Программа "Петербурговедение"


Актуальность программы состоит в том, что история Санкт-Петербурга богата и многогранна, имеет свой особенный стиль культуры, духовности, отличающийся от  культуры других городов России и Европы. Успешное ознакомление детей детского центра с Петербургом во многом зависит от понимания ими его роли истории русской культуры, которая станет основой духовного развития личности воспитанников.

Петербург, как носитель культуры, обладает определенными психологическими и эстетическими качествами, которые отражаются в архитектуре, произведениях искусства и культурном уровне горожан, которые требуют целенаправленного постепенного изучения и возможности интериоризации полученных знаний воспитанниками.

Город является особой формой социальной жизни, которая требует определенного уровня адаптации, социализации и навыков поведения различных возрастных групп. Одна из глобальных проблем современных жителей города - отсутствие интереса и стремления к познанию исторического прошлого и настоящего Петербурга, а также явное снижение уровня эстетического восприятия окружающей красоты.

Следствием вышесказанного является актуальность и необходимость приобщения юных петербуржцев к постижению своеобразия и уникальности Петербурга и одним из красивейших и величественнейших городов мира, и носителем особого типа культуры на протяжении последних трех столетий.

Представленная образовательная программа предназначена для работы с детьми школьного возраста с проблемами в интеллектуальном и психическом развитии и направлена на развитие культурологических основ юных петербуржцев с проблемами в интеллектуальном и психическом развитии. Система ознакомления детей с историей и культурой города создает основы для развития адаптационных основ детей и подростков в окружающем мире мегаполиса. Владение основами безопасного поведения в мегаполисе облегчит «выход в большой мир», будет способствовать развитию и совершенствованию навыков самостоятельной жизни.

Программа составлена с учетом возрастных и психологических особенностей развития воспитанников, их уровня знаний, умений и навыков. Материал расположен по принципу усложнения и увеличения объема информации.

Цель программы:

  •  способствовать эмоционально-ценностному восприятию ребенком города как «своего мира», представляющего значимость для него при условии взаимодействия с объектами городской среды и людьми;
  •  развивать, формировать и совершенствовать этико-культурологическую, эстетико-эмоциональную сферу и интеллектуальных возможностей и способностей детей школьного возраста через ознакомление с историческим прошлым и настоящим Санкт-Петербурга;
  •  воспитывать социальные навыки жизни в мегаполисе, способствуя успешной социальной адаптации в дальнейшей жизни.

Задачи программы

  1. Пробудить у детей познавательный интерес к изучению своего города, представив  каждому ребенку возможность открыть «новое» в знакомом городском окружении.
  2. Сформировать представления о ценности объектов городской среды для воспитанников и других людей.

3.      Обогатить имеющийся опыт ребенка знаниями:
- об уникальности и неповторимости природного и культурного наследия города (на примере важнейших памятников природы, достопримечательностей Петербурга, места проживания детей);

- о неповторимости ансамблей исторического центра города.

  1. Способствовать формированию коммуникативных компетенций детей с проблемами в развитии, воспитывать развитие личностного потенциала и адаптационных основ поведения жизни в мегаполисе.

Основные принципы построения программы

Большая часть материала носит практико-ориентированный деятельностный характер в изучении. Программа составлена учетом функционирования детского центра и представляет три модуля в изучении (каждый модуль изучается на протяжении 3 лет) и является основой для целостного осознания воспитанниками учреждения своего места и роли в дальнейшем его развитии. В программе уделяется внимание созданию социального проекта, который активизирует личностный потенциал и творческую направленность воспитательного процесса в детском центре. Активность воспитанников в овладении образовательной программой поможет воспитанникам совершенствовать способы саморегуляции во взаимодействиях, искусством вхождения в контакты, дальнейшей успешной социализацией, различными тактиками общения со сверстниками.

Категория обучаемых:

Воспитанники детского центра (1 модуль 102 часа для детей 7-8 лет, 8-9 лет; 10-11 лет, по 36 часов для каждого года)

Практическая значимость программы состоит:

  • в формировании социально-личностных и общекулътурных компетенций детей с особенностями развития;
  • в формировании личностных качеств воспитанников, расширяющих социальный и культурный контекст в образовании, через реализацию коммуникативной компетентности воспитанника;
  • в оценке возможностей эффективного влияния городской среды на развитие каждого воспитанника с точки зрения ее социального механизма;
  • в самостоятельных исследовательских действиях, в эффективных формах взаимодействия с городской средой, осознании влияния человеческого потенциала в процессе его развития;
  •  в способах конструирования продуктивного общения в воспитательной среде;
  •  в применении передовых инновационных технологий в воспитании

Образовательные ценности программы

Программа носит междисциплинарный характер и позволяет обучать и развивать воспитанников с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.

Ожидаемые результаты.

По результатам изучения программы воспитанники детского центра приобретут познавательный интерес, который выразится в проявлении желания выполнять творческие задания, умении и навыкам в решении практических задач: умении отвечать на поставленные вопросы, ориентировке в городе по упрощенной схеме; ориентировке в районе их проживания; станут более информированными в узнавании по изображению достопримечательностей города, умении слушать рассказы воспитателей и, фиксируя услышанное, в рисунке или словесно, приобретут навыки толерантного поведения со сверстниками в совместных экскурсиях, выполнении социальных проектов.

Освоение воспитанниками программы обеспечит:

  • коррекцию коммуникативных компетенций - умение комментировать текст, выделять опорные слова в тексте, умение составлять простой план, умение устно описывать объект, используя памятку;
  • способность извлекать необходимую информацию из рассказа воспитателя, прочитанного самостоятельно текста, рассказа экскурсовода и др.
  • способность эмоционального деятельностного отклика на познавательное задание

Методическая разработка включает в себя следующие разделы:

Описание используемых технологий
В качестве ведущих технологий, обеспечивающих реализацию ОП, используются:

  • технологии, основанные на индивидуально - дифференцированном подходе к обучению (личностно-ориентированное обучение);
  • игровые технологии;
  • проблемно-поисковые технологии;
  • технология активных форм и методов обучения (деловые игры, круглые столы, мозговой штурм, анализ конкретной ситуации, практикумы, экскурсии);
  • технология учебного проектирования (метод проектов);
  • компьютерные технологии

Воспитательно-образовательные эффекты программы:

  • формирование знаний о городе, истории Санкт-Петербурга, достопримечательностях Санкт-Петербурга;
  • развитие познавательного интереса к истории города, воспитания чувства гордости, бережного отношения к культурному наследию города;
  • развитие художественного восприятия исторических памятников и произведений искусства;
  • формирование знаний о правилах поведения на улице, в транспорте;
  • знакомство с дорожными знаками, разметкой и сигналами светофора и регулировщика;
  • развитие навыков  безопасного поведения на улице во время пешеходных прогулок и поездок в транспорте

Формы и методы работы:

  • беседы и экскурсии
  • занятия;
  • конкурсы и викторины;
  • развивающие игры;
  • микроисследования;
  • социальные проекты;
  • творческие выставки (рисунки, аппликация, поделки, предметы творчества воспитанников);
  • Театрализация

Применяемые методы диагностики:

  •  Педагогическое наблюдение;
  • Собеседование;
  • Анкетирование
  • Тестирование
  • Решение элементарных  творческих задач

Показатели эффективности программы

  • формирование основ коммуникативного поведения со взрослыми и сверстниками на занятиях и в повседневной жизни в условиях мегаполиса;
  •  повышение уровня самостоятельности и социальной адаптации;
  •  увеличение у детей объема знаний по истории города;
  • формирование новых представлений и понятий о Санкт-Петербурге;
  •  расширение активного и пассивного словарного запаса, кругозора;
  •  формирование навыков ориентации в окружающем пространстве

Требования к результатам изучения программы
Виды универсальных учебных действий, используемые в программе:

  • личностные - нравственно-этическая ориентация;
  • регулятивные - целеполагание, планирование, коррекция, оценка, саморегуляция
  • познавательные - общеучебные, логические учебные действия (работа с информацией);
  • коммуникативные - планирование сотрудничества, умение полно и точно выражать свои мысли

В результате данного курса воспитанник детского дома обретет следующие компетенции
Личностные:

  •  любознательность;
  • расширение интересов, активность в познании мира;
  •  индивидуально-ответственное поведение;
  • способность к организации собственной деятельности;
  •  бережливость
    Социальные:
  • освоение ребенком интеграции в сообщество сверстников;
  • расширение опыта отношений ребенка с миром,
  • специально организованное обучение, способствующее         принятию ценности истории и культуры  города

Коммуникативные:

  • доброжелательность, умение слушать и слышать партнера, воспитателя;
  • уважение к своему и чужому мнению;
  •  готовность самостоятельно выражать мысли и делиться с ними со сверстниками в процессе взаимодействия

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

«Петербурговедение»
3 года
Родной город

Цель: способствовать эмоционально-ценностному восприятию ребенком города как «своего мира», представляющего значимость для него при условии взаимодействия с объектами городской среды и людьми;

  • Категория обучаемых: 7-8 лет, 8-9 лет,9-10 лет
  • Срок обучения: 108 часов,1 час в неделю
  • Режим занятий: 1 час  в неделю в течение 3 лет

Полный текст материала Программа "Петербурговедение" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Сахарова Лидия Ивановна  SAHAR195904
воспитатель, «Центр для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, №11 Фрунзенского района
06.07.2015 0 1733 254
Комментировать

Смотрите похожие материалы

Читайте новые статьи
Оставить отзыв к материалу:
avatar
Всего: 0