Проблемы организации профессионального образования подростков с девиантным поведением


Петрова Ольга Николаевна,

старший воспитатель,

ГКСУВУПКЗТ «Очерская специальная

общеобразовательная школа закрытого типа»


Проблемы организации профессионального образования подростков с девиантным поведением


Наша школа закрытого типа для подростков (мальчиков) с девиантным поведением находится на территории Пермского края. Социальное развитие и воспитание рассматриваются нами как система помощи подростку для включения в жизнь.

Социализация подростка в современном мире – это, прежде всего, его профессиональное самоопределение. Это очень важное событие на жизненном пути человека. Оно связано не только с прошлым опытом личности, но и простирается в будущее, участвуя в формировании образа «Я», предопределяя, в конечном счете, многие стороны жизни будущего гражданина общества. Профессиональное самоопределение – это процесс принятия личностью решения о выборе будущей трудовой деятельности. Подростковый возраст (10-15 лет) считается самым проблемным периодом в процессе формирования и развития личности. Подросток всем своим поведением пытается доказать, что он уже не ребенок. Часто излишнее желание стать взрослым ведет к проявлению у подростков асоциального поведения из-за обостре­ния внутренних противоречий.

У девиантных подростков не выработана привычка к труду, ни в рам­ках производственного обучения, и тем − более в профессиональном образо­вании. Оказавшись в спецшколе для детей с де­виантным поведением, подростки сталкиваются с противоречием: в учебной деятель­ности, в рамках производственного обучения, им приходится заниматься до­вольно однообразными работами. У подростков нет заинтересованности в трудовой деятельности. Неблагоприятные условия проживания препятствуют воспитанию подростка и являются причиной неправильного формирования мотивации.

Выбор профессии у подростков превращается в случайное действие, немотивированный, а вынужденный поступок, так как их ничего не интересует, либо интересует то, чем они не могут овладеть: «Хочу иметь высокооплачиваемую работу, много свободного времени», — и все это без какой-либо готовности к труду и трудовой морали. Трудовая деятельность в семьях многих подростков не производит ни ма­териального, ни какого другого удовлетворения.

Поэтому в закрытых специ­альных учреждениях проблема заключается в замене процесса перевоспитания подростков в производственном обучении на профессиональное образование, нужна профессионализация.

Что же нужно сделать для того, чтобы перевести производственное обу­чение в профессиональное? Для этого:

1. Выявляем и целенаправленно формируем профессио­нальные планы на будущее. 2. Демонстрируем перспективы устойчивого профессиональ­ного роста и удовлетворения как материальных так и духовных потребностей.

3. Проводим коррекцию их ранее сформировавшихся жизненных планов по отношению к профессиональному самосовершенствованию.

4. Проводим учет профессиональных возможностей (занимаются мастера профессионального обучения).

5. Усиливаем творческий компонент профессионального образования, творческую составляющую обучения. Смысл творческого начала – разрушение монотонности трудового обу­чения.

6. Используем индивидуальные формы.

7. Для мотивации профессионального образования создаем си­туации успеха в обучении.

В условиях специальной школы решаются следующие задачи профессионального образования учащихся:

–знакомим с профессией до и в ходе их освоения;

– формируем положительную мотивацию по отношению к трудовой деятельности и выбору профессии;

– формируем чувство моральной ответственности за свое будущее (что выражается в выборе жизни на свободе, но без профессии).













Список используемой литературы


1. Кудрявцев В.Н. Социальные отклонения. Москва: Наука, 1998.

2. Кон И. С. Психология ранней юности. Москва: Академия, 1989.

3. Пастушкова Е. Н. Основные функции социального педагога в профориентационной работе. Информационный бюллетень. Москва: Наука, 2010.

4. Шмидт В.Р. Профориентация в условиях несвободы. Москва: Академия, 2007.





Полный текст материала Проблемы организации профессионального образования подростков с девиантным поведением смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Петрова Ольга Николаевна  ол0658
19.05.2013 0 2427 396

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК