Конспект интегрированного занятия "Рыбки в аквариуме" для детей 3 лет






Конспект интегрированного занятия

на основе коллективной аппликации с элементами рисования

и ознакомлению с окружающим

во второй младшей группе

на тему «Рыбки в аквариуме»

















Подготовила и провела

педагог дополнительного образования

МБОУ ДОД центра «Малыш»

Минаева Т.В.




г. Шатура 2011г.


Задачи.

Развивать умение анализировать, классифицировать предметы по определенным признакам (тяжелый - легкий, большой - маленький); развивать композиционные умения, мелкую моторику пальцев. Способствовать развитию социальных навыков: умения договариваться, дожидаться своей очереди, радоваться совместному результату.

Воспитывать эстетическое отношение к природе, аккуратность. Обогащать опыт сотрудничества и сотворчества детей и педагога при создании композиции. Обогащать художественный образ посредством музыки.

Познакомить детей с понятием «аквариум», уточнить представления о нем.

Учить детей дополнять силуэты рыбок графически (чешуя, глазки). Продолжать учить детей аккуратно намазывать готовую форму клеем, наносить клей равномерно, приклеивать готовую форму на композиционную основу.

Активизировать словарь детей (рыбка, чешуя, хвост, плавники, аквариум, дно, камушки, ракушки, водоросли).

Материалы, инструменты, оборудование.

Композиционная основа «Наш аквариум», мольберт, картинка с рыбками в аквариуме, силуэты рыбок на каждого ребенка, маленький аквариум с водой, камушки, ракушки, водоросли искусственные, игрушки рыбок разной формы и размера, клей, кисточки, салфетки, фломастеры, магнитофон, диск с записью музыки Сен-Санса «Аквариум».



















1 этап. Организационно-подготовительный.

Дети заходят в группу, встают на ковре перед гостями. Педагог говорит: «Ребята, к нам сегодня пришли гости, они хотят посмотреть, чему мы научились. Давайте поздороваемся друг с другом и гостями». Дети подходят к гостям, берут друг друга за руки, здороваются, затем хлопают в ладоши, приветствуя друг друга. Затем педагог подзывает детей к себе. Дети свободно рассаживаются на ковре. Педагог заинтересовывает детей рассказом: «Я очень люблю рыбок. Они мне нравятся, потому что они очень красивые и разные. Посмотрите, какие рыбки есть у меня». Педагог переключает внимание детей на игрушечных рыбок. «Давайте их рассмотрим. Мои рыбки одинаковые или разные? Чем они отличаются?» Ответы детей. (Формой, цветом, размером). При затруднении педагог задает наводящие вопросы, например, рыбки все одинакового цвета? А размера? «А чем они похожи? Что есть у всех рыбок?» Ответы детей. (Туловище, хвост, голова, плавники, глазки). Педагог помогает детям, задавая наводящие вопросы: при помощи чего плавает рыбка? Для чего рыбке хвостик? И т.д.

2 этап. Конструирующий.

«Ребята! А где живут рыбки?» (В воде, озере, речке, море). Правильно. А есть рыбки, которых человек держит у себя дома, и живут такие рыбки в … (дети помогают: аквариуме). Молодцы! Посмотрите на картинку. Рыбки настолько красивы, людям интересно за ними наблюдать. Рассматриваем картинку. Наших рыбок тоже надо поселить в аквариум. У меня есть аквариум с водой. Что нужно положить на дно, чтобы рыбкам было удобно? (ракушки, камушки). Педагог предлагает детям взять камушки и ракушки. Давайте опустим их на дно. Как вы думаете – они утонут или будут плавать? (ответы детей). Практическая деятельность детей. Дети опускают камушки на дно. Педагог спрашивает детей, что случилось с камушками. (Они утонули, легли на дно). Почему? (Они тяжелые).

«Ребята! Чтобы рыбкам было удобно, что еще нужно поместить в аквариум?» Правильно, водоросли. Это такая травка, которая растет в воде. Педагог помещает водоросли. «А теперь осторожно запустим наших рыбок. Посмотрите, как им нравится наш аквариум! Какой он у нас получился? (красивый, удобный для рыбок). Что делают наши рыбки? (плавают, веселятся, играют друг с другом). Давайте мы полюбуемся нашим аквариумом, а поможет нам в этом музыка, которая тоже называется «Аквариум». Пока дети и педагог рассматривают аквариум, включается музыка Сен-Санса «Аквариум». (30-40 сек).

«А еще у меня есть аквариум, нарисованный на листе бумаги. Пойдемте посмотрим его». Дети и педагог рассматривают композиционную основу, которая висит на доске. «Здесь изображено все, как в настоящем аквариуме: вода, пузырьки воздуха, водоросли, камушки, ракушки. (Отвечать помогают дети). Но чего-то не хватает. (Рыбок). Конечно! Именно с рыбками аквариум становится живым, интересным. Рыбок для этого аквариума тоже сделаем из бумаги». Педагог показывает образец-силуэт рыбки. Предлагает украсить рыбку, нарисовать ей глазик, красивую одежку - разноцветные чешуйки. Предлагает варианты: точки, полосочки, волнистые линии, горошины и т.д. «Рыбки будут волшебные». Педагог выполняет показ, затем просит детей показать, как они умеют выполнить тот или иной элемент. (2-3 ребенка).

Затем дети садятся за столы. Педагог предлагает показать, как нужно держать фломастер. Показ педагога, речевое дополнение. Два пальчика держат, третий помогает. Как клюв у птички. Дети показывают. Затем дети начинают выполнять задание: раскрасить рыбок по своему желанию, используя знакомые элементы. Педагог проводит индивидуальную работу, используя косвенные приемы руководства: напоминание, поощрение и т.д.

Когда дети украсят рыбок, педагог предлагает нанести на них клей и поместить на композиционную основу. Напоминаем правила работы с клеем: наносить клей только на ворс кисти, размазывать по всей поверхности тонким слоем. Дети выполняют работу. Постепенно дети подходят к композиционной основе, приклеивают рыбок. Если подошло сразу несколько детей, педагог предлагает им подождать, подвинуться и т.д.

3 этап. Заключительный.

Проводим анализ работ. «Мы все вместе потрудились, помогая друг другу, у нас получился большой аквариум с рыбками». Рассмотреть композиционное построение. Рыбки плавают внизу (прячутся за камушками), наверху (ищут корм), догоняют друг дружку, убегают друг от друга, играют. Подводить к ответам детей. Предложить найти самую яркую рыбку, самую большую, самую маленькую и т.д. Полюбоваться аквариумом под музыку Сен-Санса «Аквариум»-30-40 сек.






















Самоанализ интегрированного занятия

на основе коллективной аппликации с элементами рисования

и ознакомлению с окружающим

во второй младшей группе

на тему «Рыбки в аквариуме»

















Подготовила и провела

педагог дополнительного образования

МОУ ДОД центра «Малыш»

Минаева Т.В.




г. Шатура, декабрь-2009 год



Уважаемые коллеги!


Вы посмотрели интегрированное занятие на основе коллективной аппликации с элементами рисования и ознакомлению с окружающим во второй младшей группе на тему «Рыбки в аквариуме».

  1. Какие особенности и возможности детей были учтены при планировании занятия?

Учитывая, что на занятии будут присутствовать незнакомые люди, и я для детей - незнакомый педагог, я постаралась создать добрую атмосферу, т.е. психологическую комфортность детей, которая обеспечивает их эмоциональное благополучие. Для этого было использовано психологическое упражнение «Здравствуйте все!». Оно связало ниточкой детей, педагога и гостей, наводя мостик доверия между ними.

Возрастные особенности детей 3-4 лет требуют использования игровой формы деятельности. Так, детям было предложено стать активными участниками создания аквариума для рыбок, где они рассуждали, находили решения, делали маленькие открытия незаметно для себя.

Учитывая возрастные особенности детей, занятие проходило динамично. Дети были заняты в различных видах деятельности, занятие не свелось к работе за столами. Дети двигались, сидели на ковре, стояли около педагога, что не давало им утомляться. На творческих занятиях я сознательно не использую физкультминутку, так как считаю, что это отвлекает внимание детей, мешает работе. Само занятие строится так, чтобы дети не уставали, деятельность их была разнообразна, тогда они работают с удовольствием и не устают.

В возрасте 3-4 лет внимание детей продолжает развиваться, появляются зачатки произвольности. Построение занятия учитывало смену произвольного и непроизвольного внимания.


  1. Была ли с детьми проведена предварительная работа и какова связь занятия с предыдущими?

Предшествующая работа необходима, но так как это незнакомые мне дети, с детьми работают другие педагоги, то предшествующая работа заключалась в том, что я побеседовала с воспитателями группы, узнав, по какой программе занимаются дети, каковы навыки детей в данном виде деятельности, какие темы они изучали, чтобы при составлении конспекта занятия мне сохранить принцип постепенности, новый материал был дан на основе старого, при некотором усложнении задач.


  1. Какие решались задачи, была ли обеспечена их комплексность, взаимосвязь, что являлось главным, стержневым?

На занятии решались следующие задачи:

Развивать умение анализировать, классифицировать предметы по определенным признакам (тяжелый - легкий, большой - маленький); развивать композиционные умения, мелкую моторику пальцев. Способствовать развитию социальных навыков: умения договариваться, дожидаться своей очереди, радоваться совместному результату.

Воспитывать эстетическое отношение к природе, аккуратность. Обогащать опыт сотрудничества и сотворчества детей и педагога при создании композиции. Обогащать художественный образ посредством музыки.

Познакомить детей с понятием «аквариум», уточнить представления о нем.

Учить детей дополнять силуэты рыбок графически (чешуя, глазки). Продолжать учить детей аккуратно намазывать готовую форму клеем, наносить клей равномерно, приклеивать готовую форму на композиционную основу.

Активизировать словарь детей (рыбка, чешуя, хвост, плавники, аквариум, дно, камушки, ракушки, водоросли).

Исходя из исследований психологов, замечу, что важен не объем знаний у детей, а развитие таких качеств, как умение слушать и слышать, работать в коллективе и самостоятельно, желание и привычка думать, стремление самому узнавать что-то новое. Поэтому в занятии на первом месте стоит развивающая задача. Главным, стержневым, является деятельный подход, когда новое знание дается не в готовом виде, а постигается путем самостоятельного анализа, сравнения, выделения существенных признаков.

Мне предстояло ненавязчиво подвести детей к этим открытиям, организуя и направляя их поисковую деятельность. Таким образом, задачи развития решали и образовательные задачи.

Воспитательные задачи тоже не менее важны, так как не дают детям стать равнодушными, невнимательными к природе, окружающему, будят в них чувство прекрасного.

Считаю, что все задачи взаимосвязаны между собой, способствовали формированию у детей целостной картины мира.

  1. Рационально ли выбрана структура, время, место, форма проведения занятия?

Занятие состояло из нескольких частей.

1 этап. Организационно - подготовительный.

2 этап. Конструирующий.

3 этап. Заключительный.

На каждом этапе решались свои задачи, все этап логически связаны между собой.

Первая часть занятия решала следующие задачи:

собрать внимание детей, заинтересовать их, уточнить представления детей о рыбках, выделить их характерные особенности.

Вторая часть - основная. Предполагала решение детьми познавательных задач, развитие интеллектуальных способностей детей. Активизировался словарь детей. Затем последовало художественное творчество, выполнение коллективной работы.

Третья часть. Рассматривание работы, переживание красоты.

Время проведения занятия – утреннее. Дети отдохнувшие, внимание собранное. Занятие проводилось в помещении группы, место хорошо знакомое детям. Форма организации детей – интегрированное занятие. Учавствовала подгруппа детей. Учитывался возраст.


  1. Оценка содержания, использованных методов и приемов. Обоснование выбранных методов обучения.

Содержание занятия насыщенное. Использовались словесные, наглядные, практические методы обучения, а также методические приемы: уточнение, пояснение, показ, повторение. Широко использовался метод сотворчества педагога и детей, что давало детям уверенность в своих силах, развивало интерес к конечному результату.

Я считаю, что выбор методов и приемов оправдан, так как это подтверждается активностью детей, интересом, который был на протяжении занятия.

Использовался демонстрационный и раздаточный материал.


  1. В чем заключался дифференцированный подход к детям? Какие средства обучения использовались?

Поскольку все дети обладают своими, только им свойственными качествами и уровнем развития, необходимо дифференцировать задания с учётом индивидуальных особенностей ребёнка, создавая ситуацию успеха для каждого из них. Некоторым детям легче объяснить правильность своих действий за рабочим столом, а не перед фланелеграфом, на глазах у других детей.

Кто-то может ответить первым, а кому-то легче быть вторым, третьим.

Я думаю, что дифференцированный подход – это когда каждый продвигается вперёд в своём темпе.

Во время выполнения детьми заданий на рабочем столе, я прохожу по рядам и вижу, кто нуждается в дополнительном пояснении и индивидуальной работе. Использую косвенные методы руководства.

Форма организации детской деятельности была разнообразна.


  1. Удалось ли реализовать поставленные задачи?


На мой взгляд, в ходе занятия удалось решить поставленные задачи по расширению и закреплению знаний детей. Дети были активны, занятие проходило в высоком темпе, один вид деятельности сменял другой.












Самоанализ занятия

по развитию речи

в группе № 1

на тему «Где обедал, воробей?»

















Подготовила и провела

педагог дополнительного образования

МОУ ДОД центра «Малыш»

Минаева Т.В.






г. Шатура 2011 год



Уважаемые коллеги!


Вы посмотрели занятие по развитию речи в группе № на тему «Где обедал, воробей?»

  1. Какие особенности и возможности детей были учтены при планировании занятия?

Учитывая, что на занятии будут присутствовать незнакомые люди, я постаралась создать добрую атмосферу, т.е. психологическую комфортность детей, которая обеспечивает их эмоциональное благополучие. Для этого было использовано психологическое упражнение «Здравствуйте все!». Оно связало ниточкой детей, педагога и гостей, наводя мостик доверия между ними.

Возрастные особенности детей 3-4 лет требуют использования игровой формы деятельности. Так, детям было предложено стать активными участниками игры, где они закрепили знания о зимующих птицах, активизировали в речи прилагательные. Учитывая возрастные особенности детей, занятие проходило динамично. Дети двигались, сидели на ковре, стояли около педагога, что не давало им утомляться. В середине занятия была проведена игровая физкультминутка «Жираф».

В возрасте 3-4 лет внимание детей продолжает развиваться, появляются зачатки произвольности. Построение занятия учитывало смену произвольного и непроизвольного внимания.


  1. Была ли с детьми проведена предварительная работа и какова связь занятия с предыдущими?

Предшествующая работа необходима, дети играли в дидактические игры «Зимующие и перелётные птицы», «Дикие и домашние животные». Занятие соответствовало тематическому планированию, при его построении соблюдались основные принципы дидактики.

  1. Какие решались задачи, была ли обеспечена их комплексность, взаимосвязь, что являлось главным, стержневым?

На занятии решались следующие задачи:

-учить детей эмоционально воспринимать художественное произведение, слушать его внимательно, помогать педагогу договаривать слова в предложении;

-закрепить знания детей о зимующих птицах, диких и домашних животных;

-активизировать речь детей, обогащать их словарь словами-прилагательными;

-развивать организационные умения: понимать цель задания, названную педагогом;

-развивать речевую память, внимание и логическое мышление;

-воспитывать интерес к художественным произведениям;

-воспитывать внимательное отношение, чувство сострадания к птицам.

Исходя из исследований психологов, замечу, что важен не объем знаний у детей, а развитие таких качеств, как умение слушать и слышать, работать в коллективе и самостоятельно, желание и привычка думать, стремление самому узнавать что-то новое. Поэтому в занятии на первом месте стоит развивающая задача. Главным, стержневым, является деятельный подход, когда новое знание дается не в готовом виде, а постигается путем самостоятельного анализа, сравнения, выделения существенных признаков.

Мне предстояло ненавязчиво подвести детей к этим открытиям, организуя и направляя их поисковую деятельность. Таким образом, задачи развития решали и образовательные задачи.

Воспитательные задачи тоже не менее важны, так как не дают детям стать равнодушными, невнимательными к природе, окружающему, будят в них чувство прекрасного.

Считаю, что все задачи взаимосвязаны между собой, способствовали формированию у детей целостной картины мира.

4.Рационально ли выбрана структура, время, место, форма проведения занятия?

Занятие состояло из нескольких частей.

1 этап. Организационно - подготовительный.

2 этап. Основной.

3 этап. Заключительный.

На каждом этапе решались свои задачи, все этап логически связаны между собой.

Первая часть занятия решала следующие задачи:

собрать внимание детей, заинтересовать их, уточнить представления детей о зимующих птицах.

Вторая часть - основная. Предполагала познакомить детей с художественным произведением С.Я. Маршака «Где обедал, воробей?», используя средства ТСО (презентацию). Активизировался словарь детей.

Время проведения занятия – утреннее. Дети отдохнувшие, внимание собранное. Занятие проводилось в помещении группы, место хорошо знакомое детям. Форма организации детей – типовое занятие.


5.Оценка содержания, использованных методов и приемов. Обоснование выбранных методов обучения.

Содержание занятия насыщенное. Использовались словесные, наглядные, игровые методы обучения, а также методические приемы: уточнение, пояснение, показ, повторение. Широко использовался метод сотворчества педагога и детей, что давало детям уверенность в своих силах, развивало интерес к конечному результату.

Я считаю, что выбор методов и приемов оправдан, так как это подтверждается активностью детей, интересом, который был на протяжении занятия.

Использовался демонстрационный материал, дидактические игры.


6.В чем заключался дифференцированный подход к детям? Какие средства обучения использовались?

Поскольку все дети обладают своими, только им свойственными качествами и уровнем развития, необходимо дифференцировать задания с учётом индивидуальных особенностей ребёнка, создавая ситуацию успеха для каждого из них. Некоторым детям легче объяснить правильность своих действий на рабочем месте, а не перед фланелеграфом, на глазах у других детей.

Кто-то может ответить первым, а кому-то легче быть вторым, третьим.

Я думаю, что дифференцированный подход – это когда каждый продвигается вперёд в своём темпе.

Использую прямые и косвенные методы руководства.

Форма организации детской деятельности была разнообразна.


7.Удалось ли реализовать поставленные задачи?


На мой взгляд, в ходе занятия удалось решить поставленные задачи по расширению и закреплению знаний детей. Дети были активны, занятие проходило в высоком темпе, один вид деятельности сменял другой.





Полный текст материала Конспект интегрированного занятия "Рыбки в аквариуме" для детей 3 лет смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Минаева Татьяна Вячеславовна  tarhen
06.09.2011 1 7320 611

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК