Статья "Влияние творческой деятельности на подростка с умственной отсталостью"


Влияние творческой деятельности на подростка с умственной отсталостью.

Проблема формирования личности с особой остротой ставит вопрос о выявлении и устранении тех психологических образований, которые выступают в качестве трудновоспитуемости, мешает целенаправленному процессу воспитания. Как писал А.С. Макаренко- ребенка учит всё: родители, школа, общество. Выделим некоторые факторы формирования личности:

  • генотип человека;

  • социальная среда;

  • активность в деятельности и общении;

  • уникальный индивидуальный опыт.

  • жизненный опыт;

  • природные факторы.

Ввиду того, в какой среде появляются и растут дети коррекционной школы (это дети с умственной отсталостью: процент неблагополучных семей очень велик), не все эти факторы могут быть благоприятными. В силах педагога - помочь ребенку быть активным в деятельности и социализироваться, научить применять полученные знания на практике.

Творчество - является сущностной характеристикой человека, условием развития личности и культуры, фундаментальной основой человеческой жизни. Обучение в творческих объединениях дополнительного образования – и есть путь к формированию не только умений и навыков, но и личности в целом. Почему необходимо, чтобы дети посещали творческие объединения:

1. Развитие творческих способностей, мышления. Овладение техниками исполнения (ручной труд, вокал, работа в компьютерных программах и т.д.)

2. Дисциплина;

3. Социализация;

4.Пропаганда ЗОЖ.


 

Уже давно не секрет, что детям с умственной отсталостью очень важно социализироваться в обществе, важно проявить себя как личность, найти свое предназначение. Установлено, что чем раньше воспитанник коррекционной школы включается в общественно значимую деятельность, тем быстрее идет формирование положительных сто­рон его личности. Согласно наблюдениям, в то время как девочки с большим удовольствием посещают объединения творческой направленности на протяжении всей школьной жизни, мальчики же это делают только до определенного возраста - до подросткового, хотя и те, и другие очень любят быть полезными, любят похвалу и реализацию своих умений и навыков в деле - это приносит им чувство удовлетворения и служит стимулом к дальнейшему пребыванию в объединении. Встает вопрос "Как и Чем их заинтересовать".

В период младшего школьного возраста, чтобы заинтересовать воспитанников объединения - мальчиков, много усилий не требуется: им нравятся различного рода танцы, песни про детство, животных и т.д. С переходом ребят в среднее звено, отношение к посещению кружка меняется: появляется стеснение друг друга и публики, все больше нарастает отрицание исполнять песни, появляется ощущение взрослости, возникают проблемы с дисциплиной, хотя репертуар подбирается с учетом возрастных особенностей. Тогда педагог должен проявить фантазию и понять: "Чего хотят подростки".

Первая методика для того, чтобы заинтересовать ребят, называется "Давай поговорим...". Воспитанники-мальчики всех возрастов любят этот прием в воспитании, ведь он проходит в неофициальной обстановке, сидя на танцевальных ковриках, в расслабленном положении, тон педагога спокойный, и с каждым заданным вопросом получается выяснить, что дети любят: слушать, смотреть, читать, возможно даже играть в компьютерные игры. Выслушав предпочтения, можно делать вывод: слушают современную "попсу" или шансон, даже с нецензурной бранью, танцы их не интересуют, читать не любят, интересен компьютер только в качестве компьютерных игр. Как следствие - выстраивается ряд задач:

1. Познакомить ребят с хорошей музыкой (смысловые по тексту, ритмически красивые, в хорошем качестве, песни у костра);

2. Познакомить с жанром "Пародия" (обязательно с предоставлением видео материала, акцент на мужчин в женских ролях, чтобы понимали, что это не плохо и не стоит этого стесняться);

3. Познакомить с термином "Анимация" (создание анимированных роликов с помощью покадровой съемки и программы по анимации).

4. Актерское мастерство.

Из опыта работы с подростками, жанр пародия является одним из актуальных. Здесь, помимо познавательной деятельности, работает актерская составляющая, чувство ритма, умение исполнить подтанцовку (если требуется), потому что этому ребята обучились ранее. В процессе подготовки номера пародии, парни сразу ощущают значимость того, что они умеют, довольно легко и непринужденно двигаясь в заданной роли. Композиции прошлых лет вызвали в них естественное негодование, но путем спокойных разговор о смысловой компоненте песни, о звучащих инструментах - все выходило на уровень "Я согласен". Дополнительный реквизит к номеру и одежда не оставили никаких сомнений в том, что им это очень нравится.

Анимация заинтересовала самых усидчивых ребят. Подготовка героев к анимированному ролика - это долгий процесс. Ребята лепили из пластилина людей, животных, предметы интерьера. К такому занятию были привлечены и девочки, что очень хорошо разряжало трудовую атмосферу. А в процессе занятий можно было послушать "правильную" музыку. Зная слова, можно было подпеть. Совмещение двух дел - благотворно влияет на умственную деятельность ребят. Анимация с помощью компьютерной программы - процесс сложный и требует хорошей памяти, чтобы запоминать алгоритмы ее создания. Но все равно среди ребят нашлись такие, кто схватывает все на лету, работа им понравилась и теперь они ждут с нетерпением каждого следующего занятия, чтобы поработать.

Актерское мастерство - данная деятельность тоже оказалась одной из интересных для мальчиков. На этапе распределения ролей, каждый из желающих готовит одно и то же стихотворение и исполняет его эмоционально как голосом так и жестами. Те, кто исполнил лучше, получают главные роли в видеороликах или сценках, остальным присваиваются второстепенные роли. И в процессе репетиций, глядя друг на друга, возникает некоторое соперничество, после которого многие с второстепенных уходят на главные роли. Таким образом идет коррекция эмоциональной сферы у ребят с умственной отсталостью.

Дополнительное образование это то, что учит детей не только овладевать теми или иными знаниями и умениями, но в первую очередь воспитывает в них личностные качества, что как воздух необходимо для выхода во взрослую жизнь. Любая новая деятельность будет интересна мальчикам-подросткам, главное - понимание и принятие их такими, какие они есть, и тогда обязательно будет успех.


Полный текст материала Статья "Влияние творческой деятельности на подростка с умственной отсталостью" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Верховова Галина Леонидовна  Verhovova
26.11.2018 0 298 36

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Смотрите похожие материалы


Принимайте участие!
Читайте новые статьи
Оставьте отзыв к материалу:
Всего: 0