Игровые технологии на уроках социально-бытовой ориентировки в коррекционной школе


Василенко С. А.,
государственное бюджетное специальное (коррекционное)
образовательное учреждение для обучающихся,
воспитанников с ограниченными возможностями здоровья,
общеобразовательной школы-интерната VIII вида
станицы Старолеушковской Краснодарского края

Главной задачей, стоящей перед специальной (коррекционной) общеобразовательной школой VIII вида на современном этапе, является повышение эффективности обучения и воспитания учащихся. Важная роль в этом процессе, несомненно, принадлежит развитию коммуникативной функции речи. Несовершенство коммуникативных умений учащихся с нарушением интеллекта, их речевая инактивность осложняет процесс свободного общения, затрудняют развитие речемыслительной и познавательной деятельности детей, препятствует созданию условий для успешной социальной адаптации выпускников.

Совершенствование системы образования требует постоянного внимания к организации педагогической работы, более полного использования потенциальных интеллектуальных и речевых возможностей умственно отсталых школьников с целью повышения эффективности процесса обучения и улучшения их подготовленности к жизни. Умственно отсталые учащиеся старших классов представляют собой неоднородную группу по уровню развития коммуникативных умений. При этом большинство из них испытывают значительные трудности при ведении диалога. Особую трудность у старшеклассников вызывают инициирующие высказывания, требующие определенных умений управления диалогом — четко ставить вопрос, слышать ответ и быстро реагировать на него, в случае необходимости перестраивать формулировку вопроса.

Развитие диалогической речи школьников заключается в освоении следующих знаний, умений и навыков:
 
  • системы языка как средства общения;
  • лексико-грамматических возможностей диалога;
  • логической организации диалогического общения;
  • установления социальных контактов друг с другом и взрослыми;
  • установления интерактивного взаимодействия;
  • закрепления практических навыков коммуникативной деятельности.

Большое значение имеют сюжетно-ролевые игры, в процессе которых учащиеся обыгрывают жизненные ситуации и т. д.

Практика показывает, что уроки с использованием игровых ситуаций делают увлекательным учебный процесс, способствуют появлению активного познавательного интереса школьников. На таких занятиях складывается особая атмосфера, где есть элементы творчества и свободного выбора. Развивается умение работать в группе: её победа зависит от личных усилий каждого. Достаточно часто это требует от ученика преодоления собственной застенчивости и нерешительности, неверия в свои силы.

Игра — активная форма учебного занятия, в ходе которой моделируется определённая ситуация. Игровые ситуации на уроках выступают как средство побуждения, стимулирования школьников к учебной деятельности. Игру как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим люди использовали с давних времен.

В своей работе я использую игровую деятельность в следующих случаях:
 
  • В качестве части урока (при работе с терминами).
  • Словарная разминка (фронтальный опрос с элементами соревнования по группам).
  • Дидактические игры на закрепление, повторение и обобщение материала. Кроссворды, головоломки, ребусы и т. д.
Одно из преимуществ игры — то, что она всегда требует активных действий каждого ребенка. Поэтому с ее помощью в непосредственной образовательной деятельности можно организовать не только умственную, но и моторную активность детей, поскольку выполнение игровых заданий во многих случаях связано с различными движениями.

Целесообразно включенные в обучение игры или их элементы придают учебной задаче конкретный, актуальный смысл, мобилизуют мыслительные, эмоциональные и волевые силы детей, ориентируют их на решение поставленных задач. Игра активизирует взаимодействие когнитивного и эмоционального начала в учебном процессе. Она не только вдохновляет детей мыслить выражать свои мысли, но и обеспечивает целенаправленность действий, следовательно, дисциплинирует ум ребенка.

Таким образом, дидактическая игра на уроках пополняет, углубляет и расширяет знания, является средством всестороннего развития ребёнка, его умственных, интеллектуальных и творческих способностей, коммуникативных умений, вызывает положительные эмоции, наполняет жизнь коллектива учащихся интересным содержанием, способствует самоутверждению ребёнка.

При подборе игры или задания для коррекционных занятий учитываю интересы и склонности ребенка. Согласно принципу систематичности и последовательности обучения постепенно увеличиваю уровень сложности игры или задания, которые определяю строго индивидуально для каждого ребёнка.

Принципы подбора:
  • реальность сюжета;
  • случаи из жизни;
  • охват разных сфер жизни;
  • доступность для понимания;
  • постепенное повышение сложности сюжетов;
  • направленность на закрепление и приобретение новых знаний и умений.
Из игровых методов обучения социально-бытовой ориентировке особо необходимо отметить метод моделирования реальных ситуаций, который является вариантом сюжетно-ролевых игр. Сюжетно-ролевые игры могут применяться как метод обучения и как форма организации учебной деятельности.
Применения этого методического приёма на уроках позволяет решать ряд важных задач:
 
  • расширение социального опыта;
  • приобретение знаний о различных сферах жизни и быта людей;
  • накопление практического опыта и его использование;
  • развитие навыков культуры общения;
  • формирование целенаправленной деятельности;
  • подчинение нормам поведения;
  • развитие спонтанной диалоговой речи;
  • формирование привычки анализировать условия, находить верные решения.
Сюжетно-ролевые игры применяются при изучении различных разделов программы: «Семья», «Культура поведения», «Транспорт», «Средства связи», «Медицинская помощь», «Торговля», «Учреждения и организации», «Экономика домашнего хозяйства», «Трудоустройство». По каждому разделу программы подбирается большое количество сюжетов. Моделирование реальных ситуаций позволяет закреплять и расширять знания учащихся о различных сферах жизни и быта людей, Например, о продовольственных и промтоварных магазинах, правилах покупки товаров в них, о приемных пунктах прачечных, о различных видах городского транспорта, правилах поведения в транспорте, условиях покупки железнодорожных и авиабилетов и т. д., накапливать практический опыт их использования.

Таким образом, можно сказать, что проведение урока в форме сюжетно-ролевой игры дает ребенку важные знания и навыки, которые пригодятся ему в будущей жизни.

Участие школьников в разыгрывании ситуаций имеет большое значение для развития у них навыков общения. Основной характеристикой общения является то, что через него человек строит свои отношения с другими людьми. Для того чтобы человек обратился к другому с определённой целью, необходимо наличие у первого побудительных мотивов, умения сформулировать обращение, просьбу или вопрос.

Выполнение роли требует подчинения определённым правилам, нормам поведения, которые служат как бы эталоном для играющего. Наличие партнёров повышает необходимость соблюдения этих правил, следования определённой темы игры. Таким образом, можно считать, что, участвуя в играх со специально подобранным содержанием, школьники в определённой мере приобретают навыки культуры общения в жизни, привычку следовать требованиям, нормам поведения в различных ситуациях. Например, при изучении темы «Торговля» учащиеся в игровой форме учатся общаться с работниками магазина, находить нужный отдел, совершать покупку, брать чек, проверять сдачу. А во время учебной экскурсии знания и умения, полученные на уроках, закрепляются в реальных условиях. 

На уроках с помощью созданных учебно-игровых ситуаций создаются условия, в которых дети учатся диалоговой речи, усваивают обиходные слова, необходимые им на работе и в быту. Благодаря игровой деятельности ученик учится понимать ситуацию и с различных сторон в ней проявляться. Преимущество игры состоит в том, что ситуацию возможно проиграть несколько раз, увидев при этом отрицательные и положительные стороны того или иного разыгранного поступка. Повторение ситуации позволяет отработать ее по возможности в совершенстве. В ходе игры возможна постоянная активизация учеников системой поручений и указаний, требующих речевой коммуникации: «Скажи…», «Спроси…», «Ответь…», «Узнай…». Игра способствует развитию речи, познавательной деятельности, социально-бытовой адаптации и ориентировочной деятельности.

Примерные сюжетно-игровые ситуации:

«В магазине игрушек»

Цели:
  • активизация и закрепление в речи учащихся слов — названий игрушек, тренировка в правильном употреблении выражений «сколько стоит?», «покажите, пожалуйста», «помогите мне выбрать игрушку для друга», «заверните, пожалуйста»;
  • воспитание навыков культурного общения и поведения в обществе.
 
Оборудование: разнообразные игрушки с ценниками, чеки, деньги, «прилавок», «касса», таблички (магазин, режим работы, касса).

Учитель:
— Сегодня у нас будет игра «В Магазине игрушек». Вы будете учиться выбирать понравившиеся игрушки, платить в кассу деньги, получать чеки и многое другое. Давайте вспомним, что мы видели на экскурсии в магазине? Какие вы видели игрушки? Кто их продает? Что можно спросить у продавца?

Помочь выбрать игрушку в подарок: маленькому ребенку, другу, подруге; продемонстрировать качество товара, наличие комплектности игрового набора; выбрать игрушку на определенную сумму.

Обучение диалогу

(обустраивается прилавок магазина, товар, касса)

Выбираем продавца, кассира.

— У нас открылся магазин. Посмотрите, сколько в нем красивых игрушек. Вы сможете их купить. Но чтобы вам их продали, надо правильно спрашивать и отвечать на вопросы.
Во время «продажи» и «покупки» происходит разговор, например:

Покупатель:
— Я хочу купить мяч. Скажите, пожалуйста, сколько он стоит?

Продавец:
—150 рублей.

Покупатель идет в кассу, оплачивает покупку.

Покупатель:
— Возьмите деньги за мяч.

Продавец:
— Возьмите чек.

Если кассир молча подает чек, учитель поправляет: "Скажи: возьмите чек!"

Покупатель возвращается к продавцу, отдает ему чек и говорит:
 
— Дайте, пожалуйста, мяч!
Продавец:
— Пожалуйста, возьмите.

Далее предлагается всем учащимсяся выступить в роли покупателя и продавца, остальные учащиесяся наблюдают за правильностью диалога между участниками игры, вносят коррективы. Учащиеся учатся строить полные предложения.

«Посещение кинотеатра»

Цели:
  • закрепление активного словаря, развитие диалогической речи в вопросо-ответной форме;
  • воспитание навыков культурного общения и поведения в обществе.
Оборудование: билеты, деньги, «касса», билетёр, номера для обозначения рядов и мест.

Ход игры:

Учитель задает вопросы:

Кто из вас посещал кинотеатр?
Как вы узнали, какой будет фильм?
Для чего в кинотеатре касса?
Для чего нужен билет?
Зачем нужен контролер?
Как ведут себя в зале?
Как найти свое место в зале?

Ситуация: вы идете с друзьями, поинтересуйтесь друг у друга, как он проведет время в выходной день? (одни идут на прогулку, рыбалку, футбол, в кино).

Диалоги между учащимися:
Куда ты пойдешь в выходной?
— Я пойду в кино!
— А куда ты пойдешь?
— Я пойду на футбол!
— Куда пойдешь ты, Сережа?
— Я пойду на прогулку!

Ситуация меняется.

— Все вы знаете, что ваш друг собрался в кино, но не знаете, с кем он идет, какой будет фильм, в какое время и сколько стоит билет. Спросите об этом товарища.

Саша, а с кем ты пойдешь в кино?
— Я иду в кино с братом!
— А как называется фильм?
— «Неуловимые мстители»!
— На какой сеанс пойдете?
— Пойдем на 19 часов!
— А сколько стоит билет?
— Билет стоит 100 рублей.
— И я тоже хочу посмотреть этот фильм.
— Пойдем вместе!

Далее происходит диалог у кассы.

— Чтобы купить билеты, что нужно узнать у кассира
— У вас есть билеты?
— Есть!
— Дайте, пожалуйста, три билета на 19 часов!
— На какой ряд вы хотите взять билеты?
— В первых рядах, пожалуйста!
— Возьмите, пожалуйста!
— В каком ряду будут наши места?
— В третьем ряду, 5-6-7 место!
— Спасибо!

«Поездка в автобусе»

Цели:
  • закрепить в активной речи учащихся слова «автобус», «пассажиры», «билет», «контролер», развивать диалогическую речь, умение правильно вести себя в транспорте;
  • воспитывать навыки культурного общения и поведения в обществе.
Оборудование: монеты, кондукторская, билеты, проездные билеты, таблички «остановка», «вход», «выход».

Ход игры:

Определите по картинке: что это, назовите одним словом.
Назовите виды городского транспорта, его назначение?
Расскажите о правилах поведения пассажиров в транспорте.

— Сегодня мы будем учиться пользоваться автобусом, спрашивать, отвечать: какая остановка, сколько стоит проезд, и т.д.

Распределение ролей среди уч-ся: водитель, контролер, пассажиры и т. д. Учащиеся выстраиваются в импровизированную очередь на остановке, учитель начинает диалог:

— Какой автобус должен подойти?
— О чем еще люди спрашивают друг друга на остановке?
— Вы давно стоите?
—  А в какое время должен прибыть автобус?
— Как доехать до стадиона?
— На какой остановке нужно выходить?

Подъезжает «автобус», все входят, рассаживаются по местам.
 
Вошли пассажиры, закрылись все двери.
В автобусе чисто, светло.
Водитель уверен:
Все дети примерны,
Все сядут, посмотрят в окно.

—  Когда пассажиры вошли и заняли места, какие вопросы и обращения возникают между ними?

Диалог в автобусе:

— Передайте деньги на билет водителю.
—  Прокомпостируйте (пробейте), пожалуйста, талон.
—  Какая остановка следующая?
—  Вы выходите на следующей остановке? И т. д.

В автобус входит «контролер».

Что говорит контролер пассажирам? Задайте эти вопросы.

— Приготовьте, пожалуйста, билеты, талоны, проездные.

И ответы пассажиров на его обращение:

—  Проверьте билет!
—  Посмотрите, пожалуйста!
—  У меня проездной билет!

Что говорят, когда кому-то из пассажиров нужно выйти на следующей остановке?

— Пропустите, пожалуйста!
—  Пожалуйста, дайте пройти!
—  Можно пройти?
—  Что делают, если вошел пожилой человек? Обратитесь к нему?
—  Будьте добры, садитесь!
—  Садитесь, пожалуйста! и т.д.

Обыгрывание различных ситуаций в автобусе.

«Беседа по телефону»
 
Цель:
  • освоение учащимися знаний о телефоне, закрепление в речи воспитанников слова «телефон», «трубка»;
  • учить пользоваться выражениями «я вас слушаю», «добрый день», «попросите подойти к телефону, пожалуйста»;
  • воспитывать навыки культурного общения и поведения в обществе.

Оборудование: телефоны, справочники.

Ход игры:

— Для чего нужен телефон?

Телефон нужен людям для того, чтобы передавать важные известия, поздравлять с праздниками, днем рождения, вызвать врача к больному, пообщаться с близкими, вызвать пожарную машину и прочее.

Для примера, учитель звонит по телефону коллеге, поздравляет его с праздником, узнает как его здоровье и т.д.

—Рассмотрите внимательно телефон и скажите, из каких частей он состоит?
— Как пользоваться телефоном?
— Что делать, если номер вы не помните?
— Какой номер у справочной службы?
— Как вы обратитесь к оператору с вопросом?
— Задайте необходимые вопросы.

 — Здравствуйте! Будьте добры, скажите, пожалуйста, номер регистратуры районной поликлиники? Спасибо!

Сейчас мы проверим, как вы умеете разговаривать по телефону.

Набираю номер, называю ученика. Если ученик молчит, помогаю:

— Когда тебе звонят, надо поднять трубку и ответить. Что говорят в этом случае?
— Алло! Здравствуйте, я вас слушаю!

Ситуации: вызов врача; звонок другу — узнать причину, почему он не в школе; поздравление одноклассника с днем рождения; вызов милиции.

Оценка речевой и игровой активности учащихся.

Ролевая игра: «Отправка бандероли»

1. Приветствие.
— Здравствуйте!
— Добрый день!
2. Выражение просьбы.
— Я хотел бы отправить бандероль.
3. Вопрос оператора:
— Что вы хотите отправить и каким видом бандероли?
4. Ответ отправителя:
— Я хочу отправить фотографии (или семена цветов) простой бандеролью.
5. Предложение оператора:
— Заполните, пожалуйста, бланк.
6. Ответ отправителя:
— Я его уже заполнил.
7. Предложение оператора:
— Дайте мне бланк и бандероль, я её взвешу и упакую.
8. Сообщение оператора:
— Вы должны заплатить 90 рублей.
9. Действия отправителя:
— Возьмите, пожалуйста, деньги.
10. Сообщение оператора:
— Возьмите, пожалуйста, квитанцию.
1 1. Прощание.
— Спасибо, до свидания.

Диалог 2:

Катя:
— Это справочная? Скажите, пожалуйста, по какому номеру я могу вызвать врача на дом из полиликлиники?
Оператор:
—Номер поликлиники 17-2-28.
Катя записывает номер.
Катя:
— Поликлиника?
Регистратор:
— Алло, вас слушают.
Катя:
— Будьте добры, запишите вызов врача на дом.
Регистратор:
— На что жалуетесь?
Катя:
— Я по поручению друга, у него высокая температура, озноб, головная боль и кашель, когда он поднимается с постели, то кружится голова.
Регистратор:
— Сообщите фамилию, имя, отчество, год рождения, или сколько лет?
Катя:
— Иванов Дмитрий Павлович, 1998 год, 12 лет.
Регистратор:
— Адрес?
Катя:
— Улица Юрия Гагарина, дом 5, квартира 8, первый подъезд, второй этаж.
Регистратор:
— Ждите, врач будет.

Вопросы для обсуждения:

1. Как Катя узнала номер поликлиники?
2. Как вызвать врача на дом?
3. Какие симптомы болезни назвала Катя?
4. Какие данные о больном нужно сообщить?
5. Какие вежливые слова употребила Катя в разговорах по телефону?

Обыгрывание подобных ситуаций по данному образцу диалога с учащимися.
Оценка их речевой активности.

Диалог 3.

Катя:
— Алло, Дима, я вызвала врача, он скоро будет. Как ты себя чувствуешь?
Дима:
— Всё также.
Катя:
— Если сможешь, приготовь себе теплое питьё, например чай, и пей маленькими глоточками, я выезжаю.

Вопросы для обсуждения:

1. О чем Катя сообщила Диме?
2. Можно ли сказать, что Катя заботливая девочка? Почему?
3. Какой совет дает Катя Диме? Как называется такая помощь?
4. Какую доврачебную помощь можно оказать при ушибе? Обмороке? Ожоге?
Солнечном ударе, обморожении?

Проигрывание ситуаций по образцу диалога с учащимися.

Диалог 4.

Врач:
— Здравствуйте, кто у вас заболел?
Катя:
— Здравствуйте, доктор! Проходите в комнату, заболел мой друг Дима.
Врач:
 — Здравствуйте, Дима, на что жалуетесь?
Дима:
— Здравствуйте, доктор. У меня болит голова, кашель, озноб.
Врач:
— А какая у вас температура?
Дима:
— 38, 5.
Врач:
— Ложитесь, я вас осмотрю. Живот не болит?
Дима:
— Нет, только голова.
Врач:
— Присядьте, я вас послушаю и осмотрю горло.
Дима:
— Доктор, я надеюсь, ничего опасного нет?
Врач:
— У вас простуда. Придется несколько дней полежать в постели. Все прогулки отменяются. И где ты в такую жару мог простудиться?
Катя:
— Это он вчера очень долго купался, а потом попал под дождь. Я ему говорила, что нужно быстро переодеться в сухую одежду, а он домой не торопился.
Врач:
— Как я понял, вы его подруга, а подруг, Дима, нужно слушать. Сейчас мы попросим Катю сделать тебе холодный компресс на лоб и приготовить теплое питье, лучше всего чай с лимоном.
Дима:
—А Катя, как и вы, доктор, велела мне пить теплый чай еще до вашего прихода.
Врач:
— Вот видишь, какая у тебя заботливая подруга. Я сейчас расскажу, как надо тебя лечить. Будешь во всем её слушаться — быстро поправишься!

Вопросы для обсуждения:

1. Какими словами Катя встретила доктора?
2. Что говорят люди друг другу при встрече?
3. О чем доктор расспрашивал Диму?
4. Какой осмотр он произвел?
5. Какой диагноз был поставлен врачом?
6. Как простудился Дима?
7. Какие рекомендации дал доктор Диме?
8. О чем он попросил Катю?
9. Что выписывает врач, для приобретения необходимого для лечения лекарства?
10. Какой режим соблюдается больным при лечении?

Проигрывание ситуаций по образцу диалога с учащимися. Оценка их речевой активности.

Этюд «Обращение в справочное бюро»

Пассажир:
— Здравствуйте, скажите, пожалуйста, какие поезда есть на Санкт-Петербург после 20 часов?
Работник справочного бюро:
— Записывайте, номер 10 — «Юность», номер 20, номер 2 — «Красная стрела».
Пассажир:
— Как можно купить билет?
Работник справочного бюро:
— Билеты за сутки и более продаются в центральных кассах, а менее, чем за сутки в кассах вокзала.
Пассажир:
— Скажите, а есть билет на поезд «Красная стрела»?
Работник справочного бюро:
— Таких справок не даем, обратитесь в кассу вокзала.

Вопросы для обсуждения:

Что хотел узнать пассажир в справочном бюро?
Как можно купить билет?
Где можно узнать о наличии билетов на нужный поезд?

Проигрывание ситуаций по образцу диалога с учащимися.

Этюд «Посадка в вагон»

Пассажир:
— Это какой вагон, пятый?
Проводник:
— Да ваш билет и паспорт, пожалуйста. Ваше место в третьем купе. Проходите в вагон, до отправления поезда осталось десять минут.
Пассажир:
— Билеты вам отдать?
Проводник:
— Нет, оставьте их у себя. Я потом их соберу.

Вопросы для обсуждения:

1. В каком вагоне будет ехать пассажир?
2. У кого вы можете узнать, где нужный вам вагон?
3. О чем еще сообщает проводник пассажиру?
4. У кого хранится билет?
5. Сколько минут стоит поезд до отправления?
6. В каком случае пассажир может отстать от поезда?
7. Почему нужны билеты пассажиров проводнику?

Проигрывание ситуаций по образцу диалога с учащимися.

Этюд «Разговор с проводником»

Пассажир:
— Будьте добры, принесите мне два стакана чаю и скажите, когда мы прибываем в Курск?
Проводник:
— Чай будет готов через 15 минут. В Курске мы будем по расписанию в пять часов утра. Вам выходить?
Пассажир:
— Да, мне выходить в Курске. Разбудите меня, пожалуйста, в 4:30.
Проводник:
— Хорошо, разбужу. Ваше место седьмое?
Пассажир:
— Нет, мое место восьмое. Не забудете меня разбудить?
Проводник:
— Обязательно разбужу, не беспокойтесь.

Вопросы для обсуждения:

1. О чем попросил проводника пассажир?
2. Какие вежливые слова надо при этом сказать?
3. Как движется поезд по времени?
4. Когда он прибудет в Курск?
5. За сколько до прибытия поезда, пассажир попросил его разбудить? Почему?
6. Почему проводнику нужно знать какое место у пассажира?
7. Что входит в обязанности проводника?

Проигрывание ситуаций по образцу диалога с учащимися. Оценка их речевой активности.

Этюд «Обмен местами в купе»

Пассажир 1:
— Здравствуйте. У меня билет в это купе, а у подруги — в соседнее. Вы не смогли бы поменяться с ней местами?
Пассажир 2:
— А какое место у вашей подруги?
Пассажир 1:
— Такое же, как и у вас, нижнее.
Пассажир 2:
— Хорошо, я поменяюсь местами, только помогите перенести мои вещи.
Пассажир 1:
— Большое спасибо, а вещи я сейчас вам помогу перенести.

Вопросы для обсуждения:

1. В каком купе должны были ехать друзья?
2. О чем просили они другого пассажира?
3. Какое место было у подруги?
4. Какую помощь нужно было оказать пассажиру?
5. Какими словами пассажир выразил свою благодарность другому?

Проигрывание ситуаций по образцу диалога с учащимися.

Список литературы

1. Воронкова В.В., Казакова С.А. Социально-бытовая ориентировка учащихся 5-9 классов в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида: пособие для учителя. М., 2006.
2. Л.М. Шипицына. Уроки общения для детей с нарушением интеллекта. Санкт-Петербург, филиал издательства "Просвещение", 2006 г.
3. "Энциклопедия этикета". Составитель Л. П. Тарасова, составитель серии Ю. В. Смирнов. Санкт-Петербург. "МиМ-ЭКСПРЕСС". 1996.
4. Аникеева Н.П. Воспитание игрой. Психологическая наука школе-М. Просвещение 1997.
5. Гонеев А.Д., Лифинцева Н.И., Ялпаева Н.В. Основы коррекционной педагогики / Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Флинта, 1999.
6. Коррекционная педагогика / Под ред. Б.П. Пузанова. - М.: Наука, 2001.
Автор: Василенко Светлана Алексеевна  svetLana1169
23.07.2013 0 7414 0
Комментировать

Читайте новые статьи
Оставить отзыв к материалу:
avatar
Всего: 0