Презентация "Профилактика и преодоление дислексии у умственно отсталых школьников"


Слайд 1
ПРОФИЛАКТИКА И ПРЕОДОЛЕНИЕ ДИСЛЕКСИИ У УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ШКОЛЬНИКОВ Поздеева Наталья Леонидовна учитель - логопед
Слайд 2
• «Читать-мыслить, Читатьчувствовать, Читать-жить» В.А.Флеров • «В сотрудничестве, под руководством, с чьей-то помощью, ребенок всегда может сделать более трудные задачи, чем самостоятельно». Л.С.Выготский
Слайд 3
• «Дислексия» - частичное расстройство процесса овладения чтением, проявляющееся в стойких и повторяющихся ошибках чтения, обусловленных несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе чтения. Для обозначения нарушений чтения используется следующий термин:
Слайд 4
НАРУШЕНИЯ УСТНОЙ РЕЧИ ПРИ ДИСЛЕКСИИ: До 10% детей с дислексией – в Европе; 3 % детей начальных классов массовой школы; 22 % детей в речевых школах; 62% детей в вспомогательных школах; 4,8 % детей 7-8-летнего возраста; 20-50% в школах для детей с тяжёлыми речевыми нарушениями и с задержкой психического развития;
Слайд 5
НАРУШЕНИЯ УСТНОЙ РЕЧИ ПРИ ДИСЛЕКСИИ: Распространённость нарушений чтения среди детей нарушение темпа и ритма речи; задержка появления речи; недостаточность вербальной функции (неточность употребления слов); нарушение грамматического строя устной речи; нарушение звукопроизношения; нарушение фонематического развития.
Слайд 6
ДИСЛЕКСИИ, СВЯЗАННЫЕ С НАРУШЕНИЯМИ УСТНОЙ РЕЧИ У детей этой группы: Недостаточная слуховая память; Нарушения слухового восприятия; Нарушение связи между слуховым и зрительным восприятиями, между звуком и буквой; Разнообразные нарушения в устной речи.
Слайд 7
ДИСЛЕКСИИ, СВЯЗАННЫЕ С НЕДОСТАТОЧНЫМИ ПРОСТРАНСТВЕННЫМИ ПРЕДСТАВЛЕНИЯМИ У детей этой группы: • Нарушения восприятия формы, величины, расположения в пространстве, определения верха, низа, правой, левой стороны; В тяжёлых случаях – нарушения кинестетической памяти, неспособность представить непривычные положения рук и ног в пространстве, нарушения схемы тела.
Слайд 8
СМЕШАННЫЕ СЛУЧАИ ДИСЛЕКСИИ  НАИБОЛЕЕ ЧАСТО ВСТРЕЧАЮТСЯ У УЧАЩИХСЯ С ОВЗ. • У детей этой группы: Нарушения как зрительного, так и слухового восприятия, а также моторное отставание; Неправильное произношение звуков, фраз, смешивание праволево; Плохое различение фигуры по форме и величине; Движения часто неловки, наблюдение синкинезии, вялых реакций.
Слайд 9
ВЫДЕЛЯЮТСЯ СЛЕДУЮЩИЕ ТИПЫ НАРУШЕНИЯ ЧТЕНИЯ: • Акустические; • Оптические; • Моторные нарушения чтения. Наиболее распространёнными являются дислексии, связанные с акустическими расстройствами.
Слайд 10
РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО ВНИМАНИЯ И ПАМЯТИ  • Направления работы Развитие памяти на базе неречевых звуков; Развитие внимания и памяти на базе речевого материала
Слайд 11
РАЗВИТИЕ ПРОСТЫХ ФОРМ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА  • Фонематический анализ ряда гласных. • Фонематический анализ открытого и закрытого слогов. • Фонематический анализ слов.
Слайд 12
РАЗВИТИЕ СЛОЖНЫХ ФОРМ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА  • Развитие навыка определять количество звуков в слове. • Развитие навыка определять последовательность звуков в слове. • Развитие навыка определять место звука в слове.
Слайд 13
РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СИНТЕЗА • Звуки даются сначала в ненарушенной последовательности, затем в «перепутанном порядке». Дети составляют и называют слова из предъявленных логопедом звуков, которые предлагаются с «помехами» (хлопками, временным перерывом, каким-либо словом). Например: С, потом О, затем К. Назвать загаданное слово. (СОК) Дети составляют слово из первых звуков названий картинок. (ЛУК)
Слайд 14
РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ  • Речевой материал подбирается в зависимости от этапа развития фонематического восприятия. Логопед задает условия, а ребенок, основываясь на имеющемся у него опыте, выполняет задания: • придумай слово со звуком ... • придумай слово с 3, 4, 5 звуками; • отбери картинки с 3 и 5 звуками, не называя их; • подбери слово со звуком в заданном месте (в начале, в конце, в середине слова).
Слайд 15
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ НАВЫКОВ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА 1. Отобрать картинки с заданным звуком в названии, с определением количества звуков. 2. Придумать слова с определенным количеством звуков и со звуком в определенном месте. 3. Добавить различное количество звуков к одному и тому же слову, чтобы получилось слово: ПА + (пар, парк, паром, паруса). ОООО ПА Р ПА РК ПА РОМ ПА РУСА
Слайд 16
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ НАВЫКОВ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА 4. Преобразовать слова: 4. Преобразовать слова: добавляя звук: рот-крот; мех-смех; осыкосы; (может быть сравнение этих схем слов); убирая звук: плуг-луг; угол-гол; изменяя один звук слова (цепочка слов): сом-сок; сук-суп...; переставляя звуки: пила-липа; папкалапка… составление новых слов из звуков (букв) одного слова: ствол-вол; -тол; -стол.
Слайд 17
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ НАВЫКОВ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА 5. Начинать каждое новое слово с последнего звука (буквы) предыдущего : дом-, мак-, каток-, кот(игру можно усложнить, ограничив количество букв в словах). 6. Назвать слово, в котором звуки расположены в обратном порядке: нос-сон, сор-рос, кот-ток. 7. Слово-отгадка: в квадраты вписываются определенные звуки слов (3-й), получается слово-отгадка.
Слайд 18
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ НАВЫКОВ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА  8. Решение кроссвордов, ребусов, схем. 9. Нахождение общего звука в словах, например: лунамолоток. 10. Подбор слов к графическим схемам. 11. Работа по звуко буквенному анализу слов, с разбором и «пропечатыванием» слов в тетради.
Слайд 19
УПРОЧЕНИЕ ЗВУКОБУКВЕННЫХ СВЯЗЕЙ  • Формирование стабильного графического образа буквы. • Группирование стилизованных букв. Деление слов на слоги. • Синтез слов из слогов.
Слайд 20
РАБОТА СО СЛОГОВОЙ ТАБЛИЦЕЙ, И НАБОРОМ СЛОВ, СОСТОЯЩИХ ИЗ СЛОГОВ, ВХОДЯЩИХ В ТАБЛИЦУ • Рекомендации ребенок отыскивает слоги, из которых состоят слова и указывает их в правильной последовательности.
Слайд 21
РАЗВИТИЕ ЗРИТЕЛЬНОПРОСТРАНСТВЕННОГО ВОСПРИЯТИЯ И НАГЛЯДНО-ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ • Игры на запоминание сочетаний различных геометрических форм; Определить направление и конец пути предмета на линиях – лабиринтах.
Слайд 22
С ЦЕЛЬЮ РАЗВИТИЯ ПРЕДМЕТНОГО ЗРИТЕЛЬНОГО ГНОЗИСА РЕКОМЕНДУЮТСЯ ЗАДАНИЯ:  • Назвать деревья, цветы, овощи, фрукты, мебель, учебные предметы, одежду, изображённые на картинках. • Назвать контурное изображение предметов. • Назвать перечёркнутые контурные изображения. • Выделить контурные изображения, наложенные друг на друга.
Слайд 23
РАССТРОЙСТВО НАВЫКА ЧТЕНИЯ ПРИВОДИТ К СЛЕДУЮЩИМ ОШИБКАМ:  • пропуски букв, слогов, предлогов. • замена, перестановка букв. • искажение звуко-слоговой структуры слова. • чтение по догадке. побуквенное чтение. • аграмматизмы разного вида. нарушение понимания прочитанного.

Полный текст материала Презентация "Профилактика и преодоление дислексии у умственно отсталых школьников" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Поздеева Наталья Леонидовна  Поздеева-Наталья
09.09.2018 0 225 12

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



Принимайте участие!
Читайте новые статьи
Оставьте отзыв к материалу:
Всего: 0