Эссе "Педагог в пространстве будущего"


Эссе к муниципальному конкурсу "Учитель года" г. Магадана.

Не надо бояться густого тумана,
Не надо бояться пустого кармана.
Не надо бояться ни горных потоков,
ни топей болотных, ни грязных подонков!
Не надо бояться тяжёлой задачи,
а надо бояться дешёвой удачи.
Не надо бояться быть честным и битым,
а надо бояться быть лживым и сытым!
Умейте всем страхам в лицо рассмеяться, -
лишь собственной трусости надо бояться!

Е. Евтушенко

1.Вместо вступления «Не надо бояться густого тумана…»
Страх — внутреннее состояние, обусловленное грозящим реальным или предполагаемым бедствием. С точки зрения психологии считается отрицательно окрашенным эмоциональным процессом. Это определение такого знакомого чувства для каждого без исключения. Чувства, ……………………….
Чего боится человек? Потери, физической боли, темноты, одиночества - перечислять можно бесконечно долго.

А чего боимся мы, педагоги? Вспоминаю то время, когда я переступила порог школы в новой для себя роли учителя.Страхов очень много. Как меня примут в коллективе (и в учительском, и в детском)? Смогу ли я справиться с нагрузкой, которую ощущаешь, только  по- настоящему окунувшись в работу? 

Со временем многие страхи забылись, но появлялись новые.

Как помочь слабоуспевающим детям и не «упустить» одаренных, как сделать свой урок успешным и результативным? ФГОС и профстндарт педагога только добавляли тревоги. Какие приёмы использовать, чтобы достичь личностных и метапредметных результатов? А говоря о профстандарте, вообще у каждого второго возник вопрос: «Соответствую ли я? Какой же учитель нужен в будущем?»

2.Случай из жизни «Не надо бояться быть честным и битым,
а надо бояться быть лживым и сытым!»

На уроке русского языка в пятом классе изучаем орфограмму «ы-и после ц». Разбираем слова, где после «ц» всегда пишется «и»: глобализаЦИЯ, автоматизаЦИЯ, экологизаЦИЯ. Смотрим значение трудных для пятиклашек слов в толковом словаре. Задаю стандартный вопрос: «Слышал ли кто-нибудь подобные слова, если да, то где?»

Дети в один голос говорят, что в новостях часто звучат такие слова.

Я каждый раз удивляюсь, когда некоторые мои коллеги-учителя говорят: «Не смотрю новости и живу спокойно!» Но ведь новости  это не только война в Сирии и конфликт на Украине! Это современная экономическая и политическая обстановка, это выводы о том, кто нужен России сейчас и будущем. Современному педагогу просто необходимо уметь ориентироваться в информационном пространстве. Нужно уметь отличать правду от лжи. Учитель - навигатор, помогающий ориентироваться в информационном потоке. 

3. Интернет - великий и ужасный   «Не надо бояться ни горных потоков,
ни топей болотных…»

В фильме «Москва слезам не верит» как-то пугающе звучали слова Рудольфа о том, что телевидение заменит всё: кино, театр, книги, газеты.

Отчасти герой известного всей стране фильма оказался прав. В наше время  даже у телевидения есть конкурент. Это интернет. Сегодня всё больше разговоров  о том,что интернет вполне способен заменить учителя. Мы и ученики так много времени проводим на его просторах: ищем информацию, готовимся к урокам, проходим дистанционные курсы, участвуем в конкурсах и олимпиадах.  В общем, одни плюсы. И страшными, лично для меня, были слова одного из моих учеников, который не пришел на дополнительное занятие, сказав, что урок по данной теме он может посмотреть в интернете. Но ведь интернет совсем не учит выбирать и отбирать информацию, а лишь является её источником. И без того, кто поможет найти действительно нужное, не обойтись. Для этого нужно самому хорошо владеть современными технологиями, многое знать, быть открывателем для детей, помогать видеть в обычном важное и учить выбирать главное.( мысль о том, что учитель во все времена должен провести урок, даже если нет ничего:света и т.д)???

4. Вместо заключения  «Умейте всем страхам в лицо рассмеяться, -
лишь собственной трусости надо бояться!»

Много рассуждают о том, что учитель сейчас не авторитет для ученика, а вот раньше… Мне кажется, не имеет место быть никаких «раньше».

Во все времена главный принцип воспитания - собственный пример. Дети очень тонко чувствуют фальшь. Нельзя научить ребёнка уважению, если сам ведёшь себя неуважительно по отношению к нему. Нельзя привить любовь к чтению, когда сам читал ничтожно мало. Нельзя научить быть смелым, когда сам постоянно уходишь от трудностей. Личность педагога- ориентир вне времени для ученика. 

Следуя словам Е.Евтушенко, можно сказать, что самое главное качество для педагога будущего – способность преодолеть свои страхи. Страх пробовать что-то новое, работать с разными информационными источниками, быть на равных с учеником, уметь говорить правду, пусть горькую и неприятную, но правду. Не бояться изменений, которые с постоянной частотой «обрушиваются» на учителя. Не бояться быть объективным и честным. Это универсальный набор качеств учителя прошлого, настоящего и будущего. Это универсальный набор качеств человека.


Полный текст материала Эссе "Педагог в пространстве будущего" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Ходунова Татьяна Юрьевна  Публикатор
11.03.2018 0 665 22

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Смотрите похожие материалы

Читайте новые статьи
Оставить отзыв к материалу:
Всего: 0