Дидактический материал для проведения мастер-класса по теме "Формирующее оценивание на уроках русского языка и литературы"


Дидактический материал для проведения мастер-класса по теме "Формирующее оценивание на уроках русского языка и литературы". Материал предназначен как для учителей русского языка и литературы, так и для педагогов, преподающих другие предметы.

С введением Федерального государственного образовательного стандарта изменился подход к системе оценивания, что обозначено в нормативных документах: «….Система оценки выходит за узкие рамки модели контроля качества образования и становится принципиально необходимым  элементом модели обеспечения качества образования». В новом Стандарте прописаны три вида оценивания: стартовое, текущее и итоговое. Для каждого учителя, работающего по новому стандарту, большую роль  играет текущее оценивание, подразумевающее процесс оценки учителем результатов, полученных в ходе наблюдений за деятельностью учащихся,  выполнения контрольных, проверочных, диагностических, творческих работ, а также процесс самооценки и взаимооценки.

Существующая в школе отметочная система оценивания не всегда способствует формированию внутренних мотивов учебной деятельности. Чтобы оценка способствовала развитию внутренних мотивов, она должна превратиться из внешнего фактора оценивания учебной деятельности, во внутренний фактор познавательной деятельности самого учащегося, о чем повествует один из принципов оценивания – личностная направленность. А это возможно только с развитием навыков оценочной деятельности у самих учащихся. И ФГОС требует от учителя обучать детей навыкам самооценки, что отражено в следующем принципе оценивания - приоритет самооценки.

Приведу примеры приемов технологии формирующего оценивания, которые  применяю на уроках русского языка и литературы.

«Индекс карточки»
(карточка с заданиями на обеих сторонах), например:
1- я сторона.
Перечислите основные мысли и идеи из прочитанного произведения Л.Н.Толстого «Кавказский пленник» (6 класс, литература)
Или
Перечислите основные правила изученной темы «Знаки препинания в сложносочинённом предложении» и обобщите их в и виде схемы или таблицы (9 класс, русский язык)

2-я сторона.
Определите, что  вы не поняли (какую мысль, предложение, слово) в прочитанном произведения Л.Н.Толстого «Кавказский пленник» (6 класс, литература)
Определите какой материал вы не поняли в изученной теме «Знаки препинания в сложносочинённом предложении»  и сформулируйте вопросы. (9 класс, русский язык)

Оцениваемые результаты: предметные
Кто проводит оценивание: учитель, учащиеся (самооценка)
Цель проведения: анализ трудностей, возникших у учащихся в результате изучения темы; выявление материала, необходимого для повторного объяснения , повторения, закрепления

«Две звезды и желание»

Учитель предлагает ученикам проверить работы одноклассников и не оценить их работы, а определить в них два положительных момента – «две звезды», кроме того, выделить один момент, который заслуживает доработки – «желание».
Данный вид оценивания может проводиться в письменной или устной форме.
Оцениваемые результаты: предметные и метапредметные
Кто проводит оценивание: учащиеся (взаимооценка)
Цель проведения: анализ результатов проверки позволяет определить уровень владения материалом, выявить ошибки в понимании темы, способность учащихся обобщать
РУССКИЙ ЯЗЫК

Итак, предлагаем вам выполнить задание:
1)Вставьте пропущенные буквы и расставьте знаки препинания в предложениях.

  1. Окна во всех к_рпусах были ярко осв_щены и оттого на громадном дв_ре к_залось очень т_мно .
  2. На улице ж_ра а ц_плятам хол_дно.
  3. Вскоре после восхода наб_жала туча и брызнул короткий дождь.
  4. Уже совсем рас(сс)вело и народ стал подниматься когда я вернулся в св_ю к_мнату.
  5. Шумит на дв_ре (не)погода но в доме до сих пор (не)спят.

2) Обменяйтесь выполненными заданиями и определите в них два положительных момента – «две звезды», выделите один момент, который заслуживает доработки – «желание».
Материал для само и взаимопроверки
Окна во всех корпусах были ярко освещены, и оттого на громадном дворе казалось очень темно .
На улице жара, а цыплятам холодно.
Вскоре после восхода набежала туча и брызнул короткий дождь.
Уже совсем рассвело и народ стал подниматься, когда я вернулся в свою комнату.
Шумит на дворе непогода, но в доме до сих пор не спят.

ЛИТЕРАТУРА
Прочитайте сочинение ученика. Определите в нём два положительных момента – «две звезды», а также выделите один момент, который заслуживает доработки – «желание».
Жилин и Костылин.
Толстой описал в своем рассказе "Кавказский пленник" историю о том, как Жилин и Костылин - два офицера из русского гарнизона - попали в татарский плен во времена войны русских на Кавказе. Они вместе ехали по опасной дороге, и когда горцы напали на Жилина, Костылин бросился спасать свою жизнь, даже не подумав помочь товарищу. Однако в плену Жилин не пал духом, он все время думал над планом побега из неволи. При этом он все время чем-нибудь занимался. Он помогал жителям аула, лепил из глины куколок. Еще он чинил какие-то вещи. Жилин смог даже завести дружбу с татарской девочкой, что впоследствии спасло ему жизнь. Ему приходилось надеяться только свою силу и смекалку, ведь жалея свою пожилую маму и понимая, что она не сможет собрать нужную сумму, он указал на письме с просьбой выкупа неверный адрес. Костылин же, являясь по натуре человеком трусливым и нерешительным, оставался в сарае, дожидаясь, когда его выкупят. Он надеялся на постороннюю помощь. Его медлительность и слабость стали причиной того, что их первый побег провалился. Во второй раз бежать Жилину помогла Дина – девочка, с которой он успел подружиться. Костылин бежать отказался. В итоге Жилин сбежал из плена один и добрался до русского гарнизона, а Костылина выкупили лишь через месяц за пять тысяч, здоровье его было в плачевном состоянии. Герои эти являются полными противоположностями: Жилин – сильный и смелый человек, он смог изменить свою судьбу и выбраться из беды, а Костылин опустил руки и отдался на милость судьбы, ожидая чужой помощи. Я считаю, что Костылину серьезно повезло, ведь его могли и не выкупить, а при его человеческих качествах, долго бы в ауле он не прожил. Читая рассказ, я сделал для себя вывод, что не бывает безвыходных ситуаций, и всегда нужно бороться до конца. Толстой пытался донести через свое произведение, что человек – сам хозяин своей судьбы, и я с этим согласен.

«Речевые образцы»

Учитель периодически даёт учащимся речевые образцы (выражения, подсказки), помогающие строит ответ.
Например, «Знаки препинания в сложносочинённом предложении». На доске или карточке несколько предложений, учитель предлагает ответить на вопрос, используя речевой образец – подсказку.
1.    Назовите, к какому типу относятся эти предложения.
Это предложение ….(простое/сложное), потому что…(в его составе одна/две или более  грамматических основ, оно представляет собой смысловое единство, оформленное интонационно).
Это предложение … (сложносочинённое/сложноподчинённое/бессоюзное), потому что…(это сложное предложение с сочинительной/подчинительной/бессоюзной) связью между его частями, части предложения связывают сочинительные/подчинительные союзы/союзные слова /связаны только интонационно).
2.    Мне легче определить тип …………...предложения, так как я лучше усвоил эту тему.
3.    Мне легче определить тип сложного предложения после того, как я … (повторю теоретический материал / подчеркну грамматические основы / найду союзы и союзные слова в предложении)

Оцениваемые результаты: предметные и метапредметные.
Кто проводит оценивание: учитель
Цель проведения: анализ понимания учащимися основных идей, принципов, логики выполненного задания.

РУССКИЙ ЯЗЫК
Составьте речевой образец для объяснения постановки знаков препинания или правописания пропущенных букв в предложениях.
Окна во всех к_рпусах были ярко осв_щены и оттого на громадном дв_ре к_залось очень т_мно .
На улице ж_ра а ц_плятам хол_дно.
Вскоре после восхода наб_жала туча и брызнул короткий дождь.
Уже совсем рас(сс)вело и народ стал подниматься когда я вернулся в св_ю к_мнату.
Шумит на дв_ре (не)погода но в доме до сих пор (не)спят.

ЛИТЕРАТУРА
Составьте речевой образец для  оставления характеристики литературного героя

  1. Определение места героя среди других персонажей.
  2. Степень участия и его роль в конфликте.
  3. Анализ имени.
  4. Портрет. Внешний облик, как он дан автором и в восприятии других персонажей.
  5. Речевая характеристика.
  6. Описание предметов быта, жилища, одежды, условий жизни как средство самовыражения героя.
  7. Семья, полученное воспитание, история жизни. Род занятий.
  8. Черты характера. Эволюция личности в процессе развития сюжета.
  9. Поступки и мотивы поведения, в которых герой проявляет себя наиболее ярко.
  10. Прямая авторская характеристика. Отношение к герою других персонажей произведения.
  11. Сопоставление с другими персонажами или литературным героем другого автора
  12. Оценка литературного персонажа его современниками.
  13. Герой как порождение своей эпохи и выразитель определенного мировоззрения. Определение типического и индивидуального в литературном герое.
  14. Ваше личное отношение к персонажу и такому типу людей в жизни.

ПРАВИЛА
Орфография
1.    Безударные гласные корня проверяются ударением: волна́ – во́лны, мячи́ – мя́ч.
Способы проверки безударных гласных в корне
1. Подбор однокоренных слов: соли́ть – со́ль, закрепи́ть – кре́пкий, возду́шный – во́здух.
2. Изменение формы слова: окно́ – о́кна, гроза́ – гро́зы.
При подборе однокоренных слов надо учитывать их лексическое  значение: спешу́ (в школу) – спе́шка, спишу́ (текст) – пи́шет.
Чтобы проверить безударную гласную в корне слова, надо подобрать родственное (однокоренное) слово или изменить форму слова так, чтобы безударная гласная стала в сильную позицию, то есть она должна быть ударной.
2.    Написание безударных гласных, которые не могут быть проверены ударением, определяется по орфографическому словарю, например: бадминтон, бетон, валидол, ватрушка, вентиляция, вестибюль, каморка, каравай, кобура, конфорка, кочан, кощей, ладанка, наваждение, палисадник, паром, периферия, пескарь, пигалица, пластилин, привилегия, ромштекс, ротапринт, снегирь, стипендия, тормоз, тороватый, эликсир, эстакада и мн. Др.\

3.    Частица НЕ с глаголами пишется раздельно.
Например: не учишь, не говорить, не будешь молчать, не играл бы.
Исключение: частица НЕ пишется слитно с глаголами, которые не употребляются без НЕ.
Например: невзлюбить, нездоровится, ненавидеть, негодовать, недоумевать, неволить.
4.     Слитное или раздельное написание НЕ с существительными.
Пишется слитно    Пишется раздельно
1. Если слово не употребляется без НЕ:
небылица, ненастье, невежда
2. Если слово с НЕ можно заменить синомимом без НЕ:
недруг – враг, неправда – ложь    Если есть или подразумевается противопоставление:
Не друг, а враг.
Не правда, а ложь.
Он мне не друг.

5.    После ж, ш, ч, щ, ц пишутся буквы а, у (и не пишутся я, ю),
напр.: жаль, Жанна, межа; шар, лапша; час, свеча, молчащий; площадка, плаща; цапля, отца; жуткий, скажу; шум, Шура, большущий; чувство, молчу; щука, прощу; цугом, отцу.
После ц пишется буква и или ы. Буква ы пишется в следующих случаях.
1. В корнях слов: цыган, цыплёнок, цыпка, цыпки, на цыпочки, на цыпочках, цып цып, цыц, цыкать, цыркать (и в производных словах, напр.: цыганка, цыганский, выцыганить, цыплёночек, цыпонька, зацыкать, цыкнуть, цыркнуть).
2. В окончаниях существительных и прилагательных, напр.: огурцы, стрельцы, столицы, Клинцы, Люберцы; куцый, бледнолицых, узколицыми.
3. В суффиксе прилагательных −ын, напр.: сестрицын, лисицын, царицын, Троицын день. Так же пишутся географические названия на −цын, −цыно, напр.: Царицын, Голицыно.
Примечание. В русских фамилиях после ц  пишется буква и  или ы  в соответствии с традицией и с регистрацией в официальных документах, напр.: Ципко, но Цыбин; Куницын, Курицын, Синицын, Скобельцын, Солженицын, но Вицин, Ельцин, Цицин.
Во всех остальных случаях после ц пишется буква и, а именно:
а) в корнях слов, в том числе иноязычных собственных имен, напр.: цирк, цикл, цилиндр, цигейка, цинга, циновка, цифра, панцирь, цивилизация, специфика, циклон, цирюльник, вакцина, революция, цуцик; Цицерон, Цирцея, Циммервальд, Цинциннати;
б) в суффиксах иноязычного происхождения, напр.: организация, электрифицировать, медицина, кальцит, публицист, скептицизм;
в) после первых частей сложных и сложносокращенных слов и в звуковых аббревиатурах, напр.: блицинтервью, специнтернат, ЦИК.

Пунктуация
1.Простые предложения, входящие в состав сложносочинённого предложения (ССП), отделяются друг от друга запятыми.
Окна во всех корпусах были ярко освещены, и оттого на громадном дворе казалось очень темно .
2.Запятая перед одиночными соединительными и разделительными союзами – и, да (в значении «и»), или, либо – не ставится в следующих случаях:
а) простые предложения в составе сложносочинённого предложения имеют общий второстепенный член.
Вскоре после восхода набежала туча и брызнул короткий дождь.
б) простые предложения в составе сложносочинённого предложения имеют общее придаточное предложение.
Уже совсем рассвело и народ стал подниматься, когда я вернулся в свою комнату.
в) простые предложения сложносочинённого предложения вместе поясняют общее для них третье предложение, предшествующее им и связанное с ними бессоюзной связью:
Он чувствовал себя нехорошо: тело было слабо и в глазах ощущалась тупая боль (Куприн) (части сложносочинённого предложения: Тело было слабо; В глазах ощущалась тупая боль – поясняют смысл общего для них первого простого предложения, связанного с ними бессоюзно: Он чувствовал себя нехорошо);
г) простые предложения в составе сложносочинённого предложения имеют общее вводное слово, вводное словосочетание или предложение:
По словам охотников, зверь в этих лесах вывелся и птица исчезла (источник сообщения – по словам охотников – один и тот же для всего высказывания, ср.: По словам охотников, зверь в этих лесах вывелся; По словам охотников, птица исчезла);
д) в состав сложносочинённого предложения входят вопросительные предложения:
Вы придёте ко мне или я должен зайти к вам?
е) в состав сложносочинённого предложения входят побудительные предложения:
Подпустить врага и огонь дать по команде! (Фурманов);
ж) в состав сложносочинённого предложения входят восклицательные предложения:
Как он смешон и как глупы его выходки!
з) в состав сложносочинённого предложения входят односоставные неопределенно-личные предложения, если мыслится один и тот же производитель действия:
Подсудимых тоже куда-то выводили и только что ввели назад (Л. Толстой);
и) в состав сложносочинённого предложения входят безличные предложения, имеющие синонимические слова в сказуемых:
Необходимо рассмотреть авторские заявки и надо срочно составить по ним заключения (синонимы: необходимо, надо).
Но при отсутствии синонимических слов запятая между двумя безличными предложениями перед союзом и ставится:
Между тем совсем рассвело, и надо было опять выходить в море (Катаев);
к) в состав сложносочинённого предложения входят назывные (номинативные) предложения:
Мороз и солнце... (Пушкин).


Полный текст материала Дидактический материал для проведения мастер-класса по теме "Формирующее оценивание на уроках русского языка и литературы" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Железняк Наталия Дмитриевна  ndgeleznyak
28.03.2017 0 418 53
Комментировать

Читайте новые статьи
Оставить отзыв к материалу:
avatar
Всего: 0