и гигиеничными.

 

  1. ВИДЫ ИГРУШЕК.

«Лучшая игрушка для дитяти та, которую он может заставить изменяться самым разнообразным образом…» (К. Д. Ушинский).

Игрушки распределяются по видам игр, в которых они преимущественно используются, но это деление весьма условно, так игрушки многофункциональны.

  1. Сюжетные игрушки. Игрушки, которые воспроизводят черты (образ) реального прототипа. Но по характеру воспроизведения этого образа сюжетные игрушки подразделяются на реалистические (точные копии настоящих предметов) и прототипические (имитирующие реальные предметы особым образом — через обозначение и даже преувеличение основных, главных деталей, связанных со специфическими функциями предмета, и игнорирование его второстепенных деталей). Например, плита с поворачивающимися кранами и прочими деталями может быть отнесена к реалистическим игрушкам, а плита с нарисованными конфорками и кранами — к прототипическим.

К сюжетным игрушкам относятся: маленькие куклы и большие, с закрывающимися глазами и с нарисованными, «говорящие» и «умеющие ходить», малыши-голыши и нарядно одетые «девочки», «красные шапочки», «медицинские сестры», «айболиты» и т. п. Разные зверюшки—плюшевые и пластмассовые мишки, зайцы, собачки, обезьянки. Кукольное хозяйство — посуда, плита, стиральная машина, кукольная мебель. Игрушечные машины: точные маленькие модели «Жигулей», деревянные грузовики, похожие на настоящие лишь в самых общих чертах. Руль на подставке — можно его приспособить и для «легковушки», и для грузовика, да и вместо штурвала на пароходе он тоже подойдет.

  1. Дидактические игрушки. Это игрушки, направленные на развитие психических процессов, содержат в себе развивающую задачу, соответствующую возрасту. Это могут быть задачи на развитие восприятия, памяти, мышления.

К дидактическим игрушкам относятся: пирамидки из разноцветных колец, которые нанизывают на стержень. Эта увлекательная и полезная игра укрепляет мышцы рук, приучает сосредоточенно заниматься одним делом.

Матрешка, играя с ней ребенок учится вкладывать меньшую в большую. Игрушки для конструирования: мозаика, состоящая из геометрических форм или цветных шариков, различные головоломки, строительные наборы-конструкторы, разрезные картинки из двух-четырех частей, кубики, «шнуровки», «Лото» помогает не только освоить классификацию предметов, но и понять связи между предметами одной категории, усвоить произношение трудных звуков. Кроме того, игра в лото требует внимания, сосредоточенности, быстроты ориентировки. «Домино» с изображением предметов и животных. «Логические цепочки». Настольно-печатные игры, способствующие развитию внимания и памяти, например, такие игры как «Чего не стало», «Что изменилось».

  1. Игрушки – забавы. Веселые игрушки предназначены не для игры, а скорее для развлечения. Они вызывают здоровый, веселый смех, развивают чувство юмора, радуют неожиданным движением, например: танцующий поросенок, крякающая утка, хлопушка, пищалки. Их образ законченный, неизменный: птицы только клюют, поросенок только танцует. Они несут свое начало от народной игрушки. Народные мастера умели подметить смешные стороны во внешнем виде и поведении человека, животного и показать это в игрушке. Особенно это ярко представлено в игрушках богородских резчиков. Тонкий юмор, заложенный в народных игрушках, педагог должен чувствовать, понимать и учить этому детей.

Большой интерес представляют и забавные заводные игрушки (заяц – барабанщик, кувыркающаяся обезьяна и др., принцип действия у них разный, а задача одна – повеселить детей, создать радостное настроение.

  1. Музыкальные игрушки. Их назначение - способствовать развитию музыкальных способностей: слуха, ритма, поэтому у них должен быть звук чистого тона. Очень важно, приобретая музыкальную игрушку, проверить, как она звучит, не покупать фальшиво звучащую игрушку: она может принести ребенку только вред.

К звучащим и музыкальным игрушкам относятся: погремушка, барабан, ксилофон, металлофон, свистульки, органчики, цитры, бубны, игрушки с музыкальным устройством: шкатулки, книги.

  1. Технические игрушки. Вводят детей в мир техники; знакомят с внешним видом технических предметов, с характерными для них действиями. К техническим игрушкам относятся: механизм, приводящий игрушку в движение, действие (заводные, инерционные, электромоторчики, электрон-ные устройства на пульте управления); игрушки с технической тематикой те, которые помогают знакомить детей с техникой и производством, приобщать к технической деятельности, развить способности, важные в будущем, формировать технические интересы и наклонности (игрушечные телефоны, фотоаппараты, бинокли, подзорные трубы, летательные модели, калейдоскопы, детские швейные машины).

Дети разного возраста неодинаковы в своих требованиях к технической грамотности той или иной игрушки. Например, малыша вполне устраивает телефон, где он, нажав кнопку, слышит звонок. Желание услышать звонок стимулирует его действия, вызывает радость. Многие педагоги видят ценность игрушечного телефона в том, что он способствует развитию детской фантазии, речи. Бесспорно, игрушка имеет значения для развития речи и воображения детей. Но уже в возрасте 4-х лет ребенок испытывает недовольство от такого телефона. В его представлении телефон должен звонить после набора номера. Вероятно, игрушечный телефон для детей разного возраста не должен быть одинаковым. Игрушка должна непременно изменяться, усложняться, опережать опыт ребенка, ставить перед ним задачу.

  1. Игрушки для подвижных и спортивных игр. Способствуют развитию движений: мячи, прыгалки, обручи, вожжи, каталки, серсо. Особенно следует подчеркнуть значение мяча, играя с которым ребенок проделывает разнообразные движения: качает его, бросает, ловит. Кроме мяча, ребенку нужно купить и кегли. В процессе игры с ними дети укрепляются в ходьбе, беге, метании, в ловкости, меткости, координации движения, развитии мелкой моторики. Что позволяет развивать типические функции и личностные качества. Активное движение не только укрепляет мышцы, совершенствует двигательный аппарат, но и также способствует нервно-психическому развитию ребенка (воспитывает волю, внимание).

  2. Строительные и конструктивные материалы. Рассчитаны на детское конструирование, техническое изобретательство. Детям предлагают конструкторы с различными способами соединения деталей: наложение, приставление, сочленение (с крепёжными устройствами). В процессе строительно-конструктивных игр ребенок учиться наблюдать, различать, сравнивать, запоминать и воспроизводить приемы строительства, сосредотачивать внимание на последовательности действий. Дети усваивают схему изготовления постройки, учатся планировать работу, представляя ее в целом, осуществляют анализ постройки, проявляют фантазию. Материал должен быть разнообразным, привлекательно оформленным, достаточно устойчивым, соответствовать возрасту детей.

Строительный и конструктивный материал бывает: напольный, настольный. Это наборы: «Юный архитектор», «Старинный замок», «Лего» и др. конструкторские наборы.

  1. Театрализованные и декоративные игрушки. Предназначены для организации театрализованной деятельности. Можно использовать игрушки и куклы, выпускаемые промышленностью: марионетка - кукла, ходящая по полу, к её голове, ногам и рукам прикреплены нити, с помощью которых её водит актёр, находящийся над ней, на специальном помосте; перчаточная кукла надевается непосредственно на руку; тростевая кукла (актёр работает двумя руками: одной держит корпус, второй управляет тростями, прикреплёнными к рукам куклы); теневая кукла - плоское изображение живого существа, отбрасывающее тень на экран, служащий сценой; кукла на палке называется верховой: актёр держит кукол над собой, теневые); настольные театры, наборы сюжетных фигурок для разыгрывания сценок по сказкам, бибабо, елочные украшения. К этим игрушкам также относятся элементы костюмов, атрибуты, элементы декораций, маски, бутафория и др. Театрализованные игрушки не являются предметами повседневного пользования, они должны в глазах ребёнка быть связаны с атмосферой праздничности, эмоциональной приподнятости.

  2. Игрушки самоделки. Изготавливаются детьми, родителями и воспитателями. Наибольшую воспитательную ценность имеют игрушки, изготовленные самими детьми, что развивает изобразительные навыки, ручные умения, творческие способности. Потребность в таких игрушках возникает во всех видах игр: для театрализованной игры дети мастерят фигурки «артистов», элементы декораций, маски, для сюжетно-ролевой игры - «продукты», «тетрадки», и «книжки» и др. Игрушки-самоделки дошкольник может изготовлять из разных материалов: неоформленных (бумага, картон, нитки, ткань, шерсть, фольга, пенопласт), полуоформленных (коробочки, пробки, катушки, пластмассовые бутылки, пуговицы), природных (шишки, жёлуди, ветки, солома, глина). Создавая игрушку, наблюдая, как это делает взрослый, посильно помогая ему, ребёнок испытывает радость, стремление к созидательной деятельности.

 

 

 

 

  1. ТРЕБОВАНИЯ К ИГРУШКАМ.

Игрушки должны отвечать педагогическим, эстетическим, техническим, эргономическим, санитарно-гигиеническим требованиям, требованиям безопасности, а также требованиям соответствия возрастным особенностям детей.

  1. Медицинские и экологические. Игрушки должны удовлетворять требованиям химической, биологической, механической, конструктивной, акустической, электрической, оптической, пожаро-, взрыво- и другим видам безопасности. Для изготовления игрушек должны применяться материалы, разрешенные органами Госкомсанэпиднадзора РФ. Игрушки и материал, из которого они изготовлены, должны быть чистыми, неинфицированными и не пораженными насекомыми и грызунами.

Для изготовления игрушек, предназначенных для детей до 3 лет, не допускается применять стекло и ворсованные материалы. В игрушках не допускается применять легковоспламеняемые материалы, набивочные материалы, содержащие твердые или острые инородные предметы (гвозди, иголки, металлическую стружку, осколки стекла и др.), а также гранулированные набивочные материалы с размером гранул 3 мм и менее.

Защитно-декоративные покрытия игрушек должны быть стойкими к действию слюны, пота и влажной обработке. Масса игрушек типа погремушек, предназначенных для детей до 3 лет - не более 100 г. Надувные игрушки для игры на воде должны быть водонепроницаемыми и герметичными, иметь невозвратные клапаны. Приводные механизмы, острые концы крепежных деталей должны быть не доступны для ребенка.

Игрушки должны иметь правильную форму, гладкую поверхность без острых, режущих краев, заусенцев, вмятин. Все механизмы, электронно-оптические и акустические приборы должны правильно и надежно работать. Конструкция сборных игрушек должна обеспечивать прочность соединений, легкое и надежное их функционирование. Игрушки, подвергающиеся действию воды, не должны изменять окраски и деформироваться. Химические источники тока должны свободно устанавливаться и выниматься из корпуса игрушки.

  1. Педагогические психологические и нравственные требования. Заключаются в том, чтобы соответствовать задачам воспитания детей: воспитывать патриотизм, формировать нравственные и духовные основы поведения, такие черты характера, как выдержка, инициатива, самостоятельность, чувство товарищества и взаимопомощи, вызывать у детей интерес к знаниям, предметам и явлениям окружающего мира, развивать познавательные процессы, содействовать усвоению и закреплению знаний, эстетическому и физическому развитию, приучать к труду, учить понимать и ценить достояния человеческой культуры.

  2. Эргономические требования характеризуют соответствие конструкции игрушек физиологическим особенностям детского организма — возрасту, антропометрическим данным тела ребенка, определяют удобство их использования, степень утомляемости ребенка при игре.

  3. Эстетические требования. Предъявляются определённые требования к оформлению игрушки. Игрушка нуждается в привлекательном, красочном оформлении, чтобы вызывать у ребёнка эмоциональное отношение, воспитывать художественный вкус. Художественная выразительность обеспечивается гармоничным сочетанием конструкции, формы, цвета.

 

  1. Заключение

Игрушка – это одна из фундаментальных универсалий человеческого бытия, служащая для передачи ценностей культуры и опыта поколений. Игрушка является инструментом социализации, своеобразным звеном между ребенком и предметным миром, а также частью детской игровой реальности.

Игрушка является регулятором психического и физиологического развития ребенка. Она пережила много веков. Ведь еще в древности человек заметил, что игрушка способствует успешному развитию ребенка.

 

 

 

 

 

 

Используемая Литература

 

1. Источник:http://lojechka.ru/razvivayushhie-igry/didakticheskie-igrushki.html

2. Источник: http://www.medn.ru/statyi/Igrushkidlyasyuzhetnojigr.html

3. Источник: http://nsportal.ru/detskii-sad/

4. Источник: http://dskv227vao.mskobr.ru/obwenie/teatr-i-deti/

5. Источник: http://med-tutorial.ru/med-books/book/16/page/

6. Источник: http://www.znaytovar.ru/s/Trebovaniya_k_kachestvu_igrushek.html


Полный текст материала Статья "Педагогический потенциал игрушки" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Колобова Лидия Владимировна  lk-0
17.01.2019 0 412 25

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Смотрите похожие материалы


Принимайте участие!
Читайте новые статьи
Оставьте отзыв к материалу:
Всего: 0