коррекционное занятие Путешествие с геометрическими фигурами; 3 класс специальной (коррекционной) общеобразовательной школы


Описание учебно-методического проекта


Автор УМП

Фамилия, Имя, Отчество
автора

Шептухина Татьяна Викторовна

Регион, в котором находится

школа

Ханты-Мансийский автономный округ – Югры

Город, в котором находится школа

г. Радужный

Наименование школы

Бюджетное специальное (коррекционное) общеобразовательное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа – Югры для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья "Радужнинская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида".


Обзор УМК

Предметная область

коррекционная педагогика

Категория учащихся

3 класс

Государственные стандарты

дидактические игры

Название УМП

"Путешествие с геометрическими фигурами"

Вопросы темы учебной программы

коррекция памяти

Форма обучения

фронтальная, групповая

Форма контроля

устные и проблемные вопросы, самопроверка,

оценка выполненных работ


Аннотация УМП

Тренировка памяти с помощью специально организованных заданий


Цели и результаты обучения

Развитие познавательных процессов, зрительной, тактильной памяти.


Методическое обеспечение

Конспект урока Презентации к уроку


Программно - техническое обеспечение

Техническое обеспечение

Компьютер

Проекционная система

Программное обеспечение

Текстовый процессор MS Word

Web-браузер Internet Explorer

Программа работы с мультимедиа MS Power Point


Ресурсы

Перечень используемых Интернет – ресурсов (ссылки)

Картинки на узле www.yandex.ru.

Перечень используемой литературы

А.Ф. Ануфриева С.Н. Костромина как преодолеть трудности в обучении – М.: Издательство "Ось-89",2001. – 272с.

Система коррекционно-развивающих занятий по подготовке детей к школе.

Автор-составитель Ю.В.Останкова – Волгоград: Учитель, 2008-130с.

Анализ потенциального развития:


Мультимедийная презентация используется на всех структурных этапах урока, поддерживая основную цель урока:

Тренировать зрительную, тактильную память с помощью специально организованных заданий.

Обеспечивая при этом:

  • усиление мотивационной направленности учебного поведения;

  • мобилизацию механизма компенсации каждого ученика класса;

  • усвоение учебной информации в доступной и игровой форме;

что позволяет построить урок динамично, соблюсти последовательность этапов урока, логику изложения материала.

Предъявленный в презентации материал в наглядной форме позволяет учащимся лучше воспринимать стоящую перед ними учебную задачу и легко ориентироваться в последовательности выполнения заданий. Так же учащиеся с легкость осуществили самопроверку выполненных заданий, оценили самостоятельно свои способности к запоминанию.

Данная методическая разработка содержит коррекционно-развивающий материал, дидактические игры, развивающие у учащихся с ограниченными возможностями 1. психические процессы:

  • зрительную, механическую, тактильную память;

  • мелкую моторику пальцев и кисти рук

  • графомоторных навыков.

2. сенсорные эталоны: цвет, форма.

В процессе занятия от учащихся требовалось выполнение элементов заданий за определенный отрезок времени, что провоцирует на преднамеренную, т.е. произвольную регуляцию деятельности за счет осуществления контроля над самостоятельным выполнением заданий и самопроверки выполненных работ. По средством данного происходит формирование адекватного оценивания своих способностей и тем самым учащийся мотивируется на улучшение собственных достижений.


При построении урока используются элементы технологии:

  • музыкотерапия;

  • рефлексия;

  • интеграционные технологии;

  • игровые технологии.


Методы обучения:

  • объяснение;

  • демонстрация;

  • игра;

  • упражнения;

  • самостоятельная работа;

  • применение технических средств обучения;

  • художественное слово.


Для реализации поставленных задач на занятии использованы дидактические игры: "Какая фигура была первая ", "Цветные ряды", "Собери с закрытыми глазами", мультимедийная гимнастика для глаз: "Танец круга".

Использование ИКТ на коррекционно – развивающем занятии позволяет обеспечить:

  • доступность и наглядность демонстрируемого материала для учащихся;

  • повышает продуктивность развития познавательных возможностей учащихся;

  • снижает нагрузку педагога в разъяснениях для учащихся с ограниченными возможностями и позволяет применять групповую форму работы.

Использование музыки создает благоприятную обстановку и улучшает настроение.

Данный урок успешно апробирован и включен в тематическое планирование для учащихся 3 класса специальной (коррекционной) общеобразовательной школы с ограниченными возможностями здоровья в раздел "Развитие памяти".































КОНСПЕКТ




Цель занятия:

развитие познавательных процессов, зрительной, тактильной памяти.

образовательные задачи:

  • тренировать зрительную, тактильную память с помощью специально организованных заданий;

  • учить применять на практике ранее полученные знания о цвете, геометрических формах;

  • формировать положительную мотивацию на выполнение поставленных задач путем создания ситуации успеха;

коррекционно-развивающие задачи:

  • коррекция и развитие памяти;

  • коррекция графомоторных навыков;

  • развитие произвольной регуляции деятельности, самоконтроля;

воспитательная задача:

  • создание интереса к саморазвитию через игровые приемы.

Тип урока: коррекционный (комбинированный)

продолжительность урока: 40 минут

оборудование: компьютер, цветные карандаши, трафареты на каждого ученика с шестью кругами по 6серий, геометрические фигуры – круг, квадрат, треугольник в частях на каждого учащегося класса.

Методическое обеспечение урока:

  • задания на развитие зрительной и тактильной памяти;

  • конспект занятия-игры "Путешествие с геометрическими фигурами"






Организационный этап.

Цель: подготовка учащихся к работе на уроке.

Приветствие: прежде, чем мы начнем занятие, давайте поприветствуем друг друга. Возьмитесь за руки и передайте своё тепло соседям. Тихонько пожмите ручки стоящим рядом с вами одноклассникам

Посадка на рабочие места: сядьте правильно, чтобы между вами и партой было расстояние равное вашему сжатому кулачку. Проверка готовности к уроку: нам сегодня на уроке необходимы цветные карандаши и ваше внимание.


Проверка домашнего задания.

Цель: установить правильность и осознанность выполнения домашнего задания, определить типичные недостатки.

Вам, было, необходимо самостоятельно по образцу сделать трафареты с шестью кругами, в шесть рядов. Давайте проверим, как у вас это получилось. Учащиеся предъявляют выполненные трафареты, необходимо определить и исправить имеющиеся недостатки.

- Молодцы, вы хорошо постарались и все выполнили задание верно, положите трафареты на край стола, они нам понадобятся в процессе работы.


Введение в тему занятия.


Цель: организовать познавательную деятельность учащихся, сообщение темы, цели и задач данного урока; привлечь внимание и вызвать интерес к изучаемому материалу.


Сегодня мы с вами будем путешевствоавть с геометрическими фигурами и по этому наше занятие имеет название – "Путешествие с геометрическими фигурами". слайд №1

Мы будем выполнять различные упражнения, которые помогут нам улучшить память. Вместе с кругом выполним гимнастику для глаз. Будем запоминать в какой цветовой последовательности расположены круги в ряду. В конце занятия мы с вами сможем поиграть в игру "Собери с закрытыми глазами"

В процессе занятия необходимо применить те знания, которые вы уже накопили: это знания о цвете, геометрических формах, умение правильно работать с трафаретом – не выходить за линии. Вам необходимо будет четко и точно выполнять задания за определенное время; Свои работы вы будете анализировать самостоятельно и сравнивать с образцом.

Для начала, представьте предмет – карандаш. Все помнят, что это за предмет? Опишите мне его, как он выглядит (дети описывают предложенный для представления предмет, если у детей не получается начать, то придется помочь). А как вы смогли это сделать? Можно для активизации детских ответов задавать наводящие вопросы: вы раньше много раз видели карандаш? вам много раз говорили на карандаш, что именно он карандаш? И вы запомнили?

Вот и сегодня мы будем запоминать и зарисовывать то, что запомнили. Садитесь поудобнее, отправляемся в путешествие.

Работа по теме.

Цель: дать учащимся конкретное представление о способах и методах развития памяти.

Создание ситуации успеха, через оказание посильной помощи в припоминании элементов в заданиях.


1 упражнение "Какая фигура была первая " Слайд "2

цель: развитие зрительной памяти.

Инструкция: на экране монитора будут появляться геометрические фигуры – круг, прямоугольник, квадрат, треугольник, овал. Вам необходимо запомнить все геометрические фигуры, в какой последовательности они появлялись и какого цвета данные фигуры.

Ход упражнения: на экране в определенной последовательности появляются геометрические фигуры - круг, прямоугольник, квадрат, треугольник, овал. Затем они исчезают. Учащимся необходимо выполнить предложенное задание. Перечислите какие геометрические фигуры и каким цветом вы увидели? В заключение задается вопрос: "Какая фигура была первой и какого цвета?" Ответы учащихся подкрепляются проверкой - на экране монитора высвечиваются все фигуры. И дети определяют, что первая фигура была круг.



П ослушайте стихотворение : ОКРУЖНОСТЬ и КРУГ
Мы живём с братишкой дружно,
Нам так весело вдвоём,
Мы на лист поставим кружку,
Обведём карандашом.
Получилось то, что нужно -
Называется ОКРУЖНОСТЬ.
Мой брат по рисованию
Себя считает матером,
Всё, что внутри окружности,
Закрасил он фломастером.
Вот вам красный круг, кружок,
По краю синий ободок.
КРУГ - тарелка, колесо,
ОКРУЖНОСТЬ - обруч, поясок.
ОКРУЖНОСТЬ - очертанье КРУГА.
Я смотрю на наш листок,
Стал искать у круга угол,
Но найти его не смог.
Брат смеётся - вот дела!
Да у круга нет угла,
У тарелки и монеты
Не найдёшь углов, их нету.



2 упражнение "Танец круга" мультимедийная гимнастика для глаз. слайд №3


3 упражнение "Цветные ряды"

цель: развитие зрительной памяти.

  • развитие умения сравнивать с образцом;

  • развитие произвольной регуляции деятельности и планирования деятельности;

  • развитие мелкой моторики пальцев рук

Инструкция: У вас на столах лежат карточки с кругами. Круги расположены по рядам, в каждом ряду по 6 кругов, всего 6 рядов. Я буду показывать вам ряд кругов в определенной цветовой последовательности, вам необходимо в течении 20 секунд запомнить как расположены круги в какой цветовой последовательности, затем разукрасить круги именно так, как было показано на образце.

Сейчас мы попробуем, что у нас получиться.

Учащиеся совместно с педагогом выполняют пробное задание - слайд №4






слайд №5


1.



2.


3.


4 .



5.


6 .




слайд №6 давайте проверим правильно ли вы зарисовали, то что запомнили. Каждый ряд по очереди проверяется самостоятельно участниками занятия. Самоанализ: напротив правильно выполненного ряда ставиться "+". В конце проверки подсчитываются плюсы, учащиеся сообщают о количестве плюсов. При этом необходим контроль за самоанализом учащихся, так как не все учащиеся правильно сличают с образцом. Работы выставляются на планшете рядом с образцом.


3 упражнение. "Собери с закрытыми глазами"

цель: развитие осязательной памяти и мышления.

Детям предлагается круг, разделенный на части. Предлагается его собрать, по окончании времени, отведенного на выполнение задания, всем детям независимо от выполнения показывается схема – образец. Слайд № 7

Теперь нужно разделить и перемешать собранные детали круга и собрать его с закрытыми глазами. Тоже самое нужно выполнить с другими геометрическими фигурами. После выполнения всех заданий у детей можно спросить: "Какую фигуру вам было легче и быстрее собирать?".


О бразцы деления на части:
















Подведение итогов:

Цель: сделать вывод и подвести итоги, как работал класс на уроке, отметить работу учащихся, выяснить какие задания были наиболее сложными, что нового получили учащиеся на уроке.


Сегодня на уроке мы с вами выполнили все то, что запланировали. Что мы с вами выполняли? Учащиеся перечисляют выполненные задания. Какие задания у вас наиболее успешно выполнены? (Самоанализ). Помочь отметить успешно выполненные задания каждого учащегося класса. Нацелить на дальнейшее улучшение результатов памяти, при использовании подобного рода заданий. Оценка работы учащихся.

Разработка и запись домашнего задания: выбрать геометрическую фигуру, разделить ее на части и создать ее в частях по памяти. Рабочий материал предоставить на следующий урок.

. Слайд №8 - Урок закончен, всем спасибо


Литература:


1. А.Ф. Ануфриева С.Н. Костромина как преодолеть трудности в обучении – М.: Издательство "Ось-89",2001. – 272с.

2. Система коррекционно-развивающих занятий по подготовке детей к школе.

Автор-составитель Ю.В.Останкова – Волгоград: Учитель, 2008-130с.




приложение: трафареты





1.



2.



3.




4.



5.



6.

Слайд 1
Слайд 2
Слайд 3
Слайд 4
Слайд 5
Слайд 6
Слайд 7
Слайд 8
А.Ф. Ануфриева С.Н. Костромина как преодолеть трудности в обучении М.: Издательство "Ось-89",2001. – 272с. Система коррекционно-развивающих занятий по подготовке детей к школе. Автор-составитель Ю.В.Останкова – Волгоград: Учитель, 2008-130с.
Слайд 9

Полный текст материала коррекционное занятие Путешествие с геометрическими фигурами; 3 класс специальной (коррекционной) общеобразовательной школы смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Шептухина Татьяна Викторовна  ТаВи
21.02.2011 18 16234 3410

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК