Рабочая программа по русскому языку; 8 класс


Данная рабочая программа учебного курса письмо и развитие речи в 8 классе разработана в соответствии с программой для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида для 5-9 классов под редакцией В.В Воронковой.

Пояснительная записка
Рабочая программа учебного курса письмо и развитие речи в 8 классе составлена в соответствии с программой для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида  для 5-9 классов под редакцией В.В Воронковой (Программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. Сб.1./под ред. Воронковой В.В./М.: «Владос», 2000)  и учебником русского языка для 8 класса специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида авторов Н.Г.Галунчиковой, Э.В.Якубовской (М.: «Просвещение», 2013). 

Программа по русскому языку в 5-9 классах  специальных (коррекционных) образовательных учреждений  VIII вида  имеет коммуникативную направленность. В связи с этим на первый план выдвигаются задачи развития речи учащихся как средство общения и как способа коррекции их мыслительной деятельности.

Коммуникативная направленность обучения делает более продуктивным решение коррекционно-развивающих задач.

Требования к контролю и оценке знаний определены двумя уровнями в зависимости от учебных возможностей школьников. 
1-уровень предполагает овладение программным материалом по указанному перечню требований; 
2,3-й уровень предусматривает уменьшенный объём обязательных умений.

Программный материал расположен концентрически: основные части речи, обеспечивающие высказывание (имя существительное, имя прилагательное, глагол), включены в содержание 5-го и последующих классов с постепенным наращиванием сведений по каждой из названных тем. Так же концентрически располагается программный материал по темам «Предложение», «Текст», «Связная речь с элементами творчества».

Изучение языка в контексте монологической, диалогической и других видов речи, расширение разговорной, литературной, деловой, книжной (научной) лексики на уроках русского языка и чтения позволяет преодолеть характерный для учащихся речевой негативизм, стереотипность, бедность оборотов речи, приблизить их к знаниям о культуре, истории, к освоению нравственных норм социального поведения на образцах доступных литературных жанров.

Основное описание курса
ЦЕЛЬ:  
Развивать знания, умения и навыки по письму и развитию речи, необходимые учащимся  для дальнейшей жизни и профессионального обучения.

ЗАДАЧИ:
образовательная

  • формирование достаточно прочных навыков грамотного письма на основе изученных орфограмм, находить способы решения орфографических задач, в часто встречающихся словах; 

коррекционно-развивающая

  • максимальное общее развитие учащихся, коррекция недостатков их познавательной деятельности и личностных качеств с учетом индивидуальных возможностей каждого ученика на различных этапах обучения;

воспитательная

  • воспитание у учащихся интереса к родному языку, формирование нравственных качеств, целенаправленности, трудолюбия, самостоятельности, аккуратности, навыков контроля и самоконтроля.

В процессе изучения предмета происходит коррекция высших психических функций учащихся с целью более успешного умственного и речевого развития. Учащиеся овладевают правописанием значимых частей слова и различных частей речи. В процессе практических упражнений формируются навыки правописания, словообразования в объеме, необходимом для выработки навыков устной и письменной речи, построения простого предложения разной степени распространенности и сложного предложения. Продолжается обучение навыкам делового письма, учащиеся получают образцы и упражняются в оформлении документов.
      
Основные направления коррекционной работы:

  • развитие зрительного восприятия и узнавания;
  • развитие пространственных представлений и ориентации;
  • развитие основных мыслительных операций;
  • развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления;
  • коррекция нарушений  эмоционально-личностной сферы;
  • обогащение словаря;
  • коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.

Место учебного курса в учебном плане
Программа рассчитана на 136 часов (по 4 часа) в неделю, в том числе: развития речи – 6 часов, диктантов и контрольных работ  -5, словарных диктантов -1 раз в четверть, самостоятельные работы проводятся после каждой изученной темы.

Личностные, метапредметные и предметные результаты
Овладение обучающихся универсальными учебными действиями выступает как способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

Личностный результат УУД

  • самоопределение (внутренняя позиция школьника, самоиндификация, самоуважение и самооценка)
  • (понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, осознание роли русского языка как средства межнационального общения и государственного языка РФ, осознание необходимости владения русским языком для учебной, трудовой и профессиональной деятельности, социализации и самореализации)
  • смыслообразование (мотивация, границы собственного знания и "незнания")
  • (достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью)
  • морально-этическая ориентация (ориентация на выполнение моральных норм, способность к решению моральных проблем на основе децентрации, оценка своих поступков)

(осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к русскому языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию)

Метапредметный результат УУД
Регулятивные (управление своей деятельностью, контроль и коррекция, инициативность и самостоятельность)

  1. Целеполагание - постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
  2. Планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
  3. Прогнозирование - предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;
  4. Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
  5. Коррекция - внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;
  6. Оценка - выделение и осознание учащимся того что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

Познавательные

  • работа с информацией
  • работа с учебными моделями
  • использование знако-символических средств, общих схем решения

выполнение логических операций:

  • сравнения,
  • анализа,
  • обобщения,
  • классификации,
  • установления аналогий
  • подведения под понятие

Коммуникативные

  • речевая деятельность (применение приобретенных ЗУН в повседневной жизни; способность использовать русский язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных ЗУН анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.)
  • навыки сотрудничества (коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения на русском языке; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения)
  • владение всеми видами речевой деятельности: (адекватное понимание информации устного и письменно сообщения - цели, темы, основной мысли, основной и дополнительной информации; овладение разными видами чтения текстов разных стилей и жанров; умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости - план, пересказ, изложение, конспект; умение строить устное и письменное высказывание с учетом сферы и ситуации общения, участвовать в беседах, обсуждениях, дискуссиях; умение самостоятельно добывать знания, работать с различными источниками информации, включая СМИ, ресурсы Интернета, пользоваться справочной литературой; овладение ресурсами отбора и систематизации материала на определенную тему, умение анализировать, сопоставлять, иллюстрировать, делать выводы, обобщать, аргументировать свою точку зрения)

 Предметные результаты УУД

  • освоение базовых понятий: (язык и речь, речь устная и письменная, диалог и монолог, речевая ситуация, типы и функциональные стили речи, текст); система языка (фонетика, орфоэпия, лексика и фразеология, состав слова и словообразование морфология, синтаксис, орфография и пунктуация)
  • знание языковых единиц русского языка (их признаков, проведение различных видов анализа слова, словосочетания и предложения)
  • уместное употребление языковых единиц в речевой практике адекватно ситуации и стилю общения
  • знание основных особенностей фонетической, лексической системы и грамматического строя русского языка в сопоставлении с родным
  • знание норм русского литературного языка и речевого этикета и использование их в речевой практике при создании устных и письменных высказываний
  • умение пользоваться различными видами лингвистических, в том числе двуязычных, словарей
  • чтение и понимание общего содержания текстов разных функциональных стилей и жанров ( художественных - стихи, песни, рассказы, отрывки из повестей и романов; учебно-научных - тексты учебников по разным предметам; научно-популярных - статьи из научно-популярных журналов; публицистических - хроника, информационное сообщение, комментарий;  деловых - анкета, объявление, доверенность и т.п.)

Содержание программы.

  • Повторение
  • Простое и сложное предложения. Подлежащее и сказуемое в про¬стом и сложном предложениях. Простое предложение с однородны¬ми членами. Сложное предложение с союзами и, а, но и без союзов.
  • Состав слова
  • Однокоренные слова; подбор однокоренных слов, относящихся к различным частям речи, разбор их по составу.
  • Единообразное написание звонких и глухих согласных, ударных и безударных гласных в корнях слов.
  • Образование слов с помощью приставок и суффиксов.
  • Правописание приставок с о и а (от-, до-, по-, про-, за-, на-), приставка пере- ,единообразное написание приставок на согласные вне зависимости от произношения (с-, в-, над-, под-, от-).
  • Сложные слова. Образование сложных слов с соединительными гласными и без соединительных гласных.
  • Части речи 
  • Имя существительное 
  • Основные грамматические категории имени существительного. Склонение имен существительных.
  • Правописание падежных окончаний существительных единственного и множественного числа. Несклоняемые существительные.
  • Имя прилагательное 
  • Согласование имени прилагательного с именем  существительным в роде, числе и падеже. Правописание падежных окончаний имен прилагательных в единственном и множественном числе. Имена прилагательные на -ий, -ья, -ье  их склонение и правописание.
  • Личные  местоимения 
  • Лицо и число местоимений. Склонение местоимений. Правописание личных местоимений.
  • Род местоимений 3-го лица единственного числа. 
  • Глагол 
  • Значение глагола.
  • Неопределенная форма глагола на -ть, -чь, -ти.
  • Изменение глаголов по временам. Изменение глаголов по лицам.
  • Изменение глаголов в настоящем и будущем времени по лицам и числам (спряжение). Различение окончаний глаголов I и II спряжения (на материале наиболее употребительных слов).
  • Правописание безударных личных окончаний глаголов I и II спряжения. 
  • Правописание личных окончаний глаголов I и II спряжения, глаголов с -ться и -тся.
  • Изменение глаголов в прошедшем времени по родам и числам.
  • Предложение 
  • Простое предложение. Предложения распространенные и нерас¬пространенные. Главные и второстепенные члены предложений. Простое предложение с однородными членами. Знаки препинания при однородных членах.
  • Обращение. Знаки препинания при обращении.
  • Виды предложений по интонации. Знаки препинания в конце предложений.
  • Сложное предложение. Сложные предложения с союзами и, а, но и без союзов.
  • Сравнение простых предложений с однородными членами, со¬единенными союзами и, а, но со сложными предложениями с теми же союзами.
  • Сложные предложения со словами который, когда, где, что, что¬бы, потому что. Постановка знаков препинания перед этими словами. 
  • Связная речь
  • Изложение по рассказу с оценкой описываемых событий.
  • Сочинение по картинам русских и отечественных художников  (в связи с прочитанными произведениями).
  • Сочинение по личным наблюдениям, на материале экскурсий, Практической деятельности, на основе имеющихся знаний.
  • Повторение пройденного за год 

Планируемые результаты

Учащиеся должны усвоить следующие базовые представления о (об):

  • главных и второстепенных членах предложения;
  • распространенных и нераспространенных предложениях;
  • однородных членах предложения без союзов и с союзами;
  • знаках препинания;
  • сложных предложениях;
  • составе слова;
  • способах проверки написания гласных и согласных в корне слова;
  • частях речи (имени существительном, имени прилагательном);
  • обращении, знаках препинания при обращении;
  • изложении, составлении рассказа, сочинении, деловом письме.

Основные умения учащихся, которыми они должны овладеть:

1-й уровень.

  • Писать под диктовку текст, включающий слова с изученными орфограммами (45-50 слов).
  • Находить способ решения орфографических задач в часто встречающихся словах.
  • Подбирать однокоренные слова, используя данные приставки и суффиксы.
  • Участвовать в составлении плана к тексту.
  • Восстанавливать текст по опорным словам, словосочетаниям.
  • Писать и правильно оформлять поздравительную открытку.

2-уровень. 

  • Писать под диктовку текст с изученными орфограммами с предварительным анализом.
  • Решать орфографические задачи с помощью вопроса.
  • Подбирать однокоренные слова с помощью вопроса.
  • Различать части речи с опорой на таблицу или с помощью учителя.
  • Участвовать в составлении поздравительной открытки.

Учебно – методическая литература:

  1. Н.Г. Галунчикова, Э.В.Якубовская. «Русский язык., 8 класс», учебник  для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Москва., «Просвещение».,2009 г.-287 
  2. Н.М.Барская. Л.А.Нисневич «Обучение русскому языку в 5-9 классах вспомогательной школы». Москва, «Просвещение», 1992 г. 
  3. Б.Б. Белянский. Г.С. Купцова. «Обучение русскому языку в старших классах вспомогательной школы». Москва, «Просвещение», 1993 г.

Полный текст материала Рабочая программа по русскому языку; 8 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Агафонова Наталья Васильевна  natalia-aagafonova
20.05.2018 0 1953 237

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



Принимайте участие!
Читайте новые статьи
Оставьте отзыв к материалу:
Всего: 0