Статья "Проблематика духовно-нравственного воспитания школьника в контексте преподавания русского языка и литературы"


Материал предназначен для педагогов и родителей, носит ознакомительный характер. В статье рассмотрены основные проблемы духовно-нравственного развития, выявлены причинно-следственные связи, описана взаимосвязь между обликом педагога и его воспитательной функцией, рассмотрены все участники образовательного процесса в контексте современной образовательной системы (классический треугольник: учитель, родитель, ученик, косвенно затронута роль государства и образовательных административных органов в воспитании детей).

Согласно программе духовно-нравственного воспитания школьника к одним из главных духовным идеалам относятся такие ценности, как дар слова, любовь к Родине, тяга к творчеству и труду [1]. Нельзя не согласиться с тем, что наиболее влиятельными предметами в этой сфере становятся литература и русский язык. Говоря о произведениях величайших авторов, анализируя плоды их творчества, невозможно не обращать внимания и на воспитательный аспект.

Так, выполняя разбор стихотворения М. Ю. Лермонтова «Бородино», мы знакомим учащихся с настоящей, неподдельной любовью к Родине, с честью и достоинством, с героизмом, которые оказывают влияние на учеников. Не приходится говорить о такой ценности, как дар слова, ведь каждый урок русского языка и литературы направлен на развитие речи, знакомство с  произведениями мировой художественной литературы, на обучение навыкам говорения и письма, на умение полно и ясно выражать свои мысли.

Но существует ряд проблем, связанных эффективностью нравственного воспитания. Известно, что современное общество в первую очередь концентрирует свои усилия, свое внимание на потреблении, и только потом некоторые готовы задуматься о развитии духовных ценностей. Неудивительно, что воспитательная функция ложится на плечи школьных учителей и работников образования.

Одной из таких глобальных проблем является отсутствие желания читать произведения крупных жанров. Бесспорно, прививать любовь к чтению и есть одна из главных задач уроков литературы, но полное отторжение учащихся к книгам становится серьезным препятствием. И если с бережным отношением к слову, к своей речи, к восприятию себя и мира посредством русского языка, серьезных проблем не возникает, то отказ от «бессмысленной» работы над текстом, потеря интереса к захватывающим сюжетам принимает вселенский масштаб. Корни проблемы не становятся загадкой,  в современном мире, где одного воображения и интересной книги ученикам мало, где любой текст должен быть подкреплен графическим, аудио-, а еще лучше видеорядом, иначе и быть не могло.

Очевидно, что для гармоничного развития подростка необходим комплексный подход всех участников образовательного процесса, начиная с родителей и учителей, заканчивая самим воспитанником. Без ответной реакции ученика образовательный процесс объективно невозможен. А значит и о развитии всесторонне развитого гражданина, имеющего активную и ответственную гражданскую позицию, зрелого, адаптивного индивидуума, готового к продолжению своего развития и к труду [1], говорить не приходится.

Стоит заметить, что существуют способы решения вышеперечисленных проблем. Отдельно хотелось бы отметить степень влияния облика педагога на восприятие его образа учащимися. Учителя должны являть собой пример для подражания, принимать и пропускать через себя все современные тенденции, методики, отбирать лучшее и внедрять в свою работу. Но помимо профессиональных качеств, помимо духовных принципов педагога, внешнего облика, степени его зрелости и актуальности моделей его поведения и преподавания, крайне важно, чтобы учитель не прекращал свое всестороннее развитие с течением времени. Ведь чтобы ученики брали пример, необходимо, чтобы было, с чего его взять. Поэтому начать решение образовательных проблем следует не с внедрения новых законов об образовании, а с самих учителей, с любви к детям и к жизни, которую подростки всегда воспринимали, и будут воспринимать.

В качестве практического решения обозначенной проблемы предлагается внедрение дополнительных бесед с учащимися, организация дополнительных мероприятий, проводимых с классом вне должности классного руководителя. Передача личного практического опыта, способного заинтересовать учащихся, привить им любовь и уважению к любой профессии, к любому человеку.
Кроме того, хотелось бы добавить, что безусловная роль родительского влияния на воспитание неоспорима. Родители – первые воспитатели и учителя ребёнка, поэтому их роль в формировании личности растущего человека огромна [3]. Но воспитательной деятельности только лишь семьи недостаточно, как и недостаточно участие в образовательном процессе только учителей. Поэтому понимание желаний и требований всех участников в воспитании ребенка – один из важнейших аспектов.

Но и этого недостаточно для развития гармоничной личности. Известно, что каждый день появляются новые законы, новые стандарты, программы, указания, важно не потерять в этой связи саму суть образовательного процесса, руководствуясь не только целью, но и путем ее достижения. Поэтому, сколько бы сложностей не возникало на профессиональном пути педагога, стремящегося к комплексному и наиболее полному духовному воспитанию учеников, он знает, что он должен сделать, как этого достичь и всегда помнит, что первоочередной задачей воспитания является – не позволить разрушить личность ребенка [2].

Список использованной литературы:

  1. Программа духовно-нравственного развития.
  2. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М.: Просвещение, 2011. – 24 с.
  3. Панарина О.В., Колесникова О.А. Роль семьи в духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста.

Полный текст материала Статья "Проблематика духовно-нравственного воспитания школьника в контексте преподавания русского языка и литературы" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Высоцких Александра Михайловна  Alexisakova198
12.05.2017 0 443 50
Комментировать

Читайте новые статьи
Оставить отзыв к материалу:
avatar
Всего: 0