Творческий проект средней продолжительности «Птичий двор»


В статье описывается проект по экологическому воспитанию дошкольников под названием «Птичий Двор», осуществленный в младшей группе детского сада. Описаны цель и задачи, которые ставили перед собой педагоги, осуществляя этот проект, приведено планирование проекта, описана деятельность детей, которая была подготовлена и проведена в рамках проекта, приведены итоги и результаты проведенных мероприятий. Статья будет полезна педагогам, при планировании проектов средней продолжительности в младших группах детского сада, как пример уже осуществленной продуктивной деятельности по экологическому воспитанию дошкольников раннего возраста.

Экологическое воспитание дошкольников является важной задачей общего процесса обучения в ДОУ. И начинаться оно должно с младших групп детского сада. Но какими же должны быть формы и приемы обучения экологической грамотности детей? Ведь в столь раннем возрасте не все понятия и подходы экологического воспитания могут быть понятны детям.

Как говорил в одном из своих телеинтервью Николай Николаевич Дроздов, наш выдающийся ученый-зоолог, натуралист, телеведущий и популяризатор бережного отношения к природе: «Экологическая грамотность состоит из знания природы, любви к природе и желания беречь и охранять природу». Так вот, прежде чем в человеке проявляется желание беречь природу, он должен узнать о ней и полюбить ее.

Мой проект «Птичий двор» и преследовал такую цель: проведя через все образовательные области информацию о домашних птицах, дать детям знания о них, сделать их узнаваемыми для детей и привить к ним любовь. Достижение этих целей осуществлялось через различные виды деятельности детей: через игровую, творческую, образовательную и даже театральную.
Вся работа осуществлялась в соответствии с возрастом детей, на понятном им уровне, учетом индивидуального подхода и требований ФГОС.

По итогам проекта дети стали узнавать домашних птиц по их изображениям, голосам, знали сказки о них, некоторые их повадки, научились изображать их, использовали образы домашних птиц в своих самостоятельных играх. Цель проекта была успешно достигнута.
Проект проходит через все образовательные области. Занятия проводятся в группе детей 2-3 лет.

Цель проекта:

  • знакомство детей с домашними птицами и закрепление знаний о них.

Задачи проекта:

  • побуждать интерес у детей к домашним птицам, их повадкам;
  • приобщать детей к процессу познания путем изучения изображений различных домашних птиц, чтения художественной литературы на эту тему;
  • формировать у детей представления о животном мире;
  • привлекать детей к воспроизведению образов домашних птиц, используя приемы изобразительного искусства, лепки, аппликации;
  • побуждать детей к поисковой деятельности (рассматривание литературы с изображениями домашних птиц, поиск их изображений среди изображений других животных);
  • побуждать детей к экспериментированию (на уроках ИЗО, аппликации, конструирования, лепки);
  • формировать эмоциональную заинтересованность детей в обучении;
  • знакомить детей с предметами и действиями с ними; 
  • развивать мышление и воображение;
  • развивать речь детей.

Во время реализации проекта осуществлялись следующие виды деятельности детей: занятия, совместная деятельность со взрослыми, игровая деятельность, предметная деятельность, изобразительная деятельность, познавательно-исследовательская, театрализованная деятельность.

Формы, методы и приемы работы, использованные воспитателем во время реализации проекта: наблюдение, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, беседа, отгадывание загадок, аппликация, лепка, рисование, ряжение.

Описание проекта.
Проблемная ситуация. На занятии по экологии у детей возник интерес к домашним птицам (курам, уткам, петухам, гусям): какие они, какие у них повадки, что они едят, как выглядят, как называются их детеныши, как их выращивать, как они кричат, ходят, летают. Отсюда и родилась идея двухнедельного проекта «Птичий двор».

На первом подготовительном этапе было выработано расписание занятий на неделю, охватывающее все сферы и области познания. Была подготовлена база методических материалов, проведены консультации со специалистами ДОУ, подобрана необходимая литература, проведена подготовка к занятиям, составлены конспекты.
Затем, на втором этапе, были определены области знания детей, путем их опроса и наблюдения на занятиях.

Планируемый результат: благодаря деятельности детей на занятиях во время реализации проекта у них улучшится мелкая моторика рук, обогатится словарь, они научатся приемам лепки, аппликации, рисования, в группе сформируются благодаря совместно проведенному празднику доверительная и доброжелательная атмосфера.

Благодаря представлению в различных видах и формах во время реализации проекта педагогами информации о домашних птицах дети узнают какие бывают домашние птицы, научатся различать их, научаться подражать их голосам, узнают многое об их повадках и привычках, о том, как и где они живут, чем их кормят, как за ними ухаживают. Элементы сказок и стихов о домашних птицах войдут в самостоятельные игры детей, что позволит развиваться творческому воображению и эмоциональному интеллекту.

Результативность проекта. После окончания выполнения проекта, как и планировалось, стали видны улучшения в мелкой моторике рук у детей (во время занятий с конструкторами, на занятиях по аппликации, ИЗО, по наблюдениям за детьми во время игр). Обогатился словарь детей (в играх дети стали употреблять названия домашних птиц, их крики, названия разных цветов, некоторые запомнившиеся слова после прослушивания чтения воспитателем художественной литературы). На занятиях по лепке, аппликации, ИЗО дети стали увереннее использовать приемы работы с различными материалами. Но самое главное, в группе действительно улучшился микроклимат благодаря совместно проведенному празднику.

Дети стали узнавать домашних птиц на картинках, в передачах, идущих по телевизору, научились различать их виды, умеют копировать их повадки и привычки, знают о том, что птицы живут рядом с человеком и почему, знают как и где они живут, чем их кормят, как за ними ухаживают.

Родители детей, помогавшие в постановке спектакля, в шитье костюмов и создании декораций, в планировании всего проекта, познакомились друг с другом, что также сплотило всю группу и позволит в дальнейшем воспитателям, родителям и их детям создавать различные проекты.

Приложение 1. Занятие с «Живой» картинкой.
Картинка наклеивается на плотный картон или оргалит, клей только по периметру (краю) картинки, чтобы между основой и картинкой было свободное пространство (конверт). На «пустой» картинке изображаются только избушка с вставляются в прорези на картинке и как бы оживляют ее.  Рассказ воспитателя небольшой (10-15 предложений). Сюжет, доступный детям, все персонажи и предметы детям знакомы.

Рассказ составляется так, чтобы в него были включено звукоподражание (гав-гав, кис-кис, мяу, ко-ко-ко, пи-пи-пи и т.д.). Звукоподражание детей включается сразу в рассказ и показ воспитателя, так чтобы дети могли активно участвовать в нем. Сюжетом рассказа является жизнь девочки Маши и ее встреча с домашними животными, в том числе и с домашними птицами. Маша ухаживает за домашними животными и рассказывает, как она это делает.

После показа, воспитатель все персонажи вынимает из прорезей, и, после физкультминутки, «живая картинка» показывается еще раз.
После занятия картинка остается в группе, для того, чтобы дети самостоятельно играли с ней, повторяя рассказ и звукоподражание.

Приложение 2. Предметная деятельность «Раз цыпленок, два цыпленок».
Развитие умения формировать группы     однородных предметов, различать     количество предметов (много-один, один-много) с использованием в качестве счетного материала игрушек цыплят и утят. Воспитатель предлагает детям формировать группы из однородных по своему виду игрушек. Занятие сопровождается веселыми считалками.
Дети учатся на вид отличать утят от цыплят.

Приложение 3. Занятие по лепке и соленого теста «Цыпленок». Чтение рассказа Е.И. Чарушина «Курочка».
На     этом     занятии воспитатель совмещает чтение детям художественного произведения и занятие по лепке. Для лепки используется   нестандартный   материал - соленое тесто. Показывая детям иллюстрации к рассказу «Курочка», воспитатель лепит из тестовых шариков цыпленка, предлагая детям в определенном порядке соединить их, отличая части тела цыпленка по размеру, расположению, форме. Также воспитатель обращает свое внимание на обучение детей работе с материалом, развитие мелкой моторики рук детей.

Приложение 4.  Занятие по рисованию «Желтый пушистый комочек».
На    этом    занятии воспитатель предлагает детям нарисовать цыпленка, рассматривая игрушку, похожую на живого настоящего цыпленка.
На занятии воспитатель показывает приемы рисования, учит различать детей различные цвета, геометрические фигуры.

Приложение 5. Занятие по аппликации (коллективная работа) «Наши цыплятки».
На этом занятии педагог читает детям стихотворение В. Берестова «Цыплятки» и, показывая им игрушечного цыпленка, уточняет представление детей о внешнем виде цыплят (туловище - большой круг, голова - маленький круг, тонкие ножки, глаза-бусинки). Затем показывает детям, как при помощи аппликации, изобразить цыпленка (приклеивает один или два круга желтого цвета и дорисовывает детали фломастером). Предлагает детям всем вместе сделать много-много цыплят, чтобы курочка не   волновалась.   Воспитатель обращает внимание   детей   на   то, что это - коллективная работа и дети должны помогать друг другу. Дети включаются в творческий процесс и вместе с педагогом, и друг другом создают композиции «Цыплята на лугу», которые потом оформляются на выставке работ.

Приложение 6. Познавательно-игровая деятельность «Узнай меня на картинке».
Во время познавательно-игровой деятельности по экологии дети рассматривают книги с изображениями домашних животных, в том числе и домашних птиц. Они учатся отличать домашних птиц друг от друга, называть их и их детенышей. Воспитатель также картинки с изображениями домашних птиц, напоминает детям их голоса. Для придания увлекательности занятию также были использованы заводные игрушки, изображающие цыплят и куриц, уток и утят, имитирующие звуки голосов домашних птиц и их походку.

Приложение 7. Игровая деятельность с составными игрушками под руководством педагога «Строим дом для птиц».
Воспитатель использует конструктор для постройки домика для птиц, не заостряя внимания детей на способах конструирования, на деталях домика, их названиях, а также игрушки ПЕТУШОК, КУРОЧКА, УТОЧКА и   пр. Дети наблюдают, помогают, по просьбе воспитателя берут и ставят детали на указанное место. По окончании постройки дети играют с игрушками и домиком.

Приложение 8. Музыкальный спектакль «Жили у бабуси...».
Кульминационным    моментом всего проекта   стала   постановка   совместно с родителями и детьми спектакля «Жили у бабуси...». Педагоги соорудили декорации для спектакля, совместно с родителями сшили ростовые куклы для актеров-детей, чтобы придать представлению большую выразительность, и поставили этот небольшой спектакль по русской народной песне. Совместная работа над спектаклем, сотрудничество всех участников оказало огромное влияние на дальнейшие взаимоотношения детей, их родителей и педагогов, сделав его более интересным, продуктивным и дружественным.


Полный текст материала Творческий проект средней продолжительности «Птичий двор» смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Максакова Галина Валерьевна  Публикатор
воспитатель, ДОУ №1344 г. Москвы
10.03.2017 0 380 63
Комментировать

Читайте новые статьи
Оставить отзыв к материалу:
avatar
Всего: 0