Рабочая программа по русскому языку; 8 класс


Данная рабочая программа учебного курса письмо и развитие речи в 8 классе разработана в соответствии с программой для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида для 5-9 классов под редакцией В.В Воронковой.

Пояснительная записка
Рабочая программа учебного курса письмо и развитие речи в 8 классе составлена в соответствии с программой для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида  для 5-9 классов под редакцией В.В Воронковой (Программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. Сб.1./под ред. Воронковой В.В./М.: «Владос», 2000)  и учебником русского языка для 8 класса специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида авторов Н.Г.Галунчиковой, Э.В.Якубовской (М.: «Просвещение», 2013). 

Программа по русскому языку в 5-9 классах  специальных (коррекционных) образовательных учреждений  VIII вида  имеет коммуникативную направленность. В связи с этим на первый план выдвигаются задачи развития речи учащихся как средство общения и как способа коррекции их мыслительной деятельности.

Коммуникативная направленность обучения делает более продуктивным решение коррекционно-развивающих задач.

Требования к контролю и оценке знаний определены двумя уровнями в зависимости от учебных возможностей школьников. 
1-уровень предполагает овладение программным материалом по указанному перечню требований; 
2,3-й уровень предусматривает уменьшенный объём обязательных умений.

Программный материал расположен концентрически: основные части речи, обеспечивающие высказывание (имя существительное, имя прилагательное, глагол), включены в содержание 5-го и последующих классов с постепенным наращиванием сведений по каждой из названных тем. Так же концентрически располагается программный материал по темам «Предложение», «Текст», «Связная речь с элементами творчества».

Изучение языка в контексте монологической, диалогической и других видов речи, расширение разговорной, литературной, деловой, книжной (научной) лексики на уроках русского языка и чтения позволяет преодолеть характерный для учащихся речевой негативизм, стереотипность, бедность оборотов речи, приблизить их к знаниям о культуре, истории, к освоению нравственных норм социального поведения на образцах доступных литературных жанров.

Основное описание курса
ЦЕЛЬ:  
Развивать знания, умения и навыки по письму и развитию речи, необходимые учащимся  для дальнейшей жизни и профессионального обучения.

ЗАДАЧИ:
образовательная

  • формирование достаточно прочных навыков грамотного письма на основе изученных орфограмм, находить способы решения орфографических задач, в часто встречающихся словах; 

коррекционно-развивающая

  • максимальное общее развитие учащихся, коррекция недостатков их познавательной деятельности и личностных качеств с учетом индивидуальных возможностей каждого ученика на различных этапах обучения;

воспитательная

  • воспитание у учащихся интереса к родному языку, формирование нравственных качеств, целенаправленности, трудолюбия, самостоятельности, аккуратности, навыков контроля и самоконтроля.

В процессе изучения предмета происходит коррекция высших психических функций учащихся с целью более успешного умственного и речевого развития. Учащиеся овладевают правописанием значимых частей слова и различных частей речи. В процессе практических упражнений формируются навыки правописания, словообразования в объеме, необходимом для выработки навыков устной и письменной речи, построения простого предложения разной степени распространенности и сложного предложения. Продолжается обучение навыкам делового письма, учащиеся получают образцы и упражняются в оформлении документов.
      
Основные направления коррекционной работы:

  • развитие зрительного восприятия и узнавания;
  • развитие пространственных представлений и ориентации;
  • развитие основных мыслительных операций;
  • развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления;
  • коррекция нарушений  эмоционально-личностной сферы;
  • обогащение словаря;
  • коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.

Место учебного курса в учебном плане
Программа рассчитана на 136 часов (по 4 часа) в неделю, в том числе: развития речи – 6 часов, диктантов и контрольных работ  -5, словарных диктантов -1 раз в четверть, самостоятельные работы проводятся после каждой изученной темы.

Личностные, метапредметные и предметные результаты
Овладение обучающихся универсальными учебными действиями выступает как способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

Личностный результат УУД

  • самоопределение (внутренняя позиция школьника, самоиндификация, самоуважение и самооценка)
  • (понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, осознание роли русского языка как средства межнационального общения и государственного языка РФ, осознание необходимости владения русским языком для учебной, трудовой и профессиональной деятельности, социализации и самореализации)
  • смыслообразование (мотивация, границы собственного знания и "незнания")
  • (достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью)
  • морально-этическая ориентация (ориентация на выполнение моральных норм, способность к решению моральных проблем на основе децентрации, оценка своих поступков)

(осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к русскому языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию)

Метапредметный результат УУД
Регулятивные (управление своей деятельностью, контроль и коррекция, инициативность и самостоятельность)

  1. Целеполагание - постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
  2. Планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
  3. Прогнозирование - предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;
  4. Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
  5. Коррекция - внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;
  6. Оценка - выделение и осознание учащимся того что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

Познавательные

  • работа с информацией
  • работа с учебными моделями
  • использование знако-символических средств, общих схем решения

выполнение логических операций:

  • сравнения,
  • анализа,
  • обобщения,
  • классификации,
  • установления аналогий
  • подведения под понятие

Коммуникативные

  • речевая деятельность (применение приобретенных ЗУН в повседневной жизни; способность использовать русский язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных ЗУН анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.)
  • навыки сотрудничества (коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения на русском языке; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения)
  • владение всеми видами речевой деятельности: (адекватное понимание информации устного и письменно сообщения - цели, темы, основной мысли, основной и дополнительной информации; овладение разными видами чтения текстов разных стилей и жанров; умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости - план, пересказ, изложение, конспект; умение строить устное и письменное высказывание с учетом сферы и ситуации общения, участвовать в беседах, обсуждениях, дискуссиях; умение самостоятельно добывать знания, работать с различными источниками информации, включая СМИ, ресурсы Интернета, пользоваться справочной литературой; овладение ресурсами отбора и систематизации материала на определенную тему, умение анализировать, сопоставлять, иллюстрировать, делать выводы, обобщать, аргументировать свою точку зрения)

 Предметные результаты УУД

  • освоение базовых понятий: (язык и речь, речь устная и письменная, диалог и монолог, речевая ситуация, типы и функциональные стили речи, текст); система языка (фонетика, орфоэпия, лексика и фразеология, состав слова и словообразование морфология, синтаксис, орфография и пунктуация)
  • знание языковых единиц русского языка (их признаков, проведение различных видов анализа слова, словосочетания и предложения)
  • уместное употребление языковых единиц в речевой практике адекватно ситуации и стилю общения
  • знание основных особенностей фонетической, лексической системы и грамматического строя русского языка в сопоставлении с родным
  • знание норм русского литературного языка и речевого этикета и использование их в речевой практике при создании устных и письменных высказываний
  • умение пользоваться различными видами лингвистических, в том числе двуязычных, словарей
  • чтение и понимание общего содержания текстов разных функциональных стилей и жанров ( художественных - стихи, песни, рассказы, отрывки из повестей и романов; учебно-научных - тексты учебников по разным предметам; научно-популярных - статьи из научно-популярных журналов; публицистических - хроника, информационное сообщение, комментарий;  деловых - анкета, объявление, доверенность и т.п.)

Содержание программы.

  • Повторение
  • Простое и сложное предложения. Подлежащее и сказуемое в про¬стом и сложном предложениях. Простое предложение с однородны¬ми членами. Сложное предложение с союзами и, а, но и без союзов.
  • Состав слова
  • Однокоренные слова; подбор однокоренных слов, относящихся к различным частям речи, разбор их по составу.
  • Единообразное написание звонких и глухих согласных, ударных и безударных гласных в корнях слов.
  • Образование слов с помощью приставок и суффиксов.
  • Правописание приставок с о и а (от-, до-, по-, про-, за-, на-), приставка пере- ,единообразное написание приставок на согласные вне зависимости от произношения (с-, в-, над-, под-, от-).
  • Сложные слова. Образование сложных слов с соединительными гласными и без соединительных гласных.
  • Части речи 
  • Имя существительное 
  • Основные грамматические категории имени существительного. Склонение имен существительных.
  • Правописание падежных окончаний существительных единственного и множественного числа. Несклоняемые существительные.
  • Имя прилагательное 
  • Согласование имени прилагательного с именем  существительным в роде, числе и падеже. Правописание падежных окончаний имен прилагательных в единственном и множественном числе. Имена прилагательные на -ий, -ья, -ье  их склонение и правописание.
  • Личные  местоимения 
  • Лицо и число местоимений. Склонение местоимений. Правописание личных местоимений.
  • Род местоимений 3-го лица единственного числа. 
  • Глагол 
  • Значение глагола.
  • Неопределенная форма глагола на -ть, -чь, -ти.
  • Изменение глаголов по временам. Изменение глаголов по лицам.
  • Изменение глаголов в настоящем и будущем времени по лицам и числам (спряжение). Различение окончаний глаголов I и II спряжения (на материале наиболее употребительных слов).
  • Правописание безударных личных окончаний глаголов I и II спряжения. 
  • Правописание личных окончаний глаголов I и II спряжения, глаголов с -ться и -тся.
  • Изменение глаголов в прошедшем времени по родам и числам.
  • Предложение 
  • Простое предложение. Предложения распространенные и нерас¬пространенные. Главные и второстепенные члены предложений. Простое предложение с однородными членами. Знаки препинания при однородных членах.
  • Обращение. Знаки препинания при обращении.
  • Виды предложений по интонации. Знаки препинания в конце предложений.
  • Сложное предложение. Сложные предложения с союзами и, а, но и без союзов.
  • Сравнение простых предложений с однородными членами, со¬единенными союзами и, а, но со сложными предложениями с теми же союзами.
  • Сложные предложения со словами который, когда, где, что, что¬бы, потому что. Постановка знаков препинания перед этими словами. 
  • Связная речь
  • Изложение по рассказу с оценкой описываемых событий.
  • Сочинение по картинам русских и отечественных художников  (в связи с прочитанными произведениями).
  • Сочинение по личным наблюдениям, на материале экскурсий, Практической деятельности, на основе имеющихся знаний.
  • Повторение пройденного за год 

Планируемые результаты

Учащиеся должны усвоить следующие базовые представления о (об):

  • главных и второстепенных членах предложения;
  • распространенных и нераспространенных предложениях;
  • однородных членах предложения без союзов и с союзами;
  • знаках препинания;
  • сложных предложениях;
  • составе слова;
  • способах проверки написания гласных и согласных в корне слова;
  • частях речи (имени существительном, имени прилагательном);
  • обращении, знаках препинания при обращении;
  • изложении, составлении рассказа, сочинении, деловом письме.

Основные умения учащихся, которыми они должны овладеть:

1-й уровень.

  • Писать под диктовку текст, включающий слова с изученными орфограммами (45-50 слов).
  • Находить способ решения орфографических задач в часто встречающихся словах.
  • Подбирать однокоренные слова, используя данные приставки и суффиксы.
  • Участвовать в составлении плана к тексту.
  • Восстанавливать текст по опорным словам, словосочетаниям.
  • Писать и правильно оформлять поздравительную открытку.

2-уровень. 

  • Писать под диктовку текст с изученными орфограммами с предварительным анализом.
  • Решать орфографические задачи с помощью вопроса.
  • Подбирать однокоренные слова с помощью вопроса.
  • Различать части речи с опорой на таблицу или с помощью учителя.
  • Участвовать в составлении поздравительной открытки.

Учебно – методическая литература:

  1. Н.Г. Галунчикова, Э.В.Якубовская. «Русский язык., 8 класс», учебник  для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Москва., «Просвещение».,2009 г.-287 
  2. Н.М.Барская. Л.А.Нисневич «Обучение русскому языку в 5-9 классах вспомогательной школы». Москва, «Просвещение», 1992 г. 
  3. Б.Б. Белянский. Г.С. Купцова. «Обучение русскому языку в старших классах вспомогательной школы». Москва, «Просвещение», 1993 г.

Полный текст материала Рабочая программа по русскому языку; 8 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Агафонова Наталья Васильевна  natalia-aagafonova
20.05.2018 0 112 12

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Читайте новые статьи

Ранее мы писали, что ученики лучше откликаются на те задания, которые вызывают эмоции. Особенно хорошо такими заданиями «разбавить» десятки однотипных заданий, на решение которых уходят часы домашней и классной работы. Почему бы вместо «Двух велосипедистов, выехавших из пункта А в пункт Б» не взять учеников Васю и Колю, выехавших с улиц Ленина и Кирова?

На наш сайт поступил вопрос от родителя: "Мой ребенок учится в первом классе. Когда дети пишут прописи или просто работают в тетрадках, учитель заставляет выделять орфограммы в слове другим цветом шариковой ручки. Для написания одного слова ребенок несколько раз меняет ручки (синяя, зеленая). Правильное это обучение?". Ответ дает учитель математики, пользователь нашего сайта. 

Оставить отзыв к материалу:
Всего: 0