Доклад "Перспективы и проблемы использования ИКТ на занятиях социально-экономического цикла"


ПЕРСПЕКТИВЫ И ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ЗАНЯТИЯХ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОГО ЦИКЛА

Преподаватель социально-экономических дисциплин

ГБОУ СПО «ВПТ», г. Волжский

Мельникова Наталья Георгиевна


Часто нам приходится слышать: современная система образования отстала, преподаватель, хуже ученика владеющий компьютером, не может вызывать уважения. Много мы говорим и о необходимости формирования такой общей компетенции выпускника, как умение использовать ИКТ в профессиональной деятельности. А мы сами обладаем такой компетентностью?

Из всего многообразия средств ИКТ в нашей повседневной практике наиболее широко используется компьютерная презентация. Какие возможности мы получаем?

На большом экране можно соединять вместе карты и схемы, диаграммы и фотографии, фильмы и аудиозаписи - все это при необходимости снабдить подписями и комментариями, выделить шрифтом, цветом и светом информацию. А компьютерная «мышь» может использоваться как указка, обращающая внимание студентов на наиболее важные вопросы.

С другой стороны возникает ряд проблем.

  1. Материальное обеспечение занятия. Каждое ли учебное заведение может себе позволить оснастить комплектами «компьютер – экран – проектор» большинство аудиторий: одного – двух явно недостаточно.

  2. Подготовленность преподавателя к использованию оборудования. Мы – гуманитарии и не всегда уверенно чувствуем себя, оставшись один на один с техникой, особенно незнакомой. Иногда на разных компьютерах установлено разное программное обеспечение, и материал, который замечательно использовался вчера, сегодня, после замены компьютера, вдруг «не запускается».

  3. Затраты времени на подготовку занятия. Качественная подготовка требует не одного часа, а в сутках их только 24.

  4. Возможность использования «чужих» презентаций. Часто материалы, найденные в Интернете, грешат фактическими ошибками. Содержание материала не всегда соответствует нашим программам. В большинстве презентаций не учитываются психологические особенности восприятия. Доработка зачастую занимает не меньше времени, чем создание презентации заново.

  5. Управление презентацией разрушает контакт преподавателя с аудиторией, «смазывает» эмоциональное впечатление.

Сегодня появились электронные учебники. Я применяю их в своей работе. Они представляют большой интерес, помогают решить многие проблемы:

  1. Содержат огромный объем материала (текст, иллюстрации, схемы, карты, анимация).

  2. Электронный учебник - новое средство обучения, уже поэтому вызывает интерес студентов;

  3. Материал становится доступным для учащихся.

Но при использовании проявляются и недостатки:

  1. Программное обеспечение и технические характеристики конкретного компьютера иногда не позволяют использовать все возможности учебника.

  2. Существуют определенные психологические особенности восприятия материала на бумаге и на экране. Многие легче запоминают текст на бумаге. Часто сложно ориентироваться в большом объеме текста на экране.

  3. Возможность предварительного ознакомления с материалом. При покупке привычного бумажного учебника я могу познакомиться с содержанием, стилистикой изложения материала. С электронным учебником это невозможно – приходится покупать «кота в мешке».

  4. Стоимость электронного учебника значительно превышает цену бумажных аналогов, установка одного учебника на нескольких компьютерах не всегда технически возможна.

Мы широко используем видеоматериалы в преподавании истории и других социально-экономических, гуманитарных дисциплин. Это средство обучения трудно переоценить. Появляется возможность увидеть исторические события, лица людей другого времени, окунуться в эпоху. «Плюсы» неоспоримы:

  1. Яркость, образность, наглядность информации.

  2. Интерес студентов.

  3. Смена деятельности позволяет активизировать внимание, повысить уровень усвоения учебного материала.

  4. Учитываются психологические особенности нашей, преимущественно мужской, аудитории.

Но и у этого средства есть недостатки:

  1. Снижается критичность восприятия материала (человек на экране подсознательно воспринимается как заведомо авторитетный источник).

  2. Продолжительность сюжетов не соответствует психологическим особенностям восприятия, так как часто превышает 15 – 20 минут.

  3. Студентов надо научить работать с видеоматериалом, как источником знаний. Это требует времени, которого нам хронически не хватает.

Появление Интернета значительно расширило наши возможности. У каждого появился шанс посетить библиотеку с великолепным читальным залом, не выходя из дома. Студенты проводят в Интернете многие часы. Но умеют ли они работать с Интернет-источниками?

  1. «В Интернете есть все!» - сказал мне один очень хороший студент,, но через некоторое время поисков с тоской добавил: «Надо только найти…» (поиск необходимой информации часто занимает больше времени, чем работа в библиотеке с традиционными книгами и каталогами);

  2. Достоверность информации размещенной в Интернете не всегда правильно оценивается студентами. Иногда для них становится открытием, что не всей информации можно доверять;

  3. «Вы меня еще учить будете с Интернета рефераты скачивать?!» услышала я от одного из своих студентов, после того как раскритиковала его реферат на 60 листах, распечатанный с единственного сайта после банального копирования. К сожалению, некоторые студенты не умеют сводить несколько источников в одно целое, не могут (или не хотят?) редактировать и компилировать информацию, не в состоянии правильно оценить ее актуальность.

Безусловно, за Интернетом, ИКТ будущее. Нам необходимо осваивать новые технологии, применять их на своих занятиях. Это позволит сделать урок более ярким, насыщенным, запоминающимся. Но нельзя абсолютизировать эту технологию. Компьютер может «говорить» за нас, но нужно ли это? Можно ли закрыть Интернет, как книгу, вдохнуть запах хорошей бумаги, и задуматься над тем, что там написано? Заменить человеческое общение компьютерными технологиями пока что невозможно. Заменить интересного педагога машиной нельзя в принципе. И это внушает нам уверенность в завтрашнем дне. Особенно если мы в совершенстве овладеем такой компетенцией, как использование ИКТ в профессиональной деятельности.

3


Слайд 1
ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИКТ Мельникова Наталья Георгиевна Преподаватель социальноэкономических дисциплин ГБОУ СПО «ВПТ», г. Волжский
Слайд 2
Слайд 3
ОК 5. Использовать информационнокоммуникационные технологии в профессиональной деятельности
Слайд 4
Слайд 5
КОМПЬЮТЕРНАЯ ПРЕЗЕНТАЦИЯ
Слайд 6
ДРЕВНЕРУССКОЕ ИСКУССТВО
Слайд 7
КРЕСТОВОКУПОЛЬНЫЙ ХРАМ
Слайд 8
Слайд 9
ПЕРЕЧИСЛИТЬ ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ ДРЕВНЕРУССКОЙ АРХИТЕКТУРЫ
Слайд 10
ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ ДРЕВНЕРУССКОЙ АРХИТЕКТУРЫ • Многоярусность строений • Увенчивание строений башенками и теремами • Наличие многочисленных пристроек: клетей, переходов, сеней • Главное украшение – резьба по дереву • Каменное строительство продолжало традиции деревянного • Отход от крестово-купольного канона строительства храмов
Слайд 11
Слайд 12
Фрагмент фильма Аркадия Мамонтова «Казаки» казаки презентация.mpg
Слайд 13
Слайд 14
Слайд 15
КОМПЬЮТЕРНАЯ ПРЕЗЕНТАЦИЯ: ПРОБЛЕМЫ Материальное обеспечение занятия
Слайд 16
КОМПЬЮТЕРНАЯ ПРЕЗЕНТАЦИЯ: ПРОБЛЕМЫ Подготовленность преподавателя к использованию оборудования
Слайд 17
КОМПЬЮТЕРНАЯ ПРЕЗЕНТАЦИЯ: ПРОБЛЕМЫ • Затраты времени на подготовку занятия • Возможность использования чужих презентаций
Слайд 18
КОМПЬЮТЕРНАЯ ПРЕЗЕНТАЦИЯ: ПРОБЛЕМЫ Контакт преподавателя с аудиторией
Слайд 19
ЭЛЕКТРОННЫЕ УЧЕБНИКИ
Слайд 20
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ УЧЕБНИКОВ: ПРЕИМУЩЕСТВА • Огромный объем материала (текст, иллюстрации, схемы, карты, анимация) • Новизна электронного учебника, как средства обучения • Материал становится доступным для всех учащихся
Слайд 21
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ УЧЕБНИКОВ: НЕДОСТАТКИ • Программное обеспечение и технические характеристики компьютеров • Психологические особенности восприятия материала • Возможность предварительного ознакомления с содержанием учебника • Стоимость учебника, использование одного учебника на разных компьютерах
Слайд 22
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВИДЕОМАТЕРИАЛОВ
Слайд 23
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВИДЕОМАТЕРИАЛОВ: ПРЕИМУЩЕСТВА • Яркость, образность, наглядность • Интерес студентов • Смена деятельности • Учет психологических особенностей аудитории
Слайд 24
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВИДЕОМАТЕРИАЛОВ: НЕДОСТАТКИ • Снижена критичность восприятия материала • Продолжительность сюжетов не соответствует психологическим особенностям восприятия • Умение студентов работать с видеоматериалом, как источником знаний
Слайд 25
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ
Слайд 26
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРНЕТ - РЕСУРСОВ «В Интернете есть все! Надо только найти…»
Слайд 27
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРНЕТ - РЕСУРСОВ Достоверность информации
Слайд 28
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРНЕТ - РЕСУРСОВ «Вы меня еще учить будете с Интернета рефераты скачивать?!»
Слайд 29
ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИКТ
Слайд 30
ИСТОЧНИКИ • • • • • • • http://portalik.flyfm.net/index.php?newsid http://caricatura.ru/subj/human/parad/url http://dog-talks.ru/viewtopic.php?p http://vmurmanske.ru http://school12nk.ucoz.ru/index http://www.oreninform.ru http://www.obs.omsk.ru

Полный текст материала Доклад "Перспективы и проблемы использования ИКТ на занятиях социально-экономического цикла" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Мельникова Наталья Георгиевна  nata174
23.07.2012 0 2916 398

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК