Статья "Динамика межличностных отношений в дошкольном возрасте"


Динамика межличностных отношений

в дошкольном возрасте

Возняк Ольга Александровна

воспитатель

АНО ДО «Планета детства «Лада» детский сад № 97 «Хрусталик»

город Тольятти, Самарский регион

Каждый отдельный человек с момента его появления на свет и дальше, в течении всей своей жизни, оказывается связан многими зависимостями с той действительностью, которая его окружает.

Человеческое «Я» не возникает и не формируется само из себя, а только в процессе общения с окружающими людьми, в котором складываются определенные личные взаимоотношения.

Проблема межличностных отношений, одна из важнейших проблем нашего времени. Во-первых, потому что именно в этом возрастном периоде находятся истоки формирования личности человека. Во-вторых, группа детского сада, по существу, для большинства детей является первой организованной малой группой. Именно в ней начинают складываться у ребенка его первые коллективные отношения со сверстниками. Данная проблема стала наиболее актуальной в наши дни, в связи с возрастающим количеством открывающихся лицеев, гимназий, частных школ, спецификой которых является малочисленность групп детей, что снижает уровень развития навыков общения, а также объемные программы обучения, занимающие большую часть времени, проводимого детьми в д/с.

В отечественной психологии и педагогике проблему межличностных отношений в дошкольном возрасте разрабатывали: Я. Л. Коломинский, Т. А. Репина, А. П. Усова, Д. В Менджерицкая, А. В. Петровский, А. А. Бодалев, Л. И. Божович, Л. М. Лисина, Д. Б. Эльконин и др. Касаясь зарубежных исследований необходимо отметить таких авторов как: Г. Томпсон, Дж. Боулби, Ж. Пиаже, З. и А. Фрейд, А. Гезелл, Т. Болдуин, К. Бюлер, Э. Эриксон, Н. Миллер, Дж. Доллард.

Известный отечественный психолог Я. Л. Коломинский подчеркивал, что «специфически человеческие свойства формируются лишь в процессе взаимодействия ребенка со средой, в процессе его деятельности в ней. Важное значение при этом имеет то, какую роль, функцию выполняет человек в группе, насколько активно он действует в ней».

А. П. Усова отмечала, что «одним из решающих факторов общественного воспитания детей является само общество детей, внутри которого и формируется человек как общественное существо. Также А. П. Усова подчеркивает, что наибольшие возможности формирования «детского общества» обеспечивается именно игровой деятельностью детей.

Д. Б. Эльконин отмечал, что «в реальной деятельности отношения между людьми закрыты для ребенка материальными предметами, с которыми действуют люди, в игре же эти отношения впервые открываются ребенку».

Данная работа посвящена проблеме динамики развития межличностных отношений в старшем дошкольном возрасте. Предметом нашего исследования являются – межличностные отношения детей дошкольного возраста.

Объектом нашего исследования является – совместная игровая деятельность, которая способствует развитию межличностных отношений детей дошкольного возраста.

В связи с этим была поставлена цель: изучение динамики развития межличностных отношений.

Гипотеза

Полученные в ходе теоретического анализа данные позволили предположить, что целенаправленная программа по организации совместной игровой деятельности детей оказывает положительное влияние на динамику развития межличностных отношений в дошкольном возрасте.

Основываясь на выдвинутой нами гипотезе, в качестве задач исследования данной проблемы мы определили следующие направления работы:

  1. Выявить уровень развития межличностных отношений у детей дошкольного возраста.

  2. Создание специально-организованной целенаправленной программы, с целью формирования более высокого уровня межличностных отношений.

  3. Сравнительный анализ, полученных в ходе исследования результатов.

В исследовании использовались следующие методы: наблюдение, беседа, анкетирование, эксперимент, игры и упражнения, специальные методики.

В исследовании приняли участие дети 5-6 лет. Всего участвовало 10 детей, посещающих старшую группу.

В констатирующей серии эксперимента мы выделили следующие аспекты для исследования:

  1. Становление личности ребенка связано с формированием самосознания – осознанием себя. Мы сочли необходимым проанализировать уровень сформированности образа «Я» и самооценки у детей старшего дошкольного возраста.

  2. Следующим направлением стало изучение взаимоотношений между детьми в группе.

  3. Далее необходимо было изучить уровень организаторских умений детей в совместной игре.

  4. Поскольку отношения детей, включают этап выбора партнера для совместной деятельности, мы сочли необходимым изучить критерии выбора партнера детьми.

  5. Так как ведущей деятельностью дошкольника является игра, а центральным элементом игры является роль, было необходимо изучить особенности принятия на себя ребенком роли; и развития содержания роли, выполняемой ребенком в игре.

В результате проведенной нами констатирующей серии эксперимента мы получили следующие результаты:

Уровень развития межличностных отношений в данной группе недостаточно высок. Уровень сформированности самосознания высок только у 30% детей обследуемой группы. Остальные 70 % детей имеют недостаточный уровень сформированности образа «Я», вследствие недостаточного опыта индивидуальной деятельности и общения со сверстниками. Адекватную данному возрасту самооценку имеют 40% детей, высокую самооценку имеют 20% детей и завышенную самооценку также имеют 20% детей, 20% детей имеют самооценку ниже средней. Изучение статусного положения детей показало, что 50% детей «принятые», и 50% детей «непринятые» в группе, исходя из этого УБВ в данной группе – средний. Наиболее развитые организаторские способности имеют 50% детей. Они без труда могут организовать свою деятельность: предложить цель, содержание деятельности; выбрать необходимые для игры средства до начала и по необходимости в течение игры их изменять. Но объективно оценить общий результат деятельности (критерии оценки – отрицательная, положительная) и соотнести планируемый результат с полученным, могут только 30% из этих детей. Для других 20% детей критерием оценки общего результата является отрицательная. В организации взаимодействия участников деятельности у данной части детей не возникает затруднений. Остальные 50% детей, как в организации деятельности, так и в организации взаимодействия участников деятельности, имеют недостаточно сформированные организаторские способности. Критериями выбора партнера для деятельности для детей данной группы являются: дружба (50%); совместная деятельность (30%); общее положительное отношение (20%). Проведенные наблюдения за игрой детей показали, что положительные качества сверстников недооцениваются детьми данной группы. Уровень развития игры (по Д. Б. Эльконину) в данной группе следующий: 50% детей – 3 уровень, 20% – между 3 и 4, 30% – 4 уровень. Нарушение смысла роли в игре смогли отметить 80% детей, ссылаясь при этом на реальную действительность

Данные, полученные нами в ходе диагностирования, дают основания полагать, что реально существует возможность формирования у детей 5-6 лет более высокого уровня межличностных отношений. На основании данных констатирующей серии мы разработали специальную формирующую методику. Наша методика формирующего эксперимента включала несколько направлений, выявленных в ходе диагностики:

  1. Повышение уровня развития самосознания.

  2. Формирование взаимопонимания, сплоченности в группе.

  3. Формирование способности понимать эмоциональное состояние другого.

  4. Формирование способов построения деловых отношений со сверстниками.

  5. Формирование способов построения игровых отношений со сверстниками.

Для формирующего эксперимента были отобраны дети, показавшие в констатирующей серии низкие результаты по всем направлениям. Их оказалось 5 человек, что составило 50% от общего числа.

Разработанная методика формирующего эксперимента включила в себя цикл занятий и организацию свободной деятельности детей. Так как игра – является ведущим видом деятельности детей в дошкольном возрасте, то мы использовали ее как основную форму работы. Специально разработанная программа состояла из 3 этапов работы (ориентировочный, реконструктивный, закрепляющий) включивших в сумме 14 игровых занятий.

Для проверки результативности проведенного нами формирующего эксперимента и использованной в нем разработанной методики мы провели контрольное исследование уровня развития межличностных отношений у детей, входящих, как в экспериментальную, так и контрольную группы, с использованием серии методик констатирующего эксперимента. В нее входили те же пять заданий, в ходе которых мы получили следующие результаты:

- Уровень развития межличностных отношений в данной группе детей стал выше. Мы можем отметить повышение уровня развития самосознания и самооценки.

- Дети экспериментальной группы, после проведенного цикла занятий, смогли дать более содержательные рассказы о себе. Изменился уровень самооценки детей, 20% – высокий, 80% – средний уровень.

- Изменения произошли и в статусном положении детей, 80% детей оказались в категории «принятых» и 20% в категории «непринятых». Причем необходимо отметить, что в категории «непринятых» оказались дети из контрольной группы. Целенаправленная программа по организации совместной игровой деятельности детей оказала влияние и на повышение уровня развития организаторских способностей детей. Наличие хорошо сформированных организаторских способностей нужно отметить у 40% детей экспериментальной группы, 10% – требуют дальнейшей планомерной работы, дети же контрольной группы показали прежние результаты. Ведущими критериями выбора партнера для деятельности в контрольной серии эксперимента дети, обеих групп, назвали: 50% – «дружба», 50% – «нравственные качества сверстников». Существенные изменения произошли и в уровне развития игры детей. У детей контрольной группы он остался прежним.

Проведенное исследование показывает, что развитие межличностных отношений детей дошкольного возраста требует специальной работы со стороны воспитателей и взрослых. Эта работа должна осуществляться планомерно и целенаправленно в течение продолжительного времени, конкретно, не одного года, переходя поэтапно с одной возрастной ступени на другую и имея постепенно усложняющиеся требования.

Материалы, полученные в ходе исследования, позволяют нам заключить, что выдвинутая нами гипотеза получила подтверждение в ходе проведенного исследования.

 

Описание игр и игровых упражнений, использованных в методике формирующего эксперимента.

1 этап – ориентировочный

1. Игра «Жмурки».

Правила игры: все дети идут, приплясывая и напевая какую-нибудь песенку, и ведут игрока кота с завязанными глазами. Подводят к двери, велят взяться за ручку, а потом все вместе хором, нараспев начинают петь:

Кот, кот Ананас,

Ты лови 3 года нас!

Ты лови 3 года нас,

Не развязывая глаз!

Далее, как только закончатся последние слова, разбегаются в разные стороны. Кот принимается ловить играющих. Все дети вертятся вокруг кота.

2. Хоровод.

Дети встают в круг, берутся за руки и, идя по кругу, улыбаются друг другу.

3. Игра «Зеркало»

Правила игры: выбирается водящий, остальные дети зеркала. Водящий смотрится в зеркала, а они в свою очередь отражают все его действия.

4. Этюд «Хорошее настроение»

Взрослый рассказывает детям историю:

««Мама послала сына в булочную: «Купи печенье и конфеты», – сказала она. – Мы выпьем с тобой чай и пойдем в зоологический сад». Мальчик взял у мамы деньги, сумку и вприпрыжку побежал в магазин. У него было хорошее настроение».

Выразительными движениями дети изображают то, что услышали.

II часть – реконструктивная.

1. Игра «Я умею».

Правила игры: дети по кругу, по очереди каждый будут называть и, если захотят, показывать какое-нибудь свое умение. Нужно внимательно слушать, так как каждое умение может быть названо только один раз. Если кто-то не сумеет вспомнить свое умение, то он выбывает из игры. Выигрывает тот, кто останется в круге до конца.

2. Этюд «Ласка».

«Мальчик с улыбкой гладит и прижимает к себе пушистого котенка. Котенок прикрывает глаза от удовольствия, мурлычет и выражает расположение к своему хозяину тем, что трется головой о его руки».

Выразительными движениями дети изображают то, что услышали.

3. Этюд «Встреча с другом».

Взрослый рассказывает детям историю:

«У мальчика был друг. Настало лето, и им пришлось расстаться. Мальчик остался в городе, а его друг уехал с родителями отдыхать. Скучно в городе без друга. Прошел месяц. Однажды идет мальчик по улице и видит, как на остановке из автобуса выходит его друг. Как же обрадовались они друг другу!»

По желанию дети разыгрывают эту ситуацию.

4. Игра «День рождение».

Правила игры: выбирается именинник. Все дети дарят ему подарки, жестами и мимикой. Имениннику предлагается вспомнить, обижал ли он кого-то, и исправить это. Детям предлагается пофантазировать и придумать будущее имениннику.

III часть – закрепляющая.

1. Игра «Разведчики».

Правила игры: в комнате в произвольном порядке расставлены стулья. Один ребенок (разведчик) идет через комнату, обходя стулья с любой стороны, а другой ребенок (командир), запомнив дорогу, должен провести отряд тем же путем. Затем разведчиком и командиром становятся другие ребята.

2. Этюд «Дружная семья».

Дети сидят на стульях, расставленных по кругу. Каждый занят каким-либо делом. Дети жестами изображают какие-либо движения (рисует, вяжет, лепит и т. д.).

Дети должны производить манипуляции так, словно в руках у них не воображаемые предметы, а реальные.

3. Игра «В магазине зеркал».

Правила игры: в магазине стояло много больших зеркал. Туда вошел человек, на плече у него была обезьянка. Она увидела себя в зеркалах (зеркала – дети) и подумала, что это другие обезьянки. Стала корчить им рожицы. Зеркала ответили ей тем же. Она погрозила им кулаком, и ей из зеркал погрозили. Что ни делала обезьянка, все ее движения повторялись.

4. Этюд «Потерялся».

«Мальчик с родителями приехал в незнакомый ему город. Они только что сошли с поезда и идут по перрону. Вдруг мальчик увидел очень большую собаку и от удивления даже остановился, а родители пошли дальше. Собака убежала. Мальчик оглядывается, но мамы и папы нигде нет. Он бежит к выходу в город, выходит и застывает…в позе отчаяния: мамы и папы здесь нет. Родители тоже ищут мальчика. Они подходят к нему сзади и трогают его за плечо. Радость встречи. Мама и папа берут его за руки и весело идут с ним по городу».

Педагогические рекомендации

  1. Работа по осуществлению развития межличностных отношений должна включать не только формирование соответствующих навыков в общении и совместной игровой деятельности. Но и формирование соответствующего уровня самосознания и самооценки, повышение уровня децентрации, развитие социальных эмоций у детей, что вполне возможно, как показала данная экспериментальная работа, при создании специальной формирующей программы.

  2. Непременным условием развития динамики межличностных отношений является межличностное общение. Хорошо развитые коммуникативные способности детей, позволяют им беспрепятственно организовывать совместную со сверстниками игровую деятельность. Поэтому работа по формированию межличностных отношений должна сопровождаться работой по формированию коммуникативных способностей.

  3. На динамику межличностных отношений детей в дошкольном возрасте огромное влияние оказывает уровень развития эмоционально-личностной сферы ребенка. Для развития и коррекции эмоционально-личностной сферы ребенка можно порекомендовать курс специальных занятий, включающих игры и упражнения, разработанные М. И. Чистяковой, О. В. Хухлаевой.

  4. В качестве рекомендаций путей дальнейшей работы с детьми 6-7 лет мы можем предложить организацию совместных игр детей в виде «игры-фантазирование», театральных игр, в которых, на наш взгляд, формируются необходимые компоненты межличностных отношений детей дошкольного возраста.

 

 

 

 

Список литературы

  1. Божович Л.И. Проблемы формирования личности // Под редакцией Д. И. Фельдштейна. М., 1997.

  2. Бодалев А. А. О взаимосвязи общения и отношения // Вопр. психол. 1994. №1

  3. Л. Н. Галигузова. Проблема социальной изоляции детей // Дошк. вос. 1996. №3.

  4. Кравцова Е. Е. Психологические новообразования дошкольного возраста // Вопр. психол. 1996. №6.

  5. Кравцова Е. Е., Пуртова Т. Учите детей общаться // Дошк. вос. 1995. №10

  6. Лисина М. И. Общение, личность и психика ребенка // М., 1997

  7. Обухова Л. Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы // М., 1996.

  8. Потапенко Т. М. Коллективное и индивидуальное в играх дошкольников // Дошк. вос. 1995. №12.

  9. Смирнова Е. О., Утробина В. Г. развитие отношения к сверстнику в дошкольном возрасте // Вопр. психол. 1996. №3.

  10. Усова А. П. Роль игры в воспитании детей // М., 1996.


Полный текст материала Статья "Динамика межличностных отношений в дошкольном возрасте" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Возняк Ольга Александровна  Публикатор
21.10.2019 0 298 10

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



Хотите лучше владеть компьютером?
Читайте новые статьи
Оставьте отзыв к материалу:
Всего: 0