Конспект внеклассного мероприятия «Путешествие по страницам изученных произведений»


Данное внеклассное мероприятие помогает проверить умения учащихся ориентироваться в книге, внимательно и вдумчиво читать, мотивирует школьников к чтению художественной литературы. Мероприятие проводит учитель литературы совместно с библиотекарем.

Форма проведения мероприятия: беседа и конкурс «Разгадай кроссворд»
Место проведения – школьная библиотека

Цели: проверить умения учащихся ориентироваться в книге, внимательно и вдумчиво читать, формировать языковой слух и вкус, совершенствовать умение работать со справочным материалом и другими источниками.

Ход мероприятия
Мероприятие проводится с участием библиотекаря.
Оборудование – стенды с книгами, а также справочники.

Ученики: делятся на три группы, которые садятся за отдельные столы. Всего 3 стола.
Учитель: Сегодня мы отправимся в увлекательное путешествие по страницам прочитанных произведений. Для этого вам пригодятся быстрота мышления и смекалка, хорошая память, умение ориентироваться в книгах, а также умение работать в команде.

Библиотекарь: Мы все собрались здесь благодаря книге. Ведь когда мы читаем, то становимся более умными, сильными, добрыми и благородными. 
«Я к вам обращаюсь товарищи дети:
Полезнее книги нет вещи на свете!
Пусть книги друзьями заходят в дома,
Читайте всю жизнь, набирайтесь ума!»

Учитель: Сейчас мы с вами находимся в стране с красивым, звучным названием – Литература. Как в любом государстве, в ней существуют свои законы, свои традиции. Сегодня мы постараемся это выяснить. Посмотрите, пожалуйста,  на доску.
На доске записаны слова: эпос, лирика, драма.

Учитель: Наша схема пуста, а ней только указаны названия трёх родов литературы. Наша сегодняшняя задача – заполнить эту схему. Мы будем делать это следующим образом: на вашем столе лежат карточки с кроссвордами. Вам нужно коллективно заполнить кроссворды, найти зашифрованное слово и сдать его.
На столах у учащихся три вида кроссвордов:

  1. из имён героев прочитанных произведений;
  2. из слов, обозначающих названия произведений;
  3. из фамилий писателей.

Ученики: начинают работу над разгадыванием кроссвордов. Если встречаются незнакомые произведения, они обращаются к библиотекарю, к стенду или к справочнику.

Кроссворд № 1

  1. Баллада В.А. Жуковского (Светлана);
  2. Сказ Н.С. Лескова (Левша);
  3. Героиня сказки А.Н. Островского (Снегурочка);
  4. Герой французской песни (Роланд);
  5. Лучший рыцарь Европы (Ланселот)
  6. Мальчик-собеседник И.С. Тургенева (Павлуша);
  7. Герой Марка Твена (Том);
  8. Кто себя называл «Монтигомо Ястребиный Коготь (Чечевицын);
  9. Друг Гекльберри Финна (Джим);
  10. Герой рассказа «Бежин Луг», рассказывающий про домового (Ильюша);
  11. Герой повести Гарина-Михайловского, собиравшийся в Америку (Тёма);
  12. Кого прокормил один мужик (Генералы); 13) Герой поэмы М.Ю. Лермонтова (Мцыри) 

Ключевое слово: повесть

Кроссворд № 2
По горизонтали: 

  1. Героями какого произведения являются Очумелов и Хрюкин? («Хамелеон»);
  2. Какой роман А.С. Пушкина назван по фамилии главного героя? («Дубровский»);
  3. Сказ о тульском мастере (Левша);
  4. Стихотворение В.А. Жуковского (Кубок);
  5. Стихотворение М.Ю. Лермонтова (Парус);
  6. Рассказ И.С. Тургенева ( Муму);

По вертикали:

  1. Рассказ А.П. Чехова (Мальчики);
  2. Весенняя сказка Островского (Снегурочка);
  3. Вторая повесть  трилогии Л.Н. Толстого (Отрочество);
  4. Пьеса Н.В. Гоголя (Ревизор); 
  5. Первая повесть трилогии Л.Н. Толстого (Детство);
  6. «Медицинский» рассказ А.П. Чехова (Хирургия);  
  7. «Жестокою бурей гонимый» из стихотворения М.Ю. Лермонтова («Листок»);
  8. Послание А.С. Пушкина А.Р. Яковлевой (Няне);
  9. Повесть о роковых приметах природы С.Т. Аксакова (Буран);
  10. Сказка Андерсена о золотой клетке (Соловей)

Ключевое слово: комедия

Кроссворд № 3

  1. втор рассказа «Уроки французского» (Распутин);
  2. «Друзья мои, прекрасен наш союз!» (Пушкин);
  3. Автор поэмы «Демон» (Лермонтов);
  4. Драматург, автор пьес о Сибири (Вампилов);
  5. Автор истории про «Кота-ворюгу» (Паустовский);
  6. Им создан сказ про Тульского левшу (Лесков);
  7. Автор строк: «Помню – долгий зимний вечер…» (Бунин);
  8. Автор рассказа о театральной постановке по сказке А.С. Пушкина (Искандер);
  9. Автор романа «Живые и мёртвые» (Симонов);
  10. Поэт, встретивший солнце (Маяковский);
  11. Автор «Записок охотника» (Тургенев);
  12. Автор рассказа «Белый пудель» (Куприн);
  13. Автор трилогии о Николеньке Иртеньеве (Толстой);
  14. Автор «Вечеров на хуторе близ Диканьки» (Гоголь);
  15. Поэт, автор строк: «Я пришёл к тебе с приветом» (Фет);
  16. Литературный псевдоним Сэмюэля Клеменса (Твен);
  17. Кто такой Антоша Чехонте (Чехов);
  18. Автор рассказа «Старуха Изергиль» (Горький)

Ключевое слово: послание

Ученики вписывают ключевые слова: 
эпос – повесть;
драма – комедия;
послание – лирика.
Учитель: отличает группу, справившуюся с заданием первой, просит назвать отличие каждого из родов литературы. Чем лирика отличается от драмы, от эпоса?
Ученики: если затрудняются, то обращаются к библиотекарю с просьбой найти определения в справочнике.

В заключение наиболее активные ученики награждаются сувенирами.
Мероприятие заканчивается чаепитием.


Полный текст материала Конспект внеклассного мероприятия «Путешествие по страницам изученных произведений» смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Рахматуллина Дина Ильдусовна  Публикатор
учитель русского языка и литературы, ГБОУ Центр спорта и образования "Чертаново"
09.04.2017 0 145 15
Комментировать

Читайте новые статьи
Оставить отзыв к материалу:
avatar
Всего: 0