Сценарий спектакля по произведению В.Г. Распутина " Уроки французского"; 6 класс


Автор: Карковская Дарья Юрьевна

Должность: учитель русского языка, литературы, французского языка

Название учреждения: ГБОУ СОШ №623 г. Москвы



Сценарий спектакля по произведению В.Г. Распутина «Уроки французского».

Цели: систематизировать знания учащихся по произведению и биографии автора, развивать творческий потенциал учащихся через применение актерских способностей, формировать ответственную жизненную позиция и чувство сопереживания.



Сцена

Название

Действующие лица

I сцена

Пролог. Игра

Автор, Вадик, Федька, Птаха

II сцена

В школе

Автор, Лидия Михайловна, Тишкин, класс

III сцена

У Лидии Михайловны

Лидия Михайловна, Автор

IV сцена

И вновь игра

Автор, Птаха, Вадик, мальчишки

V сцена

Посылка

Лидия Михайловна, Автор

VI сцена

Игра в пристенок

Лидия Михайловна, Автор, Директор школы

VII сцена

Эпилог

Лидия Михайловна, Автор





I сцена. Пролог. Игра

Автор, Вадик, Федька, Птаха

На заднем плане мальчишки играют в чику. На передний план выходит Автор.

Автор (в зал): Странно: почему мы так же, как и перед родителями, всякий раз чувствуем свою вину перед учителями? И не за то вовсе, что было в школе, — нет, а за то, что сталось с нами после.

Я пошел в пятый класс в сорок восьмом году. Правильней сказать, поехал: у нас в деревне была только начальная школа, поэтому, чтобы учиться дальше, мне пришлось снаряжаться из дому за пятьдесят километров в райцентр. За неделю раньше туда съездила мать, уговорилась со своей знакомой, что я буду квартировать у нее, а в последний день августа дядя Ваня, шофер единственной в колхозе полуторки, выгрузил меня на улице Подкаменной, где мне предстояло жить, помог занести в дом узел с постелью, ободряюще похлопал на прощанье по плечу и укатил. Так, в одиннадцать лет, началась моя самостоятельная жизнь.

Учился я и тут хорошо. Что мне оставалось? По всем предметам, кроме французского, у меня держались пятерки.

С французским у меня не ладилось из-за произношения. Я шпарил по-французски на манер наших деревенских скороговорок, половину звуков за ненадобностью проглатывая. Лидия Михайловна, учительница французского, слушая меня, бессильно морщилась и закрывала глаза. Но самое страшное начиналось, когда я приходил из школы. Едва я оставался один, сразу наваливалась тоска — тоска по дому, по деревне. Никогда раньше даже на день я не отлучался из семьи. Я постоянно недоедал и сильно похудел. И вот однажды в сентябре Федька спросил у меня:

(отходит в сторону, поворачивается к играющим все время чтения диалога мальчишкам)

Федька: — Ты в «чику» играть не боишься?

Автор: — В какую «чику»? 

Федька: - Игра такая. На деньги. Пойдем посмотрим. Увидишь, как здорово.

Поворачиваются к играющим.

Вадик (Федьке, недовольно): — Этого еще зачем привел? 

Федька: — Он свой, Вадик, свой. Он у нас живет.

Вадик: — Гляди не вякни кому, что мы здесь.

Автор: — Вот еще! Присоединяется к играющим.

Играют. Автор выигрывает.

Вадик: — Ты что это — загреб кассу и драть? Ишь шустрый какой! Играй.

Автор: — Мне уроки надо, Вадик, делать.

Вадик: — Кому надо делать уроки, тот сюда не ходит.

Птаха: — Кто тебе сказал, что так играют на деньги? За это, хочешь знать, бьют маленько. Понял?

Вадик: — Не в склад! 

Автор замечает жульничество Вадика.

Автор: — Ты перевернул ее. Она была на орле, я видел.

Вадик (показывает кулак): — А этого ты не видел? Понюхай, чем пахнет.

Продолжают играть, и вдруг Автора бьют.

Автор: — Чего-о ты?!

Вадик:— Кто тебе сказал, что это я? Приснилось, что ли? Давай сюда! (Протягивает руку за шайбой. Автор не отдает).

Автор:— Ты перевернул ту монетку!  Я видел, что перевернул. Видел.

Вадик: — Ну-ка, повтори. (Надвигается на Автора)

Автор (тише): — Ты перевернул ее.

Птаха и Вадик бьют его по очереди.

Автор (отчаянно): — Перевернул! Перевернул! Перевернул!

Все присутствующие на него набрасываются.

Вадик: — Иди отсюда, пока живой!  Быстро!

Автор уходит.

Вадик (вслед): — Только вякни кому — убьем! 

Автор (оборачиваясь):— Переверну-у-ул!

Птаха кидается на ним, но Вадик его останавливает.



II сцена. В школе

Автор, Лидия Михайловна, Тишкин, класс

Сидит класс. Автор, забинтованный, юркает на свое место и опускает голову.

ЛМ (открывает журнал): — Ну вот, сегодня среди нас есть раненые.

Все смеются. ЛМ смотрит на Автора.

ЛМ: — И что случилось? 

Автор: — Упал.

ЛМ: — Ой, как неудачно. Вчера упал или сегодня?

Автор: — Сегодня. Нет, вчера вечером, когда темно было.

Тишкин: — Хи, упал!  Это ему Вадик из седьмого класса поднес. Они на деньги играли, а он стал спорить и заработал, Я же видел. А говорит, упал.

ЛМ: — Тебя, Тишкин, я хотела спросить совсем другое. Иди к доске, раз уж ты разговорился, и приготовься отвечать. (Автору, тихо) После уроков останешься.



Сцена III. У Лидии Михайловны

ЛМ и Автор

ЛМ сидит за своим столом, Автор хочет сеть подальше от нее, но она указывает на парту напротив.

ЛМ: — Это правда, что ты играешь на деньги?

Автор: — Правда.

ЛМ: — Ну и как — выигрываешь или проигрываешь? Давай рассказывай, как есть. Проигрываешь, наверное?

Автор: — Вы… выигрываю.

ЛМ: — Хорошо, хоть так. Выигрываешь, значит. И что ты делаешь с деньгами?

Автор молчит.

— Ну, так что ты делаешь с деньгами, которые выигрываешь? Покупаешь конфеты? Или книги? Или копишь на что-нибудь? Ведь у тебя их, наверное, теперь много?

Автор: — Нет, не много. Я только рубль выигрываю.

ЛМ: — И больше не играешь?

Автор: — Нет.

ЛМ: — А рубль? Почему рубль? Что ты с ним делаешь?

Автор: — Покупаю молоко.

ЛМ: — Молоко? (Пауза. ЛМ смотрит на Автора, мальчик мнется от стеснения). И все-таки на деньги играть не надо. Обошелся бы ты как-нибудь без этого. Можно обойтись?

Автор: — Можно.



Сцена IV. И вновь игра

Автор, Птаха, Вадик, мальчишки

Автор на переднем плане, за ним мальчишки играют в чику.

Автор: Я честно пытался выполнить обещание, данное Лидии Михайловне, но голод был сильнее меня.

Поворачивается к ним.

Птаха: — Чего пришел? Давно не били?

Автор: — Играть пришел.

Птаха: — Кто тебе сказал, что с тобой, будут тут играть?

Автор: — Никто.

Птаха: — Что, Вадик, сразу будем бить или подождем немножко?

Вадик: — Чего ты пристал к человеку, Птаха?  Понял, человек играть пришел. Может, он у нас с тобой по десять рублей хочет выиграть?

Птаха: — Дать ему, Вадик?

Вадик: — Не надо, пусть играет.  Он здорово играет, мы ему в подметки не годимся.

Играют. Автор выигрывает, и его снова бьют.



Сцена V. Посылка

Лидия Михайловна, Автор

ЛМ сидит за столом. На переднем плане Автор, в руках держит посылку.

Автор ставит посылку на стол перед ЛМ.

ЛМ: — Что это? Что такое ты принес? Зачем?

Автор (дрожащим голосом): — Это вы сделали.

ЛМ: — Что я сделала? О чем ты?

Автор: — Вы отправили в школу эту посылку. Я знаю, вы.

ЛМ: — Почему ты решил, что это я?

Автор: — Потому что у нас там не бывает никаких макарон.

ЛМ: — Как! Совсем не бывает?! 

Автор: — Совсем не бывает. Знать надо было.

ЛМ (пытается его обнять, но он уворачивается): — Действительно, надо было знать. Совсем, говоришь, не бывает? Что же у вас тогда бывает?

Автор: — Горох бывает. Редька бывает.

ЛМ: — Горох… редька… А у нас на Кубани яблоки бывают. А макароны эти ты возьми…

Автор: — Не возьму.

ЛМ: — Ну, зачем ты так? Я знаю, что ты голодаешь.

Автор: — Я совсем не голодаю.

ЛМ: — Не спорь, пожалуйста, со мной, я знаю. Что плохого, если ты возьмешь сейчас эти макароны и сваришь себе сегодня хороший обед. Почему я не могу тебе помочь единственный раз в жизни?  Ну а на деньги ты больше не играешь? Мы в детстве играли в «пристенок».  Сыграем?

Автор: — Как же я с вами буду играть?

ЛМ: — А что такого?

Автор: — Вы же учительница!

ЛМ: — Ну и что? Учительница — так другой человек, что ли? Иногда надоедает быть только учительницей, учить и учить без конца. Ну что — попробуем? Не понравится — бросим.

Автор: — Давайте.

ЛМ: — Начинай.

Играют.

ЛМ: — Нет, так неинтересно. Играть — так по-настоящему, а то что мы с тобой как трехлетние малыши.

Автор: — Но тогда это будет игра на деньги.

ЛМ: — Конечно.. Мы можем договориться о совсем маленькой ставке. Неужели боишься? 

Автор: — Вот еще! Ничего я не боюсь.

Играют.

Автор: — Нет, так я не играю. Зачем вы мне подыгрываете? Это нечестно.

Играют.

Автор: — Что вы делаете? 

ЛМ: — Я? А что я делаю?

Автор: — Зачем вы ее подвинули?

ЛМ: — Да нет же, она тут и лежала.

Играют. Потом Автор встает и поворачивается к зрителям.

Автор: И опять у меня появились деньги. Опять я бегал на базар и покупал молоко. Конечно, принимая деньги от Лидии Михайловны, я чувствовал себя неловко, но всякий раз успокаивался тем, что это честный выигрыш. Знать бы нам, чем это все кончится…



Сцена VI. Игра в пристенок

Автор, Лидия Михайловна, директор школы

Автор и ЛМ стоят на коленях друг напротив друга, спорят о счете после игры.

ЛМ: — Пойми ты, голова садовая, зачем мне тебя обманывать? Я трижды подряд проиграла, а перед тем была «чика».

Автор: — «Чика» не считается!

ЛМ: — Почему это не считается?

Директор (внезапно появляясь): — Лидия Михайловна! Лидия Михайловна, что с вами? Что здесь происходит?

ЛМ: — Я, Василий Андреевич, надеялась, что вы постучите, прежде чем входить сюда.

Директор: — Я стучала. Мне никто не ответил. Что здесь происходит? объясните, пожалуйста. Я имею право знать как директор.

ЛМ: — Играем в «пристенок».

Директор: — Вы играете на деньги с этим?.. Играете с учеником?! Я правильно вас понял?

ЛМ: — Правильно.

Директор: — Ну, знаете… Это преступление. Растление. Совращение. И еще, еще… Я двадцать лет работаю в школе, видывал всякое, но такое…



Сцена VII. Эпилог

Автор, Лидия Михайловна

Автор (на переднем плане, в зал): - Через три дня Лидия Михайловна уехала. Накануне она встретила меня после школы и проводила до дому.

ЛМ: — Поеду к себе на Кубань. А ты учись спокойно. Тут виновата я.

Уходит.

Автор: И больше я ее никогда не видел. Среди зимы, уже после январских каникул, мне пришла на школу по почте посылка. Когда я открыл ее, аккуратными, плотными рядами в ней лежали трубочки макарон. А внизу в толстой ватной обертке я нашел три красных яблока. Раньше я видел яблоки только на картинках, но догадался, что это они.

Занавес



Использованные материалы:

  1. http://www.serann.ru/text/uroki-frantsuzskogo-9306

  2. http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%B0%D1%81%D0%BF%D1%83%D1%82%D0%B8%D0%BD,_%D0%92%D0%B0%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%B8%D0%BD_%D0%93%D1%80%D0%B8%D0%B3%D0%BE%D1%80%D1%8C%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87











9



Полный текст материала Сценарий спектакля по произведению В.Г. Распутина " Уроки французского"; 6 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Карковская Дарья Юрьевна  Darya1985
30.10.2012 0 9039 1069

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Читайте новые статьи
Оставить отзыв к материалу:
Всего: 0