Статья "Приемы и формы познавательной деятельности на уроках родного (селькупского) языка"


В данной статье хотелось бы представить игры, которые я чаще всего использую на уроках родного ( селькупского) языка, и которые больше всего нравятся ученикам. Надеюсь, коллегам данный опыт поможет в работе с детьми в обучении родного (селькупского) языка, начиная с первого класса и заканчивая девятый класс для детей, не владеющих родным языком.

«Любить детей – значит непременно играть с ними». (Януш Корчак).

Не поучать, а вместе фантазировать, сочинять – давать стимулы к подражанию, превращению. 

В.А.Сухомлинский не только разрешал детям приносить в школу любимые игрушки, но и создавал с ними «страну Лилипутию», «Изумрудное царство». Он понимал, что без игры интерес к школе быстро угаснет.

В данной статье хотелось бы представить игры, которые я чаще всего использую на уроках родного (селькупского) языка, и которые больше всего нравятся ученикам. Надеюсь, коллегам данный опыт поможет в работе с детьми в обучении родного (селькупского) языка, начиная с первого класса и заканчивая девятый класс для детей, не владеющих родным языком.

С первых уроков обучения селькупскому языку я использую игровые ситуации.

Вот несколько игр, которые применяю на уроках родного (селькупского) языка  и которые наиболее любимы учащимся.

Игра «Знакомство».
I вариант.
Уч. 1: - Сома челы, яққа!
Уч. 2: - Сома челы, яққа!
Уч. 1: - Манніммы Лена. Моё имя Лена.
МашипЛенатқақэрот.
Уч. 2: - Манніммы Вера. – Моё имя Вера.
МашипВератқақэрот.

II вариант. Диалог (ученик – ученик) цепочкой.
Уч. 1: - Танкуттарәтыйнімлы? – Какое твоё имя?
Уч. 2: - Манніммы Ваня. – Моё имя Ваня.
Уч. 2: - Танкуттарәтыйнімлы? – Какое твоё имя?
Уч. 3: - Манніммы Катя. Моё имя Катя.
Уч. 3: - Танкуттарітыйнімлы? и т.д.

III вариант.“Познакомь со своими друзьями».
Все встают в круг. Каждый представляет своего соседа справа.
1 уч.: На маняққамы.Тэпыннімты Толя.
ТэпыпТолятқақэрот. 
(Это мой друг.Его имя Толя.)
2 уч.: - На маняққамы. Тэпыннімты Анна.
ТэпыпАннатқақэрот.
(Это моя подруга.Её имя Аня.)
3 уч.: - На маняққам. Тэпыннім Гриша.
ТэпыпГришатқақэрот.
(Это мой друг.Его зовут Гриша) и т.д.

Игра «Магазин». Сонтырӓ «Лопқы». 
На магнитную доску выставляю картинки с изображением ярких игрушек. На оборотной стороне картинки печатаю текст на изучаемую букву. Сначала слоги, позднее слова и предложения, связные тексты.

Объясняю детям условие игры:
Ребята, вы любите ходить в магазин? Сейчас вы побываете в сказочном магазине. В нём находятся разные звери и птицы, машины и куклы. Каждый из вас может купить себе самую любимую игрушку. Но чтобы туда попасть, надо правильно и громко прочитать текст на обороте картинки.

Игра «Волшебный туесок». Сонтырӓ«Котая»
Говорю детям: «Мама пришла из леса и принесла домой ягоды. Определите, какие ягоды собрала мама. Называю загадки, а дети их отгадывают.

Загадки использую в любом детском объединении и на любом этапе урока: при объяснении нового, при закреплении и при повторении изученного.

Использую загадки и при выделении нового звука. Загадываю на селькупском языке, а дети должны писать отгадку на русском языке. Или загадываю на русском языке, а учащиеся записывают отгадки на селькупском языке. Например: 

  1. Врос на поле колоском, а столе лежу куском. (Няй).
  2. Заворчал живой замок, лег у двери поперек. (Канак).
  3. Доброе, хорошее, на всех глядит, а на себя не велит. (Челы).
  4. Кэн нынытаңытуккыркурасты. (қут – ель).

Игра «Кто, где живёт?»
Играют две команды. Одна команда называет домашних животных, другая – диких. Назвать, где они живут.
Где живут: Кун илотын?
Няроқын, щӧтқын, тоқын, кікӓқын, мачокын, сяққоқын, поқын.

Пяққы, пыпа, лоқа, нырша, щепяк, өтӓ.
Чунты, канак, сыр, сыпынча, тӓпӓк.
Пяққыщӧтқын ила.
Ныршатоқын, кіқӓқын ила.

Игра «Лоқа».
Я называю животных – вы хлопаете в ладоши. Не хлопаете только тогда, когда я назову лоқа – лису.
Пыпа, тӓпӓк, нёма, пяққы, лоқа.
Өта, куры, щепяк, лоқа, тама.
Чунты, нуса, чумпына, пяққы,лоқа, сыры, лоқа.
Канак, сыры, куры, лоқа, пыпа.

Игра «Чум из слов».
Найти пары слов на одну и ту же букву. Одно слово без пары. Прочитайте, переведите.

Наши пернатые друзья.

  1. Вестник весны.
  2. Строит гнездо по обрывам речных берегов.

Перевести названия птиц на селькупский язык.

Картинный диктант.
Показываю картинки, дети должны записать слова:
(Вэтты - дорога, Толька, няры – тундра, пяққы – лось, лоқа – лисица).
Не забываю про игровые моменты при работе над существительными множественного и двойственного числа.

На доске только окончание существительных мн.  и  дв. числа: -н-, -кi-. Дети должны назвать как можно больше существительных мн. и дв. числа.
(нёман, тӓпӓн, өтан, лоқақi,пӓққын).

Нарисуйка.

  • Нарисовать отгадки на предложенные загадки.
  • Сделать рисунки по наблюдениям (например «Приметы весны»).
  • Сделать рисунки придумки.
  • Подготовка выставок: «Где мы были, что мы видели» «Кун мәәсөмын, қаймәкөнтырсөмын» (о летних каникулах).
  • Нарисовать свой портрет, портрет своей семьи и подписать на селькупском языке членов своей семьи: манн – я, апа – папа, неньня- сестра, ама – мама, чопа – брат, ильча – дедушка, имыя – бабушка и т.д.

Упражнений для станции «Нарисуйка»  «Қӓтырӓты» очень много, они используются при объяснении новой темы, закреплении её, на обобщающих уроках. Ученики с интересом ждут таких занятий и сами предлагают загадки.
Шыкыраймөт
Ӱтыпутоқынөмта.
Қэлымоттыпатқа,
Ныныпонаашатантықа. (Канар).

Решетчатый дом 
В воде сидит.
Рыба в дом войдет,
А из дома не выйдет.
(Қаңар - Морда – рыболовная снасть для ловли рыб).    

Тэпымкунтыкӱрӓнтал,
Коччитопыртақылтәнтал. (Қуява)
Чем больше им помашешь,
Тем больше ягод соберешь.
(Биток – берестяная посуда для сбора ягод).

Использование загадок активизирует мышление детей, учит их вдумчиво наблюдать явления окружающего мира.
Готовясь к уроку, тщательно подбираю игру, определяю её цели, с тем, чтобы получить сведения о результатах изучаемой темы, активизировать внимание детей, намечаю время включения игры в урок.

Использую куклы – игрушки. Приходят на урок Ича, Нәтака, которые хотят вместе с детьми учиться, или присутствуют на уроках, смотрят, как они отвечают, пишут, просят ответить на вопрос, загадать загадку. 
Интересно, увлекательно проходят физминутки под текст учителя, когда дети подражают движениям животных, растений и т.д. Тексты предлагаю краткие и легкие для произношения. Проводим подвижные игры с незатейливыми текстами.

Пыпамоттывэрқыәңа,
Нёмамоттыкыпаәңа,
Пыпамокынақӓлымпа,
Нема чипоқынпактыра.

У медведя дом большой,
А зайки маленький,
Вот медведь пошел домой,
А за ним и заинька.

Тӧкан, чиңқынтімпысөтын
чонтықаіллӓөмтысөтын
Қӓльтырысөтын, амырсөтын
Чекаптыллаӱттыпактысөтын.

Гуси, лебеди летели 
На лужайку тихо сели
Походили, поклевали 
Быстро к речке побежали.

Хорошо организованные игры имеют большой воспитывающий потенциал. Они помогают вырабатывать определенные качества личности: усидчивость, терпение, взаимоуважение, взаимопомощь, аккуратность, а главное, с их помощью дети быстрее запоминают слова на родном языке. 

Все это вместе взятое и позволяет активизировать мышление, формировать устойчивый интерес к селькупскому языку. 


Полный текст материала Статья "Приемы и формы познавательной деятельности на уроках родного (селькупского) языка" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Кусамина Римма Александровна  kusaminarimma
02.11.2017 0 512 8
Комментировать

Читайте новые статьи
Оставить отзыв к материалу:
avatar
Всего: 0