Статья "Развитие критического мышления как фактор повышения мотивации к обучению"


Развитие критического мышления

как фактор повышения мотивации к обучению в современной школе

Муляева Е.М.

Муляева Елена Михайловна - учитель русского языка и литературы КГУ «Гимназия №4 имени А. С. Пушкина»

Аннотация: актуальность выбранной темы обусловлена необходимостью поиска новых способов активизации речемыслительной компетенции учащихся и повышения их мотивации к обучению в условиях перехода на 12-летнюю модель образования в Казахстане.

Ключевые слова: «критическое мышление», система образования, процесс познания, учитель, ученик, работа в группах, современная школа.

 

Вам приходилось встречать людей, которые при слове «школа» нервно вздрагивают, а потом начинают буквально топить вас в море своих претензий ко всему, что связано со школой? Возможно, для кого-то прозвучит неубедительно, но для меня «школа» - это самые светлые воспоминания о детстве и самые яркие впечатления от происходящего в настоящем. Мне нравилось и нравится учиться тому, чего я пока не умею. И, пусть прозвучит самонадеянно, мне нравится «учить». Нет, не предметным умениям и навыкам, хотя и им тоже. Не языку как системе и литературе как виду искусства. Мне нравится помогать ученикам взрослеть, наблюдать, как меняется их взгляд на себя и на мир, как им все реже приходится просить о помощи и все чаще стремиться к независимости.

Я никогда не считала и не считаю профессию учителя тем крестом, который нужно нести, малодушно оправдывая свой выбор призванием. Думаю, что само стремление оставаться интересным для взрослеющих учеников не позволяет учителю относиться к своей профессии как к тяжелой работе, просто-таки каторжному труду. Да еще и низко оплачиваемому. А за что нам платить больше?! Мы не стали учить лучше по сравнению с прошлым столетием, мы не стали воспитывать по-другому, списывая свои недоделы на то, что времена изменились практически до неузнаваемости. Хочу быть правильно понятой: в любые времена любящий и знающий свое дело учитель будет выполнять его, получая сполна наивных и взрослых вопросов, на которые нужно отвечать, улыбок и смеха, счастливых и понимающих глаз ваших учеников. А еще хороший учитель мечтает, чтобы его превзошел ученик. И если учителю даруется счастье увидеть эту победу не спустя годы, а прямо на уроке, то честь и хвала ученику и учителю.

У каждого учителя, наверное, есть свои убеждения, возможно, даже принципы. Но принципы – это для ретроградов, а я надеюсь оставаться интересной и всегда современной для моих учеников. Есть ли у меня учительские убеждения? Да, безусловно. Как учитель русского языка и литературы, убеждена: ученику необходимо научиться говорить правильно и красиво. Полезно научиться не просто читать, а вчитываться, чтобы быть способным узнавать и чувствовать этот мир, который «придуман не нами», но для нас. Как педагог, убеждена, что воспитывать важнее, чем учить. Ребенку нужно научиться взаимодействовать с учителем, чтобы в будущем иметь право тоже учить и воспитывать кого-то (в первую очередь, в будущей семье). Хочу, чтобы мои ученики видели в учебе не наказание или испытание, а приключение со счастливым продолжением длиною в жизнь.

Уверена, что современный учитель понимает: нужно что-то менять в себе, в своем отношении к профессии. И, конечно, прав Кен Робинсон, международный советник по вопросам развития систем образования и инновациям, который считает, что «в современном образовании нужна не эволюция, а революция». Подписываюсь под каждым словом! Сразу представляешь, как наши ученики скандируют: «Перемен! Мы ждем перемен!» Ведь они устали от нудных уроков, они хотят свободы от всяких стандартов! Значит, нужны новые образовательные технологии, новые критерии успешности урока, современные модули обучения. Каким же требованиям должна отвечать образовательная среда в том или ином современном учебном заведении, чтобы быть конкурентной в современном мире? Чтобы рейтинг школы определялся не по результатам ЕНТ, не по результатам многочисленных безрезультатных проверок, а по той высокой оценке, которую могли бы дать ученики, родители и сами учителя той школе, которую выбрали местом работы, учебы и жизни. По крайней мере, ее значительной части.

Итак, первое требование: построение образования как целостной системы, в основе которой не логика научного знания, а логика ПОЗНАНИЯ, вхождения человека в мир знаний. Сегодня каждому учителю необходимо «смириться» с утверждением: образование должно быть универсальным! Учащимся нужны не столько предметные знания, сколько понятные, функциональные приемы и способы действий по добыванию и переработке информации, которая понадобится для решения неизвестных пока задач. Самое главное: в работе учителя и учеников должен быть личностный смысл. Нужны внутренние побуждения и эмоциональная насыщенность действий: Я хочу вас учить и постараюсь, чтобы Вы захотели учиться.

Вне всякого сомнения, на уроке необходима речемыслительная активность и учителя, и учащихся, постоянная «включенность» в решение поставленных задач, в процесс урока. И учебник в достижении этих самых задач может, как ни странно, даже помешать. Многим современным учебникам явно не хватает информативности и актуальности учебного материала. Работая с таким учебником, конспектируя параграфы, знакомясь с чужими «умными» мыслями, ученик превращается в «молчальника», который так удобен учителю, если он видит свое предназначение лишь в том, чтобы «держать дисциплину» на уроке.

Казахстан поэтапно переходит на 12-летнюю модель обучения, основанного на компетентностном подходе. Как казахстанский учитель, прошедший уровневые курсы повышения квалификации, могу надеяться, что нашим ученикам наконец-то захочется учиться, ведь будут применяться новые подходы в обучении. Один из них назван просто и притягательно для меня – «критическое мышление». Все, что связано с процессом мышления, раздумий, рефлексии, интересует меня очень давно. Проработав девятнадцать лет в школе, могу с уверенностью сказать, что чаще всего на уроках мозг наших учеников затрачивается в щадящем режиме. Учителя не позволяют своим ученикам активно размышлять над происходящим на уроке: объясняют сами, вопросы задают сами, не дожидаются правильных ответов, сами уходят от ответов на неудобные вопросы и т.д. Мозг ученика привыкает к безделью, и, как результат, урок превращается для него в испытание на прочность: как бы не уснуть до звонка! Поэтому, вспоминая свой школьный опыт, наблюдая за своими учениками, понимаешь, как важно иметь желание и возможность думать, размышлять над всем, что ты видишь, слышишь, чувствуешь, одним словом, рефлексировать. В чем же суть «критического мышления»?

Критическое мышление – «система суждений, которая используется для анализа вещей и событий с формулированием обоснованных выводов и позволяет выносить обоснованные оценки, интерпретации, а также корректно применять полученные результаты к ситуациям и проблемам», - такое определение дано в Википедии. Впервые о «критическом мышлении» заговорили в начале прошлого столетия, благодаря Джону Дьюи. По мнению этого удивительного американского философа и педагога, главное, чем должны заниматься образовательные учреждения любого типа, - это «обучать детей думанию». Дьюи доказывал, что не всякое мышление можно назвать продуктивным, созидающим, отражающим взаимосвязи в мире вещей и процессов. Поэтому необходимо развивать в себе и в детях мышление «критическое», которое единственно ценно для воспитания и развития.

В конце 20-го века к вопросам критического мышления вновь вернутся лучшие американские умы. Так, Дэвид Клустер пришел к заключению, что критическое мышление - это «мышление самостоятельное, социальное, включается в процессе сбора информации, а затем постановки вопросов и определения проблем, требующих решения».

Чтобы стало понятнее, к чему следует стремиться учителю, «догоняющему время», можно привести некий алгоритм формирования критического мышления. Он предполагает ответы на следующие вопросы:

1. Какова цель данной познавательной деятельности? Что уже известно о том, что мы будем изучать на уроке? Цели могут заключаться в обобщении информации, оценке надежности аргументов, проверке достоверности источника информации. Сомневаюсь, что большинство учителей с солидным педагогическим стажем «ставят под сомнение» те предметные истины, которые когда-то, очень давно, были усвоены ими в вузах. И в этом случае поражения перед лицом учеников, узнающих о научных открытиях новейшей современности в интернете, учителю, к сожалению, не избежать.

2. Как достичь поставленной цели? Какие навыки мышления позволяют её достичь? Конечно, старшекласснику, изучающему новую тему, легче преодолеть путь от начальной до конечной точки маршрута. Сформированные ранее интеллектуальные умения должны быть на лицо. Но даже у выпускников все чаще встречаются лица «не обезображенные интеллектом». И, когда они становятся абитуриентами и студентами, на это жалуются уже преподаватели вузов.

3. И, наконец, третий шаг. Он заставляет ученика и учителя ответить на вопрос о том, достигнута ли поставленная цель?  «Узнал ли я что-нибудь по-настоящему новое и значимое для себя на этом уроке?» - мучается ученик. «Я провел урок – цель достигнута!» - без страха и упрека говорит себе учитель. Но может быть и по-другому, если не бояться критически мыслить в этот момент: «Мои ученики хотят знать больше и форму работы на уроке нужно выбрать другую. Надо подумать!»

Для дополнительного прояснения вопроса о том, что такое критическое мышление, Ричард Пол предложил подразделение критического мышления на слабое и сильное. Он определяет критическое мышление в слабом смысле как мышление высококвалифицированного, но имеющего эгоистичную мотивацию псевдо-интеллектуала, занятого собственной карьерой и всерьёз не думающего об этических последствиях своих действий. Носитель такого мышления часто высоко образован, но применяет свои знания для следования несправедливым и эгоистичным целям. С другой стороны, критическое мышление в сильном смысле — мышление личности, проникающей в логику проблем с целью их объективного изучения без эгоцентрического уклона. В этом смысле критическое мышление направлено на чистосердечное преодоление препятствий на пути к истине.

Или обратимся к высказыванию Дайаны Халперн, еще одной сторонницы формирования и развития критического мышления у учащихся: «Человеку, пользующемуся критическим мышлением, свойственны следующие качества: готовность к планированию, гибкость, настойчивость, готовность исправлять свои ошибки, поиск компромиссных решений».  Если обратиться к каждому из этих качеств, создается впечатление, что перед нами идеальный набор составляющих настоящего учителя. Смотрите: учителю без планов никак не обойтись: план поурочный, план календарный, план воспитательной работы и т.д. Но план плану - рознь. И критическое мышление помогает почувствовать разницу между планом плохим и хорошим, а потом, быть может, и вовсе научиться планировать «отлично об обычного», творчески подходя к этому важнейшему аспекту деятельности учителя.

Учитель должен быть всегда открыт новому, ведь каждый год перед ним «другие» дети, они выросли за год, они стали знать чуть больше, у них изменились требования к себе и учителю. Если учитель обладает критическим мышлением, он будет готов принять этих «новых» детей, готов рассматривать новые варианты, пытаться сделать что-то иначе на своих уроках, поменять свою точку зрения, наконец. Считаю, что учитель может уподобиться синоптику, прогнозирующему на годы вперед. Если учитель будет смотреть чуть дальше и пристальнее. Только у синоптика есть право на ошибку, ведь всегда можно сослаться на капризы природы, а учителю ошибаться по-крупному нельзя, как саперу. Что значит «ошибиться по-крупному» - это выбрать неправильные стратегии, методы и приемы работы с детьми.

И тут опять приходит на помощь критическое мышление, которое предлагает беспроигрышную стратегию - организацию работы в группах. Результаты обучения будут выражаться не в баллах, а в самой готовности выйти в мир взрослых, где успех возможен только при умении взаимодействовать, работать в команде, сотрудничать и потому преуспевать! В группах «работает» активное взаимообучение, при котором роль учителя ограничена, в хорошем смысле слова, необходимостью предложить качественные задания и наблюдать за их выполнением. В процессе диалога, возникающего в группах, усваивается не только материал урока, но и чужой положительный опыт. Нет страха перед неправильным ответом: слабым ученикам помогают сильные, чтобы группа смогла справиться с заданием. Это тот самый командный дух, который необходим для создания атмосферы сотрудничества на уроке. В диалоге учащиеся открываются друг другу, учителю и новому для себя содержанию. Помню, как на уроке, посвященном способам оформления прямой речи, восьмиклассникам было предложено составить и инсценировать диалоги: учителя и родителя ученика, потерявшего интерес к учебе, одноклассников в интернете, подростка и продавца в магазине компьютерной техники, разговор подростка с родителями. Результат работы меня и самих учеников впечатлил: все реплики были живыми, а выступавшие ученики – артистичными. Один из диалогов (подростка и продавца в магазине компьютерной техники) разыграли несколько раз представители разных групп. Кто-то сказал, что это похоже на тренинг для мерчендайзеров. Порадовалась, конечно, что ученик «бросается» такими новыми словами и тому, какой выход в повседневную речевую практику был найден.

Критическое мышление «работает» и на такой стадии урока, как рефлексия. Она, на мой взгляд, просто необходима на каждом уроке ведь он – один из многих. Если что-то не сложилось и урок не удался, не впечатлил, то нужно найти причину неудачи, если хотите, найти «виноватых». Промолчать, отказаться от рефлексии – «пожертвовать» еще и следующим уроком. Ошибки нужно признавать и исправлять! Ученикам – свои, учителю – свои. А если еще учесть, что составными частями критического мышления являются эмоциональность, творческое воображение и ценностные установки, то о другом типе мышлении, если речь заходит об учителе и его ученике, говорить просто не хочется!

Резюмируя все хорошее, что было сказано в этом эссе о критическом мышлении как факторе повышения мотивации к обучению, можно сказать следующее: интеграция модуля «критическое мышление» в практику преподавания любого предмета - путь к существенному улучшению качества преподавания. Об этом может свидетельствовать повышение мотивации учащихся к процессу познания на уроке, что выражается в активизация мыслительных процессов, постановке вопросов, поиске доказательств в предлагаемых темой урока параметрах.

Критическое мышление – тот модуль образовательной программы, который позволяет использовать все преимущества групповой работы. Учащиеся открыты для новых идей, осознают субъективность собственного опыта и эмоционального восприятия происходящего на уроке в ситуации коллективного поиска решения той или иной проблемы.

Применение богатейшего арсенала приемов и инструментов стратегии критического мышления гарантирует развитие самосознания учащихся, позволяет им преодолевать когнитивные и аффективные барьеры в процессе работы на уроке, на каждом из его этапов. И. конечно, данный модуль предполагает совершенствование речевой практики учащихся и, как следствие, всей коммуникативной культуры.

Критическое мышление - залог развития метапознания учащихся, поскольку формирует умение размышлять над результатами своей работы как отправными точками дальнейшего движения на пути изучения не только предметов школьной программы, но и законов развития Человека в быстро меняющемся мире.

Отвечая на вопрос о том, есть ли альтернатива критическому мышлению в современной школе, хочу вернуться к главному: современный учитель должен быть «критически мыслящим» человеком, который готов:

- настойчиво размышлять, планируя каждый урок как самый важный для учеников и самого учителя;

- осознанно наблюдать за собственными действиями при продвижении к цели (хотя бы своего урока), проявлять гибкость мышления в поисках эффективной стратегии развития своей педагогической практики;

- исправлять свои ошибки на пути поиска и обретения совершенных способов обучения и воспитания учащихся.

- не бояться нового, не отвергать возможность измениться к лучшему и изменить мир вокруг себя.

И вот в этом аспекте проблема «отставания» современной школы от современного мира с его вызовами представляется действительно глобальной даже в масштабах отдельно взятой школы. Наши ученики не нуждаются в учительской ретрансляции «окаменевших» за века знаний – это факт! Большинство из них уже не нуждается в нашей любви и при этом не чувствуют себя защищенными от нашего нежелания «работать» с душой ребенка – тоже факт. Но воспитать и сохранить их доверие ко взрослому, опытному человеку в лице учителя – это по-прежнему задача каждого педагога. Ведь по сути мы призваны учить детей жить в непростом, стремительно меняющемся мире. Эти перемены все чаще к худшему, и виноваты в этом не дети, а взрослые. Учителя, на мой взгляд, должны постараться искупить перед своими учениками хотя бы часть этой вины. Современный учитель должен учить тому, что пригодится в жизни, учить так, чтобы это понравилось и запомнилось на всю жизнь. Современный педагог – это современный человек, способный сам учиться новому, желающий знать больше, чем предписывают нормы и Стандарты.

«Быть отличным учителем - очень тяжелая работа. Выдающиеся педагоги постоянно совершенствуются в своем ремесле и учатся новому. Неважно, насколько вы хороши, - всегда есть возможности для роста», - так жизнеутверждающе говорит в своей книге Дуг Лемов, автор книги «Мастерство учителя. Проверенные методики выдающихся преподавателей». А вот эпиграф к популярной книге Анны Гавальда (в прошлом – учительницы) «35 кило надежды». Главный герой - мальчик одиннадцати лет: «Я ненавижу школу. Ненавижу ее пуще всего на свете. Нет, даже еще сильней... Она испортила мне всю жизнь».

Если учитель самозабвенно учил своих учеников разумному и вечному, если постарался научить их критически мыслить, ни один из тех, для кого школа стала частью прошлого, никогда не скажет так, как герой этой книги. Я в это верю!


 

Список использованной литературы

  1. Бин Дж. Воплощение идей: руководство для преподавателя по интегрированию критического мышления с письменной работой и активными методами обучения. -  Сан-Франциско, 1996

  2. Дьюи Дж. Образование и демократия. - Нью-Йорк: Мак Миллан, 1916

  3. Гавальда А. 35 кило надежды. - М.: Флюид, 2007

  4. Клустер Д. Что такое критическое мышление? 1986

  5. Мейерс С.  Обучение критическому мышлению: общее руководство для преподавателей всех учебных предметов. Сан-Франциско: Джосси-Басс.

  6. Поль Р. Критическое мышление: что необходимо каждому для выживания в быстро меняющемся мире?

  7. Лемов Д. Мастерство учителя. Проверенные методики выдающихся преподавателей. - Перевод на русский язык, издание на русском языке. ООО «Манн. Иванов и Фербер», 2014

  8. Робинсон К. Школа будущего. Как вырастить талантливого ребенка

  9. Поль Р. Критическое мышление: что необходимо каждому для выживания в быстро меняющемся мире?

  10. Фрейре, Пауло. Педагогика против подавления. - Нью-Йорк: Академик Пресс, 1972

  11. Халперн Д. Психология критического мышления

 


Полный текст материала Статья "Развитие критического мышления как фактор повышения мотивации к обучению" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Муляева Елена Михайловна  Публикатор
07.06.2018 0 770 39

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



Принимайте участие!
Читайте новые статьи
Оставьте отзыв к материалу:
Всего: 0