Статья на тему "Приёмы коррекции познавательной деятельности"


Муниципальное образовательное учреждение

«Специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа – интернат 8 вида №4

для обучающихся, воспитанников с ограниченными

возможностями здоровья»

Учитель русского языка – Зарипова Ирина Владимировна

Статья на тему:


Приёмы коррекции познавательной деятельности.

Учение, лишенное всякого интереса
и взятое только силой принуждения,
убивает в учении охоту к овладению
знаниями. Вместе с тем, учение требует
и черновой работы и волевого усилия”
К. Д. Ушинский

В силу особенностей психофизического развития умственно отсталые школьники из всех предметов труднее всего воспринимают и усваивают правила и понятия по русскому языку. У них очень слабо развиты высшие психические функции, особенно мышление, что ведёт к плохому усвоению программы по русскому языку и отсутствию интереса к познавательной деятельности. Поэтому я взяла проблему использования приёмов коррекции познавательной деятельности.

Русский язык – это предмет, которому принадлежит решающая роль в духовной жизни ребёнка. Это инструмент познания, мышления, развития. Он богат возможностями творческого обогащения. Весь поток познания идёт по каналам языка: через слова усваиваются понятия, в формах языка строится мысль и речь. Речь, в свою очередь, является каналом развития интеллекта.

«Русский язык», как учебный предмет, является ведущим, т. к. от его усвоения во многом зависит успешность всего школьного обучения. Во вспомогательной школе он решает одну из важнейших специфических задач коррекционно-развивающего обучения – преодоление недостатков познавательной деятельности и личностных качеств, коррекция речи и мышления школьников с психическим недоразвитием. Это требует от учителя хорошего знания особенностей и компенсаторных возможностей детей, разработки и подбора разнообразного, доступного и интересного материала, творческой фантазии, что способствует повышению интереса к изучаемому предмету.

В настоящее время проблема коррекции познавательной деятельности учащихся на уроке русского языка отражена в новой редакции «Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида», а именно «...использовать процесс обучения русскому языку для повышения уровня общего развития учащихся вспомогательных школ и коррекции недостатков их познавательной деятельности и личностных качеств».

Работая над данной темой определила для себя цель: используя данные литературы и опыт работы в коррекционной школе представить методические рекомендации по использованию приёмов коррекции познавательной деятельности, а в частности, мышления, внимания и восприятия.

Активизация учащихся при обучении – одно из основных направлений совершенствования учебного процесса в школе. Сознательное и прочное усвоение знаний учащихся проходит в процессе их активной умственной деятельности. Поэтому работу следует организовать так, чтобы учебный материал становился предметом активных действий ученика.

С этой целью на уроках русского языка применяю разнообразные приемы и методы работы. Неотъемлемой частью каждого урока является словарная работа. Традиционно в ней выделяются следующие составные части:

представление нового слова из «Словаря», с которым учащиеся знакомятся на уроке; формулирование лексического значения; освоение его орфографии; введение нового слова в активный словарь детей.

Представление нового слова призвано формировать заинтересованное отношение учащихся к предстоящей учебной деятельности, поэтому на этом этапе урока использую различные коррекционные приёмы и упражнения для развития логического мышления с целью повышения эффективности словарной работы, активности школьников, обеспечения на данном структурном этапе урока его развивающей направленности. С помощью коррекционных упражнений, объединяющих в разных сочетаниях несколько видов учебной деятельности (звукобуквенного разбора, анализа слов по составу, частям речи, освоения лексики, орфографии, развития речи и т« д.), учащиеся самостоятельно определяют слово, с которым им предстоит детально познакомиться на данном уроке, и сами формулируют тему словарной работы. Наряду с развитием мыслительных операций эти упражнения развивают и другие высшие психические функции: внимание, память, восприятие, речь. Они оживляют урок, повышают интерес детей к изучаемому предмету.

Одним из видов заданий являются упражнения, предусматривающие выявление искомого слова через работу с составляющими его буквами. При их выполнении у детей развивается усидчивость, распределение и объем внимания, кратковременная произвольная память, речь, аналитико-синтетическое мышление, сообразительность.

Для развития логического мышления в работе над словарными словами использую и другие коррекционные приёмы и упражнения:

  1. Слова с «зашумлением»

  2. Приём на использование геометрических знаний.

Дети должны запомнить фигуры и находящиеся в них буквы.

(Время для запоминания - от 30 с. до 1 мин.), после чего фигуры с буквами убираю и показываю те же фигуры без букв в нужной последовательности. Дети должны вспомнить буквы каждой фигуры и составить слово.

  1. Приём на использование знаний по рисованию.
    Расположить квадраты с буквами по цветам радуги

  2. приём «недописанных слов»

  3. ребусы

В своей работе использую коррекционные приёмы и при закреплении знания словарных слов, упражнения-схемы «Узнай слог-слияние» работа с «разрезанными словами».

Кроме словарной работы в структуре урока выделяют и другие этапы: подведение к теме урока, словарная работа, изучение нового материала, закрепление и другие.

Начало урока должно быть интересным, настраивающим

на работу. Поэтому на этапе подведения к теме урока использую следующие корр. приёмы:

  1. Словесные лабиринты

  2. Изменение направления текста

  3. «Перевертыши»

  4. Слова с «зашумлением»

  5. Анаграммы (Анаграммы с нумерацией)

  6. «Зашифрованные слова»

Эти корр. приёмы оживляют начало урока, повышают интерес детей к изучаемому предмету; развивают у учащихся внимание, кратковременную память, речь, аналитико-синтетическое мышление, сообразительность.

Немаловажное значение имеют коррекционные приёмы и при закреплении изученного материала на любом другом этапе урока.

  1. Например, при закреплении знаний о глаголах прошедшего времени предлагаю ребятам прочитать SМS - сообщение: (Сколько предложений? Определить число и
    род глаголов прошедшего времени)

  2. Закрепляя знания о глаголах, найти «лишнее» слово.

  3. Аналогично при работе над родом имён прилагательных - лишнее существительное.

  4. Изучая прилагательные женского рода, предлагаю прочитать и определить род.

5) Приём «клякса» можно использовать при изучении любой темы. Например, «Род им. сущ.» (клякса упала на слова, остались только окончания)

  1. Кроссворды - благодатный материал на любом уроке.
    Напр., закрепляя правописание удвоенных согласных, заполнить клетки кроссворда и составить новое словарное слово из букв в выделенных клетках

  2. Изучая падежи, предлагаю прочитать слова, записанные разным шрифтом в разном направлении. Определить падеж.

8) Интересным видом работы является «собирание бус» из
букв. Это задание развивает не только ВПФ, но и упражняет в
ориентировании в пространстве (ВИШНЮ, СЛИВУ,
ГРУШУ, ..,). Ориентируясь на цвет и положение в пространстве
(слева, в центре, справа) нужно собрать слова из бусин.

На уроках русского языка систематически использую приёмы и упражнения на коррекцию познавательной деятельности, направленные на развитие ВПФ и мыслительных операций на разных этапах урока. Вид коррекционного упражнения определяется целью и задачами урока. По времени такие задания занимают небольшую часть урока (от 1 до 5 мин.), но приносят большую пользу и эффективность для развития ВПФ.

В результате систематического использования приёмов на коррекцию познавательной деятельности на уроках русского языка, направленных на развитие мыслительных операций, у

учащихся увеличились скорость и качество письма, объём учебной информации, обрабатываемой каждым учеником на каждом уроке, повысился уровень:

- элементарных мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, выделения существенного, классификации);

Коррекционные упражнения направлены не только на развитие ВПФ детей, но и на усвоении учениками учебной программы по русскому языку.


Полный текст материала Статья на тему "Приёмы коррекции познавательной деятельности" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Зарипова Ирина Владимировна  ИринаЗ3
12.10.2011 0 4943 899

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК