Статья "Изучение уровня развития исследовательских способностей детей младшего подросткового возраста"


Происходящие в современном обществе социально-экономические изменения формируют потребность в инициативных, целеустремленных гражданах, способных к самостоятельному и ответственному поведению и действию. Инновации, происходящие в основных сферах социальной практики, динамизм общественной жизни предъявляют повышенные требования к ученикам образовательных учреждений, формируют новые цели образования. Традиционная передача знаний и культурного опыта трансформируется  внутри современной гуманистической парадигмы образовательного процесса, идеи которой обозначены как приоритетные в Государственном образовательном стандарте, в личностно-ориентированной направленности школьного обучения, в том числе и начального, что способствует активизации субъектной позиции ученика, инициативности в приобретении новых знаний, это, в свою очередь, несомненно требует высокого уровня развития исследовательских способностей школьника.

Исследовательские способности - это основа творческой деятельности, направленной на постижение окружающего мира, открытие детьми новых для них знаний и способов деятельности. Исследовательские способности обеспечивают условия для развития ценностного, интеллектуального и творческого потенциала школьников, являются средством активизации, формирования интереса к окружающему их миру, позволяют формировать предметные и общие умения. Данные исследований А. В. Леонтовича, А. Н. Подьякова, А. И. Савенкова говорят о возможности успешного обучения элементам учебного исследования уже на начальном этапе школьного образования [1; 2; 4;].
Сензитивным периодом развития исследовательских способностей по праву считается младший школьный возраст, так как именно  этот период характеризуется повышенной любознательностью и познавательной активностью ребенка, но не следует забывать о том,что именно в подростковом возрасте исследовательские способности приобретают характер осознанной деятельности [4;].

В психолого – педагогической литературе рассматриваются разные аспекты организации исследовательской деятельности школьников. Большое число работ зарубежных учёных посвящено изучению феноменологии, структуры, условий возникновения исследовательского поведения. К ним относятся работы Д. Берлайна, К. Хатт, Д. Клар, А. Фэй и К. Дунбар, Л. Шаубл и Р. Глейзера, Г. Восса и X. Келлера и др.Проводятся специальные, фундаментальные исследования общих основ психологии исследовательского поведения (А. В. Леонтович, А. С. Обухов, А. Н. Поддъяков, А. И. Савенков и др.), особенно интенсивно ведутся изыскания в области педагогической психологии и педагогики.

Проблема изучения исследовательской деятельности имеет глубокие корни: зарубежные ученые (Ф. Дистервег, Дж. Дьюи, Ж.-Ж. Руссо, С. Френе), которые  высказали идею побуждения ребенка к познанию через открытия и исследования, российские ученые (В.И. Андреева, С.П. Арсенова, Л.В. Гурьева, В.В. Давыдова, Л.В. Занкова, Г.В. Козловой, Л.М. Федоряк, З.А. Хайретдиновой, Д.Б. Эльконина и др.) подчеркивается, что оригинальность мышления, творчество школьников наиболее полно проявляются и успешно развиваются в разнообразной учебной деятельности, имеющей исследовательскую направленность. Психологические основы организации исследовательской деятельности детей разного школьного возраста описаны А. Н. Подьяковым, А. И. Савенковым, вопросы развития исследовательских умений рассматривались А. Г. Иодко, О. И. Митрош, Е. И. Регирер, В. П. Ушачевым [3].

В связи с высокой остротой проблемы делаются попытки разработки и внедрения программ по развитию исследовательских способностей школьников. На современном этапе наиболее действенной является программа разработанная А. И. Савенковым. Он выделяет три компонента исследовательских способностей, которые следует развивать: поисковая активность, дивергентное мышление, конвергентное мышления.
На основе данной разработки нами была составлена программа по развитию исследовательских способностей школьников.
Исследование проводилось на базе МОУ « средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 24» г. Саранск. Всего в исследовании приняло участие 23 учащихся 5-х классов. Средний возраст испытуемых составил 11 – 12 лет.
Исходя из выдвинутой цели исследования нами были подобраны методы и методики для диагностики компонентов исследовательских способностей.

«Методика диагностики творческого мышления Е. Е. Туник. Цель: оценка уровня вербального - творческого мышления, образно-творческого мышление. «Прогрессивные матрицы Равена». Цель: оценка уровня наглядно- образного мышления (конвергентное мышление). «Опросник для учителей и родителей на диагностику исследовательских способностей у испытуемых». Цель: выявление уровня развития исследовательских способностей. «Опросник креативности Джонсона (адаптированный Е. Е. Туник)». Цель: выявление уровня развития креативности .
Согласно выделенным этапам нашей работы, первоначально было проведено изучение уровня развития исследовательских способностей у школьников. В таблице 1 представлены обобщенные данные, полученные в результате проведенной экспериментальной работы.

Анализ полученных результатов показал, что в основном уровень развития исследовательских способностей у испытуемых является высоким, но среди них так же выявлен средний уровень исследовательских способностей и низкий (по показателю – дивергентное мышление).
Вторым этапом нашей работы было составление программы. Исходя из анализа теоретических источников и данных констатирующего эксперимента была построена система развивающих занятий.

Целью данной программы являлось стимулирование развития интеллектуально - творческого потенциала личности обучающегося путем развития исследовательских способностей.

Задачи программы:

  1. Развивать поисковую (познавательную) активность;
  2. Развивать конвергентное (логическое) и дивергентное (творческое) мышление;
  3. Обучать методам и приемам научного исследования.

Структура занятий включает: ритуал вхождения в занятие (приветствие, задания с проблемной ситуацией); разминка (решение творческих задач);  основное упражнение; релаксационное упражнение (по мере необходимости);  ритуал прощания.
Наша программа базируется на следующих принципах: принцип развивающего обучения; принцип самостоятельности деятельности; принцип личностно - ориентированного подхода.

Полученные в ходе эксперимента результаты позволили сформулировать следующие выводы:

  1. У  школьников выявлен высокий и средний уровень развития дивергентного, конвергентного мышления и поисковой активности.
  2. Разработанная программа направлена на развитие компонентов исследовательских способностей (дивергентного, конвергентного мышления, поисковой активности). Реализация данной программы планируется на следующем этапе экспериментальной работы.
  3. Организованная, целенаправленная работа с обучающимися способствует развитию исследовательских способностей обучающихся.

Полный текст материала Статья "Изучение уровня развития исследовательских способностей детей младшего подросткового возраста" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Тарасова Дарья Александровна  Публикатор
07.12.2016 0 357 68
Комментировать

Читайте новые статьи
Оставить отзыв к материалу:
avatar
Всего: 0