Связная речь


Слайд 1
МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ Информацию подготовила и оформила учитель-логопед Бердюгина Лариса Николаевна МБДОУ Плотниковский детский сад «Теремок»
Слайд 2
Понятие связной речи и ее значение для развития ребенка    Под связной речью понимают смысловое развернутое высказывание (ряд логически сочетающихся предложений), обеспечивающее общение и взаимопонимание. Связность – это адекватность речевого оформления мысли говорящего или пишущего с точки зрения ее понятности для слушателя или читателя. Связная речь – это единое смысловое и структурное целое, включающее связанные между собой и тематически объединенные законченные отрезки.
Слайд 3
Формы связной речи ДИАЛОГ        Разговорная лексика и фразеология. Использование шаблонов и клише, речевых стереотипов, устойчивых формул общения. Краткость. Фрагментарность, непроизвольность. Простые и сложные бессоюзные предложения. Кратковременное предварительное обдумывание. Стимулируется как внутренними, так и внешними мотивами (ситуация, в которой происходит диалог, реплики собеседника). МОНОЛОГ          Имеет более сложное строение. Выражает мысль одного человека. Более длительное предварительное обдумывание высказывания. Высказывание содержит более полную формулировку информации. Развернутость высказывания. Синтаксическая оформленность. Законченность, логическая завершенность. Использование неречевых средств (жесты, мимика и др.). Стимулируется внутренними мотивами говорящего.
Слайд 4
Социальные функции связной речи  Связная речь помогает ребенку устанавливать связи с окружающим миром.  Связная речь определяет и регулирует нормы поведения в обществе.  Связная речь обогащает художественно-речевой опыт детей.
Слайд 5
Группы диалогических умений Диалогические умения Общеречевые умения Коммуникативные умения Собственно речевые умения Умения речевого этикета Коммуникативные умения Неречевые (невербальные) умения Вступать в общение Слышать и слушать собеседника Поддерживать и завершать общение Проявлять инициативу в общении Доказывать свою точку зрения Выражать отношение к предмету Общение Знакомство Приветствие Привлечение внимания Просьба Согласие и отказ Извинение Жалоба Сочувствие Неодобрение Поздравление Благодарность Прощание
Слайд 6
Признаки связного монологического высказывания      Целостность. Структурное оформление. Связность. Объем высказывания. Плавность.
Слайд 7
Типы монологов Описание Повествование Рассуждение Контаминация (смешанные тексты) В детском саду детей обучают двум основным типам монологов – самостоятельному рассказу и пересказу. Они отличаются друг от друга тем, что в первом случае ребенок отбирает содержание для высказывания и оформляет его самостоятельно, а во втором материалом для высказывания служит художественное произведение.
Слайд 8
Варианты оформления речи педагога в процессе повседневного общения с детьми В виде вопросов В виде указаний В виде пояснений В виде объяснений
Слайд 9
Повседневное общение педагога с детьми: полезное, интересное, доступное  Коллективный разговор (на прогулке)  Индивидуальн ый разговор (в вечерние и утренние часы)
Слайд 10
Беседа как метод обучения диалогической речи     Беседа – это целенаправленное обсуждение чего-либо, организованный, подготовленный диалог на заранее выбранную тему. В процессе беседы ребенок припоминает, сравнивает, анализирует, высказывает суждения, делает умозаключения, выводы. Классификация бесед, исходя из дидактических целей (Е.А. Флерина): вводная, сопутствующая, заключительная. Классификация бесед по содержанию: познавательные, этические.
Слайд 11
Классификация вопросов РЕПРОДУКТИВНЫЕ  Вопросы, требующие простой констатации – названия или описания знакомых ребенку явлений, предметов, фактов, т.е. ребенок должен точно назвать предмет, его части, выделить характерные признаки (кто? что? где? когда? какой?) ПОИСКОВЫЕ  Вопросы, направленные на раскрытие доступных ребенку связей между предметами и явлениями. Такие вопросы требуют некоторых логических операций, активизации мыслительной деятельности, умения сопоставлять, сравнивать и оценивать, обобщать, делать выводы и умозаключения, устанавливать причинно-следственные, временные и другие связи и отношения (почему? отчего? зачем?)
Слайд 12
Приемы обучения рассказыванию           Совместное рассказывание Образец рассказа Частичный образец Анализ образца рассказа План рассказа Коллективное составление рассказа Составление рассказа по частям Моделирование Оценка детских монологов Вспомогательные вопросы, указания, исправление ошибок, подсказ нужных слов, прослушивание детьми своих рассказов, записанных на магнитофон
Слайд 13
Методика пересказа литературных произведений    Пересказ – осмысленное воспроизведение литературного текста в устной речи. Специальные умения, необходимые для пересказа: прослушивать произведение, запоминать последовательность изложения, осмысленно и связно передавать текст, понять основное содержание изложения, запоминать речевые обороты авторского текста. Требования к пересказам детей: осмысленность, полнота передачи произведения, последовательность и связность пересказа, использование словаря и оборотов авторского текста и удачная замена некоторых слов синонимами, плавность пересказа, выразительность и фонетическая правильность речи, культура поведения во время пересказа.
Слайд 14
Рассказывание по игрушкам Виды занятий для рассказа по игрушкам: Описание игрушки Сюжетные рассказы (повествования) Игрушки, используемые для обучения связной речи: дидактические (матрешки, башенки, пирамидки, бочонки); сюжетные (образные) (куклы, машины, животные, посуда, мебель, транспорт, готовые наборы игрушек, объединенные одним содержанием: стадо, зоопарк, птичий двор; наборы, составленные воспитателем или детьми (мальчик, девочка, сани, собака; девочка, домик, курица, кошка; заяц и собака.
Слайд 15
Рассказывание по картине Виды рассказывания детей по картине: Описание предметных картин Описание сюжетной картины Рассказ по последовательной сюжетной серии картин Повествовательный рассказ по сюжетной картинке Описание пейзажной картины и натюрморта Требования к отбору картин для рассказывания: Содержание должно быть интересным, понятным, воспитывающим положительное отношение к окружающему Картина должны быть высокохудожественной Изображения персонажей, животных и других объектов должны быть реалистическими Отсутствие нагромождения деталей Доступность не только содержания, но и изображения Следует избегать излишней штриховки, набросочности, незаконченности рисунка
Слайд 16
Рассказывание из опыта Виды рассказов из опыта: Рассказы, отражающие коллективный опыт детей (о событиях, в которых принимали участие все дети) Рассказы, отражающие индивидуальный опыт детей («Расскажи как ты провел выходной день»; «Расскажи о своих любимых игрушках») Характеристика рассказов из опыта: Искренние Живые Эмоциональные Но: Недостаточно последовательные Недостаточно структурированные Недостаточно связные
Слайд 17
Творческое рассказывание Виды творческих рассказов: Создание рассказов реалистического характера. Сочинение стихов, загадок, небылиц, считалок. Рассказывание по сюжету, предложенному педагогом. Создание текстов описательного характера о природе. Рассказывание детей вместе с воспитателем по вопросам. Придумывание сказок. Придумывание продолжения и завершения рассказа. Придумывание детьми продолжения авторского текста. Описания-миниатюры.
Слайд 18
Связные высказывания типа рассуждений   Рассуждение является наиболее сложным типом монологической речи и характеризуется использованием достаточно сложных языковых средств. Основой рассуждения является логическое мышление, отражающее многообразные связи и отношения реального мира. Приемы, используемые для обучения высказываниям-рассуждениям: образец построения рассуждения; план, отражающий структуру рассказа; модель; подсказ способа связи фраз и смысловых частей; приемы ТРИЗ.
Слайд 19
Виды заданий по обучению высказываниям типа рассуждений СОЗДАНИЕ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ С ОПОРОЙ НА НАГЛЯДНЫЙ МАТЕРИАЛ      Выстраивание серии сюжетных кар-тинок в определенной последовательности и зависимости от развития сю-жета, времени суток и др. Определение несоответствия явле-ний, изображенных на картинке, вы-деление нелогичных ситуаций. Квалификация картинок по родам и видам. Выявление причинноследственных отношений между объектами, изображенными на картинке. Отгадывание загадок с ЗАДАНИЯ НА ВЕРБАЛЬНОЙ ОСНОВЕ    Беседы по содержанию произве-дений художественной литературы с обсуждением положи-тельных и отрицательных пос-тупков героев, их мотивов. Речевые логические задачи. Объяснение пословиц, загады-вание загадок без опоры на наглядный материал.
Слайд 20
Спасибо за внимание!

Полный текст материала Связная речь смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Бердюгина Лариса Николаевна  lar-nik-ber
08.05.2018 0 114 12

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Читайте новые статьи
Оставить отзыв к материалу:
Всего: 0