Закрепление как важнейший компонент урока


Учебно-методический материал раскрывает особенности и формы закрепления знаний учащихся по итогам урока, содержит конкретные примеры различных способов этого важного компонента образовательного процесса: закрепление пройденного материала как заключительный этап урока; закрепление, осуществляемое по ходу изучения учащимися новой темы; урок обобщения и систематизации знаний.

Работа представляет собой обобщение практического опыта учителя истории и географии. 
Может быть полезной для учителей общественно-гуманитарных дисциплин средней и основной школы.
                               
«ЗАКРЕПЛЕНИЕ КАК ВАЖНЕЙШИЙ КОМПОНЕНТ УРОКА»

Наряду с повторением (проверкой) домашнего задания, изучением нового материала, - закрепление является важной составляющей традиционного комбинированного урока.

Основная функция закрепления общеизвестна. Это выявление (ранняя диагностика) пробелов знаний учащихся по только что изученному, новому для них материалу и возможность устранения этих недостатков.
Способов применения закрепления несколько. Оно может использоваться как в качестве отдельного заключительного этапа урока, так и в процессе изучения нового материала. Задаче закрепления и, одновременно, контроля знаний учащихся может быть посвящен целый урок.
При этом возможно использование ряда методов и приемов: фронтальный и индивидуальный опрос, групповая форма работы, дидактические игры и т.д.
Рассмотрим указанные способы и приемы закрепления нового материала подробнее. 

I. Наиболее часто, можно говорить, традиционно, закрепление – это отдельный заключительный этап урока. Как правило, на этом этапе учитель фронтально опрашивает детей, задавая им разноуровневые вопросы, чаще всего воспроизводящего, либо развивающего характера.
Пример.
Что такое горы? Чем горная страна отличается от равнин? Какие животные обитают в сельве? Почему в условиях резкоконтинентального климата образуется многолетняя мерзлота? 
Безусловно, эти вопросы важны с точки зрения учебной программы, и их необходимо задавать.

Однако для развития познавательного интереса и творческой активности ребенка этого может быть недостаточно. Поэтому, следует по возможности использовать различные творческие задания.
Пример.
Твой самолет совершил вынужденную посадку в дебрях Амазонии. Тебе предстоит вывести пассажиров к людям. Но сколько опасностей предстоит преодолеть, прежде чем это удастся сделать. Вопрос: какие опасности, как их избежать? 
Ответ может быть письменным или устным.

Возможна групповая работа. В этом случае перед каждой из групп ставится цель как можно быстрее выбраться из сельвы. Для этого нужно пройти несколько шагов, а шаг – это правильный ответ на вопрос. Вот здесь и уместно задавать учащимся вопросы: воспроизводящий – 1 шаг; развивающий – 2 шага.
Например, почему климат сельвы жаркий и влажный; в бассейне какой реки расположена эта природная зона; почему животные сельвы более мелкие по сравнению с обитателями саванны и т.д.

Подобная групповая деятельность несет в себе игровой, соревновательный момент, позволяет даже слабым ученикам проявить себя, повысить самооценку, прививает детям навыки работы в коллективе и, безусловно, способствует активному закреплению учебного материала.
Для более полного усвоения содержания новой темы полезно научить детей задавать друг другу вопросы.
Каждая из групп получает задание составить по 3 вопроса репродуктивного (воспроизводящего) характера и по 2 развивающих или творческих задания, используя для этого текст.

Затем группы задают друг другу репродуктивные вопросы, которые требуют обязательного ответа.
Развивающие или творческие задания, предложенные группами, записываются на доске. Ответы на них предлагается поискать всем ученикам, их может дать и учитель.
Вопросы, оставшиеся без ответа, требующие привлечения дополнительного материала, переходят в задание на дом. 
Возможен вариант выполнения этой работы в парах.

Для оценки групповой работы учащихся можно использовать метод самооценки, когда ученики сами оценивают свой вклад в работу группы, аргументируя свое мнение.    
Для закрепления и развития навыков определения ГП объектов можно использовать работу в парах или по цепочке. 
Вопрос: назовите как можно больше признаков, характеризующих ГП объекта.
Пример. Горы Анды.
Находятся в Южной Америке
В западной части материка
Протянулись в направлении с севера на юг
К востоку от Анд расположены Амазонская и Ла-Платская низменность, Бразильское плоскогорье
Горы лежат между параллелями…и т.д.

Можно несколько изменить задание и предложить детям найти объект по признакам, характеризующим его ГП. Признаки-подсказки называются по одному по степени их значимости (значимость постепенно возрастает).
Пример. Урал
Материк Евразия
Горная страна
Средневысотные горы
Много полезных ископаемых
Протянулись с севера на юг
От Карского к Каспийскому морю
Граница Европы и Азии.

Особая роль в процессе закрепления материала принадлежит дидактическим играм (особенно в жизни младших школьников). С помощью игровой деятельности можно усваивать географические термины, изучать карту.
Кроме того, игра, в силу своей кажущейся несерьезности, способствует трансформации непроизвольного внимания и памяти ребенка в произвольное. 

Игра дает возможность отличиться ученикам, обладающим некоторой «леностью ума», желающим получить все в готовом виде. Незаметно для себя они увлекаются поиском ответов, начинают размышлять. Да и победителем часто оказывается не тот, кто больше знает, а тот, кто умеет быстрее и точнее реагировать на конкретные ситуации.
Примеры.
Перевод с тарабарского языка.
Учитель изменяет термины путем перестановки порядка букв, слогов, частей слова.
Мутиза (азимут), ледзародов (водораздел), лерьфе (рельеф), сусонм (муссон).
Из этой «тарабарщины» нужно составить нормальные слова и попытаться объяснить их значение.

Составь слово. 
Слово, написанное на листе бумаги, разрезается по буквам, которые складываются в конверт. Ученики получают задание составить географический термин из отдельных букв.
Найди слово, объединяющее другие слова.
Лава
Жерло
Вулкан
Кратер
Газ
Пепел

Найди лишнее слово.
Давление, исток, осадки, температура, влажность.
Подбери к прилагательным географические термины.
Начальный (нулевой)____________меридиан
Окраинное __________море
Грунтовые ____________воды
Срединно-океанический ___________хребет
С помощью циферблата угадай родину географических объектов.
Часовая стрелка должна указывать на материк, минутная – на объект.
 

II. В ряде случаев закрепление происходит по ходу изучения учащимися новой темы. На мой взгляд, указанный способ целесообразно применять, если содержание материала достаточно сложное и объемное, требует использования ранее приобретенных знаний. Объяснение учителя сопровождается вопросами и заданиями, которые выполняют дети.
Приведем пример.

Урок географии в 7-ом классе. Тема: «Природные зоны Южной Америки».
1.     Переход к новой теме (работают учащиеся).
АПД   Вспомнить понятие природной зоны. 
            С какими закономерностями связано размещение крупных ПК на Земле: 
             а) на равнинах; 
             б) в горах?
             Какие природные зоны имеются на других материках (Африка,
             Австралия)?
             Каким образом на характер природы влияет климат?
             Перечислить климатические пояса Земли. 
             По карте атласа определить климатические пояса, пересекающие 
             Южную Америку.                                                                                                  

2.    Новая тема (учитель и ученики).
Изучение нового материала осуществляется в процессе составления и заполнения таблицы «Природные зоны Южной Америки». 
При этом учитель лишь направляет работу,  а основной ее объем выполняют сами учащиеся.
При оформлении таблицы следует придерживаться следующих этапов:

  1. Ученики на свое усмотрение выбирают один из климатических поясов материка.
  2. Методом «наложения карт», используя физическую и климатическую карты Южной Америки, определяют крупные географические объекты, расположенные в границах данного пояса.
  3. Выдвигают собственную гипотезу о характере природной зоны, находящейся в этом районе, при этом учитель подтверждает либо опровергает предложенную версию.
  4. Учащиеся, получившие опережающее задание, зачитывают сообщения, содержащие сведения о данном ПК.
  5. На основании материала доклада и текста учебника заполняются разделы таблицы, посвященные животному и растительному миру Южной Америки.

Подобный способ закрепления связан с высокой степенью активности учащихся на уроке и, как следствие, ведет к более полному усвоению детьми новой информации, чем в случае простого объяснения учителя.
Объединяя два этапа урока в один, учитель экономит время. 

III. Наконец, задаче закрепления материала можно посвятить отдельный урок, 
который позволит как выявить неполноту знаний учащихся, так и устранить недоработки. Чаще такое занятие называют уроком повторения или обобщения пройденного.

Вначале урока проводится короткая письменная работа, не требующая для выполнения и проверки много времени. Это может быть тестирование, географический диктант, мини контрольная. Затем учитель дает верные ответы на предложенные задания, дети самостоятельно проверяют, подсчитываются наиболее частые ошибки.
За этим следует устная работа над ошибками с использованием различных методов и приемов, указанных выше.

Наконец, последнее. В двух первых случаях (закрепление как особый этап урока и закрепление в процессе изучения нового материала) выставляются только высокие оценки за работу на уроке отдельным ученикам.
Урок – закрепление предполагает оценивание большинства детей.


Полный текст материала Закрепление как важнейший компонент урока смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Шавырин Дмитрий Александрович  Публикатор
учитель истории и обществознания, МБОУ "Паньковская основная общеобразовательная школа" Орловского района Орловской области
06.11.2016 0 239 24
Комментировать

Смотрите похожие материалы

Читайте новые статьи

Прием "Уголки" (от англ. Corners) — одна из популярных стратегий, придуманная психологами для ведения конструктивной дискуссии, спора. Для школы этот прием адаптировали ученые, предложившие методику развития критического мышления. В облегченном варианте прием можно использовать для уроков любого типа и построенных на других методах обучения. Главная цель стратегии "уголки" — научить ребенка вести конструктивный диалог, дискуссию, отстаивать сою точку зрения, приводя аргументы, помочь развитию логического и образного мышления, научить культуре общения. 

 (0)

Развитие монологической и диалогической речи — одна из важнейших задач педагога. Связная, логически выстроенная, образная и выразительная речь является и одной из основных составляющих критического мышления — мышления, развитие которого стало приоритетом в современном обучении. Более того, речь — это показатель духовной культуры личности. Потому и уделяется этому вопросу такое пристальное внимание. Предлагаем вам обзор популярных и действенных методик и приемов по развитию монологической и формированию грамотной диалогической речи. 

 (0)
Оставить отзыв к материалу:
avatar
Всего: 0