Статья "Профессиональное самоопределение, или каким должен быть современный учитель"


ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ, ИЛИ КАКИМ ДОЛЖЕН БЫТЬ СОВРЕМЕННЫЙ УЧИТЕЛЬ


Савельчева Т.Н.

МБОУ «Кляшевская НОШ» Тетюшского муниципального района РТ


PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION OR WHICH SKILLS MUST HAVE THE MODERN TEACHER?


Keywords: choosing a profession, optimization, modernization, image, versatile development, professional growth.


Профессиональное самоопределение – это не просто выбор профессии, а своеобразный творческий процесс развития личности. Чтобы определиться с профессией учителя в рамках современных стандартов, нужно для себя понять: каким должен быть учитель «новой школы»? Как бы то ни было, он просто должен быть. Но будет ли она, «новая школа»? Введение практики дистанционного обучения предполагает, что образование будет более качественным и общедоступным. Но так ли это на самом деле? Ведь школа дает не только образование, но и реальное живое общение. Кроме того, не факт, что учащиеся усидят за компьютерными уроками по 5 часов. Домашняя обстановка расслабляет, постоянно есть соблазн увильнуть от занятий.

Модернизация и оптимизация в области российского образования приводит к закрытию множества сельских школ – и это трагедия для села. Школа всегда являлась его культурным и социальным центром. Нет школы – нет села. И даже программа «школьный автобус» не выход. Ведь для того, чтобы добраться до базовой школы, расположенной либо в городе, либо в другом селе, детям приходится, рано вставать, идти до асфальтированной дороги. Как минимум час в день приходится проводить в пути, чтобы добраться до чужой школы, и ни о каких секциях, дискотеках и других мероприятиях речь уже не ведется, т. к. после уроков автобус, контролируемый спутниковой системой ГЛОНАСС, их должен вести обратно. Перспектива, увы, безрадостная.

Говоря о педагогах, отмечу, что в соответствии со ст. 44 Конституции РФ каждому гражданину России гарантируется свобода преподавания. [2] Педагог – в переводе с греческого, человек, который ведет за собой детей. Но каждый ли сможет повести за собой и за каждым ли пойдут дети? И способен ли каждый взять на себя такой груз ответственности и обязательств? Учитель в современном обществе скован бесконечными рамками и стандартами, и зачастую «шаг влево, шаг вправо…». Поэтому в первую очередь современный учитель должен быть образован и юридически подкован, чтобы знать свои права, а не только обязанности (со всех сторон доносится: «учитель должен…, должен…, должен…»). Нередко приходится видеть в СМИ сюжеты откровенного издевательства учеников над учителями. Причина такого поведения то, что современные дети, в подавляющем большинстве, перестали играть в коллективные «дворовые» игры. Их заменили телевизор и всевозможные компьютерные игры, социальные сети. Как следствие – дети приходят учиться, не обладая навыками поведения в коллективе.

К сожалению, максимум, что читают современные дети, это статусы в социальных сетях. Большинство не интересуется культурным наследием как таковым, что вскоре приведет к тому, что их мышление будет рассчитано лишь на просмотр различных reality-show типа «Дом 2» и многочасовой пустой трате времени в социальных сетях, а кумирами их станут сплошные вампиры, зомби – примерно так выглядит портрет завтрашнего абитуриента. А ведь нашей целью, в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом, является воспитание патриота, гражданина с высокими морально-этическими ценностями.

И как бы хорошо учитель ни знал педагогику и психологию детей, без знания законодательства эти проблемы не решить; педагогика, психология и юриспруденция должны действовать в тандеме. Подчеркну, что учитель должен иметь педагогическое образование. Как говорится: «кто на что учился…».

Молодой учитель, начинающий свою педагогическую деятельность в школе, нередко теряется. Казалось бы, что полученных знаний в ВУЗе достаточно, но школьная практика показывает, что молодым учителям не хватает педагогического опыта, который приходит с годами. Поэтому современный учитель должен быть разносторонне развитым человеком и не только в области знаний своего предмета.

Без интереса к личности учителя нет интереса к предмету. Это бесспорно: интерес к предмету может угаснуть, если педагог сам неинтересен, необразован, не может сформировать положительное отношение к предмету. [1;287]

Поэтому, как бы ни был профессионально подготовлен учитель, он просто обязан постоянно совершенствовать свои личностные качества, быть постоянно в поиске, создавая, таким образом, свой собственный имидж.

Имидж – это образ. Причем под «образом» нужно понимать не только визуальный облик, но и размышления, действия, поступки. Это умение общаться, искусство говорить и особенно слушать. Визуальная привлекательность первостепенная составляющая имиджа педагога. Весь облик учителя должен быть современным, внушающим уважение и доверие. Здесь значение имеют и цветовая гамма рабочего костюма, и правильно выполненный макияж, и стрижка. [1;288]

Поэтому имидж любой школы будет определяться имиджем педагогов, работающих в ней.

Пословица «Встречают по одёжке, провожают по уму» всё ещё работает. Для многих людей, а для детей особенно, информация, полученная от зрительного образа, является единственным «банком данных» о человеке. И чем точнее создан ваш образ, тем легче людям общаться с вами, тем меньше сил вам потребуется, чтобы найти общий язык с учениками.[1;289]

Современный учитель должен быть активным, неравнодушным и соответствовать требованиям, диктуемым духом времени: знать, чем живет и дышит современная молодежь. Ибо воспитать и обучить современного ученика может только современный учитель. И речь идет не только о развитии информационных технологий, здесь и развитие различных субкультур, представителей которых можно увидеть буквально повсюду.

С материальной точки зрения, современный учитель должен быть обеспечен. Ибо ежемесячно немалая часть семейного бюджета учителя, расходуется на дидактические материалы, литературу, учебные пособия для работы с учащимися. И суммы намного превышают размер ежемесячно выплачиваемой денежной компенсации на книгоиздательскую продукцию. Притом, что у учителей могут быть и свои дети, которые оказываются обделенными вниманием со стороны родителей, заботящихся, прежде всего о своих учениках.

Современный учитель, работающий не абы как, а с самоотдачей, понимает, что совершенствование урока не представляется возможным без укрепления учебной материальной базы. Карты, таблицы, доски, различные технические средства обучения стареют, выходят из строя, не говоря уже об учебно-методических комплектах, наличие которых вообще не предусмотрено для учителей. И если сейчас не найти возможность обновить дидактические материалы кабинетов, то мы придем к меловой педагогике: учителям будут доступны только мел и тряпка.

Готов ли современный абитуриент, либо выпускник ВУЗа определиться с выбором профессии учителя? Экономический кризис показал: для того, чтобы существовать более или менее достойно, нужно, чтобы твоя профессия была нарасхват. Лишь небольшой процент выпускников педагогических ВУЗов идет работать по специальность, для остальных же получение диплома учителя – это основа для дальнейшего развития на другом поприще. Но учитель, соответствующий вышеуказанным требованиям или даже, своего рода, заповедям, всегда будет востребованным.

И как бы то ни было, какие бы времена ни настали, как и человек любой профессии, неважно учитель ты или нет: главное – быть профессионалом своего дела, любить то, что ты делаешь, творчески подходить к работе, постоянно повышать свой интеллектуальный уровень, добросовестно выполнять функциональные обязанности и стремиться к профессиональному мастерству.


Список источников


1. И.Г. Норенко «Педагогическая ситуация, или каких учителей любят дети» / Педагогические советы. Выпуск 8: Инновационная деятельность. Педагогическое взаимодействие / сост. О. А. Северина и др. — Волгоград: Учитель, 2008.— с. 281-289

2. Конституция Российской Федерации. СПб, ООО «Виктория плюс», 2010


Полный текст материала Статья "Профессиональное самоопределение, или каким должен быть современный учитель" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Савельчева Татьяна Николаевна  tangens
28.03.2018 0 748 13

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Смотрите похожие материалы


Принимайте участие!
Читайте новые статьи

В ряде исследований отмечается, что профессия педагога особенно подвержена синдрому выгорания. Многие воспитатели и учителя в какой-то момент своей профессиональной деятельности начинают терять к ней интерес, формально относиться к служебным обязанностям, вступать в конфликт с коллегами. По мнению кандидата педагогических наук, члена-корреспондента Международной академии наук педагогического образования, генерального директора и главного редактора издательства «ТЦ СФЕРА» Татьяны Цветковой, вопрос «Как не выгореть на работе?» делает актуальным возрастающие требования к педагогу со стороны общества. Воспитатель детского сада сегодня – и преподаватель, и психолог, и конфликтолог, и актер, и креативный сценарист, и, разумеется, заботливый, участливый руководитель в одном лице.Как соответствовать этим запросам, сохраняя внутреннюю гармонию, даря любовь детям и получая удовольствие от своего дела? Об этом речь пойдет ниже.

Оставьте отзыв к материалу:
Всего: 0