Статья «Создание структуры сайта образовательной организации на примере сайта DDUPRIM.SPB.RU»


Статья для должностных лиц, которым поручено создание или модернизация сайта образовательной организации. Полезна так же данная статья будет для руководителей первого и второго уровней, которые курируют сайты в своих организациях. Статья дает важную информацию о нормативной базе строения и содержания сайта образовательной организации. На конкретном примере учреждения дополнительного образования показано как целесообразно реорганизовывать сайт начиная с его структуры. В продолжение к данной статье - статья с рекомендациями об оптимизации файловой структуры сайта образовательной организации. 

С каждым годом все повышается значимость представления себя в телекоммуникационной сети Интернет. Это относится как к коммерческим организациям, так и к государственным бюджетным учреждениям образования.
На основании Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 (статьи 28, 29) «Обеспечение создания и ведения сайта образовательной организации в сети «Интернет»» является компетенцией самой образовательной организации. 

Нормативно-правовая база создания и ведения сайта образовательной организации

Организуя деятельность по созданию и поддержанию работы сайта образовательной организации рекомендуется начать с  внимательного изучения нормативной базы данного вопроса. 
Постановления Правительства РФ №582 от 10.07.2013, №785 от 29.05.2014 и Приказ Роспотребнадзора №134 от 02.02.2016 регламентируют объем и качество данных размещенных на сайте образовательной организации. В дополнение письмом Федеральной службы по надзору в сфере образования №07-675 от 25.03.2015 выпущены методические рекомендации по данной тематике.  
Кроме данных документов публикация материалов любых сайтов в РФ должна соответствовать следующим нормам:

  • запрет распространения экстремистских материалов (регламентируется Федеральным списком экстримистских материалов)
  • запрет нецензурной брани (регламентируется Кодексом РФ об административных правонарушениях)
  • охране авторских прав (регламентируется Гражданским кодексом РФ от 18.12.2006, часть IV)
  • защите персональных данных (регламентируется Федеральным законом №152-ФЗ от 27.07.2006, Постановлением Правительства РФ №687 от 15.09.2008, Приказом ФСБ №378 от 10.07.2014 и ГОСТом Р ИСО/МЭК 19794-5-2013)
  • запрет распространения спама через сайт (регламентируется Федеральным законом РФ № 38-ФЗ от 13.03.2006).

Так же стоит обратить внимание, что существуют некоторые требования, относящиеся к сайтам муниципальных и государственных образовательных организаций. Именно эти документы задают требования по вопросам:

  • юридического оформления самого сайта образовательной организации (регламентируется Федеральным законом №531-ФЗ от 31.12.2014)
  • наличие версии для слабовидящих (регламентируется Конвенцией о правах инвалидов, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 13.12.2006 Резолюцией 61/106 и ратифицированной в РФ Федеральным законом №46-ФЗ от 03.05.2012).

Создание структуры сайта образовательной организации.

Выбор структуры сайта
Выяснив все нормативно-правовые вопросы для создания сайта можно перейти к следующему этапу – созданию структуры сайта.
Структура сайта это пути получения пользователем запрашиваемой информации. Чем лучше построена структура, тем лучше для вас и ваших посетителей.  Посетителям проще находить интересующую информацию и переходить от одной страницы к другой.  Вот самый простой формат структуры сайта представлен на рис. 

Теперь необходимо определиться с тем, какие страницы (файлы) вам необходимы на сайте, а для этого необходимо определить ту информацию, которую вы планируете размещать на сайте. 
Вот те вопросы, на которые целесообразно ответить перед созданием сайта: 

  • какие основные направления (разделы или отделы) вашей деятельности вы планируете освещать на сайте;
  • в каком виде и объеме будет представлена информация об основных направлениях деятельности вашей организации;
  • какая информация помимо основных направлений деятельности необходима для освещения на сайте, как ее можно классифицировать (объединить по каким-то признакам);
  • какая вспомогательная (рекомендованная)  информация необходима для размещения на сайте;
  • как часто эти блоки информации необходимо будет обновлять, редактировать, дополнять или заменять;
  • кто будет заниматься регулярной работой с сайтом (назначить рабочую группу, отвечающую за функционирование сайта, определить круг их обязанностей, ответственность и необходимые им компетенции).

Важно не забыть о требованиях законодательных актов, о которых велась речь ранее. 

Особенности сайтостроения по исследованиям Якоба Нильсена 
Занимаясь разработкой сайта вам так же пригодится информация об особенностях человеческого восприятия веб-страниц. Эта проблема была весьма подробно изучена еще в 1997 году Якобом Нильсеном - автором многочисленных научных трудов и книг по юзабилити интернет-сайтов (т.е. по их удобству для пользователей). Рекомендации Якоба Нильсена относительно разработки текстов для интернета не теряют своей актуальности до сих пор.
Его исследования, в которых приняли участие 232 человека, выявили, что восприятие информации с экрана монитора происходит по определенной схеме, напоминающей букву «F».
Иными словами, Якоб Нильсен утверждает, что взгляд пользователя во время сканирования содержимого веб-страницы «рисует» на экране букву «F» следующим образом:

  1. В первую очередь глаз человека идет слева направо вдоль верхней горизонтальной зоны экрана (шапки сайта, верхнего меню, заголовка статьи).
  2. Затем взгляд возвращается в левый верхний угол и опускается вниз по левому краю на следующий горизонтальный уровень с информацией.
  3. Снова выполняется просмотр зоны слева направо по горизонтали. Протяженность этой зоны напрямую зависит от того, насколько интересна пользователю размещенная там информация.
  4. Взгляд человека вновь возвращается к левому краю экрана и скользит вниз уже практически вертикально. Сканирование в этой зоне может проводиться медленно и вдумчиво (образуя широкую вертикальную зону охвата), а может лишь точечно выхватывать размещенные по левому краю названия параграфов и подпунктов.

Практика создания структуры сайта на примере сайта Государственного бюджетного учреждения  дополнительного образования Дома детства и юношества Приморского района Санкт-Петербурга
При создании данного сайта Дома детства и юношества Приморского района Санкт-Петербурга (далее ДДЮ) был проанализирован уже существовавший сайт, разработанный ранее  (2005 г) на базе конструктора Joomla, структура  которого состояла из двух основных блоков, как показано на рис.           

Структура старого  сайта не позволяла однозначно находить искомую информацию. Подавляющее большинство файлов имело неоднозначный, сложно определяемый  путь, а, значит, низкую вероятность быть найденными пользователями. 
Например, если пользователь хотел посмотреть информацию о педагоге, зная его фамилию, ему приходилось искать его среди всех направлений, открывая один за другим несколько страниц.
Возможно, низкая степень юзабилити сайта была связана не только с недостатками самой структуры сайта, а и с тем, что, благодаря конструктору, создавать файлы могли разные сотрудники, не всегда до конца грамотно прорабатывая ссылочную систему.
На экране монитора сайт выглядел как показано на рис.3.
Таким образом, не целесообразно было использовано экранное пространство. «Шапка» разбивала целостное восприятие информации и верхнее меню, которое отображало важную информацию, было не очень заметно пользователю. 
Учитывая эти недостатки, а так же объем информации, необходимой для размещения на сайте потребовал увеличения блоков меню до трех. Таким образом, определились три основных блока – три Меню:
Меню 1 – важные данные, не попадающие в направления работы ДДЮ («Новости», «Сведения об организации», «Анонсы», перечень всех педагогов, возможность записи в коллективы ДДЮ и «Контакты»);
Меню 2 – направления работы ДДЮ («Хоровое отделение», «Инструментальное отделение», «Хореографическое отделение» и т.д);
Меню 3 – справочная и рекомендованная для размещения на сайте  информация и ссылки на другие государственные информационные ресурсы, объединенная тематически («Нет коррупции», «Детская дорожная безопасность», «Пожарная безопасность», «Профилактика негативных явлений» и т.д.)

Таким образом, каждая страница сайта имеет стандартную навигацию, состоящую из трех меню, меняется только поле контента (Рис 5). 
Все файлы имеют интуитивно понятное прикрепление к конкретному элементу одного из трех меню и возможность быстрого доступа к любым страницам сайта. два клика.  А система перекрестных ссылок дает возможность доступа к страницам,  потенциально имеющим высокую востребованность как минимум двумя интуитивно понятными путями. 
Например,  поиск педагога можно осуществлять через отделения (хоровое, инструментальное и т.д.) в Меню 2 или через кнопку «Наши педагоги» в Меню 1.  А отчет о прошедших мероприятиях можно искать через кнопку «Анонс» в Меню 1, через главную новостную страницу или по принадлежности мероприятия к какому-либо Проекту, перечень которых представлен на странице культурно-досугового отдела. 

Меню 2 и Меню 3 на экране расположены симметрично по вертикали, а поэтому количество их элементов взаимозависимо и должно быть одинаково.
Перечень Меню 2 продиктован структурой ДДЮ, а вот перечень составляющих Меню 3 может меняться в зависимости от рекомендаций, поступающих от учредителей образовательной организации («Нет коррупции», «Профилактика негативных явлений», «Дорожная безопасность детей», «Пожарная безопасность» и др.),  а так же справочных сведений о государственных ресурсах. 
Сайт ДДЮ с данной структурой был создан в ноябре 2015 года и на данный момент практика работы с сайтом показывает оправданность выбора данной структуры. За этот период в связи с новыми рекомендациями учредителей были внесены изменения в Меню 3. Так же понадобилось внести изменение в Меню 2 – добавить новое направление, что в свою очередь повлекло добавление кнопки и в Меню 3. 
Отчетность Яндекс метрики  показывает как  и увеличение щего числа просмотров, так и востребованность основных кнопок основных меню – Меню 1 и Меню 2. Это подтверждает Карта кликов от Яндекс Метрики (рис.6). 

В будущем, изменения в структуре ДДЮ, появления новых направлений деятельности, новые рекомендации учредителей или другие изменения и нововведения смогут найти отражение и на сайте – возможности для этого заложены в данной структуре. 


Полный текст материала Статья «Создание структуры сайта образовательной организации на примере сайта DDUPRIM.SPB.RU» смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Лисовская Ольга Владимировна  Публикатор
13.01.2017 0 376 84
Комментировать

Читайте новые статьи
Оставить отзыв к материалу:
avatar
Всего: 0