Конспект НОД в подготовительной группе по теме "Портрет как отражение внешних особенностей и внутреннего мира человека"


Дресвянкина Татьяна Петровна

воспитатель

МАДОУ «Центр развития

ребенка - детский сад № 100»

г. Пермь


КОНСПЕКТ НОД В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ


Тема: "Портрет - как отражение внешних особенностей и внутреннего мира человека"


Задачи:

1. Систематизировать знания детей о протрете как жанре.

2. Развивать аналитические способности дошкольников, восприятие при рассматривании произведений изобразителного искусства.

3. Воспитывать художественно-эстетический вкус.

В изобразительной деятельности - подуждать детей к передаче в рисунке внешнего сходства и характера друга.

4. Активизировать в словаре дошкольников слова-термины: экспонат, художник-живописец, разрез глаз, очертание бровей, поза, графический.


Оборудование

  • Репродукции картин художников (портреты)

  • фотопортреты

  • Жанровые картины с людьми

  • Репродукция картины Е.Серова "Мика Морозов"

  • Репродукция картины Венецианова "Захарка"


Ход занятия

В группе на столах разложены репродукции картин художников, фотопортреты, жанровые картины

1. Воспитатель: Ребята! Для занятия нам сегодня понадобится выставка на тему "Портрет". Помогите мне отобрать для нее экспонаты.

Дети рассматривают материалы, выбирают.

Воспитатель уточняет, почему дети остановили свой выбор на этих экспонатах.

-Почему этот экспонат подходит к нашей выставке?

-Фотографию человека можно назвать портретом?

-Всякую ли фотографию можно считать фотопортретом?

-Что же такое портрет?

Обобщение воспитателя: Портрет - это изображение человека на картине. фотографии, в скульптуре.

-Чем может быть выполнен портрет?

(маслом, акварелью - красками; карандашом, углем, пером, чернилами - графически)

-Найдите портрет, выполненный графически?

-Маслом? и т.д.


2. Рассматривание портрета В.Серова "Мика Морозов"

Воспитатель:

-Для чего создаются портреты?

(Чтобы запечатлеть человека, оставить о нем память)

-Что стремится передать художник в портрете?

(Прежде всего, внешнее сходство)

-В чем оно заключается?

(В цвете волос. в цвете и разрезе глаз, в форме губ. носа, лица, очертании бровей, форме головы, длине волос, высоте лба, наличии особых примет: родинок, ямочек)

Воспитатель:

Художник стремится отразить в портрете все самое лучшее в человеке, потому что каждый человек ценен, неповторим: его душу. его характер. Сегодня мы с вами поучимся рассматривать детали картины, которые и подскажут нам, что за человек на портрете.

А поговорим мы о портретах двух мальчиков, которые жили давно, когда еще не было электричества, по вечерам зажигали свечи или керосиновые лампы, а самолеты только начали осваивать воздушное пространство. Но и тогда все мальчики были любознательные, любили играть в разные игры. Детей уже нет, а портреты их остались. Вглядимся в их лица.

В. Серов "Мика Морозов"

Воспитатель:

-Что вы можете сказать об этом мальчике?

(Он маленький:4-5 лет. Он только что проснулся, хочет вскочить на ноги. Поза говорит о его подвижности: он устремлен вперед, не упирается в спинку кресла)

-Для чего усадили его в кресло?

(Позирует для портрета, одевается?)

-Что можно сказать о характере мальчика?

(Подвижный, любознательный, т.к. у него живые глаза, ему трудно усидеть на месте)

-Вы хотели бы иметь такого друга?

(С ним интересно, он всегда придумает интересное дело или игру)

Воспитатель: Вот как много мы смогли рассказать о Мике!

-А как мы обо всем этом догадались?

(по выражению лица, по позе)

Обобщение: Если внимательно присмотреться к деталям портрета, то можно узнать, что за человек изображен на портрете художником.

3. Рассматривание картины Венецианова "Захарка"

Воспитатель:

-Что вы скажете о внешних особенностях мальчика?

(Это подросток: ему 10-12 лет. Об этом говорят серьезное лицо и топор, потому что ребенку топора не дали бы.)

-Он сильный?

(Наверное, чтобы работать топором, нужна сила и ловкость)

-А какой характер у Захарки?

(Он серьезный, ответственный. трудолюбивый, ловкий. Ему нравится работать: лицо его раскраснелось от работы)

Воспитатель: в портрете, который художник рисует долго, нет случайных деталей. Каждая деталь что-то добавляет к характеристике человека.

-Какие портреты детей с предметами вы знаете?

(Вера - с куклой, Виолетта - с кошкой, мальчик - с собакой)

Воспитатель: А Захарка - с топором.. О чем это говорит?

(Для Захарки топор - не игрушка, а орудие труда. Он помогает родителям, которые простого рода: крестьяне или рабочие)

Обобщение: В портрете имеет значение каждая деталь. Чтобы представить себе человека, изображенного художником, надо пристально вглядываться в детали и научиться их объяснять, т.е. "читать".

Воспитатель: А теперь отдохнем перед сложной работой, которая вам предстоит.


4. Физкультпауза6 игра с пальчиками

Дружат в нашей группе

Девочки и мальчики

Мы с тобой подружим

Маленькие пальчики.

Раз, два, три, четыре, пять

Начинай опять считать

Раз, два, три, четыре. пять

Мы закончили считать.

В гости к пальчику большому

Приходили прямо к дому

Указательный и средний,

Безымянный и последний:
Сам мизинчик-малышок

Постучался на порог.

Вместе пальчики-друзья,

Друг без друга нам нельзя!


5. Воспитатель:

-О чем мы говорили, играя пальчиками? (О дружбе)

Сегодня вы попробуете нарисовать портрет своего друга. вы уже не раз рисовали портреты: мамы, Буратино... Постарайтесь в рисунке отразить внешнее сходство друга и основные особенности его характера.





Полный текст материала Конспект НОД в подготовительной группе по теме "Портрет как отражение внешних особенностей и внутреннего мира человека" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Дресвянкина Татьяна Петровна  революция
24.12.2013 0 5166 476

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК