Презентация "Профилактика и преодоление дисграфии у умственно отсталых младших школьников"


Слайд 1
Профилактика и преодоление дисграфии у умственно отсталых школьников младших школьников Поздеева Наталья Леонидовна учитель-логопед
Слайд 2
Интерес к данной теме обусловлен такими факторами как: Большая распространённость среди УО учащихся начальных классов нарушений овладения письмом и дальнейшее их перерастание в стойкие дисграфии. Число неуспевающих детей с различными видами нарушений письменной речи доходит до 90%;  Нарушения формирования письма препятствует успешности обучения, эффективной школьной адаптации, часто вызывают вторичные психические наслоения, отклонения в формировании личности ребенка (неврологические нарушениями, нарушения познавательной деятельности, восриятия, памяти, внимания, психическими нарушениями).
Слайд 3
Цель: Обобщение опыта по проблеме нарушений письменной речи у младших школьников, и описание коррекционного воздействия для устранения дисграфии и по её профилактике
Слайд 4
Дисграфия – это частичное нарушение процесса письма, проявляющееся в стойких, повторяющихся ошибках, обусловленных несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе письма (Р. И. Лалаева)
Слайд 5
Виды дисграфии  Артикуляторно-акустическая дисграфия встречается у детей, имеющих или имевших нарушения звукопроизношения. Вследствие этого в письме детей встречаются ошибки в виде смешений и пропусков букв.  Дисграфия на основе нарушения фонемного распознавания связывается с недостаточным уровнем функционирования операций сложного процесса различения и выбора фонем. В письме детей это проявляется в виде смешений или даже полных заменах букв на письме.  При дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза неполноценны операции: деление предложения на слова и синтез предложения из слов, слоговой и фонематический анализ и синтез. В письме эта дисграфия проявляется в искажениях структуры слов и предложений (пропуски, перестановки, добавления букв, слогов, слов; слияние или разрыв слов).  Аграмматическая дисграфия связывается с недоразвитием у детей лексико-грамматического строя речи, несформированностью морфологических и синтаксических обобщений.  Оптическая дисграфия связана с недоразвитием зрительного гнозиса и мнезиса, анализа и синтеза, пространственных представлений. В письме проявляется в виде замен графически сходных букв, искажений в написании букв, зеркальном написании.
Слайд 6
Диагностика письма 1. Списывание слов рукописного образца и предложений с 2. Списывание слов и предложений с печатного образца 3. Письмо под диктовку (строчные буквы, слоги, предложения, слуховой диктант) 4. Самостоятельное письмо
Слайд 7
Характеристика дисграфических ошибок 1.  2.     3.    Ошибки на уровне буквы и слога (пропуски, замены, смешения, перестановки, вставки) Ошибки на уровне слова. (слитное, раздельное написание, аграмматизмы) Ошибки на уровне предложения (словосочетания). Нарушение согласования слов в предложении в роде, числе, падеже («наступило ночь»). Пропуск слов в предложении. Нарушение порядка слов. Многочисленны случаи нарушения управления слов («по дорожках сада»). Ошибки на уровне текста. Пропуск смысловых частей. Необоснованное расширение границ, смысловых частей текста. Нарушение логической последовательности внутри какойнибудь смысловой части.
Слайд 8
Распространённость дисграфии Проанализировано 30 письменных работ: • дисграфия имеется у 100 % учащихся 2 – 7 классов • в (100 %) она проявляется, как смешанная, т.е. особенно тяжелая
Слайд 9
Проведение коррекционно – педагогической работы по устранению дисграфии I этап — восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи II этап — восполнение пробелов в области овладения лексикой и грамматикой III этап — восполнение пробелов в формировании связной речи
Слайд 10
Направления работы  Устранение дефектов звукопроизношения  Развитие фонематического восприятия, а также навыков звукового анализа и синтеза слов  Пополнение и обогащение словарного запаса  Развитие и совершенствование грамматического строя речи  Развитие  Развитие связной речи. зрительного анализа пространственных представлений и синтеза,
Слайд 11
Устранение дефектов звукопроизношения 1. Уточнение произношения звуков (артикуляционная гимнастика, игры на подражание, чистоговорки, скороговорки, игры) 2. Развитие мелкой моторики рук (песочная терапия, пальчиковые игры)
Слайд 12
Развитие фонематического восприятия, а также навыков звукового анализа и синтеза слов дифференциация сходных по звучанию звуков (шипящих и свистящих , глухих и звонких, твердых и мягких)  преобразование слов слоговой анализ работа над интонационной выразительностью
Слайд 13
Примеры заданий 1. Из каждого слова возьмите только первые слоги, составьте новое слово а) автомобиль, тормоз – ав-тор б) колос, рота, ваза – ко-ро-ва в) кора, лото, боксер – ко-ло-бок 2. Возьмите только вторые слоги а) змея, рама – я-ма б) пуговица, молоток, лава – го-ло-ва в) укор, бузина, тина – кор-зи-на
Слайд 14
 Преобразование слов путем наращения звуков и букв, перестановки звуков а) в начале слова: рот – крот, мех – смех, Оля – Коля, дочка – удочка б) в конце слова: шар – шарф, бок – бокс, стол – столб, лис – лист, лиф – лифт; в) перестановка звуков: пила – липа палка – лапка карп – парк гора – рога  Игра «Заколдованные слова» Сапохар, пераченье, хадулва, васуренье, пинарожки, сугрохари, грукрыши, кабрыкао, балиранки.
Слайд 15
Пополнение и обогащение словарного запаса Введение Работа новых слов над однокоренными словами Знакомство с синонимами и антонимами Работа с омонимами и фразеологизмами Развитие смысловых догадок на материале пословиц, поговорок
Слайд 16
Примеры заданий     Игра «Третий лишний Смелый, храбрый, смелость Печурка, печать, печка Диван, диванный, удивлённый Лев, левый, налево «Вставь слова» Скоро сказка сказывается, да не скоро дело -…… . Не впервой волку зиму……… . Всё живое хочет ………. . Хвати тебе, молодцу, горе …….. . «Поставьте ударение» Поля покрылись снежной пеленой. За работой Поля всегда пела. На горе росла берёза. У Стёпы случилось горе. Придумайте слова, в состав которых входит какое-нибудь число: 1 – единица, единство, одинокий, однажды; 2 – вторник, двойник, двойка, двойняшка, двушка, двустволка. 3-… 4-…
Слайд 17
«Найди пару» В час по чайной ложке. Рукой подать. Повесить нос. Раз, два и обчелся. Куры не клюют. Кожа да кости. • Мало Медленно Много Близко Худой Грустить Найдите глаголы, употреблённые в переносном значении. Солнышко запело на свободной воле, Поле засопело – пробудилось поле. Ветерок очнулся, заморгал спросонок, Тополь отряхнулся шумно, как телёнок. Море почему – то всё ещё зевает. Вот какое утро раннее бывает •
Слайд 18
Развитие и совершенствование грамматического строя речи 1. Формирование у детей функций словообразования и словоизменения 2. Установление связи в предложении при помощи вопросов
Слайд 19
Примеры заданий Исправь предложения. а) Дед в печи, дрова на печи. б) На столе сапожки, под столом лепешки. в) Овечки в печке, караси у речки. г) Под столом портрет, над столом табурет.  Исправь логические ошибки и запиши предложение верно. Мальчик стеклом разбил мяч. Брат потерял библиотеку из книги. Весной луга затопили речку. После лета пришла долгожданная весна.  Распространи предложение, постепенно наращивая количество слов. Оля читает. Оля читает книгу. Оля читает интересную книгу. Оля читает интересную книгу бабушке. 
Слайд 20
 Игра «Путаница» Составьте два предложения: «Стоят, вазе, в, цветы, орехи, в, белка, дупло, прячет».  Игра «Пропавшие слова» Тишина царит в дремучем … Черные … затянули солнце. Умолкли … Вот-вот начнется ….  Игра «Закончи предложение» Пуфик залез на дерево, которое …….. Пуфик залез на дерево, потому что …… Пуфик залез на дерево, где …………. Пуфик залез на дерево, когда ……….
Слайд 21
Развитие связной речи Обучение полным ответов на вопросы  Построение развернутым сложносочиненных сложноподчиненные предложений и Работа над умением связно изложить смысл услышанного или прочитанного Составление плана и формирование умения правильно оформить текст на письме.
Слайд 22
Виды работ по развитию связной речи Составь подписи к картинкам. Записи по наблюдениям.  Изложение повествовательного характера.  Изложение описательного характера.  Сочинение. 
Слайд 23
Примеры заданий «Придумай сказку, зная начало (конец)»  «Закончи «Собери рассказ» текст» «Составь вопросы» «Напиши рассказ по опорным словам»
Слайд 24
Развитие зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений 1. Понимание пространственных предлогов; 2. Ориентировка в правой и левой сторонах пространства и в пространственном расположении предметов по отношению друг к другу; 3. Ориентировка на собственном теле, дифференциация правых и левых его частей; 4. Анализ нелепых картинок; 5. Конструирование фигур из спичек, палочек; 6. Узнавание предметов в усложненных условиях (предметы изображенные пунктиром, наложенные друг на друге, «зашумленные»)

Полный текст материала Презентация "Профилактика и преодоление дисграфии у умственно отсталых младших школьников" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Поздеева Наталья Леонидовна  Поздеева-Наталья
09.09.2018 0 238 13

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Смотрите похожие материалы


Принимайте участие!
Читайте новые статьи
Оставьте отзыв к материалу:
Всего: 0