Методический семинар «Повышение познавательной мотивации учащихся посредством применения активных методов обучения»


В современной школе вопрос о мотивации учения может быть назван центральным, так как мотив является источником деятельности. Традиционная диагностика детей, определяющая уровень адаптации к школе показывает, что у большинства нынешних детей отсутствует учебная мотивация. У меня возникли вопросы: Почему один ребёнок учиться с радостью, а другой – с безразличием? Что делать, чтобы учение для каждого ученика было увлекательным и успешным? Ответы на эти вопросы я нахожу в научных трудах отечественных и зарубежных ученых и на собственной педагогической практике.

Цель: Осмысление собственной деятельности по формированию положительной мотивации учения школьников как фактора повышения качества образования и трансляция педагогического опыта в профессиональную среду педагогов;

С 2011 года в действие введены ФГОС НОО. В основе стандарта лежит системно-деятельностный подход, который предполагает взаимную деятельность учителя и ученика во время учебного процесса. Современные концепции начального образования исходят из приоритета цели воспитания и развития личности младшего школьника на основе формирования учебной деятельности. Важно создать условия для того, чтобы каждый ученик мог полностью реализовать себя, стал подлинным субъектом учения, желающим и умеющим учиться. Целью такого взаимодействия является развитие качеств личности ребенка, отвечающих требованиям развивающегося информационного общества.

Каждый учитель хочет, чтобы его ученики хорошо учились, с интересом и желанием занимались в школе. В этом заинтересованы и родители. Но иногда приходится с сожалением констатировать факт, что ребенок  «не хочет учиться», «мог бы прекрасно заниматься, а желания нет» и т.д. В этих случаях, мы встречаемся с тем, что у обучающихся неустойчивые потребности в знаниях, нет интереса к учению.

В современной школе вопрос о мотивации учения без преувеличения может быть назван центральным, так как мотив является источником деятельности, выполняет функцию побуждения и смыслообразования. Обращение к проблеме формирования учебной  мотивации обусловлено и субъектными причинами. Традиционная диагностика детей, определяющая уровень адаптации к школе показывает, что у большинства  нынешних детей отсутствует учебная мотивация. По итогам изучения мотивации к учебной деятельности моего класса во 2 классе у 60% учащихся учебная мотивация находилась на стадии формирования, т.е. преобладали игровые моменты, у 15% была несформирована, только у 25% учащихся была мотивация к учебе.

Мотивация оказывает большое влияние на продуктивность учебного процесса и определяет успешность учебной деятельности. Отсутствие мотивов учения неизбежно приводит к снижению успеваемости, в конечном счете, в подростковом возрасте пробелам в освоении учебного материала. У меня возникли вопросы:  Почему один ребёнок учиться с радостью, а другой – с безразличием? Что делать, чтобы учение для каждого ученика было увлекательным и успешным? Ответы на эти вопросы я нахожу в  научных и психологических трудах отечественных и зарубежных ученых Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова, Н.Ф. Талызина, Д.Б. Эльконина, Л.И. Божовича, Д.Берлайн, Д. Макслелланд и других.

Мотивация - это довольно общее широкое понятие. Мотивация – это внутренняя характеристика личности, которая находит  выражение  во внешних проявлениях, в отношении человека к окружающему миру, различным видам деятельности. Деятельность без мотива или со слабым мотивом либо не осуществляется вообще, либо оказывается крайне неустойчивой. От того, как чувствует себя ученик в определенной ситуации, зависит объем усилий,  которые он прилагает в своей учебе. Мотивационная сфера – ядро личности. В начале своей школьной жизни, имея внутреннюю позицию школьника, он хочет учиться. Причем успешно. Младший школьный возраст благоприятен для того, чтобы заложить основу для умения, желания учиться.

Согласно теории Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева и их последователей, процессы обучения и воспитания не сами по себе непосредственно развивают человека, а лишь тогда, когда они имеют деятельностные формы, и обладая соответствующим содержанием, в определенных возрастах способствуют формированию тех или иных типов деятельности (например, в дошкольном возрасте – игровой деятельности, а в младшем школьном возрасте – учебной). Между обучением и психическим развитием человека всегда стоит его деятельность.

Развитие ребенка будет результативным, если он будет включен в деятельность, соответствующую в зону его ближайщего развития, если учение будет вызывать положительные эмоции, а педагогическое воздействие участников образовательного процесса будет доверительным. На  практике  формирование мотивов учения - это создание таких  условий, при которых  появятся внутренние побуждения (мотивы, цели, эмоции) к учению; осознание  их учеником и даль¬нейшего саморазвития ребенком своей мотивационной сферы.

Сегодня я хочу обратить внимание на свое видение решения проблемы формирования положительной мотивации к учебной деятельности. Моя задача как учителя заключается не в роли простого наблюдателя за тем, как  развивается мотивационная сфера учащихся, а стимулировании и создании педагогических условий для развития мотивации учения  системой психологически продуманных технологичных приемов.

Изучая опыт передовых учителей, имея свои скромные находки, приоритет отдаю активным формам работы на уроках. Ведущая педагогическая идея опыта: формирование мотивации учения младших школьников при использовании активных форм работы. Работая с 2003 года в образовательной системе «Школа 2100», с 2011 года по УМК предметной линии «Перспектива», использование технологии проблемно-диалогового урока Е.М. Мельниковой, технологии деятельностного метода, основой которых является личностно-ориентированный подход в обучении учащихся, оказывает существенное влияние на учебную деятельность учащихся. Увеличивается доля мотивов, связанных не только с содержанием учебной деятельности, но и с процессом познавательной деятельности. Детям нравится думать, рассуждать, решать сложные задачи. Личностно-ориентированное обучение характеризуется сотрудничеством участников педагогического процесса. Учитель и учащиеся совместно определяют цели и задачи обучения, содержание. Дают оценки результатам обучения. Важно научить детей думать, размышлять, высказывать своё мнение, умение слушать и слышать, работать сообща для достижения общей цели, подводить итоги деятельности, строить перспективу на будущее. Дифференциация и индивидуализации обучения дает возможность каждому ученику работать в своём темпе, что обеспечивает ему комфортное существование и успешное обучение. Как следствие, у учащихся значительно повышается мотивация к обучению.

Работу по формированию мотивов учения обосновываю на теории наличия трех блоков, каждый из которых имеет свой набор компонентов и представляет свой вид деятельности: эмоциональный, мотивационно-волевой, познавательный. В зависимости от учебной ситуации один блок может пронизывать или дополнять другой блок. Так эмоционально-волевые проявления младших школьников становится мотивом поведения, ориентированного на достижение цели. В развитии способности к целеполаганию, важная роль отводиться умению ребенка управлять своими эмоциями, поведением и деятельностью. Благодаря развитию самостоятельности у младшего школьника формируется умение ставить цель и предвидеть результат своей предстоящей деятельности, проявляются такие качества, как инициативность, любознательность, самооценка, рефлексия результатов своей работы,  что позволяет ему управлять своими эмоциями и регулировать свое поведение.

Эмоциональный блок
Задача: Вызвать у учащихся любопытство – причину познавательного интереса. Для решения этой задачи я в своей практике  использую следующие приемы:

  1. Создание ситуации успеха, через выполнение заданий посильных для всех учащихся, изучение нового материала с опорой на старые знания;
  2. Положительный эмоциональный настрой, через создание на уроке доброжелательной атмосферы доверия и сотрудничества, яркую и эмоциональную речь учителя;
  3. Рефлексия (оценка) собственной деятельности и деятельности  других учащихся,  оценка результатов деятельности группы, постановка вопросов, требующих многовариативные ответы (Почему было трудно? Что нового открыли на уроке? и т.д.);
  4. Занимательность, необычное начало урока через использование музыкальных фрагментов, практические задания, игровые формы, юмористические минутки.

На благоприятную  эмоциональную установку к учебной деятельности способствует прием «Учуутал кэьиитэ». Исходя из темы, материала урока приношу в класс какой либо-предмет, которая связана с темой урока. Этот прием является связующей между эмоциональным блоком и мотивационно-волевой установкой на урок. Например, на урок родного чтения по теме «Ат ырыата»  в начале урока достаю из берестяного туеса изделия из конского волоса. Дети рассматривают, гладят, определяют из какого материала сделан предмет и предполагают свои гипотезы - с чем будет связан предмет с содержанием данного урока.

Методы «Мой цветок», «Галерея портретов», «Поздоровайся локтями», «Измерим друг друга» или «Летающие имена» эффективно и динамично помогут  начать урок, задать нужный ритм, обеспечить рабочий настрой и хорошую атмосферу в классе. Активные приемы для выяснения целей, ожиданий и опасений: «Список дел», «Дерево ожиданий», «Разноцветные листы». Например, на первом уроке в начале учебного года для выяснения образовательных целей учеников, их ожиданий и опасений использую метод «Дерево ожиданий». Заранее готовятся два больших плаката с нарисованным на каждом из них деревом «Яблоня», «Лимонное дерево». Предлагаю обучающимся попробовать более четко определить, что они ожидают  от обучения и чего опасаются. Свои ожидания ученики записывают на яблоках, а опасения – на лимонах. Прикрепляют фрукты к ветвям. После озвучивания ожиданий и опасений можно организовать обсуждение. Приветствуется, когда учитель также участвует в процессе, озвучивая свои цели, ожидания и опасения. Результаты применения этого метода учитель сможет использовать при подготовке и проведении уроков (внеклассных мероприятий) для обеспечения личностно-ориентированного подхода к обучающимся.

Мотивационно-волевой блок
Задача: Обучения учащихся целеполаганию в учении, осознания целей и их реализации. Это в моей практике стало возможно благодаря следующим приемам:

  1. Прерывание или незавершенность учебной деятельности, через создание ситуации дефицита знаний и самостоятельное определение целей последующей деятельности.
  2. Представление права выбора, через разноуровневые задания, дозированность домашних заданий, совместное планирование деятельности на уроке, варьирование заданий по степени значимости, прерывание и незавершенность деятельности.
  3. Реакция на ошибку, выяснение причин ошибок, определение последующих действий.
  4. Практическая направленность заданий с конкретной жизненной ситуацией, определение значимости изучаемого материала.

При подборе заданий для таких приемов  стараюсь, чтобы они отвечали следующим требованиям: задания должны развивать логику, сообразительность, смекалку; иметь практическую направленность, быть поучительными, расширять кругозор учащихся; быть занимательными по форме, содержанию, сюжету или по способу решения; задачи должны быть по возможности просты, доступны для всех учащихся. На этапе совместного планирования урока мои ученики очень любят прием «Уруок то5ус «Т»». Этот прием универсален и применяется на любых уроках.

Цель: Развитие навыков установки на работу, целеполагания, выдвижения гипотез. У каждого учащегося есть набор слов из 9 слов на букву Т (ТОЛКУЙ (мысль), ТАҺЫМ(уровень), ТЭТИМ (темп), ТУРУК(настрой), ТУЛУЙСУУ (толерантность), ТЫЛ (слово), ТИРЭХ (основа), ТҮӨҺҮҮ(анализ, сравление), ТАЛААН). Со смыслом каждого слова дети заранее знакомы, трудные слова уточняются из толкового словаря. В зависимости от типа, темы урока, возможно исходя из своего настроения дети выбирают те слова, которые наиболее уместны к уроку, или важны ему самому на данном уроке.

На данном блоке  часто применяю приемы из копилки учебных ситуаций по отдельным предметам «Систематизированное описание учебных задач и ситуаций, обеспечивающих возможность реализации системы внутренней оценки», дополнительного материала «Планируемых результатах освоения программ начального образования». Многие ситуации из этой копилки  использую     в качестве измерителя  контрольно-оценочной деятельности обучающихся.

Например, прием «Пользуемся календарем» из урока математики по изучению темы «Величины. Единицы времени». Учащиеся пользуются календарем в классной комнате в качестве модели для своих собственных ежемесячных календарей. Они заносят название месяца, год и дни недели на якутском языке в правильном порядке. Учащиеся ежедневно заносят дату и обсуждают различные аспекты, связанные с календарем. На уроке окружающего мира во 2 классе этот календарь используется при изучении многих тем. Например: Тема «Экологический календарь» дети в группах рисуют символически экологические дни, находят нужный месяц, день и клеят. Соотносят с другими датами, со своим днем рождения и.т.д. Это способствует к тому, что дети понимают, что Дни охраны природы также важны для жизни человека как день рождения, новый год. Такая форма работы способствует формированию экологической культуры, а также вырабатывает метапредметные результаты.

Познавательный блок
Задача: Формирование учебной деятельности, которая характеризуется умением самостоятельно  выделять учебную задачу (проблему)  и овладевать новыми способами учебных действий, приемами самоконтроля и самооценки своей учебной деятельности.  Данную задачу реализую посредством следующих приемов:

  1. Включение детей в коллективную деятельность, через организацию работы в группах, в парах,  игровые и соревновательные формы, взаимопроверку, прием «метод проб и ошибок», оказание учащимися помощи друг другу.
  2. Необычная форма преподнесения материала.
  3. Создание проблемной ситуации, через анализ, сравнение учебных объектов, организацию обучения от учащихся, создание ситуации «разрыва» знания, установление противоречий.
  4. Сотрудничество на уроке, через совместное решение проблемы и разрешение противоречий, эвристическую беседу, учебную дискуссию, классификацию, обобщение, моделирование.
  5. Привлечение учащихся к оценочной деятельности, через организацию рефлексии, использование рефлексивных линеечек, отзыв учащихся об ответе других, оценка промежуточных достижений.
  6. Стимулирование деятельности, через оценку, благодарность, словесное поощрение, выставку работ, оказание учителем незначительной помощи, усложнение заданий.

Методы, стимулирующие познавательную деятельность обучающихся, строятся в основном на проблемном диалоге, который предполагает свободный обмен мнениями о путях разрешения той или иной проблемы. Такие приемы характеризуются высоким уровнем активности учащихся. Для работы над темой урока можно использовать методы «Ульи», «Визитные карточки», «Экспертиза», «Карта группового сознания».

Для проведения дискуссии и принятия решений – методы «Cветофор», «Приоритеты». Для представления материала самостоятельной работы обучающихся – «Инфо-карусель», «Автобусная остановка», «Ярмарка».

Для эффективного, грамотного и интересного завершения образовательного мероприятия наряду с такими активными методами, как: «Мудрый совет», «Все у меня в руках!», «Итоговый круг», «Что я почти забыл?», «Комплименты» мои учащиеся любят прием «Толкуй суруга», где пишут свои умозаключения по результатам работы. Это индивидуальная фиксация мысли дает возможность учителю учитывать уровень познавательной деятельности каждого.

Обобщая сказанное, можно сказать, что умело подобранный материал к уроку, интересные активные  и интерактивные формы и приемы работы усиливают интерес учащихся к деятельности, то есть способствуют формированию положительной мотивации учения.

Как правило, учебная деятельность ребенка побуждается не одним мотивом, а целой системой разнообразных мотивов, которые переплетаются, дополняют друг друга, находятся в определенном соотношении между собой.

Результаты деятельности учителя по повышению учебной мотивации не всегда проявляются быстро и бывают не такими наглядными, как обучение чтению, письму и счету. Однако, как показывает практика, постепенно они становятся заметны и заключаются способности выполнять учащимися такие виды деятельности, к которым раньше ребенок не проявлял интереса. Мои ученики активно участвуют различных социальных проектах, интеллектуальных конкурсах, интернет-играх, мероприятиях. Итоги изучения уровня сформированности учебной мотивации учащихся моего класса по методике Н.Г Лускановой «Уровень школьной мотивации» и методике М.И.Рожкова «Уровень познавательной мотивации» показывают динамику положительного отношения к обучению, активность в учебном процессе подтверждается. Итоги работы по повышению мотивации младшего школьника повлияли на учебную деятельность. У моих учащихся:

  • Высокая активность учебной деятельности на всех этапах урока.
  • Более активное и содержательное включение учащихся в проблемный диалог на уроке.
  • Повышается уровень развития навыков сотрудничества учащихся.

Открывая знания самостоятельно или в сотрудничестве с учителем, ученик получает заслуженную оценку своей деятельности,  которые в свою очередь – источник других поощрений, залог его эмоционального благополучия, предмет гордости.

В заключение хочу привести слова Льва Семеновича Выготского: «То, что сегодня ребёнок умеет делать в сотрудничестве и под руководством, завтра он становится способен выполнить самостоятельно».  Иначе и быть не может.

Я хочу, чтобы слова величайшей гуманистки Матери Терезы: «Мы не можем делать великие дела. Мы можем делать только маленькие дела, но с великой Любовью» стали путеводной звездой каждого учителя в решении вопросов мотивации к обучению, воспитания интереса и любви к получению знаний.

Использованная литература:

  • ФГОС НОО/ Министерство образования и науки РФ, -М.: Просвещение, 2010 г.
  • Планируемые результаты начального общего образования./ «Просвещение», М., 2011 г.
  • Анцибор М.М., Активные формы и методы обучения, Тула, 2010г.
  • Гузеев, В.В. Методы обучения и организационные формы уроков. – Москва, 1999
  • Тамберг, Ю.Г. Как научить ребенка думать: Учебное пособие. – СПб.: Издательство «Михаил Сизов», 2002

Полный текст материала Методический семинар «Повышение познавательной мотивации учащихся посредством применения активных методов обучения» смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Винокурова Любовь Васильевна  Публикатор
05.02.2018 0 651 65

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Читайте новые статьи

Все больше отзывов приходит в редакцию Педсовет.су о том, что работа учителя становится невыносима: к валу бумажной отчетности добавились жалобы родителей. Мы провели опрос пользователей сайта и склонны считать, что в стране сейчас процветает «родительский терроризм».

 (4)
Оставить отзыв к материалу:
avatar
Всего: 0