Стать по теме "Береги жизнь.Основы медицинских знаний и охрана здоровья"


СТАТЬЯ



НА ТЕМУ : «БЕРЕГИТЕ ЖИЗНЬ! ОСНОВЫ МЕДИЦИНСКИХ


ЗНАНИЙ И ОХРАНА ЗДОРОВЬЯ»





Педагог – организатор

Суворова Т.В.






















Школа № 613

Санкт - Петербург

Сложна среда обитания человека начала XXI столетия. Не проходит и дня, чтобы телевидение и радио не сообщали об очередной аварии, катастрофе, стихийном бедствии, террористическом акте в том или ином уголке земного шара.

Главными причинами несчастных случаев чаще всего являются действия самого человека, нарушающего правила безопасности или не знающего их.

Предмет ОБЖ как раз решает главную задачу – уменьшить опасность для детей в ЧС, которые могут возникнуть дома, в школе, на улице и в других общественных местах. В курсе ОБЖ даются основы медицинских знаний и рекомендации по охране здоровья.

Этот раздел включает в себя:

  1. Меры по профилактике травм в школьном возрасте.

  2. Первая медицинская помощь при различных видах травм, при массовых поражениях.

  3. Основы здорового образа жизни.


I.

Начну с работы по профилактике травм (психических и физических) в быту, школе, общественных местах.

Таблица I. Опасные ситуации и виды травм.

Приложения.

Травматизм среди детей занимает ведущее место. Это объясняется отсутствием житейского опыта, любознательностью, склонностью к шалостям.

Травматизм у школьников можно разделить на:

  1. бытовой;

  2. дорожно-транспортный;

  3. уличный;

  4. спортивный;

  5. криминальный.


  1. Бытовой травматизм – в программе со 2 класса предусмотрено изучение правил безопасного поведения в быту. (острые, режущие предметы – класть их на место; не поднимать горячие кастрюли, чайники; изучаются правила пользования электроприборами; не брать лекарства). Учим правила пожарной безопасности.

Младшие школьники делают зарисовки, учатся правилам безопасности.

Показ раскраски «Безопасность в быту».

Особое внимание на уроках ОБЖ уделяю изучению правил Пожарной безопасности. Разбираем причины пожаров; дети рисуют, изготавливают поделки для конкурсов: «Рыцари огня», «Безопасность глазами детей» Отрабатываем действия при пожаре (объектовая тренировка «Пожар в школе»).




  1. Дорожно-транспортный травматизм связан с нарушением ПДД. Все наши ученики знают правила ДД, охотно участвуют в конкурсе рисунков «Дорога и мы». На уроках легко разбираются в «дорожных ловушках», осуждают тех, кто нарушает правила ДД. Однако, в силу особенностей наших детей (они трудно оценивают реальную ситуацию, критически не оценивают свое поведение, одни возбудимы, неуравновешенны, другие наоборот – вялы) на дороге они ведут себя совершенно по другому.

Главной коррекционной задачей здесь я вижу организацию безопасного поведения на дорогах. На двери висит плакат «Остановись, вспомни ПДД». С учащимися занимаюсь по программе « Пост дорожной безопасности» . Я провожу работу с нарушителями ПДД, веду журнал нарушений ПДД, принимаю меры – индивидуальные беседы, беседы с родителями.

Распространенные нарушения – переход на красный свет и вне зоны пешеходного перехода.

Каждый месяц я сообщаю детям о состоявшихся ДТП в Московском районе по вине детей.

*(Показать листок).


Уличный травматизм. На улице также учимся соблюдать правила поведения, т.к. листопад, гололед и др. явления ведут к травматизму. Учимся ходить по скользкой улице (ступать на всю подошву, слегка расслаблять ноги в коленях, руки свободны), учимся падать (присесть и сгруппироваться – это позволяет не удариться головой). Особо уделяю внимание изучению правил поведения на воде и на льду.


  1. Спортивный травматизм. Его источником является неправильная организация занятий физкультурой, нарушение правил оборудования спортивных помещений и площадок.


  1. Криминальный травматизм. На улице и в общественных местах наши ученики подвергаются всяким неожиданностям криминального характера. Учимся правилам безопасного поведение в криминогенных ситуациях – общение с посторонними людьми; нападение в подъезде, лифте; если ломятся в дверь; воры в квартире; темная улица. Изучаем основы безопасности в общественных местах, правила самозащиты.

Опять же в силу психологических особенностей наших учеников (одни дети чрезмерно боятся всего, другие, наоборот, не испытывают чувства страха, всюду «суют свой нос»), некоторые не понимают серьезности ОС, не соотносят свои возможности, действия; им кажется, что с ними ничего не случится, что они сильнее всех и т.д.



II. Первая медицинская помощь при различных видах травм, при массовых поражениях.


Программой ОБЖ предусмотрено оказание первой медицинской помощи. Эти занятия учащимся очень нравятся. Они охотно изучают виды травм, на практических занятиях мы учимся оказывать первую медицинскую помощь. Начиная со 2 класса узнаем о правильном питании, о пользе сна, учимся заботиться о коже. Вырабатываем настроение в школе, дома.

В 3,4 классах учимся обрабатывать ранки, останавливать кровотечение из носа, медицинской помощи при ожогах, обморожениях, помощи при утоплении.

В 5 классе изучаем способы остановки кровотечения (накладываем жгуты, точечная остановка кровотечения).

В 6 классе знакомимся с аптечкой, изучаем ушибы, травмы, переломы, укусы, солнечные удары.

В 7 классе учимся накладывать повязки, шины. Помощь при переломах.

В 8 классе изучаем основы первой медицинской помощи пострадавшим от СДЯВ, от радиации, знакомство с СИЗ: ватно-марлевые повязки, уч. противогазы, разведение растворов (иодовая профилактика, содовый раствор).

В старших классах учащиеся тренируются в оказании ПМП пострадавшим в ДТП и в других ОС.

Дети активно используют манекен « Максим»

В школе проводились объектовые тренировки по темам:

  • Аварии на ХОО;

  • Авария на атомной станции.

  • «Пожар в школе»

  • «Угроза теракта»

При проведении игры по станциям во время недели ОБЖ дети на станции «Скорее скорой» показывали, как они научились оказывать первую медицинскую помощь. Все это запечатлено на школьном видеофильме.


  1. Основы здорового образа жизни.


Что такое здоровый образ жизни?

В понятие образ жизни входят: материальное благополучие; условия жизни, труда, отдыха, быта; жилищные условия; питание, сон, взаимоотношения с друзьями и т.д.

В курсе ОБЖ предусмотрено изучение основ здорового образа жизни:

  • физическое здоровье и личная гигиена;

  • духовное здоровье;

  • понятие о привычках здорового образа жизни;

  • закаливание и профилактика простудных заболеваний и т.п.

Объясняю учащимся, что для нормального функционирования организма необходимо:

  1. Дышать чистым воздухом. Человек без дыхания может выжить только минут.

  2. Наше тело на 85% состоит из воды. Жизнь зародилась в воде, наша кровь по солевому составу очень близка к морской воде. Поэтому правильное питье воды и вообще контакт с водой – необходимые условия нашего существования. Вода – тоже естественная среда обитания человека. Без воды нельзя прожить больше 5-7 дней.

  3. Необходимо двигаться. Если мы хотим долго жить, необходимо вечно двигаться.

  4. Необходимо есть. Здесь мы говорим о правильном питании. Неправильное питание – причина 99 болезней. Рассматриваем с учащимися группы витаминов, в каких продуктах они содержатся. Учимся определять срок годности продуктов на упаковках. Говорю о вредных привычках в питании, об умеренности.


5.Условием существования человека является цель в жизни. На данном этапе для наших ребят это учеба.

6.Необходимо своевременно очищать организм от всех видов шлаков.

В соответствии с этими условиями составляем программу конкретных действий:

  1. С ледить за своим весом.

2. Физическая активность. Все это продляет жизнь.

  1. Правильное питание.


На уроках ОБЖ говорим также о духовном здоровье.

Л.Н. Толстой словами своего героя князя Андрея Болконского высказывал мысль, что в мире есть лишь две абсолютные ценности: чистая совесть и здоровье, т.е. он говорил о духовном и физическом здоровье.

Подростки одного возраста отличаются по росту, весу, физической силе, ловкости – это затрудняет общение. У взрослых ребят большое самомнение, но еще детский ум. У одних ребят – чувство безразличия, снижение инициативы, им все равно, что происходит вокруг. Другие не умеют сдерживать свои порывы, это приводит к отчаянным поступкам, неадекватному поведению (злобность, жестокость, агрессивность).Третьи, наоборот, становятся замкнутыми, уходят в себя, это приводит к депрессии

Все же, уяснив основы здорового образа жизни, они должны обрести уверенность, что лучшее у них впереди – нужно только себя разумно вести и иметь терпение. Особая роль здесь отводится воспитанию воли, уверенности в себе.

Вредные привычки и борьба с ними.


Курение. Недавно человечество отметило печальный юбилей – 500-летие курения.

Самая трудная часть работы. Учитывая контингент родителей, школе приходится брать на себя основную роль. Мама провожает ребенка в школу, сама курит. Поэтому очень трудно говорить о вреде курения. В рамках недели ОБЖ мы проводили неделю некурения. Многие ребята сумели воздержаться от курения. Другие убегали подальше от школы и курили, думая при этом, что они соблюдают неделю некурения.

На уроках по данной теме рассказываю, как курение влияет на организм. Что в 100 случаях из 100 – бронхит, страдают голосовые связки, что синильная кислота, содержащаяся в дыме, проникает в кровь и парализует клетки, приводит к кислородному голоданию, к сужению сосудов, к спазмам и в конке концов к раку легких.

*Показываю опыт: пластиковая бутылка с ватой. «Вот, посмотрите, что происходит с вашими легкими». На какое-то время действует, затем снова курят. Обращаюсь ко всем, помогайте в борьбе с курением, не проходите мимо курильщика. Наряду с пропагандой необходимы и закрепительные меры.

В Нью-Йорке принят закон, в соответствии которому за курение в общественных местах взимается штраф в 1000$. Более того, они стремятся, чтобы их считали некурящей страной.

У нас в Петербурге постановлением губернатора запрещено курить в больницах и школах.

Наша задача – создать здоровое пространство в школе.


Влияние алкоголя на организм человека.

В каждом классе есть дети, которые пробовали вино и пьют пиво. И ничего плохого в этом не видят. Ученик моего класса Григорьев Андрей заявляет: «Мама мне сама наливает в праздник». Кроме того, трудно разъяснять о вреде алкоголя, когда по телевидению в каждой рекламе хвалят пиво, когда дети в семье видят пьяных родителей.

* Показ книги.

Очень хорошо на учеников действует знакомство с книгой «Алкоголь». В ней говорится о том, к чему приводит употребление алкоголя. Производит впечатление просмотр DVD «Мы выбираем жизнь»


В старших классах говорим о вреде наркомании. Здесь я не заостряю внимание – меньше про это слышат, в меньшей степени вырабатывается интерес.

Заканчивая выступление.

Показываю плакат. «Быть здоровым – это здорово!»



Используемая Литература:


1.Здоровье.Уч.мет. пособие для учителей под редакцией Касаткина М.2005

2.Педагогу о ЗОЖ книга для учителя под редакцией Л.Б.Баля. М.2005

3.Программа правительства СПБ «Мы выбираем жизнь»


Полный текст материала Стать по теме "Береги жизнь.Основы медицинских знаний и охрана здоровья" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Суворова Татьяна Вячеславовна  230224
13.02.2012 1 3941 507

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК