проект "Как прекрасен этот мир, посмотри. Постарайся его сбереги!"


Содержание
1. Краткая аннотация проекта.
2. Актуальность проекта.
3. Цель и задачи проекта.
4. Основное содержание проекта.
5. Принципы, лежащие в основе проекта.
6. Партнёры педагогического проекта.
7. Целевая аудитория.
8. План реализации проекта.
9. Диагностика.
10. Ожидаемые результаты.
11. Перспективы дальнейшего развития проекта.
12. Список использованных источников.
13. Приложение.

1. Краткая аннотация проекта

Новые требования к системе дошкольного образования диктуют и новые условия организации педагогического процесса в ДОО, в том числе и формировании экологической культуры дошкольников.
Планета Земля – наш общий дом, каждый человек, живущий в нём, должен заботливо и бережно относиться к нему, сохраняя его ценности и богатства.
Берегите эти земли, эти воды,
Даже малую былиночку любя.
Берегите всех зверей природы.
Убивайте лишь зверей внутри себя.
К сожалению, в наш электронно-компьютерный век, многие люди забывают об этом. По вине человека от пожара и вырубки гибнут леса, засоряются водные просторы, а значит и гибнет животный мир, живущий там.
Берегите планету Земля. Вглядывайтесь в природу, замечайте вокруг интересное.
Тип проекта: информационно – практико - ориентированный.
Долгосрочный: учебный год.
2. Актуальность проекта

Как прекрасен этот мир, посмотри. Постарайся, его сбереги!
Да, он действительно прекрасен, этот полный чудес и загадок мир. Каждый день мы встречаемся с его тайнами. Иногда, спеша проходим мимо, не замечая их. Иногда случайно пытаемся отгадать какую-нибудь из загадок природы и удивляемся сделанному вдруг открытию. Хорошо, если открытие состоялось, и чем раньше это происходит, тем лучше!
Почему, зачем, а где, а как …? Сколько таких почему и зачем у растущего человека? Ему всё любопытно, ему обязательно хочется знать всё обо всём и сразу.
Кто может помочь ему в этом? Педагоги? Родители? Да, безусловно помогут. Объяснить, сберечь, рассказать, помочь задуматься, разобраться, если не во всём, то во многом данный проект.
Дети узнают много интересного из жизни наших соседей по общему дому – Природе. Каждый ребенок сможет проверить себя в имеющихся уже знаний, опыте, эрудиции, стараться беречь всё живое на земле. На многие вопросы ответит этот проект. Ведь в мире живых существ есть чему поучиться, стать добрее, набраться ума – разума.
Этот проект предназначен для детей, родителей, педагогов и содержат комплекс мероприятий, направленных на повышение экологической грамотности всех участников проекта. В проекте реализовывается образовательная деятельность, опытно-экспериментальная. А так же игры, развлечения, наблюдения, экскурсии, работа с родителями, природоохранные акции.
Потребительское отношение к природе и ухудшение экологии требует формирования основ экологической культуры у дошкольников.

3. Цель и задачи проекта.

Цель проекта: формирование у детей экологических знаний о животном мире, их образе жизни, о связи с окружающей средой и роли человека в жизни животного мира.
Формирование ответственности и бережного отношения ко всему живому на земле.

Задачи:
1. Создать поэтапную систему по экологическому воспитанию в группе.
2. Вовлекать детей в разнообразные виды деятельности в природе и по её охране.
3. Формировать навыки экологической грамотности.
4. Обеспечить непрерывность экологического образования в системе детский сад – семья.

4. Основное содержание проекта.
Этапы реализации проекта
1. Подготовительный.
• Обсуждение цели и задач с педагогами, детьми, родителями.
• Наблюдения в природе.
• Познавательно-исследовательская деятельность.
• Разгадывание загадок, ребусов, головоломок, кроссвордов, лабиринтов на экологическую тему.
• Создание необходимых условий для реализации проекта.
• Обоснование, поиск путей реализации проекта.
• Разработка и накопление методических материалов, разработка рекомендаций по проблеме.
2. Основной – практический этап.
Здесь мало увидеть,
Здесь нужно всмотреться,
Чтобы о природе с любовью
Наполнилось сердце!
У нас, у всего человечества одно солнце и один на всех ветер, так что мы земляне. Земля – наш общий и единственный дом, который должны любить и беречь.
Чтобы написать и прочитать слово надо знать буквы. А для того, чтобы написать, а затем и использовать музыку, нужна нотная грамота. Точно так же как в мире слов и музыки, в животном мире – своя азбука и свои ноты.
Прежде чем шагнуть в удивительный, загадочный и прекрасный мир живых существ, нужно знакомиться с азбукой природы. Все животные распределяются и объединяются по родственным и «семейным» признакам. Если этого не сделать, то получиться сплошная неразбериха. Всё это представлено в виде дерева – родословного древа животного мира.
I. На древе листья с заданиями.
1. Снимается первый листочек с надписью. «Домашнее задание: стихи и сказки собственного сочинения на экологическую тему». Принимает участие каждая семья.
2. Второй лист – «Экология в загадках». Дети и родители загадывают друг другу загадки о мире животных.
3. Третий лист – «Спортивная азбука зверей». Дети и родители показывают зарядку любых животных имитирую их движения (вприсядку, вприскочку, бег, черепаший шаг и т.д.). Продолжается до тех пор, пока не иссякнет фантазия детей и родителей. Побеждает сильнейший.
4. Четвёртый лист – «Мохнатая азбука». Игровые элементы творческих заданий «Узнавай-ка». Дети и родители рассматривают фигурки животных и называют их.
5. Пятый лист – «Угадай-ка». Дети и родители угадывают животных по их характерным звукам (рычание, рёв и т.д.).
6. Шестой лист – «Если знаешь лес, зверей, назови их поскорей». Кто кем становится (бельчонок – белкой, волчонок – волком и т.д.).
7. Седьмой лист – «Знаете ли календарь праздничных дат?». День Земли – 22.04. Всемирный день охраны природы – 05.06. Всемирный день животных – 04.10. Показывается дата – дети и родители отгадывают.
8. Восьмой лист – «Познаём играя». Кроссворд «Насекомые»
9. Девятый лист – «Познаём играя». Кроссворд «Птицы»
10. Десятый лист – «Познаём играя». Чайнворд «Среди животных»
11. Одиннадцатый лист – «Познаём играя». Чайнворд «Птичка»
12. Двенадцатый лист – «Животные по горизонтали и вертикали». Головоломка «Млекопитающие».
13. Тринадцатый лист – «Узнай по портрету». Фотовикторина.
14. Четырнадцатый лист – «Чей это след?». Фотовикторина.
15. Пятнадцатый лист – «Кто в луже живёт?». Фотовикторина.
16. Шестнадцатый лист – «Правда ли это?»
17. Семнадцатый лист – «Созвучие прекрасных чувств и дум». Снимается последний лист с древа и зачитывается. Каждый листик древа дышит любовью и восхищением, каждый листик – гимн вечно прекрасному миру Жизни, всему, что живёт, дышит, радуется и радует каждого, кто умеет и хочет видеть и слышать, чья душа открыта добру и свету.

II. Познаём играя.
- бегом по миру животных (один вопрос – один ответ);
- поразмыслим не спеша (один вопрос – три ответа. Найди правильный);
- познаём играя. Животные синонимы (игры – викторины).
Животные по горизонтали и вертикали (головоломки, чайнворды, кроссворды);
- узнай по портрету. Чей это след? Кто в луже живёт? (фотовикторины);
- созвучие прекрасных чувств и дум (по страницам удивительных книг, слайдов, фильмов, иллюстраций. Создание книжек-малышек, экологических сказок собственного сочинения, коллажей из рисунков, фотографий).
3. Заключительный этап.
- работа с родителями (консультация «Роль родителей в развитии экологической культуры детей»);
- участие в акции «Спасти и сохранить»;
- создание экологической тропы на участке детского сада, разработка маршрута и мероприятий на тропе;
- облагораживание и озеленение территории детского сада;
- наглядная агитация для родителей (рекомендации по экологическому воспитанию детей);
- выпуск газеты «Экологический альманах»;
- проведение диагностики;
- мониторинг реализации проекта;
- аналитические материалы.
5. Принципы, лежащие в основе проекта.
принцип доступности;
принцип системности и последовательности;
принцип сознательности и активности детей в усвоении и применении знаний;
принцип наглядности;
принцип индивидуального подхода к детям.

6. Партнёры педагогического проекта.

Участники образовательного процесса учреждения.

7. Целевая аудитория.

Проект предназначен для работы с детьми подготовительной группы.
Состав группы предполагает участие 22 детей дошкольного возраста (от 6 до 7 лет).
Работа по проекту проводится в течение учебного года (в режимных моментах, совместной и самостоятельной деятельности), Через трудовую, опытно-экспериментальную деятельность, использование дидактических, подвижных игр.

8. План реализации проекта.
ЗАДАЧИ МЕРОПРИЯТИЯ СРОКИ

Повышение собственной профессиональной компетенции Изучение программно-методического материала по направлению работы
Знакомство с новыми технологиями:
Личностно-ориентированная, технология сотрудничества, программа М.Ю.Картушиной «Зелёный огонёк здоровья

сентябрь
Обеспечение воспитательно-образовательного процесса методическим материалом
Подбор программно-методического материала по направлению работы
Подбор диагностического материала

октябрь

Обогащение
эколого – игровой среды Совершенствование развивающей среды, создание новых пособий:
- макет «Дары леса»;
- сборник экологических сказок;
- макет «Весёлый поезд» в уголке экспериментирования;
- видеотека «Любимые питомцы»;
- уголок «Времена года»;
- дидактическая игра «Волшебный зонт»;
- книжки – малышки: «Весёлая почемучка», «Экологическая почемучка»
Создание сборника наблюдений на прогулке, включающий тематические наблюдения художественное слово и загадки

Ноябрь

Декабрь

Педагогическое просвещение родителей Анкетирование родителей по выявлению организации экологического воспитания детей дома
Проведение консультаций
Оформление наглядно-агитационного материала по организации экологического воспитания дома

По плану

В течение года
Выявить уровень развития экологической воспитанности детей Проведение диагностики по выявлению экологической воспитанности детей по методике М.В. Емельяновой Сентябрь
Октябрь
ноябрь

Реализация поставленных задач Составление перспективного плана проведения занятий и наблюдений на прогулке по развитию экологической грамотности воспитанников
Проведение занятий в соответствии с перспективным планом работы
Разработка конспектов занятий с использованием экологического материала
Применение в работе с детьми сборника наблюдений на прогулке, включающий тематические наблюдения художественное слово и загадки
Проведение экологических праздников «День птицы», «День Земли»
Индивидуальная работа с детьми на прогулке Сентябрь

По плану

В течение года

По плану

По плану

Работа с педагогами Консультация для педагогов «Роль воспитателя в развитии экологической культуры дошкольников»
Выступление на педагогическом совете
Оформление картотеки дидактических с экологическим содержанием По плану

Январь

Работа с родителями и детьми Участие в акции «Спасти и сохранить»
Выпуск газеты «Экологический альманах»
Наглядная агитация для родителей (папка-передвижка с рекомендациями по экологическому воспитанию детей – дошкольников в домашних условиях)
Создание экологической тропы на участке детского сада Февраль
Март

Апрель

Май - июнь

Оценка эффективности проведения работы с детьми по выявлению экологической воспитанности детей Диагностика и мониторинг качества экологического образования в группе
Проведение итоговой диагностики по выявлению экологической воспитанности детей
Май
Оценка эффективности работы педагога,
Эффективности работы с родителями Подведение итогов работы
Презентация проекта (на педагогическом совете)
Определение перспектив работы
Анкетирование
Обобщение опыта семейного воспитания
Фотовыставка «Красота родной природы» Май
9. Диагностика.
Оценка результативности проекта происходит на основании диагностирования детей по методике М.В. Емельяновой.
Цель диагностики:
Выявить уровень экологической воспитанности детей подготовительной группы.
Критерии сформированности экологической воспитанности у детей:
• Познавательный интерес к природе и её изучению
• Знания об окружающей природе
• Восприятие красоты природы и желание любоваться ею
• Проявление бережного отношения к природе
• Практические умения и навыки по охране природы
Критерии наблюдений за детьми:
• Частота проявлений бережного отношения
• В каких случаях проявляется и на что направлена
Шкала оценок:
В (высокий уровень) – 3.9 – 5 баллов
С (средний) – 2.6 – 3,8 баллов
Н (низкий) – ниже 2,6 баллов

Анкетирование для родителей «Экологическое воспитание детей» (см. приложение).

10. Ожидаемые результаты.
Мы предположили к концу года получить следующие результаты
Дети Педагоги Родители
У детей будут сформированы элементарные экологические знания и культура поведения в природе Приобретение педагогами нового опыта работы по воспитанию экологической культуры дошкольника, повышение профессионального мастерства Обогащение уровня экологических знаний родителей
Дети поймут взаимосвязь в природе, станут более бережно относиться к ней, животным, птицам, насекомым Повысится экологическая культура педагогов, появится понимание необходимости в экологическом просвещении воспитанников Повысится экологическая культура родителей, появится понимание необходимости в экологическом воспитании детей
У детей разовьется интерес к явлениям и объектам природы Пополнится развивающая среда в группе Создание единого воспитательно-образовательного пространства ДОУ и семьи по экологическому воспитанию дошкольников.
Дети научатся экспериментировать, анализировать и делать выводы Повысится мастерство в организации активных форм сотрудничества с семьей Возможность участвовать в совместных экологических проектах

11. Перспективы дальнейшего развития проекта.
Презентация проекта
Выпуск «Экологической газеты» для родителей и сотрудников ДОУ
Методические разработки, учебно-практический материал
Творческий отчёт для педагогов на уровне ДОУ
Выставка экологического оборудования (макеты, планы-схемы, мобильные стенды)
Выставка продуктивных видов детской деятельности экологического содержания (рисунки, поделки, литературный материал).
Оформление тематической «Книги отзывов и предложений»
Отчетно-практические мероприятия для родителей воспитанников.
Формирование основ экологической культуры у воспитанников подготовительной группы средствами проектной деятельности позволит прийти к следующим результатам:
- дети станут больше интересоваться окружающей природой, миром растений и животных;
- у детей сформируются первоначальные представления о себе (человек- часть природы и подчиняется ее законам), о самоценности природы, положительное отношение к ней,
- у детей выработаются первые навыки экологически грамотного и безопасного поведения в природе, желание относиться к ней с заботой.
То есть, реализация деятельности по проекту будет способствовать развитию представлений детей об ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей природы, началу формирования экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе, окружающему миру.
При организации воспитательно - образовательного процесса по экологическому воспитанию по проекту мы обеспечиваем единство целей и преемственности всех участников проекта и совместная деятельность позволила, в свою очередь:
- педагогам повысить свое профессиональное мастерство по экологическому воспитанию дошкольников;
- родителям понять значимость выработки у детей первых навыков экологически грамотного и безопасного поведения в природе и в быту, приобретению их детьми умений, позволяющих им участвовать в посильной практической деятельности по охране природы родного края.

12. Список использованных источников.
1. Алексеев В.А. 300 вопросов и ответов о животных. Академия развития. Ярославль. 2001 г.
2. Бурштейн Л.М. Вода – это жизнь. Детский экологический центр. М. 1996 г.
3. Горькова Л.Г. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников. М. 2005 г.
4. Зенина Т.Н. Наблюдения дошкольников за растениями. Учебные пособия. М., педагогическое общество России,2005 г.
5. Золотова Е.И. Знакомим дошкольников с миром животных. М. 1988 г.
6. Коломина Н.В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду. Творческий Центр «СФЕРА» М. 2003 г.
7. Кондратьева Н.Н. Программа «Мы» экологического образования детей. СПб, 2000 г.
8. Молодцова Л.П. Игровые экологические занятий с детьми. Минск «АСАР»,2001 г.
9. Николаева С.Н. Ознакомление дошкольников с неживой природой. М. педагогическое общество России, 2003 г.
10. Николаева С.Н. Программа экологического воспитания дошкольников. М., 2005 г.
11. Николаева С.Н. Юный эколог. Системы работы с детьми в детском саду. М. МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010 г.
12. Интернет-ресурсы: nsportal.ru – Социальная сеть работников образования





Приложение

Анкета для родителей «Экологическое воспитание детей»
ФИО___________________________________________
Возрастная группа________________________________
1. Знаете ли Вы, что такое экология, что она изучает, чем занимается? ______________________________________________________
2. Знаете ли Вы, что дошкольное учреждение углубленно занимается вопросами экологического воспитания детей?___________________________________
3. Интересует ли Вас лично данная проблема?________________________
4. Ощущаете ли Вы по ребенку, что в ДОУ много внимания уделяется экологическому воспитанию? ___________________________________
В чем это проявляется?
– Ребенок много рассказывает, просит завести животное, растение дома, обращает внимание на окружающую его природу, просит вывести его в парк, лес, просит почитать о природе и т. д. (нужное подчеркнуть)
5. Как Вы сами относитесь к природе, любите ли животных, птиц? ________________________________________________________
Чем можете оказать помощь ДОУ по экологии?___________________________
6. Поддерживаете ли Вы проводимую в ДОУ работу по экологическому воспитанию дошкольников?_________________________
В чем это проявляется?
– Беседовали с ребенком о природе; оборудовали в семье уголок природы; приобрели животных; подкармливаете птиц, выбираетесь чаще на природу; проводите наблюдения с детьми за природными объектами; сажаете деревья, охраняете природу (нужное подчеркнуть).
7. Знакомите ли детей с правилами поведения в природе? _____________
Нужно ли это делать? ___________________________________________
8. В чем Вам нужна помощь ДОУ по данной проблеме? (Как проводить наблюдения за погодой; как содержать животных, растения; какие давать знания; как знакомить с правилами поведения в природе; какую практическую деятельность в природе можно осуществить с детьми...) __________________
9. Как оцениваете работу ДОУ по данному вопросу? _________________
10. Ваши предложения, пожелания. _______________________________
Кроссворд «Насекомые»
НУЖНО ОТГАДАТЬ ЗАГАДКИ, А СЛОВА ВПИСАТЬ В СООТВЕТСТВУЮЩИЕ КЛЕТКИ. ЕСЛИ ПРАВИЛЬНО ОТГАДАЕШЬ, В ВЫДЕЛЕННЫХ КЛЕТКАХ ПРОЧТЁШЬ НАЗВАНИЕ НАСЕКОМОГО


1. Не солнце, не огонь, а светит.
2. Висит сито не руками свито, ниток много, а в клубок не смотаешь.
3. Кто в лесу безо всего строят дом себе на кочке.
4. Летит - гудит, сядет – молчит. Целый день в трудах, то на лугах, то в садах.
5. Не жужжу, когда сижу, не жужжу, когда хожу. Если в воздухе кружусь, тут я вдоволь нажужжусь.
6. Ростом хоть и кроха, укусит – будет плохо.
7. На лугу весь день стрекочет, удивить нас песней хочет.
8. Кто над нами вверх ногами?
Кроссворд «Птицы».
НУЖНО ОТГАДАТЬ ЗАГАДКИ, А СЛОВА ВПИСАТЬ В СООТВЕТСТВУЮЩИЕ КЛЕТКИ. ЕСЛИ ПРАВИЛЬНО ОТГАДАЕШЬ, В ВЫДЕЛЕННЫХ КЛЕТКАХ ПРОЧТЁШЬ НАЗВАНИЕ РЕДКОЙ ПТИЦЫ


1. Живёт на болоте и с душой своё болото хвалит.
2. Чертя за кругом плавный круг, над сонным лугом кружит …
3. Стая птиц белее мела отдохнуть на пруд присела. Дивно видеть на воде грациозных …
4. В клетке он один сидит, сам с собою говорит. Отгадай, что за птица?
5. Ночью в рощах и лесах уханье наводит страх, так кричит угрюмый …
6. Весь я золотистый, мягкий и пушистый, я курицы ребёнок, а зовут меня …
7. В птичьем радостном задоре, твёрдо веруя в успех, кто из птиц ныряет в море несравненно глубже всех.

Чайнворд «Среди животных».

1. Царь зверей
2. У кого спина с двумя горбами?
3. Это животное водилось на земле миллионы лет назад
4. Плавает в речке
5. Самая большая змея
6. Где водятся слоны и бегемоты?
7. Как звали вождя волчьей стаи, спасшего Маугли
8. Огромный крокодил
9. Серый заяц
10. Маленький пушистый любимец детей
11. Степная лошадка
12. У кого рога не на голове, а на носу?
13. Что носит на себе верблюд?
14. Гиппопотам
15. Полосатый хозяин тайги
16. Пятится назад
17. Кто у Кошки в новом доме съел хозяйскую герань?
18. Хищник семейства кошачьих
19. У этого австралийского ежа очень длинные иголки
20. Полосатая лошадка.
Полный текст материала проект "Как прекрасен этот мир, посмотри. Постарайся его сбереги!" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Савельечва Тамара Вячеславовна  black_panther76
воспитатель, высшей квалификационной категории, детский сад комбинированного вида № 78, г.о. Самара
18.12.2014 0 2519 178
Комментировать

Смотрите похожие материалы

Читайте новые статьи

Прием "Уголки" (от англ. Corners) — одна из популярных стратегий, придуманная психологами для ведения конструктивной дискуссии, спора. Для школы этот прием адаптировали ученые, предложившие методику развития критического мышления. В облегченном варианте прием можно использовать для уроков любого типа и построенных на других методах обучения. Главная цель стратегии "уголки" — научить ребенка вести конструктивный диалог, дискуссию, отстаивать сою точку зрения, приводя аргументы, помочь развитию логического и образного мышления, научить культуре общения. 

 (0)

Развитие монологической и диалогической речи — одна из важнейших задач педагога. Связная, логически выстроенная, образная и выразительная речь является и одной из основных составляющих критического мышления — мышления, развитие которого стало приоритетом в современном обучении. Более того, речь — это показатель духовной культуры личности. Потому и уделяется этому вопросу такое пристальное внимание. Предлагаем вам обзор популярных и действенных методик и приемов по развитию монологической и формированию грамотной диалогической речи. 

 (0)
Оставить отзыв к материалу:
avatar
Всего: 0