Разработка плана подготовки, руководства и оценки учебного проекта


Данный материал предназначен для учителей информатики и других педагогических работников, интересующихся и активно занимающихся проектной деятельностью. В нем разработан подробный план подготовки учащихся, руководства учителем и совместной работы над учебным проектом учителя и обучающихся. В данном случае тема проекта связана с математикой: «Исследование математических функций с помощью различных компьютерных программ» и больше подходит для математического и технологического профилей, но общий план имеет универсальный характер.

Кроме этого в работе приведены конкретные критерии оценки учебного проекта в форме презентации и дано приложение "Памятка жюри ученической конференции".

Ведущим принципом выбора темы проектов является принцип профильной дифференциации. При изучении  предмета «Информатика»  на базовом уровне  возможны проекты, которые реализуют межпредметные связи и обеспечивают индивидуальные образовательные траектории. При изучении информатики  на профильном уровне проекты могут поддерживать непосредственно профильный курс данного учебного предмета. В профильном курсе целесообразно ориентировать учащихся на исследовательскую деятельность в области информатики и смежных предметов, на создание материальных и информационных моделей, разработку программных продуктов, а также на участие в интегрированных проектах.

Возможен выбор проектов общей направленности, которые могут быть использованы независимо от профиля обучения. Во всех случаях должны достигаться цели проектной деятельности:

  • погружение в определённую область знания (приобщение к научно-исследовательской деятельности, проблематике различных наук, развитие познавательной активности);
  • приобретение опыта работы с информационными ресурсами, использования информационных технологий, коммуникационных технологий (использование готовых моделей, ресурсов при базовом изучении и разработка, создание собственных моделей, ресурсов, программ и т.п. при профильном изучении предмета);
  • формирование и развитие коммуникативных навыков, в том числе активного использования информационно-коммуникационных технологий в личных и образовательных целях.

Проектная деятельность в нашей гимназии реализуется с 2005 года. Так как профиль обучения старшей школы социально-экономический и социально-правовой, информатика изучается на базовом уровне (1 час в неделю). Поэтому основной задачей проектной деятельности учащихся является создание учебных презентаций с помощью программы PowerPoint с дальнейшим их использованием на уроках и\или внеурочной деятельности. При этом темы могут быть выбраны как самими учениками, так и рекомендованы учителями-предметниками.

В данном случае я рассмотрю тему проекта «Исследование математических функций с помощью различных компьтерных программ». Суть проекта заключается в изучении возможностей построения различных математических функций (линейных, квадратных, тригонометрических) в таких программах, как электронные таблицы (Excel), AVМатематика+, Mathcad, и в сравнительном анализе особенностей работы и преимуществ той или иной программы. Отчет о работе представлен в виде презентации PowerPoint с демонстрацией работы названных программ путем вызова их по гиперссылкам. Оптимальное число участников проекта – 2-3 человека. Защита выполненных проектов проходит традиционно на ежегодной общешкольной конференции проектных работ учащихся «Шаг к успеху». Жюри оценивает проектные работы по заранее разработанным критериям (Приложение 1) согласно «Памятке жюри» (Приложение 2).

Составляем план подготовки учащихся и совместной работы над проектом в виде таблицы.

План работы над учебным проектом

Этап 

Деятельность учителя

Деятельность учащегося/ группы учащихся

1. Постановка проблемы, погружение в проект

Разработка задания учебного проекта

Совместно с учителем-предметником (в нашем случае учителем математики) мотивирование учащихся на изучение дополнительного материала по темам «Изучение поведения функций по их графикам», «Построение графиков функций в компьютерных программах».

Изучение рекомендуемого учителем материала.

Определение темы проекта

Отбор возможных тем учебных проектов из изучаемой дополнительно области и предложение их учащимся

Предложение собственных тем по изучаемому материалу. Обсуждение и принятие общего решения по теме учебного проекта.

Участие в обсуж­дении тем, предложенных обучающимися.

Самостоятельно подбирают тему  учебного проекта и ее формулировку

2. Организация проектной деятельности

Формулировка проблемы/ возможных вариантов проблем

Участие в формулировании проблемы при планировании проекта, используя метод наводящих вопросов.

Проблему формулируют учащиеся, например: «Выбор способа исследования математических функций: аналитический, табличный или  графический?»

Выделение подтем в проекте и формирование творческой группы

Предварительно выделяет подтемы и пред­лагает учащимся для выбора.

Каждый выбирает себе подтему или предлагает но­вую.

Участие в обсуждении с учащимися подтем проекта, распределение амплуа в группах. Для названной темы и малой группы могут быть следующие амплуа: «математик-теоретик», «знаток программы PowerPoint», «художник-оформитель».

Активно обсуждают и пред­лагают варианты подтем. Каждый выбирает одну из них для себя (т.е. выбирает себе роль).

Планирование деятельности по реализации проекта

Обсуждение алгоритма работы и  возможных методов исследования. Направление деятельности учащихся в нужное русло подсказками, наводящими вопросами и т.д.

Консультации участников группы с другими учащимися, разбирающимися в выбранной теме.

Ознакомление с критериями оценки проекта

Знакомит учащихся с критериями оценки проекта, дает необходимые пояснения (Приложение 1).

Дают предварительную оценку выполненному проекту согласно объявленным критериям.

Выбор форм презентации проекта

Этот этап работы не является необходимым, если форма представления проекта определена заранее (в нашем случае это презентация PowerPoint).

Форма представления проекта определена заранее (презентация PowerPoint).

3. Подготовка практически значимого проекта (в данном случае практико-ориентированного)

Разработка проекта

Консультирование,            ко­ординация работы учащих­ся; обсуждение с учащимися возможных источников информации,  выдержки из Закона об авторском праве.

Осуществляют поисковую деятельность, изучают особенности работы математических программ, выполняют необходимые экспериментальные исследования по построению графиков функций разного вида.

Оформление результатов

Консультирование,           ко­ординация работы учащих­ся; стимулирование их деятельности.

Проводят научное обоснование полученных результатов. Оформляют результаты в виде письменного отчета.

4. Представление проекта

Подготовка презентации по отчету о проделанной работе.

Консультирование,           ко­ординация работы учащих­ся; стимулирование их деятельности, мотивирование учащихся систематизировать полученные данные.

Самостоятельная подготовка презентации.

Экспертиза и оппонирование полученных  результатов и выводов

Организация экспер­тизы полученных  результатов и выводов (составление экспертного заключения учителем-предметником).

Докладывают о результатах своей работы.

Презентация  и защита проекта

Ко­ординация работы учащих­ся.

Защита проекта на общешкольной конференции проектных работ учащихся «Шаг к успеху».

Рефлексия

Оценивание своей деятель­ности по руководству деятельностью обучающихся, учет результатов работы над проектом: достижение предметных, метапредметных, личностных результатов обучения учащимися в  ходе работы над проектом. Внешняя оценка работы групп.

Внутренняя оценка работы каждого участника группы. Обсуждение перспектив практического применения созданного проекта.

Выдвижение лучших проектов (победители и призеры в разных возрастных группах) на участие в муниципальной конференции

Ознакомление авторов лучших проектов с критериями оценки работ на муниципальной конференции.

Обсуждение участниками групп возможной доработки проектов.


Полный текст материала Разработка плана подготовки, руководства и оценки учебного проекта смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Грачева Ирина Львовна  irina1956
учитель информатики, МБОУ Гимназия №9 г.Химки Московской области
11.08.2015 0 879 139
Комментировать

Смотрите похожие материалы

Читайте новые статьи

Прием "Уголки" (от англ. Corners) — одна из популярных стратегий, придуманная психологами для ведения конструктивной дискуссии, спора. Для школы этот прием адаптировали ученые, предложившие методику развития критического мышления. В облегченном варианте прием можно использовать для уроков любого типа и построенных на других методах обучения. Главная цель стратегии "уголки" — научить ребенка вести конструктивный диалог, дискуссию, отстаивать сою точку зрения, приводя аргументы, помочь развитию логического и образного мышления, научить культуре общения. 

 (0)

Развитие монологической и диалогической речи — одна из важнейших задач педагога. Связная, логически выстроенная, образная и выразительная речь является и одной из основных составляющих критического мышления — мышления, развитие которого стало приоритетом в современном обучении. Более того, речь — это показатель духовной культуры личности. Потому и уделяется этому вопросу такое пристальное внимание. Предлагаем вам обзор популярных и действенных методик и приемов по развитию монологической и формированию грамотной диалогической речи. 

 (0)
Оставить отзыв к материалу:
avatar
Всего: 0